Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 04:16, курс лекций
Тема - 1. Сущность и содержание понятий «идея» и «идеология»
Тема - 3. Современная идеологическая картина мира и процессы глобализации
ТЕМА-11. Идея благосостояния народа и гармонично развитой личности
ТЕМА – 12, 13 Социальная солидарность, межнациональное согласие и религиозная терпимость (толерантность).
МИНИНЕСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ИДЕЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ:
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ.
ТАШКЕНТ - 2007.
Тематический план для магистратуры
Тема 1. Сущность и содержание понятий «идея» и «идеология»
Тема 2. Историческое развитие: идейные и идеологические процессы
Тема 3. Современная идеологическая картина мира и процессы глобализации
Тема 4. Геополитика и идеологические воздействия на Центральную Азию
Тема 5. Общество, создаваемое в Узбекистане, и узбекская модель развития
Тема 6. Независимость и проблемы идеологии: идейный вакуум и влияние
вредных идей на наше общество
Тема 7. Сущность и основные принципы идеи национальной независимости
Тема 8. Цели и задачи идеи национальной независимости
Тема 9,10. Идея процветания Родины, мира и стабильности в стране
Тема 11. Идея благосостояния народа и гармонично развитой личности
Тема 12,13. Социальная солидарность, межнациональное согласие и
религиозная терпимость (толерантность)
Тема 14. Сферы и направления внедрения идеи национальной
независимости в сознание молодежи
Тема 15. Методы и средства идейного воспитания
Дополнительная литература
Тема - 1.
Сущность и содержание понятий «идея» и «идеология»
1. Понятие «идеи», ее сущность и содержание
2. Формы проявления идей и их разновидности
3. Понятие «идеологии», ее сущность
4. Особенности проявления идеологий
Ключевые термины:
Идея, идеология, мысль, мышление, сознание, ум, исторический процесс
1. Человек есть
существо думающее, мыслящее, делающий
свои выводы на основе
Как известно именно через чувства мир возбуждает в сердцах и сознании людей образы и представления, создает у них мечты и стремления, цели и чаяния. Эти стремления и цели осуществляются через деятельность человека, т.е. возвращаются к жизни, реальности влияют на нее и меняют ее.
Среди духовных факторов, заставляющих человека изменить жизнь, окружающий его мир, мысль, идея, цель имеют особое значение. Идея формируется на основе отношения человека к бытию, к своей жизни, поставленных перед собой целей и проявляется своеобразно.
Идея занимает особое место не только в жизни одного человека, но и в прогрессе народа, государства и общества. В этом смысле, как отмечено в брошюре «Идея национальной независимости: основные понятия и принципы»: «История человечества - это история идей».
Что такое идея, почему ей уделяется столь большое внимание и значение? Как известно, любая нация и народ, любой социальный строй и государство живет на основе определенных принципов и ценностей, действует в своих интересах, целях и стремлениях. Следовательно, они опираются в жизни на определенную идеологию.
Понятие «идей». Как известно, человек отличается от всех других живых существ разумом, верой и убеждением, творческим трудом. Человек - существо сознательное. Сознание условно можно делить на две большие части: первое - духовный мир человека; второе – умственный, т.е. мыслительный мир. Духовный мир (эту сферу изучает наука «Психология») охватывает чувства, сознание, представления, переживания, эмоции, внимание, память и др. Логические же формы мышления (понятие, суждение и умозаключение) изучает наука Логика.
Одно из исконных правил философии - единство языка и мышления. Первичный продукт языка - слово, а первоначальная форма мышления - понятие. Понятия выражаются одним или несколькими словами; но любое слово не может стать понятием. Мы с начальных классов знаем, что законченная мысль, выраженная посредством слов, называется приложением.
Человеческое мышление в процессе осознания реальности создает разные мысли, взгляды, идеи и учения. Следовательно, идеи также являются плодом человеческого мышления. Но, однако, не все, создаваемые мышлением, могут стать идеями. Только лишь самые сильные, действенные, весомые мысли могут стать идеями.
Понимание идеи с точки зрения философии, т.е. гносеологии и онтологии отличается от его понимания с точки зрения политологии, конфликтологии или аксиологии. В каждой из этих наук определенные идеи изучаются в качестве основы того или другого учения, взгляда или теории. А в этой науке, к изучению которой мы приступаем, охватываются все аспекты проблемы и уделяется внимание не только на их теоретические, но и практические стороны. Особенно важно понять идеи с точки зрения гносеологии (по-латыни–«гнозис» – знание). При этом признается, что это понятие является определенной ступенью в познании мира, философской категорией, означающую суть вещей и явлений. Это, в свою очередь, позволяет трактовать ее в качестве научного понятия и показывает нецелесообразность политизации или идеологизации идеи.
А понимание
идеи с точки зрения онтологии
является основой для утверждения
ее неразрывной связи с
Что такое объект и субъект идеи? Здесь, прежде всего, надо подчеркнуть, что имеется объективная реальность – внешний мир, мир и его явления, явления, касающиеся жизни человечества, общества, которые и формируют идею, дают импульс к ее появлению. Затем имеется человек, который осознает эти явления, события и процессы, приводит свою жизнь в соответствие с их законным течением и сам оказывает им противодействие. Идея является субъективным явлением, формирующимся в результате отношения (действия и противодействия) между внешней реальностью и человеком, субъективным результатом объективной реальности, одной из форм отражения в сознании человека внешнего мира, явлений мира и жизни. Идея с точки зрения гносеологии, таким образом, выступает, как:
- составная часть человеческого сознания;
- образное отражение и отображение внешнего мира;
- форма осознания человеком явлений и событий;
- одна из
форм проявления отражения
В научной литературе используются понятия «идея» и «идеология». Идея и идеология чаще встречаются в источниках западных стран и в русском языке. Термин «идея» от греческого слова «idea», которая считается корнем слова «идеология» и означает смысл понятия или мысли. А термин «идеология» («idea» - идея, понятие, «logos» – учение) означает учение об идеях и используется в двух смыслах:
- выражает знания о сущности и значении идей, их формировании, значении и является научной сферой;
- означает систему
способов, средств, факторов
- отличие идей от простых мыслей в том, что они хотя и возникают в мышлении, но внедряются в психику человека (общества), проникают даже в самые глубинны слои. Идея имеет такую энергию, которая, проникая во внутренний мир человека, превращает духовную и интеллектуальную мысль в движущую силу, ведущую к цели.
Идея по своей сути имеет социальный характер. Определенная идея, как обычно, формируется в сознании отдельной личности, затем распространяется среди различных слоев общества, разных наций и народностей. Новое поколение, вступающее в самостоятельную жизнь, воспитывается под влиянием действующих в обществе идей, усваивает определенные взгляды и идеи, а также, в свою очередь, создает новые идеи и пропагандирует их.
У каждой вещи есть начало и конец. Идеи тоже имеют свою «жизнь». Они также появляются в пространстве и во времени, вносят определенный вклад в развитие общества, занимают свое место в умах и сердцах людей, а когда проживут свою жизнь и потеряют силу притяжения и энергию, превращаются в историческую память. Для определения идеи необходимо перечислить основные свойства, отражающие ее сущность. Важнейшая особенность идеи – то, что она представляет силу, ведущую человека и общество к цели, выступая движущей и мобилизующей силой.
В заключение можно сказать, что идея – это мысль, возникающая в мышлении человека, имеющая социальный характер, оказывающая сильное влияние на психику, ведущая общество и людей к цели.
2. Идеи многообразны.
Идея как плод мышления
В зависимости от содержания и формы проявления идеи можно разделить на несколько видов:
- научные идеи;
- философские идеи;
- религиозные идеи;
- художественные идеи;
- социально-политические идеи;
- национальные идеи;
- общечеловеческие идеи и др.
Вместе с тем, имеют место и такие формы идеи, которые связаны с социальной структурой общества – партийные, классовые, этнические, а также различающиеся по объему – общечеловеческие, региональные и местного значения. Религиозными идеями называются идеи, составляющие основу каждого религиозного учения и течения, и выступающие в форме веры – убеждения.
Первобытные религии основывались на взглядах о том, что каждая вещь является живой, душа – вечной, идолы, физические тела и явления имеют божественную силу. Например, по религиозным представлениям индейцев, душа кочует и в другой жизни может переходить о человека к другому существу.
Политеистические религии, опирающиеся на мнение о множественности божеств, со временем уступили место монотеистическим религиям, основанным на идее единого бога.
Идея единого бога ярко отразилась в национальных религиях (например, иудаизм), особенно, в мировых религиях – христианстве и исламе. Так, в исламской религии все ее догматы, правила, требования и обязанности основаны на идее единого Аллаха.
Научные идеи – это научные мысли, появляющиеся в виде достижений научного прогресса, результат научных открытий, и составляющие основные принципы, приоритетные правила (постулаты) различных сфер науки.
«Жизнь» идей, их возникновение, развитие, их взаимоотношения с другими идеями, борьба и, наконец, обмен устаревших идей новыми находят свое особенно яркое проявление, в научных идеях.
Так, древние греческие философы в качестве мельчайших неделимых частиц физических тел ввели понятие «атом». Начиная с Птолемея – Аристотеля до астрономии Улугбека центром Вселенной считалась Земля; геометрия Евклида, механика Ньютона, учение Дарвина также основывались на прогрессивных научных идеях своей эпохи.
Научный прогресс
убедительными аргументами
Открытия в сфере ядерной физики, прославившие имена А.Эйнштейна, Н.Бора, Ф.Резерфорда, М.Кюри и других, также построены на научных идеях. В ХХ веке многие научные идеи нашли свое применение на практике. Яркими примерами этому служат космические ракеты, компьютеры и сотовые телефоны, телевидение и другие достижения в науки и техники.
Научный прогресс беспрерывен и неограничен. В этом процессе не подтвердившиеся практикой, устаревшие взгляды уступают место новым научным идеям.
Философские идеи – это общие понятия и взгляды на мир и человека, составляющие основы каждого философского учения. Они формируется в процессе познания окружающего нас мира, обобщения знаний, накопленных в течение развития человеческого общества, на основе размышлений по вопросам о сущности и содержании жизни человека, его счастье.
В истории человечества многие яркие умы, мудрые философы и ученые – представители различных народов – создавали различные идеи. (Вы с ними подробно ознакомились в процессе изучения истории философии). Но, говоря о философских идеях, нельзя не вспомнить наследие, созданное узбекскими мыслителями, внесшие огромный вклад в развитие мировой философской мысли.
Глубокие мысли Фараби об просвещенном городе, учения представителей философии «тасаввуф» о всесторонне развитом человеке, Ибн Сины (Авиценны) об отношении тела и души, Алишера Навои о справедливости и гуманизме являются яркими примерами философских идей прошлого.
Художественные идеи – это ведущие мысли, составляющие основную сущность и содержание произведений литературы и искусства, служащие намеченным целям. Они берутся из жизни, описываются на основании художественной интерпретации, вызывают у читателя определенные представления. В этом ключе происходят случаи проявления любви к художественным героям, подражания им.
Информация о работе Идея национальной независимости: основные понятия и принципы