Основные понятия этики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 15:39, контрольная работа

Краткое описание

Этику делового общения определяют как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной и социальной деятельности. Она опирается на общие нравственные нормы и является частью этики вообще.
«Этика»(от греч. ethos – обычай, нрав)- учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.

Оглавление

содержание:
1.основные понятия этики
2.общие этические принципы делового общения
3.тест
список литературы

Файлы: 1 файл

кр..doc

— 38.50 Кб (Скачать)

1.Основные  понятия этики

 

Этику делового общения определяют как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения  людей в процессе их производственной и социальной деятельности. Она опирается  на общие нравственные нормы и является частью этики вообще. 
 «Этика»(от греч. ethos – обычай, нрав)- учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки. 
 С этикой тесно связано такое понятие как мораль. Мораль(от лат. Moralis -нравственный) - это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль - важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни - семье, быту, политике, науке, труде и т.д. Важнейшими категориями этики являются: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «ответственность», «долг», «совесть» и т.д. 
 Мораль всегда предполагает наличие определенного нравственного идеала, образца для подражания, содержание и смысл которого меняются в историческом времени и социальном пространстве, т.е. В различные исторические эпохи и у разных народов. Однако в морали должное далеко не всегда совпадает с сущим, с реально существующей нравственностью, фактическими нормами поведения людей. Более  того, на всем протяжении развития морального сознания внутренним  стержнем и структурой его изменения является «противоречиво-напряженное соотношение понятий сущего и должного». 
 В этом противоречии между должным и сущим заключена и противоречивая сущность мотивации общения (в том числе и делового общения и поведения человека). С одной стороны, он стремится вести себя нравственно должным образом, а с другой, — ему необходимо удовлетворить свои потребности, реализация которых очень часто связана с нарушением нравственных норм. 
 Общение — процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп,общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Общение выступает как способ бытия общества и человека. Именно в процессе общения происходят социализация личности и ее самореализация. 
 Этика делового общения – учение о проявлении морали и нравственности в деловом общении, взаимоотношениях между деловыми партнерами. 
 Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. 
 Отличие морали от этики: 
 1. Мораль – это убеждения о добре и зле, посредством которых мы управляем нашим поведением. Этика – это рефлексивное осознание наших моральных убеждений и правил поведения. 
 Этика – это система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. 
 Отличительная черта делового общения в том, что – оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений- это прежде всего получение максимальной прибыли. С учетом всего сказанного этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в

процесс их производственной деятельности.

Так же можно сказать что, мораль — это свод правил, предписаний, заповедей, включающих табу, запреты на определенные действия, слова и поступки людей. С помощью этих правил общество воздействует на своих членов, направляет их поступки в русло, приносящее пользу данному социуму и охраняющее его благополучие в целом. Мораль запрещает одни действия и поощряет другие. Мораль есть продукт социальных договоренностей, выработанных в результате всей истории человека.

Подчеркнем общечеловеческое значение моральных основ. Не случайно мораль цивилизованных народов имеет кодексы, совпадающие по главным принципам, парадигмам — «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй» и т.д.

Главное отличие морали от других правил поведения в том, что она имеет ореол сакральности, т.е. для придания морали высшего авторитета и непререкаемости указывают на ее божественное происхождение. Примером могут служить десять заповедей, которые Моисею были даны свыше, и которые он высек на скрижалях (камнях), символизируя их вечность.

Этика — это также  свод правил и норм поведения в той или иной области человеческого общения.  Указанные правила могут касаться:

• неформального общения  — родственного, дружеского, между  незнакомыми людьми. Одни и те же люди, попадая в разную обстановку, ведут себя то в соответствие с этикой дворовых отношений, армейских, семейных, или даже «этикой» уголовного мира;

• формального общения — в служебной обстановке, с представителями власти, государственных органов, с представителями СМИ и т.д.

Корпоративная этика может  заключаться в фирменных традициях, символах, легендах, передаваемых устно каждому новичку данного трудового коллектива. Сейчас практикуется формулирование корпоративной этики в письменном виде. Здесь перечисляются правила поведения члена корпорации по отношении к сотрудникам «по горизонтали» и «вертикали», к партнерам фирмы и ее клиентам, к СМИ и органам власти.

Этические правила и  нормы устанавливают общепринятые критерии «правильного» и «неправильного»  поведения. Этические нормы выработаны человечеством для того, чтобы избегать лишних конфликтов и находить взаимопонимание для выживания и комфортного самочувствия. «Правильное» поведение социально одобряемо и гарантирует человеку принятие его окружающими и оказание ему помощи и поддержки.

«Неправильное» поведение общество карает равнодушием, изоляцией, отказом в помощи, презрением и насмешками. Нарушение этики может происходить или от незнания общепринятых норм, дурного воспитания, или принципиального нарушения их. В последнем случае такой тип ставит себя вне правил, и социально не одобряется.

Этикет, так же как этика, — это свод правил, установленных  для отдельных ситуаций и разных социальных групп. Деловой этикет описывает  правила поведения в официальных  партнерских взаимоотношениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Общие этические принципы делового общения 

Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях: 
 1.создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс; 
 2.прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения 
общественно значимых целей; 
 3.приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции. 
 Принципы этики деловых отношений – обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений. 
 Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях: 
 1.В отношениях между предприятием и социальной средой; 
 2.между предприятиями; 
 3.внутри одного предприятия — между руководителем и по чиненными, между подчиненным и руководителем, между людьми одного статуса. 
 Между сторонами того или иного вида делового общения существует своя специфика. Задача и состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем они должны служить надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в деловое общение. 
 Общий нравственный принцип человеческого общения содержится в категорическом императиве И. Канта: «Поступай так, что максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принцип всеобщего законодательства». 
 Принципы этики деловых отношений, дают конкретному сотруднику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п. 
 Как и на Востоке, в Западной Европе древних времен уделяется большое внимание необходимости учета этических норм и ценностей в деловом общении. Однако в отличие от восточной, западноевропейская культурная традиция более прагматична .Экономический, материальный интерес выдвигается здесь на первый план, вместе с этим большое внимание уделяется статусному характеру общения. При этом статус начальника рассматривается как более привилегированный, нежели подчиненного. Отсюда и этические нормы, такие, как справедливость, добро, благо и т.д., наполняются экономическим содержанием и приобретают также статусный характер. В этой связи Аристотель пишет: «Если исполняющий должность начальника нанес удар, то ответный удар наносить не следует, а если удар нанесен начальнику, то в ответ следует не только ударить, но и подвергнуть каре». 
 Важно отметить, что Аристотель уже совершенно определенно утверждает, что в основе делового общения лежит «потребность, которая все связывает вместе». При этом имеется в виду, прежде всего экономическая потребность и экономический интерес, которые обусловливают экономический обмен между врачом, земледельцем, ремесленником, ткачом, строителем и т.д. 
 Соответственно этому и критерий нравственности в деловом общении перемещается в экономическую сферу. Так, основным критерием справедливости в деловом общении, по Аристотелю, является принцип «пропорционального равенства», согласно которому «понесший большие труды получает много, а понесший малые — мало». 
 Эта характеристика делового общения, когда на первый план выдвигается экономический интерес, материальный результат, прибыль как концентрированный критерий человеческой деятельности и общения, становится доминирующей и всеохватывающей с развитием капитализма. Конечным критерием справедливости или несправедливости становится умение успешно вести дело — деловой прагматизм. Этика бизнеса, этика рыночных отношений окончательно выдвигается на первый план и оставляет за собой все общечеловеческие, в том числе и религиозные ценности. Противоречие между ними, весьма остро проявляется и сегодня в деловом общении, причем на самых разных его уровнях - как между организацией и социальной средой, так и внутри самой организации. Между управляющими, предпринимателями и вообще деловыми людьми по отношению к указанному противоречию существуют две основные позиции: 
 1. Считающие себя прагматиками полагают, что в деловом общении и вообще в бизнесе этика сама по себе не нужна. Единственная обязанность управляющего корпорацией, работающего по найму у владельца бизнеса, — любыми доступными средствами максимизировать прибыль, «делать как можно больше денег», всячески приспосабливаясь к нормам общества, воплощенным в законах и этических традициях. С этой позиции, которую можно назвать «деловой макиавеллизм», этические нормы и сам язык этики рассматриваются как помеха в деловом общении. В нем стараются избегать разговоров о морали, этических идеалах, долге и социальных обязанностях, поскольку в результате появляются «излишние», «не относящиеся к делу» проблемы, касающиеся моральной и социальной ответственности. 
 2.Соблюдение этических норм в деловом общении признается важным не только с точки зрения ответственности бизнесменов перед обществом и самими собой, но и необходимым для эффективности производства. В этом случае этика рассматривается не только как необходимый нравственный императив поведения, но и как средство (инструмент), помогающее увеличить рентабельность, способствующее укреплению деловых связей и улучшению делового общения. 
 Думается, что этот подход — более цивилизованный и, в конце концов, более эффективный, так как предприятие — компонент общества, и, утверждая этические нормы общения у себя, оно в то же самое время способствует их распространению и в социуме, окружающей социальной среде. А чем более благополучной становится этическая атмосфера в обществе, тем более благоприятная обстановка создается и для бизнеса.         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Тест 

 
 Какие из перечисленных чувств следует  отнести к: 
 
 а) моральным; 
 б) эстетическим; 
 в) интеллектуальным. 
 
 1. сомнение 
 2. стыд 
 3. гордость 
 4. ирония 
 5. удивление 
 6. чувство долга 
 7. презрение 
 8. наслаждение 
 9. любознательность 
 
 Решение: 
 
 Моральные, или нравственные, чувства — это переживания, связанные с оценкой действий, поведения на основе принятой в обществе морали. 
 2) стыд; 3) гордость; 6) чувство долга; 7) презрение. 
 
 Эстетические чувства - это чувство красоты или, напротив, безобразного, грубого; чувство величия или, наоборот, низости, пошлости. 
 4) ирония; 8) наслаждение. 
 
 Интеллектуальные чувства - представляют собой эмоциональный отклик на отношение человека к познавательной деятельности. 
 1)сомнение; 5) удивление; 9) любознательность. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы: 

 
 1. Введенская Л.А. Основы делового  общения, 2008.- 311 с. 
 
 2. Ермолаева С.Г. Этика деловых отношений.: Учебное электронное текстовое издание, 2006.- 96 с. 
 
 3. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения.: Учебник для вузов-4-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -415 с. 
 
 4. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения.: Учебник для вузов-5-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -415 с. 
 
 5. Узерина М.С. этика делового общения.: Учебное пособие для студентов, 2004.- 71 с. 

4


Информация о работе Основные понятия этики