Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:17, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить проблему безработицы в Республике Казахстан, выяснить причину её образования и роста, найти пути решения проблем безработицы, выхода из кризисной ситуации на рынке труда в Республике.
Введение
1. Теория безработицы и занятости
1.1 Понятия «безработица» и «занятость»
1.2 Причины и типы безработицы
1.3 Последствия безработицы
2. Анализ безработицы и занятости в Республике Казахстан
2.1 Причины возникновения и роста безработицы в Республике Казахстан
2.2 Зависимость безработицы и занятости от демографических факторов
2.3 Основные индикаторы рынка труда в Республике Казахстан
2.4 Пути решения проблемы безработицы в Республике Казахстан
Заключение
Список использованной литературы
Экономически активное население, все лица, предлагающие свой труд для производства товаров и услуг, включённых в национальные счета системы ООН, в течение определённого периода. В международных стандартах в отношении термина "экономически активное население" предусматриваются два уточнения: "обычно активное население" - применительно к продолжительному периоду времени, напр. году, и "население, активное в данный период" - применительно к краткому отрезку времени, напр. неделе или дню. Синонимом для второго случая служит понятие "рабочая сила".
В
количественном отношении экономически
активное население составляет только
ту часть населения, которая занималась
экономической деятельностью или искала
работу и была готова приступить к ней,
и тем самым характеризует число лиц, образующих
предложение рабочей силы на рынке труда
в данный момент времени. Экономически
активное население включает две категории
населения: занятое население и безработные.
Таблица 4. Занятое население, тыс. чел.
1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
Акмолинская | 433,2 | 401,6 | 348,1 | 336,4 | 362,2 | 388,0 | 358,1 | 372,8 | 378,6 | 380,7 |
Актюбинская | 289,8 | 292,1 | 274,9 | 278,9 | 282,4 | 322,8 | 300,6 | 314,3 | 331,3 | 338,6 |
Алматинская | 603,6 | 611,7 | 585,3 | 565,9 | 573,5 | 658,3 | 690,8 | 721,7 | 736,4 | 745,1 |
Атырауская | 173,7 | 177,3 | 168,4 | 167,2 | 176,2 | 175,5 | 184,0 | 193,2 | 205,3 | 209,5 |
Восточно-Казахстанская | 672,1 | 729,0 | 696,4 | 677,9 | 683,0 | 704,8 | 670,4 | 689,4 | 697,6 | 698,1 |
Жамбылская | 380,4 | 386,8 | 371,3 | 371,1 | 368,5 | 417,8 | 423,4 | 462,1 | 442,4 | 447,9 |
Западно-казахстанская | 252,9 | 268,0 | 270,1 | 269,6 | 273,5 | 285,5 | 271,6 | 285,1 | 290,4 | 290,9 |
Карагандинская | 686,7 | 689,2 | 619,9 | 599,8 | 654,1 | 654,1 | 664,6 | 671,5 | 676,0 | 685,9 |
Кустанайская | 512,8 | 476,4 | 408,4 | 402,6 | 506,4 | 506,4 | 483,2 | 494,1 | 506,2 | 511,9 |
Кызылординская | 215,7 | 203,1 | 206,6 | 213,7 | 223,9 | 223,9 | 240,8 | 254,7 | 267,1 | 272,5 |
Мангистауская | 140,1 | 143,0 | 133,6 | 129,2 | 130,6 | 130,6 | 133,2 | 141,4 | 164,4 | 170,2 |
Павлодарская | 416,4 | 395,5 | 361,0 | 355,9 | 408,5 | 408,5 | 372,7 | 376,8 | 375,8 | 371,7 |
Северо-Казахстанская | 324,2 | 307,0 | 301,3 | 302,4 | 400,8 | 400,8 | 375,2 | 372,5 | 367,2 | 364,3 |
Южно-Казахстанская | 686,6 | 717,9 | 692,1 | 725,7 | 747,5 | 747,5 | 812,2 | 870,8 | 927,0 | 937,6 |
Астана г.а. | 141,4 | 140,4 | 142,8 | 148,9 | 178,1 | 178,1 | 218,7 | 239,0 | 266,6 | 269,0 |
Алматы г.а. | 589,3 | 533,3 | 546,9 | 560,2 | 496,1 | 496,1 | 509,3 | 525,7 | 549,4 | 566,9 |
В целом по Республике | 6518,9 | 6472,3 | 6127,6 | 6105,4 | 6201,0 | 6698,8 | 6708,9 | 6985,2 | 7181,8 | 7261,0 |
Таблица 5. Экономически не активное население, тыс. чел.
2003 | 2004 | 2005 | |
Акмолинская | 147,3 | 155,7 | 158,0 |
Актюбинская | 133,3 | 130,1 | 130,5 |
Алматинская | 338,5 | 365,0 | 381,7 |
Атырауская | 96,8 | 95,7 | 98,9 |
Восточно-Казахстанская | 400,5 | 402,4 | 401,2 |
Жамбылская | 167,9 | 210,8 | 214,9 |
Западно-казахстанская | 131,3 | 138,7 | 145,5 |
Карагандинская | 305,4 | 315,3 | 313,4 |
Кустанайская | 175,5 | 171,2 | 168,9 |
Кызылординская | 113,8 | 114,1 | 115,5 |
Мангистауская | 72,5 | 59,7 | 55,7 |
Павлодарская | 173,5 | 183,8 | 193,8 |
Северо-Казахстанская | 127,3 | 134,4 | 135,9 |
Южно-Казахстанская | 408,4 | 422,2 | 452,4 |
Астана г.а. | 141,8 | 129,7 | 143,4 |
Алматы г.а. | 344,8 | 354,4 | 367,3 |
В целом по Республике | 3278,6 | 3383,4 | 3476,9 |
Таблица 6. Безработное население, тыс. чел.
2003 | 2004 | 2005 | |
Акмолинская | 37,9 | 38,3 | 37,4 |
Актюбинская | 33,7 | 34,5 | 34,3 |
Алматинская | 68,0 | 62,3 | 59,0 |
Атырауская | 20,4 | 21,0 | 21,0 |
Восточно-Казахстанская | 54,1 | 54,5 | 53,6 |
Жамбылская | 57,4 | 50,4 | 48,7 |
Западно-казахстанская | 29,4 | 29,3 | 28,7 |
Карагандинская | 54,7 | 53,7 | 51,4 |
Кустанайская | 47,0 | 46,8 | 45,4 |
Кызылординская | 32,8 | 30,3 | 29,4 |
Мангистауская | 15,2 | 17,9 | 18,3 |
Павлодарская | 33,9 | 31,6 | 30,5 |
Северо-Казахстанская | 32,5 | 32,6 | 31,2 |
Южно-Казахстанская | 81,5 | 78,7 | 75,5 |
Астана г.а. | 22,0 | 24,1 | 24,0 |
Алматы г.а. | 51,6 | 52,7 | 52,2 |
В целом по Республике | 672,1 | 658,8 | 640,7 |
2.4
Пути решения проблемы безработицы в Республике
Казахстан
Сложившиеся значительные масштабы безработицы обусловили необходимость принятия и реализации специальной государственной программы. 3 июня 2000 года Правительством утверждена "Государственная программа по борьбе с бедностью и безработицей на 2000-2002 годы". Ее целью является сокращение масштабов бедности и безработицы за счет осуществления активной политики занятости и оказания адресной помощи малоимущим гражданам, преимущественно нетрудоспособным, а также категориям населения, которые наиболее уязвимы на рынке труда.
За счет реализации программы предусматривалось в 2000-2002 годах создать 400,4 тысячи рабочих мест (в 2000 году - 146,2 тысячи, 2001 году - 121,5 тысячи, 2002 году - 132,6 тысячи), не допустить снижения числа существующих рабочих мест.
Безработица имеет региональные различия. В декабре 2000 года наибольший уровень официальной безработицы был отмечен в Павлодарской, Кызылординской и Мангистауской областях, наименьший - в Алматинской, Южно-Казахстанской областях и городах Алматы и Астана. Фиксируемые статистикой низкие показатели официальной безработицы в Алматинской и Южно-Казахстанской областях связаны с тем, что сельское население, ведущее собственное хозяйство, не учитывается в качестве безработных.
Безработица способствует социальной изоляции. Занятость и доходы - это не только экономическая необходимость, но и способ участия в общественной жизни, источник и поле взаимодействия для формирования личности. Именно поэтому борьба с безработицей, по мере преодоления экономического кризиса и укрепления тенденций экономического роста, постепенно становится одним из основных приоритетов в деятельности Правительства Республики Казахстан.
Велись частые дебаты по поводу того, какой подход для решения проблемы безработицы нужен: кейнсианский или неоклассический. Продумаем оба этих варианта.
Для выхода из кризисной ситуации и подъема производства необходимо активное участие государства. Если оно этим не займется, то кто тогда будет поднимать экономику? Но государство должно ограничить свое влияние в меру. Это как? Просто поощрять отечественного производителя. Наши организации и предприятия сейчас душат огромными налогами, из-за чего, и увеличиваются издержки на производство – что вынуждает предприятий сокращать численность своего персонала. Проблему отсутствия научно-технических достижений можно решить путем активного финансирования в области научных разработок. Национальная Академия Наук Республики Казахстан имени Сатпаева на данный момент располагает отменными кадрами, которые ценятся даже за рубежом, но почему-то наше правительство закрыло глаза на их проблемы. У многих других более мелких научно-исследовательских институтов также одна проблема – отсутствие средств, а сколько можно было бы достигнуть, если бы им предоставили свободу действий.
Вторым ключом решения проблемы безработицы со стороны государства является улучшение работы центров занятости. В городе Алматы из-за невозможности найти работу через организации по трудоустройству безработные и незанятое население сформировало свою «биржу труда» - это проспект Сейфуллина. Качественная работа центров занятости заметно бы уменьшила уровень безработицы, так как сейчас многим предприятиям необходимы квалифицированные кадры, в то время как эти квалифицированные кадры вынуждены пополнять ряды «челночников» для обеспечения своего существования. А, так как, «челночники» относятся к теневой экономике, а они сейчас составляют около 35% валового внутреннего продукта страны, то правительству необходимо принять меры по ужесточению контроля над ними. Другое дело, если «челнокам» предоставить возможность поставить свое предпринимательское дело на должный уровень: поддерживать предпринимателей, уменьшить налоги на частную предпринимательскую деятельность. Тогда, за их счет можно будет повысить ВВП, и доля теневой экономики резко сократится.
Несмотря на позитивную динамику показателей, характеризующих уровень жизни населения, уровень бедности в стране остается еще значительным.
Сохраняются основные экономические и социальные условия, вызывающие рост бедности:
дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;
низкий размер оплаты труда, пенсий и пособий;
низкий уровень развитости сельской инфраструктуры, в первую очередь дорог, магистральных водоводов, влекущий за собой социальное отчуждение бедного населения, живущего в отдаленных районах;
сокращение доступности гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;
недостаточность сети общеобразовательных и профессиональных школ в сельской местности;
иждивенческие настроения части населения, его низкая информированность о возможностях трудоустройства;
недостаточный охват государственной адресной социальной помощью социально уязвимых групп населения.
Происходит трансформация социальной структуры бедности за счет увеличения доли трудоспособных граждан.
В ходе реализации действующей Программы, а также других государственных и отраслевых программ, прямо или косвенно связанных с улучшением положения бедных, достигнуты определенные позитивные результаты.