Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 15:39, контрольная работа
Этику делового общения определяют как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения  людей в процессе их производственной и социальной деятельности. Она опирается  на общие нравственные нормы и является частью этики вообще. 
 «Этика»(от греч. ethos – обычай, нрав)- учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.
содержание:
1.основные понятия этики
2.общие этические принципы делового общения
3.тест
список литературы
1.Основные понятия этики
Этику делового 
общения определяют как совокупность 
нравственных норм, правил и представлений, 
регулирующих поведение и отношения 
людей в процессе их производственной 
и социальной деятельности. Она опирается 
на общие нравственные нормы и является частью этики 
вообще. 
 «Этика»(от греч. ethos – обычай, нрав)- 
учение о морали, нравственности. Термин 
«этика» впервые употребил Аристотель 
для обозначения практической философии, 
которая должна дать ответ на вопрос, что 
мы должны делать, чтобы совершать правильные, 
нравственные поступки. 
 С этикой тесно связано такое 
понятие как мораль. Мораль(от лат. Moralis -нравственный) 
- это система этических ценностей, которые 
признаются человеком. Мораль - важнейший 
способ нормативной регуляции общественных 
отношений, общения и поведения людей 
в самых различных сферах общественной 
жизни - семье, быту, политике, науке, труде 
и т.д. Важнейшими категориями этики являются: 
«добро», «зло», «справедливость», «благо», 
«ответственность», «долг», «совесть» 
и т.д. 
 Мораль всегда предполагает 
наличие определенного нравственного 
идеала, образца для подражания, содержание 
и смысл которого меняются в историческом 
времени и социальном пространстве, т.е. 
В различные исторические эпохи и у разных 
народов. Однако в морали должное далеко 
не всегда совпадает с сущим, с реально 
существующей нравственностью, фактическими 
нормами поведения людей. Более  того, на всем протяжении развития 
морального сознания внутренним  стержнем 
и структурой его изменения является «противоречиво-напряженное 
соотношение понятий сущего и должного». 
 В этом противоречии между 
должным и сущим заключена и противоречивая 
сущность мотивации общения (в том числе 
и делового общения и поведения человека). 
С одной стороны, он стремится вести себя 
нравственно должным образом, а с другой, 
— ему необходимо удовлетворить свои 
потребности, реализация которых очень 
часто связана с нарушением нравственных 
норм. 
 Общение — процесс взаимодействия общественных 
субъектов: социальных групп,общностей 
или личностей, в котором происходит обмен 
информацией, опытом, способностями и 
результатами деятельности. Общение выступает 
как способ бытия общества и человека. 
Именно в процессе общения происходят 
социализация личности и ее самореализация. 
 Этика делового общения – учение о проявлении морали 
и нравственности в деловом общении, взаимоотношениях 
между деловыми партнерами. 
 Специфика делового общения 
обусловлена тем, что оно возникает на 
основе и по поводу определенного вида 
деятельности, связанной с производством 
какого-либо продукта или делового эффекта. 
При этом стороны делового общения выступают 
в формальных (официальных) статусах, которые 
определяют необходимые нормы и стандарты 
(в том числе и этические) поведения людей. 
 Отличие морали 
от этики: 
 1. Мораль – это убеждения 
о добре и зле, посредством которых мы 
управляем нашим поведением. Этика – это 
рефлексивное осознание наших моральных 
убеждений и правил поведения. 
 Этика – это система универсальных 
и специфических нравственных требований 
и норм поведения, реализуемых в процессе 
общественной жизни. 
 Отличительная черта делового 
общения в том, что – оно не имеет самодовлеющего 
значения, не является самоцелью, а служит 
средством для достижения каких-либо других 
целей. В условиях рыночных отношений- 
это прежде всего получение максимальной 
прибыли. С учетом всего сказанного этику 
делового общения можно определить как 
совокупность нравственных норм, правил 
и представлений, регулирующих поведение 
и отношения людей в
процесс их производственной деятельности.
Так же можно сказать что, мораль — это свод правил, предписаний, заповедей, включающих табу, запреты на определенные действия, слова и поступки людей. С помощью этих правил общество воздействует на своих членов, направляет их поступки в русло, приносящее пользу данному социуму и охраняющее его благополучие в целом. Мораль запрещает одни действия и поощряет другие. Мораль есть продукт социальных договоренностей, выработанных в результате всей истории человека.
Подчеркнем общечеловеческое значение моральных основ. Не случайно мораль цивилизованных народов имеет кодексы, совпадающие по главным принципам, парадигмам — «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй» и т.д.
Главное отличие морали 
от других правил поведения в том, 
что она имеет ореол 
Этика — это также свод правил и норм поведения в той или иной области человеческого общения. Указанные правила могут касаться:
• неформального общения — родственного, дружеского, между незнакомыми людьми. Одни и те же люди, попадая в разную обстановку, ведут себя то в соответствие с этикой дворовых отношений, армейских, семейных, или даже «этикой» уголовного мира;
• формального общения — в служебной обстановке, с представителями власти, государственных органов, с представителями СМИ и т.д.
Корпоративная этика может заключаться в фирменных традициях, символах, легендах, передаваемых устно каждому новичку данного трудового коллектива. Сейчас практикуется формулирование корпоративной этики в письменном виде. Здесь перечисляются правила поведения члена корпорации по отношении к сотрудникам «по горизонтали» и «вертикали», к партнерам фирмы и ее клиентам, к СМИ и органам власти.
Этические правила и 
нормы устанавливают 
«Неправильное» поведение общество карает равнодушием, изоляцией, отказом в помощи, презрением и насмешками. Нарушение этики может происходить или от незнания общепринятых норм, дурного воспитания, или принципиального нарушения их. В последнем случае такой тип ставит себя вне правил, и социально не одобряется.
Этикет, так же как этика, 
— это свод правил, установленных 
для отдельных ситуаций и разных 
социальных групп. Деловой этикет описывает 
правила поведения в 
2. Общие этические принципы делового 
общения 
Современная деловая этика, 
по мнению многих ученых, должна основываться 
на трех важнейших положениях: 
 1.создание материальных ценностей 
во всем многообразии форм рассматривается 
как изначально важный процесс; 
 2.прибыль и другие доходы рассматриваются 
как результат достижения 
общественно значимых целей; 
 3.приоритет в разрешении проблем, возникающих 
в деловом мире, должен отдаваться интересам 
межличностных отношений, а не производству 
продукции. 
 Принципы этики деловых отношений – обобщенное 
выражение нравственных требований, выработанных 
в моральном сознании общества, которые 
указывают на необходимое поведение участников 
деловых отношений. 
 Этику делового общения следует учитывать 
в различных ее проявлениях: 
 1.В отношениях между предприятием и социальной 
средой; 
 2.между предприятиями; 
 3.внутри одного предприятия — между руководителем 
и по чиненными, между подчиненным и руководителем, между 
людьми одного статуса. 
 Между сторонами того или иного вида делового 
общения существует своя специфика. Задача 
и состоит в том, чтобы сформулировать 
такие принципы делового общения, которые 
не только соответствовали бы каждому 
виду делового общения, но и не противоречили 
общим нравственным принципам поведения 
людей. Вместе с тем они должны служить 
надежным инструментом координации деятельности 
людей, вовлеченных в деловое общение. 
 Общий нравственный принцип человеческого 
общения содержится в категорическом 
императиве И. Канта: «Поступай так, что 
максима твоей воли всегда могла иметь 
также и силу принцип всеобщего законодательства». 
 Принципы этики деловых отношений, дают 
конкретному сотруднику в любой организации 
концептуальную этическую платформу для 
решений, поступков, действий, взаимодействий 
и т.п. 
 Как и на Востоке, в Западной Европе древних 
времен уделяется большое внимание необходимости 
учета этических норм и ценностей в деловом 
общении. Однако в отличие от восточной, 
западноевропейская культурная традиция 
более прагматична .Экономический, материальный 
интерес выдвигается здесь на первый план, 
вместе с этим большое внимание уделяется 
статусному характеру общения. При этом 
статус начальника рассматривается как 
более привилегированный, нежели подчиненного. 
Отсюда и этические нормы, такие, как справедливость, 
добро, благо и т.д., наполняются экономическим 
содержанием и приобретают также статусный 
характер. В этой связи Аристотель пишет: 
«Если исполняющий должность начальника 
нанес удар, то ответный удар наносить 
не следует, а если удар нанесен начальнику, 
то в ответ следует не только ударить, 
но и подвергнуть каре». 
 Важно отметить, что Аристотель уже совершенно 
определенно утверждает, что в основе 
делового общения лежит «потребность, 
которая все связывает вместе». При этом 
имеется в виду, прежде всего экономическая 
потребность и экономический интерес, 
которые обусловливают экономический 
обмен между врачом, земледельцем, ремесленником, 
ткачом, строителем и т.д. 
 Соответственно этому и критерий нравственности 
в деловом общении перемещается в экономическую 
сферу. Так, основным критерием справедливости 
в деловом общении, по Аристотелю, является 
принцип «пропорционального равенства», 
согласно которому «понесший большие 
труды получает много, а понесший малые 
— мало». 
 Эта характеристика делового общения, 
когда на первый план выдвигается экономический 
интерес, материальный результат, прибыль 
как концентрированный критерий человеческой 
деятельности и общения, становится доминирующей 
и всеохватывающей с развитием капитализма. 
Конечным критерием справедливости или 
несправедливости становится умение успешно 
вести дело — деловой прагматизм. Этика 
бизнеса, этика рыночных отношений окончательно 
выдвигается на первый план и оставляет 
за собой все общечеловеческие, в том числе 
и религиозные ценности. Противоречие 
между ними, весьма остро проявляется 
и сегодня в деловом общении, причем на 
самых разных его уровнях - как между организацией 
и социальной средой, так и внутри самой 
организации. Между управляющими, предпринимателями 
и вообще деловыми людьми по отношению 
к указанному противоречию существуют 
две основные позиции: 
 1. Считающие себя прагматиками полагают, 
что в деловом общении и вообще в бизнесе 
этика сама по себе не нужна. Единственная 
обязанность управляющего корпорацией, 
работающего по найму у владельца бизнеса, 
— любыми доступными средствами максимизировать 
прибыль, «делать как можно больше денег», 
всячески приспосабливаясь к нормам общества, 
воплощенным в законах и этических традициях. 
С этой позиции, которую можно назвать 
«деловой макиавеллизм», этические нормы 
и сам язык этики рассматриваются как 
помеха в деловом общении. В нем стараются 
избегать разговоров о морали, этических 
идеалах, долге и социальных обязанностях, 
поскольку в результате появляются «излишние», 
«не относящиеся к делу» проблемы, касающиеся 
моральной и социальной ответственности. 
 2.Соблюдение этических норм в деловом 
общении признается важным не только с 
точки зрения ответственности бизнесменов 
перед обществом и самими собой, но и необходимым 
для эффективности производства. В этом 
случае этика рассматривается не только 
как необходимый нравственный императив 
поведения, но и как средство (инструмент), 
помогающее увеличить рентабельность, 
способствующее укреплению деловых связей 
и улучшению делового общения. 
 Думается, что этот подход — более цивилизованный 
и, в конце концов, более эффективный, так 
как предприятие — компонент общества, 
и, утверждая этические нормы общения 
у себя, оно в то же самое время способствует 
их распространению и в социуме, окружающей 
социальной среде. А чем более благополучной 
становится этическая атмосфера в обществе, 
тем более благоприятная обстановка создается 
и для бизнеса.          
3.Тест 
 
 Какие из перечисленных чувств следует 
отнести к: 
 
 а) моральным; 
 б) эстетическим; 
 в) интеллектуальным. 
 
 1. сомнение 
 2. стыд 
 3. гордость 
 4. ирония 
 5. удивление 
 6. чувство долга 
 7. презрение 
 8. наслаждение 
 9. любознательность 
 
 Решение: 
 
 Моральные, или нравственные, чувства 
— это переживания, связанные с оценкой 
действий, поведения на основе принятой 
в обществе морали. 
 2) стыд; 3) гордость; 6) чувство долга; 7) презрение. 
 
 Эстетические чувства - это чувство красоты 
или, напротив, безобразного, грубого; 
чувство величия или, наоборот, низости, 
пошлости. 
 4) ирония; 8) наслаждение. 
 
 Интеллектуальные чувства - представляют 
собой эмоциональный отклик на отношение 
человека к познавательной деятельности. 
 1)сомнение; 5) удивление; 9) любознательность. 
Список литературы: 
 
 1. Введенская Л.А. Основы 
 
 2. Ермолаева С.Г. Этика деловых отношений.: Учебное электронное 
текстовое издание, 2006.- 96 с. 
 
 3. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового 
общения.: Учебник для вузов-4-е изд. - М.: 
ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -415 с. 
 
 4. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового 
общения.: Учебник для вузов-5-е изд. - М.: 
ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -415 с. 
 
 5. Узерина М.С. этика делового общения.: 
Учебное пособие для студентов, 2004.- 71 с. 
4