Занятость и безработица: зависимость от демографических и социальных показателей в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить проблему безработицы в Республике Казахстан, выяснить причину её образования и роста, найти пути решения проблем безработицы, выхода из кризисной ситуации на рынке труда в Республике.

Оглавление

Введение
1. Теория безработицы и занятости
1.1 Понятия «безработица» и «занятость»
1.2 Причины и типы безработицы
1.3 Последствия безработицы
2. Анализ безработицы и занятости в Республике Казахстан
2.1 Причины возникновения и роста безработицы в Республике Казахстан
2.2 Зависимость безработицы и занятости от демографических факторов
2.3 Основные индикаторы рынка труда в Республике Казахстан
2.4 Пути решения проблемы безработицы в Республике Казахстан
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 374.00 Кб (Скачать)
 

     Экономически активное население, все лица, предлагающие свой труд для производства товаров и услуг, включённых в национальные счета системы ООН, в течение определённого периода. В международных стандартах в отношении термина "экономически активное население" предусматриваются два уточнения: "обычно активное население" - применительно к продолжительному периоду времени, напр. году, и "население, активное в данный период" - применительно к краткому отрезку времени, напр. неделе или дню. Синонимом для второго случая служит понятие "рабочая сила".

     В количественном отношении экономически активное население составляет только ту часть населения, которая занималась экономической деятельностью или искала работу и была готова приступить к ней, и тем самым характеризует число лиц, образующих предложение рабочей силы на рынке труда в данный момент времени. Экономически активное население включает две категории населения: занятое население и безработные. 

     Таблица 4. Занятое население, тыс. чел.

  1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Акмолинская 433,2 401,6 348,1 336,4 362,2 388,0 358,1 372,8 378,6 380,7
Актюбинская 289,8 292,1 274,9 278,9 282,4 322,8 300,6 314,3 331,3 338,6
Алматинская 603,6 611,7 585,3 565,9 573,5 658,3 690,8 721,7 736,4 745,1
Атырауская 173,7 177,3 168,4 167,2 176,2 175,5 184,0 193,2 205,3 209,5
Восточно-Казахстанская 672,1 729,0 696,4 677,9 683,0 704,8 670,4 689,4 697,6 698,1
Жамбылская 380,4 386,8 371,3 371,1 368,5 417,8 423,4 462,1 442,4 447,9
Западно-казахстанская 252,9 268,0 270,1 269,6 273,5 285,5 271,6 285,1 290,4 290,9
Карагандинская 686,7 689,2 619,9 599,8 654,1 654,1 664,6 671,5 676,0 685,9
Кустанайская 512,8 476,4 408,4 402,6 506,4 506,4 483,2 494,1 506,2 511,9
Кызылординская 215,7 203,1 206,6 213,7 223,9 223,9 240,8 254,7 267,1 272,5
Мангистауская 140,1 143,0 133,6 129,2 130,6 130,6 133,2 141,4 164,4 170,2
Павлодарская 416,4 395,5 361,0 355,9 408,5 408,5 372,7 376,8 375,8 371,7
Северо-Казахстанская 324,2 307,0 301,3 302,4 400,8 400,8 375,2 372,5 367,2 364,3
Южно-Казахстанская 686,6 717,9 692,1 725,7 747,5 747,5 812,2 870,8 927,0 937,6
Астана г.а. 141,4 140,4 142,8 148,9 178,1 178,1 218,7 239,0 266,6 269,0
Алматы г.а. 589,3 533,3 546,9 560,2 496,1 496,1 509,3 525,7 549,4 566,9
В целом по Республике 6518,9 6472,3 6127,6 6105,4 6201,0 6698,8 6708,9 6985,2 7181,8 7261,0
 

     Таблица 5. Экономически не активное население, тыс. чел.

  2003 2004 2005
Акмолинская 147,3 155,7 158,0
Актюбинская 133,3 130,1 130,5
Алматинская 338,5 365,0 381,7
Атырауская 96,8 95,7 98,9
Восточно-Казахстанская 400,5 402,4 401,2
Жамбылская 167,9 210,8 214,9
Западно-казахстанская 131,3 138,7 145,5
Карагандинская 305,4 315,3 313,4
Кустанайская 175,5 171,2 168,9
Кызылординская 113,8 114,1 115,5
Мангистауская 72,5 59,7 55,7
Павлодарская 173,5 183,8 193,8
Северо-Казахстанская 127,3 134,4 135,9
Южно-Казахстанская 408,4 422,2 452,4
Астана г.а. 141,8 129,7 143,4
Алматы г.а. 344,8 354,4 367,3
В целом по Республике 3278,6 3383,4 3476,9
 

 

      Таблица 6. Безработное население, тыс. чел.

  2003 2004 2005
Акмолинская 37,9 38,3 37,4
Актюбинская 33,7 34,5 34,3
Алматинская 68,0 62,3 59,0
Атырауская 20,4 21,0 21,0
Восточно-Казахстанская 54,1 54,5 53,6
Жамбылская 57,4 50,4 48,7
Западно-казахстанская 29,4 29,3 28,7
Карагандинская 54,7 53,7 51,4
Кустанайская 47,0 46,8 45,4
Кызылординская 32,8 30,3 29,4
Мангистауская 15,2 17,9 18,3
Павлодарская 33,9 31,6 30,5
Северо-Казахстанская 32,5 32,6 31,2
Южно-Казахстанская 81,5 78,7 75,5
Астана г.а. 22,0 24,1 24,0
Алматы г.а. 51,6 52,7 52,2
В целом по Республике 672,1 658,8 640,7
 

     2.4 Пути решения проблемы безработицы в Республике Казахстан 

     Сложившиеся значительные масштабы безработицы обусловили необходимость принятия и реализации специальной государственной программы. 3 июня 2000 года Правительством утверждена "Государственная программа по борьбе с бедностью и безработицей на 2000-2002 годы". Ее целью является сокращение масштабов бедности и безработицы за счет осуществления активной политики занятости и оказания адресной помощи малоимущим гражданам, преимущественно нетрудоспособным, а также категориям населения, которые наиболее уязвимы на рынке труда.

     За счет реализации программы предусматривалось в 2000-2002 годах создать 400,4 тысячи рабочих мест (в 2000 году - 146,2 тысячи, 2001 году - 121,5 тысячи, 2002 году - 132,6 тысячи), не допустить снижения числа существующих рабочих мест.

     Безработица имеет региональные различия. В декабре 2000 года наибольший уровень официальной безработицы был отмечен в Павлодарской, Кызылординской и Мангистауской областях, наименьший - в Алматинской, Южно-Казахстанской областях и городах Алматы и Астана. Фиксируемые статистикой низкие показатели официальной безработицы в Алматинской и Южно-Казахстанской областях связаны с тем, что сельское население, ведущее собственное хозяйство, не учитывается в качестве безработных.

     Безработица способствует социальной изоляции. Занятость и доходы - это не только экономическая необходимость, но и способ участия в общественной жизни, источник и поле взаимодействия для формирования личности. Именно поэтому борьба с безработицей, по мере преодоления экономического кризиса и укрепления тенденций экономического роста, постепенно становится одним из основных приоритетов в деятельности Правительства Республики Казахстан.

     Велись частые дебаты по поводу того, какой подход для решения проблемы безработицы нужен: кейнсианский или неоклассический. Продумаем оба этих варианта.

     Для выхода из кризисной ситуации и подъема производства необходимо активное участие государства. Если оно этим не займется, то кто тогда будет поднимать экономику? Но государство должно ограничить свое влияние в меру. Это как? Просто поощрять отечественного производителя. Наши организации и предприятия сейчас душат огромными налогами, из-за чего, и увеличиваются издержки на производство – что вынуждает предприятий сокращать численность своего персонала. Проблему отсутствия научно-технических достижений можно решить путем активного финансирования в области научных разработок. Национальная Академия Наук Республики Казахстан имени Сатпаева на данный момент располагает отменными кадрами, которые ценятся даже за рубежом, но почему-то наше правительство закрыло глаза на их проблемы. У многих других более мелких научно-исследовательских институтов также одна проблема – отсутствие средств, а сколько можно было бы достигнуть, если бы им предоставили свободу действий.

     Вторым ключом решения проблемы безработицы со стороны государства является улучшение работы центров занятости. В городе Алматы из-за невозможности найти работу через организации по трудоустройству безработные и незанятое население сформировало свою «биржу труда» - это проспект Сейфуллина. Качественная работа центров занятости заметно бы уменьшила уровень безработицы, так как сейчас многим предприятиям необходимы квалифицированные кадры, в то время как эти квалифицированные кадры вынуждены пополнять ряды «челночников» для обеспечения своего существования. А, так как, «челночники» относятся к теневой экономике, а они сейчас составляют около 35% валового внутреннего продукта страны, то правительству необходимо принять меры по ужесточению контроля над ними. Другое дело, если «челнокам» предоставить возможность поставить свое предпринимательское дело на должный уровень: поддерживать предпринимателей, уменьшить налоги на частную предпринимательскую деятельность. Тогда, за их счет можно будет повысить ВВП, и доля теневой экономики резко сократится.

     Несмотря на позитивную динамику показателей, характеризующих уровень жизни населения, уровень бедности в стране остается еще значительным.

     Сохраняются основные экономические и социальные условия, вызывающие рост бедности:

     дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;

     низкий размер оплаты труда, пенсий и пособий;

     низкий уровень развитости сельской инфраструктуры, в первую очередь дорог, магистральных водоводов, влекущий за собой социальное отчуждение бедного населения, живущего в отдаленных районах;

     сокращение доступности гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;

     недостаточность сети общеобразовательных и профессиональных школ в сельской местности;

     иждивенческие настроения части населения, его низкая информированность о возможностях трудоустройства;

     недостаточный охват государственной адресной социальной помощью социально уязвимых групп населения.

     Происходит трансформация социальной структуры бедности за счет увеличения доли трудоспособных граждан.

     В ходе реализации действующей Программы, а также других государственных и отраслевых программ, прямо или косвенно связанных с улучшением положения бедных, достигнуты определенные позитивные результаты.

Информация о работе Занятость и безработица: зависимость от демографических и социальных показателей в РК