Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:17, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить проблему безработицы в Республике Казахстан, выяснить причину её образования и роста, найти пути решения проблем безработицы, выхода из кризисной ситуации на рынке труда в Республике.
Введение
1. Теория безработицы и занятости
1.1 Понятия «безработица» и «занятость»
1.2 Причины и типы безработицы
1.3 Последствия безработицы
2. Анализ безработицы и занятости в Республике Казахстан
2.1 Причины возникновения и роста безработицы в Республике Казахстан
2.2 Зависимость безработицы и занятости от демографических факторов
2.3 Основные индикаторы рынка труда в Республике Казахстан
2.4 Пути решения проблемы безработицы в Республике Казахстан
Заключение
Список использованной литературы
Доля населения Казахстана, имеющая среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума, снизилась с 31,8% на начало реализации Программы до 28,4% в 2001 году. По материалам обследования занятости населения, проведенного Агентством Республики Казахстан по статистике, уровень безработицы за 2001 год составил 10,4% от экономически активного населения против 12,8% в 2000 году.
Поэтому согласно плана мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Казахстан на 2002-2004 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2002 года N 470 Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан, министерства и агентства при технической помощи Азиатского Банка Развития и Программы Развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) была разработана Программа по снижению бедности в Республике Казахстан на 2003-2005 годы.
Основные пути снижения бедности, заложенные в Программе, учитывают многоаспектность причин бедности населения и предполагают соответствующие подходы по ее снижению на основе международного опыта, который рассматривает решение проблемы бедности посредством обеспечения:
экономического роста;
занятости и снижения безработицы;
адресности социальной помощи;
доступности базового образования, первичной медицинской помощи, жилья, транспортной инфраструктуры и коммунальных услуг, включая питьевую воду;
эффективности администрирования бюджетных программ;
участия бедных в принятии государственных решений, повышения доступности информации.
В Программе учитываются положения Декларации Всемирного Саммита по социальному развитию "Десятилетие ООН по искоренению бедности", принятой в марте 1995 года в городе Копенгагене, а также конвенций Международной Организации Труда в области труда, занятости, гендерного равенства.
Для решения проблем бедности предполагается активное участие и взаимодействие всех институтов общества: государственных органов, профессиональных союзов, частного сектора и неправительственных организаций, включая объединения, представляющие бедное население.
Рынок труда в Казахстане в последние годы характеризуется снижением уровня безработицы, продолжающимся перераспределением рабочей силы между секторами и отраслями экономики в пользу негосударственного сектора, ростом численности, работающих по найму.
По материалам выборочного обследования населения по вопросам занятости уровень безработицы от экономически активного населения в 2001 году составил 10,4%, число безработных (лиц, которые не имели доходного занятия, активно его искали и были готовы приступить к нему) - 780,3 тыс. человек. Это меньше, чем в 2000 году на 126,1 тыс. человек или на 14%. В структуре безработных каждая вторая (56,7%) - женщина. Преобладающую часть безработных в 2001 году составили люди в возрасте от 15 до 39 лет, уровень молодежной безработицы (в возрасте от 15 до 24 лет) составил 19,1%.
Усиливаются признаки длительной безработицы. В 2001 году в поисках работы свыше одного года находился каждый третий безработный. Уровень долгосрочной безработицы составил 7,6%. Усложняются квалификационные требования при трудоустройстве, что снижает возможность быть нанятыми для молодых людей без опыта работы и нужной квалификации.
В условиях дефицита рабочих мест особенно обостряется проблема занятости инвалидов, имеющих наиболее низкий статус на рынке труда.
На ситуацию на рынке труда оказывает влияние несоответствие структуры спроса и предложения рабочей силы по профессиям и квалификационным разрядам. Вследствие оттока населения наряду со снижением численности квалифицированной рабочей силы, особенно специалистов с высшим образованием и высококвалифицированных рабочих кадров, увеличивается число профессионально неподготовленных людей. Вместе с тем невостребованным остается потенциал безработных с высшим и средним профессиональным образованием по отдельным специальностям. Из числа безработных имеют высшее образование 100,4 тыс. человек (12,9%), среднее общее - 338,4 тыс. (43,4%), среднее профессиональное образование - 200,3 тыс. человек (25,7%).
Одной из проблем, влияющей на казахстанский рынок труда, является нелегальная трудовая миграция, прежде всего из государств СНГ. Многие казахстанские предприниматели охотно нанимают нелегальных трудовых мигрантов из-за дешевизны малоквалифицированной иностранной рабочей силы. Это влияет на занятость местного населения, которое сталкивается с недобросовестной конкуренцией, что приводит к расширению "теневого" сектора и незаконного найма.
Одной из причин бедности является низкий уровень заработной платы "работающих бедных", определяющийся большим количеством низкодоходных рабочих мест, неполной занятостью. Разница в заработной плате по видам экономической деятельности составляет 6-7 раз и в основном определяется существующими различиями между отраслями экономики по производительности труда и квалификации занятых.
Факторами, влияющими на бедность женщин, являются различия в занятости мужчин и женщин, в разрыве их оплаты труда, в конкурентоспособности на рынке труда. Женщины, как правило, работают в секторах с низкой оплатой труда (здравоохранение, образование, сфера социальных услуг, культура). В 1998 году средняя заработная плата женщин составляла 75,8% от зарплаты мужчин, в 1999 году - 67,6%, в 2000 году - 61,5%, в 2001 году - 58,7%. Эта тенденция сохраняется и в традиционно "женских" отраслях, поскольку и внутри сектора мужчины занимают должности с более высокой оплатой.
Наиболее остро стоит проблема занятости женщин в сельской местности и в малых городах. Третья часть безработных женщин проживает в сельской местности. Имеющая место при приеме на работу дискриминация по полу и возрасту усугубляет положение людей предпенсионного возраста, особенно женщин. Женщины чаще сталкиваются с проблемами при устройстве на работу в силу предпочтения работодателей нанимать работников-мужчин. Уровень безработицы в 2001 году среди мужчин составил 8,9%, среди женщин - 12,0%.
В целях улучшения ситуации на рынке труда необходимо принять следующие меры:
1) на республиканском уровне:
осуществлять мониторинг рынка труда в регионах с целью взаимного обмена рабочей силы;
принять меры по стимулированию работодателей в создании рабочих мест;
повышать квалификацию рабочей силы путем организации курсов профессиональной подготовки и переподготовки с учетом потребностей экономики;
принять меры по созданию системы мониторинга самозанятости населения;
2) на местном уровне:
продолжить меры по осуществлению активной политики на рынке труда;
ввести при уполномоченных органах по вопросам занятости мониторинг регионального рынка труда, в том числе с учетом длительно безработных;
совершенствовать информационный банк данных по вакансиям и регулярно проводить ярмарки вакансий, включая надомный труд;
уполномоченным органам по вопросам занятости оказывать услуги по консультированию безработных по вопросам их трудовых прав;
повысить роль социального партнерства в решении вопросов занятости, оплаты и условий труда.
В целях содействия занятости представителей целевых групп необходимо:
совершенствовать нормативную правовую базу по вопросам занятости;
разработать механизмы стимулирования работодателей по приему на работу инвалидов;
при создании новых рабочих мест учитывать спрос на рынке труда;
оказать помощь в развитии национальных художественных и других промыслов, особенно в сельской местности;
организовать совместными усилиями местных исполнительных органов, НПО международные тренинги по социальной адаптации, самоорганизации, активности.
Для устранения существующих недостатков и создания благоприятных условий развития малого предпринимательства необходимо:
реализовать Государственную программу развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2003-2005 годы;
обеспечить доступ бедных слоев населения к участию в малом бизнесе посредством обеспечения поддержки со стороны местных исполнительных органов;
усилить работу по созданию центров обучения основам ведения бизнеса и занятия предпринимательской деятельностью;
продолжить сегментацию простаивающих предприятий и малоэффективных производств с последующей передачей их в установленном порядке субъектам малого предпринимательства;
продолжить работу по созданию бизнес - инкубаторов, а также активизировать привлечение неправительственных организаций к данному процессу;
способствовать привлечению кредитных ресурсов в сферу малого предпринимательства;
разработать специальные меры помощи самозанятым в организации собственного дела.
В целях повышения эффективности общественных работ необходимо принять следующие меры:
совершенствовать систему организации общественных работ с учетом особенностей регионов, придав ей экономическую целесообразность;
организовывать в приоритетном порядке общественные работы, направленные на развитие инфраструктуры района, города, села;
не допускать задолженности по общественным работам;
активизировать организацию общественных работ в сельской местности;
совершенствовать механизм мониторинга участия бедных в общественных работах;
расширить виды общественных работ для наиболее уязвимых групп населения (одинокие многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, лица предпенсионного возраста за два года до выхода на пенсию, инвалиды).
В целях повышения действенности системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных необходимо принять следующие меры:
систематически осуществлять мониторинг потребностей областных, городских, районных рынков труда в рабочей силе;
совершенствовать систему профессиональной подготовки и переподготовки безработных с учетом потребностей местного рынка труда;
принять меры по сохранению и развитию материально-технической базы государственных учреждений начального профессионального образования;
поощрять сотрудничество организаций, профессиональных союзов, НПО с местными исполнительными органами, учебными заведениями, в целях оказания содействия в определении потребности, разработке и проведении подготовки и переподготовки безработных на местном уровне;
разработать методику средне- и долгосрочного прогнозирования тенденций изменения структуры спроса на рынке труда в целях регулирования подготовки рабочих и специалистов;
формировать новые формы и методы обучения, включающие наиболее эффективные образовательные программы обучения рыночному ведению хозяйства с обязательным обучением трудовому праву;
разработать специальные меры по обучению инвалидов;
создавать условия работникам села для повышения квалификации и получения ими новых профессий;
организовывать учебно-производственные курсы в малых городах в соответствии с потребностями рынка труда.
В целях создания действенной системы микрокредитования в стране необходимо:
принять Закон Республики Казахстан "О микрокредитных организациях";
обеспечить максимальную децентрализацию схем микрокредитования;