Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:51, контрольная работа
Тема «права» актуальна в наше время, так как является основой практической юриспруденции, знание теории права развивает юридическое мышление. Право является системой норм, санкционированной государством, обязательной для исполнения всеми членами общества, оно закрепляет отношение собственности, регламентирует порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления, определяет меры борьбы с преступлениями и правонарушениями. Право выполняет определяющую роль в формировании политико-правовой культуры и политико-правового сознания.
Введение………………………………………………………………………..1
Понятие и сущность права……………………………………………..2
Объективные свойства права…………………………………………..8
Источники права………………………………………………………..11
Понятие и виды функций права……………………………………….13
Принципы и отрасли права…………………………………………….19
Заключение…………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………....25
План.
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
В далеком историческом прошлом имели место споры о понятии права и государства, об их соотношении, они продолжаются и в настоящем. Современные исследователи выделяют несколько подходов и определений права. Один из этих подходов – позитивистский, другой непозитивистский. Первые идеи о государстве и праве были выдвинуты ещё в эпоху рабовладения. Первоначальные наиболее полные, системные знания о государстве и праве были изложены в работах величайших мыслителей Древней Греции – Платона и Аристотеля. В учении Платона об идеальном государстве и праве лежит принцип разделения труда. Разумность закона, по Платону, предполагает его необходимое соответствие справедливости и праву, в социологическом аспекте право понимание опирается на его учение. Платон рассматривает справедливость, право и закон как социально-политические явления, как элементы упорядоченной жизни. Платон под правом понимает справедливость и разумность, рассматривает право как Божественный разум, он считал, что право и закон – это не одно и то же, законы должны соответствовать праву. Аристотель в своём учении проводит различия между естественным и условным правом. Естественное право имеет одинаковое значение, не зависит от признания или не признания людьми. Условное право существует благодаря законодателям, Аристотель выступал против сведения всего права к праву условному, установленному людьми. Разумность закона, по Аристотелю, означает его правильность. Закон должен быть нейтральным, что означает его возвышение над всеми людьми. Применение силы закона должно происходить в рамках справедливости.
Тема «права» актуальна в наше время, так как является основой практической юриспруденции, знание теории права развивает юридическое мышление. Право является системой норм, санкционированной государством, обязательной для исполнения всеми членами общества, оно закрепляет отношение собственности, регламентирует порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления, определяет меры борьбы с преступлениями и правонарушениями. Право выполняет определяющую роль в формировании политико-правовой культуры и политико-правового сознания.
1. Понятие и сущность права.
Право - в наиболее простом его определении - есть система регуляции общественных отношений, цель которой - установление режима правопорядка. Однако это определение совершенно не исчерпывает всей многозначности этого юридического феномена.
“Юристы все еще ищут
определение права”, - писал Кант
около 200 лет тому назад, обобщая
более чем двух тысячелетнюю историю постижения
природы этого явления*.[3] Его слова справедливы и сегодня, так
как до сих пор по-прежнему не существует
общепризнанной дефиниции права. Более
того, по мнению российского ученого Л.И.Спиридонова,
вряд ли эта задача вообще может быть разрешима
при помощи формально-логических средств,
которые только и могут быть использованы
для разработки традиционных определений**.[4]
Единого правопонимания в теории нет.
Общее во всех теориях права то, что они
рассматривают право, во-первых, как социальный
институт, как элемент структуры общества,
а, во-вторых, право рассматривается как
средство регулирования поведения, как
институт, фиксирующий порядок в обществе,
порядок в отношениях между людьми множество
вариантов правопонимания можно свести
к трем основным типам (концепциям правопонимания):
1.Нормативное правопонимание. ………………………………………………..
Эти концепции раскрывают сущность права.
С точки зрения нормативного правопонимания
право - это система норм, система общеобязательных
правил поведения, установленных государством.
Такое правопонимание наиболее распространенно
в силу его простоты, формального подхода
к праву. Это понимание нацелено на узкопрофессиональную
юридическую деятельность. В данном случае
право определяется по внешним признакам:
все то, что исходит от государства, считается
правом. В рамках этого правопонимания
закон и право равны. Такое правопонимание
обладает определенными недостатками:
1. Право понимается очень узко - как текст
закона. Это правопонимание иногда называют
узконормативным …………..…………………………….
3.Право здесь жестко подчинено государству,
рассматривается как инструмент в руках
государства для достижения его целей.
4. Такое правопонимание не дает возможности
оценить акты государства (их правовой
характер, соответствие идеям равенства
и справедливости, интересам общества)………………………………………………………
5. Такое правопонимание порождает завышенную
оценку роли законодателя в обществе;
возникает заблуждение, что общественная
жизнь может строиться в полном соответствии
с предписаниями власти, выраженными в
законах, независимо от их экономической
и социальной обусловленности.
7. С точки зрения этого подхода права
и свободы граждан ограничиваются тем,
что государство дарует обществу; не признается
исходный, неотъемлемый характер прав
человека. Эти и другие недостатки породили
иные подходы к правопониманию.С точки
зрения социологического подхода
право коренится в природе общественных
отношений. Право представляет собой определяет
сторону общественной жизни, оно выражается
в действиях и поступках людей, т. е. в расчет
берется так называемое «живое», действующее
право. Право в данном случае понимается
как форма и порядок общественных отношений.
В нормативном правопонимании первичной
клеткой права считается норма права,
а в социологическом правопонимании -
это правоотношения (отношения между людьми,
установленные посредством взаимных прав
и обязанностей). Суть социологического
правопонимания может быть сведена к следующему:
в процессе своей обычной жизнедеятельности
люди вступают в различные отношения,
которые изначально являются правовыми.
Типичные общественные отношения становятся
нормами права. Следовательно, социологическое
правопонимание характеризуется разделением
права и закона, что является существенным
достоинством такого подхода. Право существовало
до закона, помимо него. Право здесь понимается
прежде всего как субъективное право,
т. е. возможности, имеющиеся у одного лица,
мера возможного поведения лица.С точки
зрения этой концепции законы можно разделить
на правовые и неправовые. Правовые законы
- законы, которые выражают действительное
право, фиксируют то, что сложилось в обществе.
Неправовые законы - акты законодателя,
т. е. то, что имеет минимальную связь с
реальностью. Достоинством социологического
правопонимания является то, что оно заставляет
законодателя ориентироваться на то, что
складывается в обществе, учитывать реально
сложившиеся отношения, а также и условия
(социальные, экономические и т. д.), предопределяющие
действенность закона. Недостатком является
сложность разграничения правового и
неправового, возникают трудности с определением
правового характера отношений. Как
следствие - особое внимание уделяется
договору, определяющему договорные права
и обязанности сторон. Особую роль в такой
ситуации играет суд: если отношения протекают
нормально, то проблем с правовыми отношениями
не возникает, а если да - то вопрос об их
правовом характере решает суд. Эта концепция
получила развитие в США. Нравственное правопонимание
пытается дать содержательную характеристику
права. В рамках нравственного понимания
право выступает как система норм, но не
всяких, а норм, отвечающих определенным
положительным критериям. Только справедливые
нормы, или нормы, выражающие степень свободы
общества, могут быть признаны правовыми.
Главным моментом в праве при таком подходе
являются принципы права (а не нормы или
правоотношения). Достоинства нравственного
правопонимания:………………………………..
- Право здесь связано с положительными
общественными явлениями - со свободой,
демократией и т.п.
- Сложность выбора критерия, по которому
возможно отличить правовое от неправового.
- Не решен вопрос о существовании права
до или помимо закона.
Это понимание также исходит от различия
между правом и законом делит законы на
правовые и неправовые. Однако без ответа
остается немаловажный практический вопрос:
если, используя те или иные критерии,
мы определили закон как неправовой, то
что с ним делать, вправе ли государственные
органы уклониться от исполнения такого
закона и не приведет ли это к произволу,
анархии?
Каждый из типов правопонимания по-своему
выражает правовую действительность,
имеет свои плюсы и минусы. В праве мы обнаружим
и нормы, и отношения, и идеи. В общественном
сознании на каждый момент присутствуют
все эти типы правопонимания, но какой
из них становится господствующим, т. е.
определяет деятельность законодателя,
определяет юридическую практику, преобладает
в общественном сознании, зависит от многих
факторов, в частности, не столько от научных
усилий, от уровня развития науки, сколько
от ситуации в обществе. Господствующее
равопонимание показывает, как представлено
права в том или ином обществе.
Нормативное правопонимание господствует
там, где власть подчиняет себе общество
со всеми вытекающими из этого последствиями
(тоталитарное государство).
Социологическая теория имеет иные социальные
основания - эта концепция дает приоритет
общественных отношений, он согласуется
с обществом, где государство не вмешивается
в жизнь общества. Она согласуется с ослаблением
роли государства, децентрализацией управления.
В нравственном правопонимании право
концентрирует в себе прогрессивные идеи
- свободы, равенства, справедливости и
т. д. Оно свойственно современному нравственному
обществу, где сложилось разделение властей,
демократияи т. п. Касательно российской
правовой системы можно сказать, что здесь
длительное время господствовало нормативное
правопонимание, но присутствовали и нравственно-социологические
воззрения в той или иной форме.
Из этих типов правопонимания для современного
общества нравственное наиболее приемлемо.
С точки зрения нравственного правопонимания,
право - социально обусловленная форма
и мера свободы и ответственности в обществе,
выраженное в норах и субъективных правах
и являющаяся регулятором поведения людей.
В качестве сущностной характеристики
права признается свобода. Свобода понимается
как возможность действовать по собственному
усмотрению, это возможность выбора, возможность
поступать по своей воле, без принуждения.
Но право и свобода - не одно и тоже. Право
- это мера свободы, ее границы, т. к. право
не существует само по себе, а складывается
в отношениях между людьми и вытекает
из возможностей, существующих у людей
в обществе. Такое понимание права, свободы
в праве было выражено Кантом. Аналогичная
позиция выражена во Всеобщей Декларации
Прав Человека: «при осуществлении своих
прав и свобод, каждый человек должен подвергаться
только тем ограничениям, которые установлены
законом, для обеспечения признания и
уважения прав и свобод других людей».
Право на только устанавливает границу
свободы, оно еще обеспечивает свободу,
защищает ее. В праве выражена мера ответственности
за нарушение прав и свобод иных людей.
Если у человека нет свободы выбора, нет
смысла устанавливать ответственность.
Право - социально обусловленная мера
свободы; это означает, что в каждом обществе
складывается свое право, человек обладает
различными возможностями: эти возможности
характеризуют достигнутый уровень развития
общества, а также являются критерием
человеческого прогресса в обществе.
Право - равная мера свободы. Это означает,
что оно предоставляет равные возможности
добиваться своих целей правовыми способами.
Если право предоставляет меру свободы,
то она должна быть где-то выражена для
того, чтобы можно было пользоваться эталоном
свободы.
Свобода выражается двояко. Во-первых,
в нормах права, в общих правилах поведения,
в том, что касается каждого человека и
всех людей одновременно. Наряду с этим,
во-вторых, право выражается и в субъективном
праве, которое представляет собой меру
возможного поведения каждого отдельного
лица.
Право состоит из объективного и субъективного
права. Объективное право - общие нормы,
правила, независящие от конкретного человека.
Субъективное право - это правомочия отдельного
лица, возникающие на основе норм объективного
права; это мера возможного поведения
лица.
В качестве сущностной характеристика
права была названа свобода, но иногда
под сущностью права понимают справедливость.
В отличие от справедливости, свободу
можно понимать однозначно, а справедливость
- это оценочное понятие, каждый имеет
свои представления о ней. Право - социальный
институт, который регулирует поведение
людей, устанавливает определенные рамки
этого поведения, сложившиеся в обществе.
Операциональное определение
права, которое используется в учебных
целях и охватывает важнейшие
внешние проявления права, можно сформулировать следующим образом.
Право - это система общеобязательных,
формально определенных норм, установленных
или санкционированных государством,
выражающих меру свободы и ответственности
в обществе, являющихся регулятором общественных
отношений и поддерживаемых силой государственного
принуждения. Дать понятие чего-либо, в
том числе и права, - это значит назвать
его свойства, отличающие его от всех иных
явлений окружающей действительности.
Свойства права - качества, характеристики,
отличающие это явление от иных, сходных
с ним. Значит, объективные свойства права
- это то, что отличает право от иных регуляторов
поведения. Эти свойства называются объективными
потому, что от конкретного человека не
зависят. Можно выделить следующие
объективные свойства права:
1.Нормативность.
2.Общеобязательность.
7.Реальная применимость. …………………………………………………
Общеобязательность означает, что нормы
права распространяются на всех лиц, попавших
в сферу действия права, независимо от
того, как они к этим нормам относятся.
Если бы нормы права не были обязательными,
то не было бы порядка, т.к. люди следовали
бы праву по своему усмотрению.
Принудительность означает, что если лицо
добровольно на исполняет требования
норм права, то его можно заставить это
сделать с помощью принуждения или насилия
либо можно наказать его за отступление
от правовых требований. Формальная определенность-
определенность означает, что поведение
людей фиксируется в праве жестко, четко,
точно очерчиваются его границы. Формальная
определенность означает, что содержание
права должно быть выражено в определенной
форме. Эти формы являются внешними проявлениями
права, источниками, из которых мы получаем
знания о действующем праве (например,
формой права может быть закон, правовой
обычай, судебный прецедент и др.). Именно
формальная определенность дает возможность
праву устанавливать границу поведения.
Системность означает, что в праве все
правовые явления взаимосвязаны, действие
одних норм права влечет за собой действие
других. Системность означает, что все
правила четко разделимы, но при этом согласованы
друг с другом; понять содержание правовой
нормы можно, только применяя ее в комплексе,
в совокупности с другими нормами. Динамизм
и стабильность показывает взаимосвязь
права и регулируемых общественных отношений.
Общество постоянно меняется, право же
призвано вносить стабильность в жизнь
общества. Стабильность права означает
его устойчивость, относительную постоянность.
Но вместе с тем право предоставляет возможности
развития, позволяет учитывать новые отношения,
появляющиеся в обществе - в этом проявляется
его динамизм. Динамизм права - это его
изменчивость, способность меняться в
зависимости от меняющихся условий общественной
жизни. Излишняя стабильность вредна,
в этом случае право сковывает общественные
отношения. При этом излишний динамизм
права также негативно сказывается на
развитии общества. В этом случае, когда
нормы права меняются слишком часто, в
общественные отношения привносится элемент
нестабильности, утрачивается авторитет
права как регулятора общественных отношений,
субъекты не могут ориентироваться на
правовые нормы при планировании дальнейшей
жизни. В праве должны гармонично сочетаться
элементы стабильности и динамизма, только
в этом случае оно может выступать эффективным
регулятором общественных отношений.
Реальная применимость права означает,
что оно должно соответствовать условиям
жизни и уровню развития общества, отношения
в котором оно регулирует. Самые прогрессивные,
демократичные нормы не будут действовать
в обществе, не готовом к их восприятию.
С точки зрения реальной применимости
права считается, что лучшим будет вариант,
когда правовые предписания будут пусть
и несовершенны, не столь прогрессивны,
но при этом пригодны для использования
в данном конкретном обществе. Это во многом
зависит и от самого содержания права:
оно должно не только устанавливать некие
правила, декларировать права и свободы
индивида, но и предусматривать механизм
их воплощения в жизнь. Право только в
том случае будет регулятором общественных
отношений, если оно реально применимо
- и с организационно-технической, и с экономической,
и с социальной и др. точек зрения. Все
эти свойства раскрывают понятие, сущность
и социальное назначение права.
3. Источники права.
Источники права - это действующий в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий нормы права; внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.
В истории развития права различают несколько видов источников права, причем их значение в каждом типе права неодинаково.
1. Правовой обычай - это
правило поведения, которое
Различаются:
конституция - основной закон государства;
конституционные законы;
обыкновенные законы;
подзаконные акты (указы, постановления, инструкции, декреты, ордонансы и др.).
Социальное назначение
права проявляется в его
Условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации функций права: 1) внешние, в соответствии с которыми выделяют так называемые социальные функции права (политическую, экономическую, воспитательную), и 2) внутренние. Последние вытекают из самой природы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации. В этом случае выделяют регулятивную и охранительную функции права. Регулятивная и охранительная функции — это имманентные праву функции, которые определяют необходимость его существования как социального института общества.
Особенности регулятивной функции заключаются прежде всего в установлении позитивных правил поведения, в организации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей. В рамках этой функции выделяют две ее разновидности (подфункции) — регулятивную статическую и регулятивную динамическую.
-Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. Право юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированных те общественные отношения, которые представляют собой основу нормального, стабильного существования общества, соответствуют интересам его большинства и выражают общую волю. Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам права собственности, институтам политических прав и свобод граждан. Отчетливо данная функция выражена в авторском, изобретательском праве и др.
-Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредующих хозяйственные процессы в экономике, и других сферах.
Наиболее характерными
путями (способами) осуществления
регулятивной функции права
- определение посредством норм права праводееспособности граждан;