Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 15:39, контрольная работа
Этику делового общения определяют как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной и социальной деятельности. Она опирается на общие нравственные нормы и является частью этики вообще.
«Этика»(от греч. ethos – обычай, нрав)- учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.
содержание:
1.основные понятия этики
2.общие этические принципы делового общения
3.тест
список литературы
1.Основные понятия этики
Этику делового
общения определяют как совокупность
нравственных норм, правил и представлений,
регулирующих поведение и отношения
людей в процессе их производственной
и социальной деятельности. Она опирается
на общие нравственные нормы и является частью этики
вообще.
«Этика»(от греч. ethos – обычай, нрав)-
учение о морали, нравственности. Термин
«этика» впервые употребил Аристотель
для обозначения практической философии,
которая должна дать ответ на вопрос, что
мы должны делать, чтобы совершать правильные,
нравственные поступки.
С этикой тесно связано такое
понятие как мораль. Мораль(от лат. Moralis -нравственный)
- это система этических ценностей, которые
признаются человеком. Мораль - важнейший
способ нормативной регуляции общественных
отношений, общения и поведения людей
в самых различных сферах общественной
жизни - семье, быту, политике, науке, труде
и т.д. Важнейшими категориями этики являются:
«добро», «зло», «справедливость», «благо»,
«ответственность», «долг», «совесть»
и т.д.
Мораль всегда предполагает
наличие определенного нравственного
идеала, образца для подражания, содержание
и смысл которого меняются в историческом
времени и социальном пространстве, т.е.
В различные исторические эпохи и у разных
народов. Однако в морали должное далеко
не всегда совпадает с сущим, с реально
существующей нравственностью, фактическими
нормами поведения людей. Более того, на всем протяжении развития
морального сознания внутренним стержнем
и структурой его изменения является «противоречиво-напряженное
соотношение понятий сущего и должного».
В этом противоречии между
должным и сущим заключена и противоречивая
сущность мотивации общения (в том числе
и делового общения и поведения человека).
С одной стороны, он стремится вести себя
нравственно должным образом, а с другой,
— ему необходимо удовлетворить свои
потребности, реализация которых очень
часто связана с нарушением нравственных
норм.
Общение — процесс взаимодействия общественных
субъектов: социальных групп,общностей
или личностей, в котором происходит обмен
информацией, опытом, способностями и
результатами деятельности. Общение выступает
как способ бытия общества и человека.
Именно в процессе общения происходят
социализация личности и ее самореализация.
Этика делового общения – учение о проявлении морали
и нравственности в деловом общении, взаимоотношениях
между деловыми партнерами.
Специфика делового общения
обусловлена тем, что оно возникает на
основе и по поводу определенного вида
деятельности, связанной с производством
какого-либо продукта или делового эффекта.
При этом стороны делового общения выступают
в формальных (официальных) статусах, которые
определяют необходимые нормы и стандарты
(в том числе и этические) поведения людей.
Отличие морали
от этики:
1. Мораль – это убеждения
о добре и зле, посредством которых мы
управляем нашим поведением. Этика – это
рефлексивное осознание наших моральных
убеждений и правил поведения.
Этика – это система универсальных
и специфических нравственных требований
и норм поведения, реализуемых в процессе
общественной жизни.
Отличительная черта делового
общения в том, что – оно не имеет самодовлеющего
значения, не является самоцелью, а служит
средством для достижения каких-либо других
целей. В условиях рыночных отношений-
это прежде всего получение максимальной
прибыли. С учетом всего сказанного этику
делового общения можно определить как
совокупность нравственных норм, правил
и представлений, регулирующих поведение
и отношения людей в
процесс их производственной деятельности.
Так же можно сказать что, мораль — это свод правил, предписаний, заповедей, включающих табу, запреты на определенные действия, слова и поступки людей. С помощью этих правил общество воздействует на своих членов, направляет их поступки в русло, приносящее пользу данному социуму и охраняющее его благополучие в целом. Мораль запрещает одни действия и поощряет другие. Мораль есть продукт социальных договоренностей, выработанных в результате всей истории человека.
Подчеркнем общечеловеческое значение моральных основ. Не случайно мораль цивилизованных народов имеет кодексы, совпадающие по главным принципам, парадигмам — «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй» и т.д.
Главное отличие морали
от других правил поведения в том,
что она имеет ореол
Этика — это также свод правил и норм поведения в той или иной области человеческого общения. Указанные правила могут касаться:
• неформального общения — родственного, дружеского, между незнакомыми людьми. Одни и те же люди, попадая в разную обстановку, ведут себя то в соответствие с этикой дворовых отношений, армейских, семейных, или даже «этикой» уголовного мира;
• формального общения — в служебной обстановке, с представителями власти, государственных органов, с представителями СМИ и т.д.
Корпоративная этика может заключаться в фирменных традициях, символах, легендах, передаваемых устно каждому новичку данного трудового коллектива. Сейчас практикуется формулирование корпоративной этики в письменном виде. Здесь перечисляются правила поведения члена корпорации по отношении к сотрудникам «по горизонтали» и «вертикали», к партнерам фирмы и ее клиентам, к СМИ и органам власти.
Этические правила и
нормы устанавливают
«Неправильное» поведение общество карает равнодушием, изоляцией, отказом в помощи, презрением и насмешками. Нарушение этики может происходить или от незнания общепринятых норм, дурного воспитания, или принципиального нарушения их. В последнем случае такой тип ставит себя вне правил, и социально не одобряется.
Этикет, так же как этика,
— это свод правил, установленных
для отдельных ситуаций и разных
социальных групп. Деловой этикет описывает
правила поведения в
2. Общие этические принципы делового
общения
Современная деловая этика,
по мнению многих ученых, должна основываться
на трех важнейших положениях:
1.создание материальных ценностей
во всем многообразии форм рассматривается
как изначально важный процесс;
2.прибыль и другие доходы рассматриваются
как результат достижения
общественно значимых целей;
3.приоритет в разрешении проблем, возникающих
в деловом мире, должен отдаваться интересам
межличностных отношений, а не производству
продукции.
Принципы этики деловых отношений – обобщенное
выражение нравственных требований, выработанных
в моральном сознании общества, которые
указывают на необходимое поведение участников
деловых отношений.
Этику делового общения следует учитывать
в различных ее проявлениях:
1.В отношениях между предприятием и социальной
средой;
2.между предприятиями;
3.внутри одного предприятия — между руководителем
и по чиненными, между подчиненным и руководителем, между
людьми одного статуса.
Между сторонами того или иного вида делового
общения существует своя специфика. Задача
и состоит в том, чтобы сформулировать
такие принципы делового общения, которые
не только соответствовали бы каждому
виду делового общения, но и не противоречили
общим нравственным принципам поведения
людей. Вместе с тем они должны служить
надежным инструментом координации деятельности
людей, вовлеченных в деловое общение.
Общий нравственный принцип человеческого
общения содержится в категорическом
императиве И. Канта: «Поступай так, что
максима твоей воли всегда могла иметь
также и силу принцип всеобщего законодательства».
Принципы этики деловых отношений, дают
конкретному сотруднику в любой организации
концептуальную этическую платформу для
решений, поступков, действий, взаимодействий
и т.п.
Как и на Востоке, в Западной Европе древних
времен уделяется большое внимание необходимости
учета этических норм и ценностей в деловом
общении. Однако в отличие от восточной,
западноевропейская культурная традиция
более прагматична .Экономический, материальный
интерес выдвигается здесь на первый план,
вместе с этим большое внимание уделяется
статусному характеру общения. При этом
статус начальника рассматривается как
более привилегированный, нежели подчиненного.
Отсюда и этические нормы, такие, как справедливость,
добро, благо и т.д., наполняются экономическим
содержанием и приобретают также статусный
характер. В этой связи Аристотель пишет:
«Если исполняющий должность начальника
нанес удар, то ответный удар наносить
не следует, а если удар нанесен начальнику,
то в ответ следует не только ударить,
но и подвергнуть каре».
Важно отметить, что Аристотель уже совершенно
определенно утверждает, что в основе
делового общения лежит «потребность,
которая все связывает вместе». При этом
имеется в виду, прежде всего экономическая
потребность и экономический интерес,
которые обусловливают экономический
обмен между врачом, земледельцем, ремесленником,
ткачом, строителем и т.д.
Соответственно этому и критерий нравственности
в деловом общении перемещается в экономическую
сферу. Так, основным критерием справедливости
в деловом общении, по Аристотелю, является
принцип «пропорционального равенства»,
согласно которому «понесший большие
труды получает много, а понесший малые
— мало».
Эта характеристика делового общения,
когда на первый план выдвигается экономический
интерес, материальный результат, прибыль
как концентрированный критерий человеческой
деятельности и общения, становится доминирующей
и всеохватывающей с развитием капитализма.
Конечным критерием справедливости или
несправедливости становится умение успешно
вести дело — деловой прагматизм. Этика
бизнеса, этика рыночных отношений окончательно
выдвигается на первый план и оставляет
за собой все общечеловеческие, в том числе
и религиозные ценности. Противоречие
между ними, весьма остро проявляется
и сегодня в деловом общении, причем на
самых разных его уровнях - как между организацией
и социальной средой, так и внутри самой
организации. Между управляющими, предпринимателями
и вообще деловыми людьми по отношению
к указанному противоречию существуют
две основные позиции:
1. Считающие себя прагматиками полагают,
что в деловом общении и вообще в бизнесе
этика сама по себе не нужна. Единственная
обязанность управляющего корпорацией,
работающего по найму у владельца бизнеса,
— любыми доступными средствами максимизировать
прибыль, «делать как можно больше денег»,
всячески приспосабливаясь к нормам общества,
воплощенным в законах и этических традициях.
С этой позиции, которую можно назвать
«деловой макиавеллизм», этические нормы
и сам язык этики рассматриваются как
помеха в деловом общении. В нем стараются
избегать разговоров о морали, этических
идеалах, долге и социальных обязанностях,
поскольку в результате появляются «излишние»,
«не относящиеся к делу» проблемы, касающиеся
моральной и социальной ответственности.
2.Соблюдение этических норм в деловом
общении признается важным не только с
точки зрения ответственности бизнесменов
перед обществом и самими собой, но и необходимым
для эффективности производства. В этом
случае этика рассматривается не только
как необходимый нравственный императив
поведения, но и как средство (инструмент),
помогающее увеличить рентабельность,
способствующее укреплению деловых связей
и улучшению делового общения.
Думается, что этот подход — более цивилизованный
и, в конце концов, более эффективный, так
как предприятие — компонент общества,
и, утверждая этические нормы общения
у себя, оно в то же самое время способствует
их распространению и в социуме, окружающей
социальной среде. А чем более благополучной
становится этическая атмосфера в обществе,
тем более благоприятная обстановка создается
и для бизнеса.
3.Тест
Какие из перечисленных чувств следует
отнести к:
а) моральным;
б) эстетическим;
в) интеллектуальным.
1. сомнение
2. стыд
3. гордость
4. ирония
5. удивление
6. чувство долга
7. презрение
8. наслаждение
9. любознательность
Решение:
Моральные, или нравственные, чувства
— это переживания, связанные с оценкой
действий, поведения на основе принятой
в обществе морали.
2) стыд; 3) гордость; 6) чувство долга; 7) презрение.
Эстетические чувства - это чувство красоты
или, напротив, безобразного, грубого;
чувство величия или, наоборот, низости,
пошлости.
4) ирония; 8) наслаждение.
Интеллектуальные чувства - представляют
собой эмоциональный отклик на отношение
человека к познавательной деятельности.
1)сомнение; 5) удивление; 9) любознательность.
Список литературы:
1. Введенская Л.А. Основы
2. Ермолаева С.Г. Этика деловых отношений.: Учебное электронное
текстовое издание, 2006.- 96 с.
3. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового
общения.: Учебник для вузов-4-е изд. - М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -415 с.
4. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового
общения.: Учебник для вузов-5-е изд. - М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -415 с.
5. Узерина М.С. этика делового общения.:
Учебное пособие для студентов, 2004.- 71 с.
4