Занятость и безработица: зависимость от демографических и социальных показателей в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить проблему безработицы в Республике Казахстан, выяснить причину её образования и роста, найти пути решения проблем безработицы, выхода из кризисной ситуации на рынке труда в Республике.

Оглавление

Введение
1. Теория безработицы и занятости
1.1 Понятия «безработица» и «занятость»
1.2 Причины и типы безработицы
1.3 Последствия безработицы
2. Анализ безработицы и занятости в Республике Казахстан
2.1 Причины возникновения и роста безработицы в Республике Казахстан
2.2 Зависимость безработицы и занятости от демографических факторов
2.3 Основные индикаторы рынка труда в Республике Казахстан
2.4 Пути решения проблемы безработицы в Республике Казахстан
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 374.00 Кб (Скачать)

     Доля населения Казахстана, имеющая среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума, снизилась с 31,8% на начало реализации Программы до 28,4% в 2001 году. По материалам обследования занятости населения, проведенного Агентством Республики Казахстан по статистике, уровень безработицы за 2001 год составил 10,4% от экономически активного населения против 12,8% в 2000 году.

     Поэтому согласно плана мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Казахстан на 2002-2004 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2002 года N 470 Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан, министерства и агентства при технической помощи Азиатского Банка Развития и Программы Развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) была разработана Программа по снижению бедности в Республике Казахстан на 2003-2005 годы.

     Основные пути снижения бедности, заложенные в Программе, учитывают многоаспектность причин бедности населения и предполагают соответствующие подходы по ее снижению на основе международного опыта, который рассматривает решение проблемы бедности посредством обеспечения:

     экономического роста;

     занятости и снижения безработицы;

     адресности социальной помощи;

     доступности базового образования, первичной медицинской помощи, жилья, транспортной инфраструктуры и коммунальных услуг, включая питьевую воду;

     эффективности администрирования бюджетных программ;

     участия бедных в принятии государственных решений, повышения доступности информации.

     В Программе учитываются положения Декларации Всемирного Саммита по социальному развитию "Десятилетие ООН по искоренению бедности", принятой в марте 1995 года в городе Копенгагене, а также конвенций Международной Организации Труда в области труда, занятости, гендерного равенства.

     Для решения проблем бедности предполагается активное участие и взаимодействие всех институтов общества: государственных органов, профессиональных союзов, частного сектора и неправительственных организаций, включая объединения, представляющие бедное население.

     Рынок труда в Казахстане в последние годы характеризуется снижением уровня безработицы, продолжающимся перераспределением рабочей силы между секторами и отраслями экономики в пользу негосударственного сектора, ростом численности, работающих по найму.

     По материалам выборочного обследования населения по вопросам занятости уровень безработицы от экономически активного населения в 2001 году составил 10,4%, число безработных (лиц, которые не имели доходного занятия, активно его искали и были готовы приступить к нему) - 780,3 тыс. человек. Это меньше, чем в 2000 году на 126,1 тыс. человек или на 14%. В структуре безработных каждая вторая (56,7%) - женщина. Преобладающую часть безработных в 2001 году составили люди в возрасте от 15 до 39 лет, уровень молодежной безработицы (в возрасте от 15 до 24 лет) составил 19,1%.

     Усиливаются признаки длительной безработицы. В 2001 году в поисках работы свыше одного года находился каждый третий безработный. Уровень долгосрочной безработицы составил 7,6%. Усложняются квалификационные требования при трудоустройстве, что снижает возможность быть нанятыми для молодых людей без опыта работы и нужной квалификации.

     В условиях дефицита рабочих мест особенно обостряется проблема занятости инвалидов, имеющих наиболее низкий статус на рынке труда.

     На ситуацию на рынке труда оказывает влияние несоответствие структуры спроса и предложения рабочей силы по профессиям и квалификационным разрядам. Вследствие оттока населения наряду со снижением численности квалифицированной рабочей силы, особенно специалистов с высшим образованием и высококвалифицированных рабочих кадров, увеличивается число профессионально неподготовленных людей. Вместе с тем невостребованным остается потенциал безработных с высшим и средним профессиональным образованием по отдельным специальностям. Из числа безработных имеют высшее образование 100,4 тыс. человек (12,9%), среднее общее - 338,4 тыс. (43,4%), среднее профессиональное образование - 200,3 тыс. человек (25,7%).

     Одной из проблем, влияющей на казахстанский рынок труда, является нелегальная трудовая миграция, прежде всего из государств СНГ. Многие казахстанские предприниматели охотно нанимают нелегальных трудовых мигрантов из-за дешевизны малоквалифицированной иностранной рабочей силы. Это влияет на занятость местного населения, которое сталкивается с недобросовестной конкуренцией, что приводит к расширению "теневого" сектора и незаконного найма.

     Одной из причин бедности является низкий уровень заработной платы "работающих бедных", определяющийся большим количеством низкодоходных рабочих мест, неполной занятостью. Разница в заработной плате по видам экономической деятельности составляет 6-7 раз и в основном определяется существующими различиями между отраслями экономики по производительности труда и квалификации занятых.

     Факторами, влияющими на бедность женщин, являются различия в занятости мужчин и женщин, в разрыве их оплаты труда, в конкурентоспособности на рынке труда. Женщины, как правило, работают в секторах с низкой оплатой труда (здравоохранение, образование, сфера социальных услуг, культура). В 1998 году средняя заработная плата женщин составляла 75,8% от зарплаты мужчин, в 1999 году - 67,6%, в 2000 году - 61,5%, в 2001 году - 58,7%. Эта тенденция сохраняется и в традиционно "женских" отраслях, поскольку и внутри сектора мужчины занимают должности с более высокой оплатой.

     Наиболее остро стоит проблема занятости женщин в сельской местности и в малых городах. Третья часть безработных женщин проживает в сельской местности. Имеющая место при приеме на работу дискриминация по полу и возрасту усугубляет положение людей предпенсионного возраста, особенно женщин. Женщины чаще сталкиваются с проблемами при устройстве на работу в силу предпочтения работодателей нанимать работников-мужчин. Уровень безработицы в 2001 году среди мужчин составил 8,9%, среди женщин - 12,0%.

     В целях улучшения ситуации на рынке труда необходимо принять следующие меры:

     1) на республиканском уровне:

     осуществлять мониторинг рынка труда в регионах с целью взаимного обмена рабочей силы;

     принять меры по стимулированию работодателей в создании рабочих мест;

     повышать квалификацию рабочей силы путем организации курсов профессиональной подготовки и переподготовки с учетом потребностей экономики;

     принять меры по созданию системы мониторинга самозанятости населения;

     2) на местном уровне:

     продолжить меры по осуществлению активной политики на рынке труда;

     ввести при уполномоченных органах по вопросам занятости мониторинг регионального рынка труда, в том числе с учетом длительно безработных;

     совершенствовать информационный банк данных по вакансиям и регулярно проводить ярмарки вакансий, включая надомный труд;

     уполномоченным органам по вопросам занятости оказывать услуги по консультированию безработных по вопросам их трудовых прав;

     повысить роль социального партнерства в решении вопросов занятости, оплаты и условий труда.

     В целях содействия занятости представителей целевых групп необходимо:

     совершенствовать нормативную правовую базу по вопросам занятости;

     разработать механизмы стимулирования работодателей по приему на работу инвалидов;

     при создании новых рабочих мест учитывать спрос на рынке труда;

     оказать помощь в развитии национальных художественных и других промыслов, особенно в сельской местности;

     организовать совместными усилиями местных исполнительных органов, НПО международные тренинги по социальной адаптации, самоорганизации, активности.

     Для устранения существующих недостатков и создания благоприятных условий развития малого предпринимательства необходимо:

     реализовать Государственную программу развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2003-2005 годы;

     обеспечить доступ бедных слоев населения к участию в малом бизнесе посредством обеспечения поддержки со стороны местных исполнительных органов;

     усилить работу по созданию центров обучения основам ведения бизнеса и занятия предпринимательской деятельностью;

     продолжить сегментацию простаивающих предприятий и малоэффективных производств с последующей передачей их в установленном порядке субъектам малого предпринимательства;

     продолжить работу по созданию бизнес - инкубаторов, а также активизировать привлечение неправительственных организаций к данному процессу;

     способствовать привлечению кредитных ресурсов в сферу малого предпринимательства;

     разработать специальные меры помощи самозанятым в организации собственного дела.

     В целях повышения эффективности общественных работ необходимо принять следующие меры:

     совершенствовать систему организации общественных работ с учетом особенностей регионов, придав ей экономическую целесообразность;

     организовывать в приоритетном порядке общественные работы, направленные на развитие инфраструктуры района, города, села;

     не допускать задолженности по общественным работам;

     активизировать организацию общественных работ в сельской местности;

     совершенствовать механизм мониторинга участия бедных в общественных работах;

     расширить виды общественных работ для наиболее уязвимых групп населения (одинокие многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, лица предпенсионного возраста за два года до выхода на пенсию, инвалиды).

     В целях повышения действенности системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных необходимо принять следующие меры:

     систематически осуществлять мониторинг потребностей областных, городских, районных рынков труда в рабочей силе;

     совершенствовать систему профессиональной подготовки и переподготовки безработных с учетом потребностей местного рынка труда;

     принять меры по сохранению и развитию материально-технической базы государственных учреждений начального профессионального образования;

     поощрять сотрудничество организаций, профессиональных союзов, НПО с местными исполнительными органами, учебными заведениями, в целях оказания содействия в определении потребности, разработке и проведении подготовки и переподготовки безработных на местном уровне;

     разработать методику средне- и долгосрочного прогнозирования тенденций изменения структуры спроса на рынке труда в целях регулирования подготовки рабочих и специалистов;

     формировать новые формы и методы обучения, включающие наиболее эффективные образовательные программы обучения рыночному ведению хозяйства с обязательным обучением трудовому праву;

     разработать специальные меры по обучению инвалидов;

     создавать условия работникам села для повышения квалификации и получения ими новых профессий;

     организовывать учебно-производственные курсы в малых городах в соответствии с потребностями рынка труда.

     В целях создания действенной системы микрокредитования в стране необходимо:

     принять Закон Республики Казахстан "О микрокредитных организациях";

     обеспечить максимальную децентрализацию схем микрокредитования;

Информация о работе Занятость и безработица: зависимость от демографических и социальных показателей в РК