Идея национальной независимости: основные понятия и принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 04:16, курс лекций

Краткое описание

Тема - 1. Сущность и содержание понятий «идея» и «идеология»
Тема - 3. Современная идеологическая картина мира и процессы глобализации
ТЕМА-11. Идея благосостояния народа и гармонично развитой личности
ТЕМА – 12, 13 Социальная солидарность, межнациональное согласие и религиозная терпимость (толерантность).

Файлы: 1 файл

Идея нац. незав. лекции.doc

— 761.50 Кб (Скачать)

 

2. Развитие общества  и созидательные идеи. Созидательные  идеи отличаются такими благими  целями, как благоустройство страны и благополучие народной жизни.  Они со времен достижения человечеством цивилизации являются самыми благотворными идеями в жизни общества. В словах Президента Ислама Каримова «Узбеки – в полном смысле слова являются созидателями» целиком и полностью заключены смысл и содержание этих бессмертных идей. Качество созидательности народ унаследовал у своих предков.

В книге «Авеста», созданной великим землянином, пророком Заратустрой, впервые посеявшим  в сознание и сердца людей семена таких высоких идей, как справедливость, истина, доброта, трудолюбие, есть такие строки: «Поддерживаю добрую мысль, доброе слово и доброе дело. Себя полностью посвящаю реализации доброй мысли, доброго слова и доброго дела, отрекаюсь от всей злой мысли, злого слова и злых дел». Эти высокие идеи была бессмертной идеологией нашего великого соотечественника Заратустры, проживавшего здесь 2700 лет тому назад.

Человечество  всегда поддерживает добро и отрицает зло, созидательность – это присущее только ему великое свойство. Великие творческие, созидательные идеи и ценности народов Востока в различные времена оказывали свое благотворное влияние на Запад, в частности, на греко-римскую культуру.

Так, древнегреческий  философ и ученый-энциклопедист  Аристотель (384-322 гг. до н.э.) изучив книгу «Авеста», присланную ему учеником, полководцем А.Македонским после завоевания им Азии, своими идейными взглядами заметно развил идеи своего учителя Платона (427-348 гг. до РХ) и внес в его учение важные изменения. Он считал, что все происходящие в обществе события присущи и самой природе. Этим он выступил против идей коренного преобразования общества и настоял на мысли о том, что развитие общества должно проистекать в соответствии с природными процессами.

А Платон считал, что идеи как общие понятия не зависят от человеческого разума, а являются божественными понятиями. Основной идеей его была – идея добра или единства. При этом высшая идея приравнивается с богом. Его учитель Сократ (470-399 гг. до н.э.) считал, что путем споров, то есть постановкой определенных вопросов и нахождением на них ответов, можно найти истину. Он разъяснял, что добро – это знание и мудрость, только тот, кто правильно осознает суть добра, способен делать добро. Сократ критикует все формы государственного управления, противоречащие идее справедливости, защищает лишь справедливый, демократический тип управления государством.

А на Востоке, то есть в Туране, взгляды Абу Наср Фараби, Ибн Сины, Алишера Навои  занимают особое место в развитии общества и формировании  созидательных идей. Возвеличивавшийся «Ал-муаллим ас-Соний» («Второй учитель»), Сократом Востока Абу Наср Фараби (873-990 гг.) в своих произведениях «Фозил одамлар шахри» («Город ученых людей»), «Фукаролик сиёсати» («Гражданская политика»), «Бахт-саодатга эришув хакида» («О достижении счастья») излагая свои мнения о добродетельном обществе, справедливом строе создал последовательное учение для своего времени. Он выдвигал идеи о всесторонне развитом идеальном обществе, в котором все достигнут счастья, станут высоко просвещенными людьми.

Также были своеобразными  взгляды в этой сфере великих  ученых того времени Абу Райхана  Беруни и Абу Али ибн Сины. Они  стремились изучать любую вещь на основе наблюдений и опыта, а затем  только делать выводы, они подчеркивали, что все созидательное связано с трудом человека. Великий узбекский поэт, ученый и государственный деятель Алишер Навои в своих трудах освещал свойства, присущие развитию общества своего времени. Он в своих стихах и поэмах возвеличивает идеи борьбы против подлости, нестабильности, войн и конфликтов, невежества. Он призывал людей к труду, созидательности, справедливости. Поэт мечтал о создании просвещенного общества. Его такие идеи нашли свое отражение в поэмах «Фархад и Ширин», «Стена Искандера». Поэт лично сам принимал непосредственное участие в созидательных делах.

Взгляды и созидательные  идеи ученых Китая и Индии также  занимают особое место в «восточной»  духовности народов Азии. Так, идеи великого китайского ученого Конфуция (551-479 гг. до РХ) и сегодня занимают ведущее место в идеологии народов Китая. Эти идеи направлены на защиту общества от всяких социальных потрясений и вознесению интересов людей. Главной целью ученого было воспитание народа в духе уважения к установленным правилам и порядкам. Согласно данной идее люди не должны выступать против естественного развития общества, то есть выбирать революционный путь. Конфуций, размышляя о судьбах человечества, считал, что люди могут достичь зрелости не своим общественным происхождением или положением в обществе, а путем достижения нравственных высот в сфере человечности, справедливости, правдивости, искренности, уважительных отношений между детьми и родителями и т.д. Идеи, выражавшие принципы такой «восточной демократии», служили долгому стабильному развитию целых государств, оказали благотворное влияние на исторический, социальный, политический прогресс народов Востока.

Великий сын  индийского народа Махатма Ганди (1869-1948 гг.) своими духовными взглядами  и   передовыми идеями вырос до уровня одного из самых выдающихся личностей ХХ века. Он являлся своеобразным символом борьбы против колониализма. Ученый стремился укреплять дружбу между индусами и мусульманами. Ганди старался увязать между собой религию с политикой. И поэтому народ величал его именем «Махатма» – «Великая душа». По мнению Р.Тагора: «Тайна успеха Ганди в том, что отрекался от собственных личных интересов. Он уникален своей добродетельностью. Сама жизнь Ганди является примером самоотверженности».

Среди величайших событий, происшедших  в истории  Турана, созидательные идеи и практическая деятельность Амира Темура имеют огромное значение. Хотя он занимал одно из самых видных мест в плеяде полководцев мира и вел бесчисленные войны, но  главной целью в его деятельности была созидательность. Так, в «Уложениях Темура» им указывается, что «если у кого-либо из граждан постройки пришли в упадок и тот не имеет возможности их восстановить, то тогда следует доставить ему необходимые материалы и оказать нужную помощь». В этом смысле, очень уместно привести слова нашего Президента о том, что Амир Темур управлял своим государством разумно  и правовыми рычагами. Ибо, наилучшим свидетельством тому служат строения, воздвигнутые им в Мавверенахре, Хорасане и других местах, достижения в области культуры, науки, литературы времен Темура и династии темуридов.

Положительное влияние идеи национальной государственности  на судьбы народов можно ярко увидеть  и на примере независимого Узбекистана. Политика Узбекистана в области  международного сотрудничества, регионального  мира, межнационального согласия служит установлению стабильности во всем регионе.

Враждебные  идеи и агрессивные идеологии  в истории цивилизаций.  Если представить  историю человечества обобщенно  в виде огромной лестницы, то тогда  ее каждую ступеньку можно уподобить  с определенным периодом развития, открывающим перед народами новые возможности и перспективы. А содержание этой истории во многом определяют идеи и идеологии, выражающие в себе разные цели и интересы различных социальных слоев, политических течений, народов и наций, отдельных государств и общественных строев. А диалектика этой особенности, исходящей из природы исторических процессов, находит свое отражение в понятии вечной борьбы, происходящей между «добром» и «злом».

«Добро» – воплощает  в себе силы, стремящиеся к прогрессу, философию гуманности и высокой морали, принципы социальной справедливости или ценности, составляющие основу «доброй мысли, доброго слова и доброго дела», описанных в «Авеста». «Зло» выражает собой историческую реакцию, движение вспять, деятельность и господство темных сил. В многолетней истории человечества, в том числе Узбекистана много мрачных страниц, связанных с различными захватническими войнами, гнетом, насилием, бедствиями, убийствами, которые породили разрушительные идеи и идеологии. Такие идеи, выражая в себе то скрыто, то открыто захватнические и тоталитарные стремления, выходили на арену под религиозными, национальными, классовыми лозунгами. Но их суть от этого не менялось, то есть они всегда направлялись на силовое изменение образа жизни, культуры, традиций и обычаев наций и народов, подчинению широких народных масс чуждой политической воле, идеологическому утверждению социальных порядков, основанных на взаимной вражде, внедрению чуждых данным нациям идеологических стереотипов. Реализация разрушительных идей и идеологий приводила к разрушению извечных культур наций и народов, усилению в жизни государств и обществ негативных процессов, лишению многих народов их права  самоопределения.

Господство  идей берет свое начало именно со времен древних цивилизаций. В соответствии с ними поведение человека можно было сформировать не на основе обычаев и традиций, а посредством идей, служащих конкретным целям. Вместе с этим в те же древние времена появилась и возможность отравления сознания людей ложными идеалами.

 

3. В древних  цивилизациях наряду с положительными  идеями и ценностями возникали  представления, служившие почвой  для появления идеологий отрицательного  характера.

В Средневековье  в основном в Европе роль религии  и церкви неизмеримо выросла. В это время господствовала безоглядная вера в бога, что предопределяло все стороны жизни человека – начиная от рождения, его первых шагов до самой смерти. Религия того времени облеклась в форму тоталитарной идеологии.

 Это нашло  свое прискорбное отражение, во-первых, на массовом истреблении по различным поводам лиц, считавшихся среди своей религиозной общины атеистами или вероотступниками, а с другой стороны – на ведении кровавых войн с целью расширения влияния религии  и завоевания новых территорий. Проведение крестовых походов христианами Европы против мусульманских поселений служит тому примером.

Религиозный экстремизм средних веков, в свою очередь, привел в качестве ответной реакции усиление различных идей, основанных на антагонизме, и атеизма. Со временем отдельные политические силы использовали такие идеи и атеизм, в своих целях. В истории идей и тоталитарных идеологий, пользовавшихся  такими методами, бывшее коммунистическое учение занимает особое место. Будучи внешне основанным якобы на благих стремлениях, воплотившим в себе идеалы справедливости, но на самом деле превратилось в идеологию формирования тоталитарного общества.

Наряду с  большевизмом в начале ХХ века возникла и другая форма тоталитарной идеи и идеологии – фашизм (с итальянского – «фашио» – течение). Бывший социалист Б.Муссолини стал основателем фашистского движения в Италии. А создавший в Германии национальную социалистическую партию, А.Гитлер превратился в «духовного лидера» фашизма. Фашизм зажег огонь второй мировой войны, стал причиной истребления более 50 млн. человек. И наша страна надела траур. 263005 узбекистанцев погибло на фронтах второй мировой, 132670 человек пропали без вести, 60452 человека вернулись домой инвалидами.

Между идеологиями  большевизма и фашизма много  общего. В то же время имеются серьезные отличия. Одним из основных отличий является различная оценка национального фактора. Если коммунистическое учение выступало за стирание граней между национально-этническими особенностями народов, «пролетарский интернационализм», то фашизм пропагандировал абсолютизацию «расово-этнической чистоты» одной господствующей нации. Он является проводником расизма.

Слово «расизм» исходит из термина «раса». Такой  термин начал использоваться в Европе с XVII века для разделения «человеческого рода» на различные расовые группы, в том числе на «белую», «черную» и «желтую» расы. Расистское учение «обосновывает» изначальный приоритет «белотелых» людей в качестве «высшей расы», в то время, как другие менее совершенными, чем «белая», и что этим расам предначертано вечно находиться на низших ступенях прогресса. Его главная идея была направлена на то, чтобы призывать «белые» расы по своей «божественной» природе господствовать над «низкими» расами. Расизм нашел свое яркое проявление в притеснениях людей, отличающихся по национальному признаку и цвету кожи, их оскорблениях, преследованиях и убийствах. Он превратившись в идеологию одной из форм общественного господства, тесно переплетаясь с идеями великодержавности, шовинизма, национальной приоритетности «избранных» народов.

Расизм –  многогранен. Так, считавшие себя высшими  расами английские, испанские, французские  завоеватели в средние века и, в особенности, в XVIII-XIX веках беспощадно истребляли исконных жителей Америки, Австралии, Африки и Азии.

Еще одна жестокая идея – терроризм и сегодня создает большую угрозу для человечества. Сущность этой страшной идеи состоит в создании в обществе ситуации постоянного страха, смуты, насильственного разрушения стабильности в обществе, убийств и взрывов в политических целях, жертвами которых чаще всего становятся невинные люди, в том числе дети.

Политический  терроризм в ХХ веке получил широкое  распространение. Группировки «красная армия» в Западной Германии, «красные бригады» в Италии, организации басков в Испании, «революционная освободительная армия» в Ольстере, объединения «счастливая жизнь» в Перу были первыми поколениями политических террористов. В последние годы появились очаги терроризма в десятках государств мира, в том числе вблизи наших границ. Они накапливают силы против борьбы с Узбекистаном. Так, события, происшедшие в феврале 1999 года в Ташкенте, выступления террористических групп, перешедших из территории Афганистана, летом 2000 года в Сурхандарье, свидетельствуют о том, что стремления недругов нашего народа остановить его движение в демократическое будущее еще не утихли.

Негативные  последствия абсолютизации идей и идеологий. Сравнительный анализ известных из истории реальных тоталитарных режимов позволяет выяснить следующие  общие особенности идеологий, которых они придерживались, и ряд негативных последствий, связанных с реализацией этих идей.

Прежде всего  тоталитарные идеологии стремятся  полностью охватить все сферы  общественной и личной жизни в  своих государствах, установить господство системы единого мировоззрения. Они отрекаются от великого и светлого прошлого. Эти идеологии считают, что нужно и можно тотальным образом перестроить общество революционным путем, отрицают все или большинство имевшихся до них ценностей и заменяют их только собственными принципами.

Так, исламский  фундаментализм, призывающий к возврату в далекое прошлое, на первый взгляд кажется исключением. Но в действительности и он следует таким же стереотипам. То есть, исламский фундаментализм под маской возврата колеса истории  ко времени средневекового невежества предлагает своеобразный стереотип идентифицированного тоталитарного «будущего» типа «общественных казарм», в которых человек лишается всех своих гражданских прав, остается под угрозой религиозного террора. К каким страшным последствиям могут привести такие идеи, мы видели это выше на примере средневековой европейской инквизиции.

Информация о работе Идея национальной независимости: основные понятия и принципы