Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:17, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить проблему безработицы в Республике Казахстан, выяснить причину её образования и роста, найти пути решения проблем безработицы, выхода из кризисной ситуации на рынке труда в Республике.
Введение
1. Теория безработицы и занятости
1.1 Понятия «безработица» и «занятость»
1.2 Причины и типы безработицы
1.3 Последствия безработицы
2. Анализ безработицы и занятости в Республике Казахстан
2.1 Причины возникновения и роста безработицы в Республике Казахстан
2.2 Зависимость безработицы и занятости от демографических факторов
2.3 Основные индикаторы рынка труда в Республике Казахстан
2.4 Пути решения проблемы безработицы в Республике Казахстан
Заключение
Список использованной литературы
создать благоприятные условия для деятельности микрокредитных организаций в стране (небанковских структур, имеющих право на ведение отдельных видов банковских операций);
провести анализ баланса спроса и предложения на рынке предоставления микрокредитных ресурсов;
определить основные целевые группы микрокредитования;
содействовать приоритетному предоставлению грантов и кредитов социально уязвимым группам населения, особенно женщинам - одиноким и многодетным матерям;
принять меры по оказанию поддержки сельским женщинам в организации собственного бизнеса (обучение, микрокредитование), малым предприятиям, руководимым женщинами;
активно пропагандировать примеры успешной практики микрокредитования.
24 апреля 2006 года во время интервью агентству Хабар с участием министра труда и социальной защиты населения Гульжаны Карагусовой, были обсуждены методы снижения уровня безработицы, начисление адресной социальной помощи и перечень стандартных социальных услуг. Официальный уровень безработицы в стране стабильно снижается, по итогам 2005 года он составил 8,1%. Министр труда прогнозирует, что через год это число уменьшится еще на процент. Наибольшее беспокойство у правительства вызывает категория самозанятых - людей, которые юридически не оформляют свою трудовую деятельность, часто работают в теневом секторе и не делают пенсионных отчислений. Чтобы снизить уровень безработицы министр предлагает открыть новые центры подготовки технических специалистов кадров. Причем они будут работать на новые промышленные центры - кластеры, в соответствии с приоритетами в экономическом развитии регионов.
Гульжана Карагусова, министр труда и социальной защиты населения РК: - Ежегодная профессиональная подготовка и переподготовка специалистов составит не менее 20 тысяч человек. В республике планируется в течение 3 лет создать 4 профессиональных центров по подготовке специалистов технических специальностей. В 2006 году в Атырауской, в 2007 - по топливно-энергетической области в Павлодарской области, в 2008 году по обрабатывающей области в Южно-Казахстанской области и в 2009 году по машиностроению в Восточно-Казахстанской области.
22 ноября 2006 года в Министерстве труда и социальной защиты населения состоялось подписание Национальной программы достойного труда в Республике Казахстан на 2007 – 2009 годы.
Национальная программа достойного труда в Республике Казахстан (далее - Программа) была разработана в рамках подхода, сформулированного в ряде международных проектов, таких как Цели развития тысячелетия и Рамочная программа ООН по оказанию помощи в целях развития (UNDAF).
По данным Интерфакс - Казахстан 12 декабря 2006 года Министерство труда и социальной защиты населения Казахстана заявило, что прогнозирует снижения уровня безработицы в республике в 2007 году до 7,2%. "Ожидается, что основным результатом реализации республиканской программы будет снижение уровня безработицы в 2007 году до 7,2%", - сказала министр труда и социальной защиты населения Гульжана Карагусова, выступая в понедельник в мажилисе (нижняя палата) парламента с докладом о ходе реализации анной республиканской программы, рассчитанной на 2005-2007 годы.
Программа основывается на положениях и принципах национальной стратегии развития. Главной целью социально-экономической политики в 2007-2009 годы будет создание благоприятных институциональных и экономических условий для вхождения Казахстана в ближайшие десять лет в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира и повышения качества жизни граждан Казахстана, что соответствует целям и задачам, определенным в Послании Президента к народу Казахстана «Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии», Программе Правительства Республики Казахстан на 2006-2008 годы, Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 гг.
В Программе четко сформулирована политика, стратегия и результаты, необходимые для достижения прогресса на пути к достойному труду для всех. В рамках Программы стороны сотрудничества сконцентрируют свое внимание на трех приоритетных сферах:
совершенствование системы охраны труда;
расширение возможностей занятости мужчин и женщин;
укрепление социального диалога, дальнейшее развитие системы коллективных переговоров на основе социального партнерства.
Также намечен стратегический план развития сотрудничества между МОТ и Республикой Казахстан на 2007- 2009 г.г. с учетом оценки предыдущего этапа сотрудничества, данной экспертами МОТ. Цель программы – обеспечить более тесное сотрудничество между МОТ и Республикой Казахстан., а также дальнейшее развитие деятельности МОТ в стране с тем, чтобы способствовать достижению положительных результатов.
С
правительственной стороны документ подписан
Министром труда и социальной защиты населения
Республики Казахстан Г. Карагусовой,
со стороны Международной Организации
Труда директором Субрегионального бюро
МОТ по Восточной Европе и Центральной
Азии Вернером Бленком, со стороны объединений
работников председателем Федерации профсоюзов
Республики Казахстан С. Мукашевым, со
стороны объединений работодателей председателем
правления Общенационального союза предпринимателей
и работодателей «Атамекен» А. Перуашевым
и исполнительным директором Конфедерации
работодателей Республики Казахстан Н.
Кадыровым.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, рассмотрим ещё раз основные моменты курсовой работы.
Занятость - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, заработок (доход).
Экономически активное население - это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, включает занятых и безработных. К занятым относятся лица в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые выполняют работу по найму за вознаграждение, выполняют другую, приносящую доход работу или трудятся без оплаты на семейном предприятии. К безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период не имеют работы и, следовательно, дохода, но занимаются её поиском (обращаются в службу занятости, пытаются организовать собственное дело и т. д.) и готовы приступить к работе.
Занятость выступает в разных формах: это свободно избранная и вынужденная занятость, эффективная (продуктивная) и неэффективная, традиционная и нестандартная (гибкая), первичная и вторичная занятость, частичная и полная, открытая и скрытая и др.
Безработица - социально-экономическое явление, выражающееся в том, что часть экономически активного населения не может найти работу (доходное занятие). Безработные испытывают угрозу потери квалификации, профессии, социального статуса и снижения жизненного уровня. Безработица - постоянный спутник рыночной экономики, результат взаимодействия между спросом на рынке на рабочую силу и её предложением. В период спада экономики безработица увеличивается, в периоды подъёма - снижается, но всегда есть люди, ищущие работу.
Безработица измеряется двумя основными показателями - уровнем и её продолжительностью. Уровень безработицы исчисляется как доля официально зарегистрированных полностью безработных в общей численности экономически активного населения. Другой показатель - продолжительность безработицы - определяет, сколько времени люди не имели работы. Сопоставив уровень безработицы с её продолжительностью, можно оценить её значимость. При более высоком уровне безработицы, но незначительной продолжительности ситуация может быть более благоприятной, чем при обратных величинах.
По формам проявления различают открытую и скрытую (латентную) безработицу. Последняя "скрывает" малоэффективную и частичную занятость, аграрное перенаселение, наличие разорившихся мелких товаропроизводителей и др.
Официальной статистикой учитывается лишь открытая, явная безработица. В её составе выделяются три главных типа безработицы - фрикционная, структурная и циклическая.
Фрикционная безработица обусловлена мобильностью кадров, в эту категорию попадают работники, которые активно ищут работу или ожидают её получения. Каждый может оказаться в положении "между работами" - одни добровольно меняют её в целях улучшения условий труда и его оплаты, из-за разочарования в профессии, другие - из-за увольнения, третьи впервые ищут работу и т. д.
Структурная безработица связана с изменением структуры потребительского спроса и, соответственно, с применением новых технологий, свёртыванием старых производств, модернизацией рабочих мест. В результате спрос на одни профессии уменьшается, на другие, включая новые, увеличивается.
Значительно более неприятна циклическая безработица. Она вызывается спадом производства, т. е. вполне определённой фазой экономического цикла, которая характеризуется резким уменьшением рыночного спроса на товары и услуги и, соответственно, существенным сокращением занятости.
Фрикционная и структурная безработица в сумме определяют так называемый естественный её уровень. При этом уровне занятость считается полной, естественной.
Кроме этих типов безработицы выделяют застойную её форму, куда входят лица, по существу выбывшие из состава рабочей силы, потерявшие надежду вернуть свой полноценный социальный статус, и сезонную, связанную с особенностями производства, а также полную и частичную, когда работник вынужден трудиться неполный рабочий день.
Безработица в любых формах ее проявления имеет существенные социальные и экономические последствия.
Безработица снижает совокупный доход семьи, вынуждая жить на сбережения или пособие по безработице
Кроме того, безработица наносит людям, лишившимся работы, психическую травму, поскольку они начинают ощущать себя лишними и ненужными в обществе.
Помимо
социальных последствий, безработица
несет прямые экономические издержки
для всего общества. Когда часть людей
остается без работы, это означает, что
производство сокращается по сравнению
с объемом, который мог быть достигнут
в условиях полной занятости. Общество
как бы теряет определенный объем недопроизведенных
товаров и услуг. Экономисты определяют
эту потерянную продукцию как отставание
объема валового продукта, представляющее
собой величину, на которую фактический
ВВП меньше потенциального ВВП. Поскольку
потенциальный ВВП – это уровень реального
ВВП, который может быть достигнут при
полном использовании ресурсов, поскольку
разрыв между потенциальным и фактическим
ВВП показывает уровень отставания фактического
ВВП от потенциального ВВП:
Отставание
объема ВВП = Потенциальный ВВП – Фактический
ВВП
Республика Казахстан переживала кризис, который сопровождался спадом производства, ростом инфляции, дефицитом государственного бюджета, падением уровня жизни. Это, отчасти, причина перехода к суверенитету, отчасти перехода к рынку. При существовании Союза Советских Социалистических Республик хозяйство было общим и, соответственно налажены межреспубликанские связи между предприятиями. Одной из основных проблем во время выхода из кризиса являются спад производства и, принимающая угрожающие размеры, безработица. Доля безработных составила 12,8% по неофициальным данным. Это больше чем в два-три раза превышает средний уровень в развитых странах.
Со стороны государства были предоставллены возможности переквалификации населения на наиболее требуемые профессии и специальности. Очень большой процент безработных существовал среди сельского населения. Из-за упадка сельскохозяйственной отрасли, безработным приходилась мигрировать в более крупные населенные центры, в надежде на предоставляемые городами возможности. Но они не всегда оправдываются, что приводит к драматическим последствиям, таким как рост преступности и др.
Восстановление сельского хозяйства не только уменьшло численность безработных, но и принесло значительное количество средств в государственный бюджет. Сельское хозяйство всегда было одной из основных отраслей народного хозяйства республики. Этим занимались еще наши предки в досоветский период.
В программе правительства по выводу страны из кризисной ситуации «Казахстан-2030» говорится, что в скором будущем мы выйдем в разряд двадцати экономически развитых стран мира. Этого можно достичь только при объединении усилий правительства и народа, при полном их взаимопонимании. Мы, как народ, надеюсь, будем поддерживать нашу власть, и понимать всю необходимость нашего участия в поднятии государства на уровень высокоразвитых стран.
В
свою очередь государство реализовало
не мало программ направленных на улучшение
обстановки по безработице и бедности
в Республике. Данные программы уже принесли
и продолжают приносить положительные
результаты. Уже в этом году ожидается
снижение уровня безработицы до 7,2%. Так
же известно что уже существует стратегия
по снижению этого показателя на 2007-2009
годы по достижению прогресса на пути
к достойному труду для всех.