Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:00, курсовая работа
Цель исследования: исторический анализ и обобщение развития и реализации экономической политики в сфере питейных сборов Российской империи.
Объект исследования: история налогообложения в Российской империи.
Предмет исследования: история питейных сборов в Российской империи в период с XV по начало XX века.
Введение к работе
Актуальность темы исследования
Винные откупа
«Кабаки на откупе»
Развитие винных откупов при Елизавете Петровне
Развитие винных откупов при Екатерине II
Развитие винных откупов при Николае I
Акцизно-откупная система. Критика откупной системы
Ликвидация системы
Вывод
правительства ограничить права купечества на производство и торговлю
питиями.
О степени недовольства помещиков положением дел со сбытом вина и
об отношении к купеческому винокурению дают представление ряд запи-
сок дворян с предложениями, направленными в правительство, в которых
они призывали запретить купцам заниматься винокурением и подрядами
вина. Эти предложения стали поступать еще с конца 1730-х гг., а в начале
1750-х гг. к такому решению вопроса как средству преодоления конфликта
склонилось и правительство. Вначале, под нажимом помещиков-виноза-
водчиков Сенат в 1753 г. удовлетворил требования помещиков о предос-
тавлении им прав на продажу вина, разрешив им брать сборы в откупное
содержание, а затем, обсудив 14 января и 10 марта 1754 г. доношение Ка-
мер-коллегии и приложенные к нему ведомости о винокуренных заводах,
Сенат принял решение о подряде с 1755 г. вина, принадлежащего, в основ-
ном, помещикам и дворцовым ведомствам, и также о ликвидации в европей-
ской России, за исключением некоторых северных и восточных уездов, ку-
печеских винокуренных заводов. В начале 1755 г. были приняты также ре-
шения о ликвидации казенного винокурения. Осуществление этих мер при-
вело к установлению фактической монополии дворянства на винокурение.
Развитие Винных откупов при Екатерине II
Воцарение Екатерины II положило начало новому важному этапу в развитии винных откупов. Можно говорить о том, что при ней сложилась упорядоченная система винных откупов. В 1765 г. был принят Устав о винокурении, регулировавший не только производство, но и сбыт вина и спиртных напитков в Российской империи и их налогообложение через откупную систему.
По уставу право на винокурение окончательно закреплялось за дворя-
нами, становилось чисто дворянской привилегией: “Винокурить дозволя-
ется всем дворянам и их фамилиям, а прочим никому”. В уставе получили
дальнейшее развитие и отношения винных откупщиков с помещиками-
производителями вина и с государством. Продавать вино помещики-
винокуры имели право только откупщикам и казне. В уставе, в частности,
говорилось: “То винокурить им (помещикам ) для поставки на продажу
в питейные домы по договорам с откупщиками, или подрядам с ка-
зенными местами только, сколько кто куда подрядится”.
В уставе закреплялась государственная монополия на получение дохода
с виноторговли. В нем указывалось, что “от питейной продажи получае-
мый доход есть государственный и принадлежит только одной короне”. В
связи с этим откупщикам предписывался целый ряд строгих ограничений
по продаже алкогольных напитков. Они обязывались:
1) продавать их клейменными мерами, указными ценами;
2) в вино воды или чего другого не примешивать;
3) собранными деньгами не пользоваться;
4) корчемного вина, пива и меду не подвозить и в продажу не пускать;
5) не обмеривать;
6) в заклады ни на какие вещи или без денег питей не продавать, и в дома никуда безденежно не отпускать.
Питейная торговля рассматривалась государством как общее дело казны
и откупщиков. В манифесте Екатерины II от 1 августа 1766 г. прямо указы-
валось питейную продажу именовать и почитать казенною, говорилось,
что откупщикам поверяется сей казенный торг.
Необходимо отметить, что на время откупа винные откупщики получа-
ли исключительно привилегированное положение, в отдельных положени-
ях приближавшееся к статусу дворянства. Они считались коронными по-
веренными служителями, получали ценное по тому времени право, по-
добно дворянам, носить шпаги, освобождались от обязанности исполнять
выборные должности, дома их освобождались от постоя. Эти привилегии
не были отняты и тогда, когда откупа стали сдаваться во все более раз-
дробительном виде и дело доходило до того, что питейные дома отдава-
лись на откуп даже по одному.
В 1767г. Были изданы Кондиции, постановленные к заключению контрактов о содержании с 1767 г. впредь через 4 года на откупу питейных и прочих сборов, кроме Москвы и Петербурга, во всех губерниях. В Кондициях был закреп-
лен особый статус откупщиков и уточнен порядок заключения откупных
договоров. Откупщики стали именоваться “коронными поверенными”, то
есть особо доверенными лицами самой императрицы.
Условия заключения договоров с этого времени публиковались каждые
четыре года, за несколько месяцев до момента заключения контракта на
последующий 4-х летний срок действия откупа. Если появлялись еще же-
лающие взять откуп, то устраивались торги. В этом случае договор заклю-
чался с победителем торгов, гарантирующим уплату в казну наиболее вы-
сокой откупной суммы.
С 1 января 1771 г. указом Сената была введена в действие разработан-
ная Коммерц-коллегией типовая форма контракта на содержание питей-
ных сборов на откупе. Типовой договор включал 44 пункта. В качестве
источника сборов устанавливалась уплата посетителем кабака за приобре-
тение пития, продажная цена которого указанная в договоре на период
питейных сборов с 1771 по 1775 гг. составляла 3 руб. за ведро. Эта продаж-
ная цена (3 руб. за ведро) слагалась из его закупочной цены (85 коп. за вед-
ро) и государственной наценки (2,15 руб. за ведро). При этом откупщик
был обязан сдавать в казну стоимостную разницу между закупочной и про-
дажной ценой — 2,15 руб. с каждого ведра вина. В то же время за свою
деятельность откупщики официального жалованья не получали. Несмотря
на такую, казалось бы, не дающую откупщикам никакой выгоды раскладку,
они, однако, имели право согласно договору на получение финансовой вы-
годы. В пункте 4 формы контракта откупщику предоставлялось право по-
лучения финансовой выгоды по целому ряду оснований:
1. После досрочной продажи обусловленного договором годового коли-чества вина по цене 3 руб. за ведро откупщик имел право в оставшееся до конца года время продавать вино по собственной цене (свыше 3 руб.). Раз-ница шла в доход откупщика.
2. Если откупщик смог приобрести вино дешевле установленной госу-дарством закупочной цены (85 коп.), то разницу между закупочными цена-ми он также мог забирать себе.
3. В случае не обеспечения кабака вином по заключении контракта от-купщик мог закупать вино где угодно и продавать его по свободной цене.
4. Большие финансовые выгоды откупщику предоставляла продажа раз-личных водок. Под водкой в то время понималось простое (ординарное) полугарное вино (хлебное), облагороженное различными специями (тмин, мята, калган и др.). В этом случае продажная цена облагороженного вина возрастала вдвое (т. е. до 6 руб. за ведро). Откупщику разрешалось разницу между стоимостью водки (6 руб.) и вина (3 руб.) обращать в свою пользу.
5. Откупщик имел право продавать пиво и крепкие медовые напитки собственного производства.
6. Немалый доход откупщику обеспечивала и так называемая “харчевая продажа” (т. е. торговля закусками).
Это был далеко не полный перечень возможностей получения дохода,
которые обеспечивались законом.
Откупщику, кроме того, предоставлялось право выемки вина при обы-
ске корчемников, ввозивших вино недозволенно. Вино изымалось в при-
сутствии понятых и в дальнейшем реализовывалось через находившиеся в
распоряжении откупщика кабаки. Доходы от его продажи шли откупщику.
Откупщику, согласно условиям Кондиций, были подтверждены его
особые права и привилегии, которые были закреплены за ним ранее. Он
считался коронным поверенным. Сам он и члены его семьи, а также весь
обслуживающий персонал питейных домов на время действия откупа осво-
бождались от государственных повинностей. Во время несения откупных
обязанностей на откупщика, как коронного поверенного распространялась
особая юрисдикция. Об исключительности юридического статуса откуп-
щика особенно наглядно свидетельствует тот факт, что форма договора
обязывала откупщика на подведомственных ему кабаках иметь государст-
венный герб (двуглавого орла).
Наряду с этим, он нес за невыполнение откупного договора материаль-
ную ответственность, а в определенных случаях эту ответственность несли
его поручители, либо наследники1.
Отчет в форме ведомости о ежегодной откупной деятельности откуп-
щик подавал в Камер-коллегию Сената.
Следующим крупным законодательным актом, касающимся откупного дела, стал “Устав о вине”, подписанный Екатериной II 17 сентября 1781 г. Он содержал 130 статей. Большинство его положений были взяты из “Устава о винокурении” и “Формы контракта на содержание питейных сборов на откупе”. Устав законодательно оформил, произошедший в 1775 г. переход винных откупов в ведение Казенной палаты. Согласно уставу, на Казенную палату была возложена в полном объеме заготовка вина, предна-значенного для торговли в царских питейных домах.
В целом, можно говорить о том, что именно при Екатерине II оформи-
лась в полной мере система откупного законодательства, дававшая боль-
шие привилегии винным откупщикам. В области производства вина для
откупной продажи она была направлена на защиту интересов дворянства.
Дальнейшее развитие виннооткупного законодательства было вызвано
необходимостью увеличения доходов государства, испытывавшего посто-
янную нехватку средств, как вследствие общей отсталости российской эко-
номики, так и возрастания непроизводительных государственных расходов.
В этих условиях винные откупа становились одним из основных источни-
ков доходов казны. Об этом свидетельствуют и впечатляющие показатели
роста питейных доходов государства в течение второй половины XVIII в.:
Год | Доход государства от винных откупов, руб. |
1750 | 2 666 909 |
1767 | 5 085 064 |
1770 | 5 767 067 |
1771-1774 | 6 643 760 |
1775-1778 | 6 887 350 |
1779-1783 | 9 258 275 |
1793-1794 | 15 176 985 |
1795-1799 | 16 899 917 |
К концу периода правления Екатерины II питейный доход в пользу го-
сударства доходил, по некоторым подсчетам, до 19 млн руб. при общем до-
ходе бюджета 65 млн руб (т. е. 30,4% или немногим меньше ⅓ всех посту-
плений. )
Развитие Винных откупов при Николае I
В начале XIX в. положения откупного законодательства были на-
правлены на их распространение на те части Российской империи, которые
ранее не были им охвачены и на увеличение сборов с откупов. Однако дея-
тельность откупщиков вызывала все большее раздражение правительст-
венных чиновников. Министр финансов, граф Д.А. Гурьев возложил на от-
купщиков ответственность за финансовые проблемы страны. В 1817 г. он
заявлял: «Содержатели откупов, умножая свои прибыли за счет народа и
казны и мало-помалу соединяя в небольшом числе рук великие капиталы,
из сборщиков дохода превратились в распорядителей оного в свою поль-
зу». Он подверг резкой критике систему винных откупов: “Образ взима-
ния питейных сборов посредством откупов достиг той степени неустройст-
ва, который делает их более нетерпимыми”. Следствием этой критики бы-
ло издание 20 апреля 1817 г. “Устава о питейном сборе и учреждения для
управления питейного сбора в 29 великороссийских губерниях на основа-
нии Устава”. По новому закону винные откупа были ликвидированы. До
конца царствования Александра I питейные заведения и получение доходов
с них находилось в государственном управлении.
Однако доход казны от продажи алкогольных напитков стал резко сни-
жаться. Надежды правительства на введение административного управле-
ния в этой сфере не оправдывались. С вступлением на престол Николая I
правительство вновь обратилось к мысли о восстановлении откупной сис-
темы. Инициатором восстановления винных откупов явился министр фи-
нансов Е.Ф. Канкрин. Он возлагал вину за падение поступлений в казну от
питейных сборов на чиновников казенных палат, среди которых процвета-
ли взяточничество, злоупотребления и хищения. Кроме того, широко был
распространен контрабандный ввоз вина во внутренние губернии России из
так называемых “привилегированных” южных и западных губерний и Цар-
ства Польского, которые находились на особом положении. Винокуренное
производство облагалось в них гораздо меньшей пошлиной.
14 июля 1826 г. последовал указ Николая I Правительствующему Сена-
ту “О торгах на питейный откуп в 29 великороссийских губерниях”. На
основании указа сенат издал в тот же день приказ: “...Питейные сборы в 29
великороссийских губерниях, в казенном управлении состоящие, имеют
быть обращены в частное откупное содержание, с 1827 по 1831 год, на что