Винные откупа

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: исторический анализ и обобщение развития и реализации экономической политики в сфере питейных сборов Российской империи.
Объект исследования: история налогообложения в Российской империи.
Предмет исследования: история питейных сборов в Российской империи в период с XV по начало XX века.

Оглавление

 Введение к работе
 Актуальность темы исследования
 Винные откупа
 «Кабаки на откупе»
 Развитие винных откупов при Елизавете Петровне
 Развитие винных откупов при Екатерине II
 Развитие винных откупов при Николае I
 Акцизно-откупная система. Критика откупной системы
 Ликвидация системы
 Вывод

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 146.00 Кб (Скачать)
>все большее недовольство дворянства, которое настойчиво требовало от

правительства ограничить права купечества на производство и торговлю

питиями.

           О степени недовольства помещиков положением дел со сбытом вина и

об отношении к купеческому винокурению дают представление ряд запи-

сок дворян с предложениями, направленными в правительство, в которых

они призывали запретить купцам заниматься винокурением и подрядами

вина. Эти предложения стали поступать еще с конца 1730-х гг., а в начале

1750-х гг. к такому решению вопроса как средству преодоления конфликта

склонилось и правительство. Вначале, под нажимом помещиков-виноза-

водчиков Сенат в 1753 г. удовлетворил требования помещиков о предос-

тавлении им прав на продажу вина, разрешив им брать сборы в откупное

содержание, а затем, обсудив 14 января и 10 марта 1754 г. доношение Ка-

мер-коллегии и приложенные к нему ведомости о винокуренных заводах,

Сенат принял решение о подряде с 1755 г. вина, принадлежащего, в основ-

ном, помещикам и дворцовым ведомствам, и также о ликвидации в европей-

ской России, за исключением некоторых северных и восточных уездов, ку-

печеских винокуренных заводов. В начале 1755 г. были приняты также ре-

шения о ликвидации казенного винокурения. Осуществление этих мер при-

вело к установлению фактической монополии дворянства на винокурение.

 

 

 

 

Развитие Винных откупов при Екатерине II

 

            Воцарение Екатерины II положило начало новому важному этапу в развитии винных откупов. Можно говорить о том, что при ней сложилась упорядоченная система винных откупов. В 1765 г. был принят Устав о винокурении, регулировавший не только производство, но и сбыт вина и спиртных напитков в Российской империи и их налогообложение через откупную систему.

         По уставу право на винокурение окончательно закреплялось за дворя-

нами, становилось чисто дворянской привилегией: “Винокурить дозволя-

ется всем дворянам и их фамилиям, а прочим никому”. В уставе получили

дальнейшее развитие и отношения винных откупщиков с помещиками-

производителями вина и с государством. Продавать вино помещики-

винокуры имели право только откупщикам и казне. В уставе, в частности,

говорилось: “То винокурить им (помещикам ) для поставки на продажу

в питейные домы по договорам с откупщиками, или подрядам с ка-

зенными местами только, сколько кто куда подрядится”.

         В уставе закреплялась государственная монополия на получение дохода

с виноторговли. В нем указывалось, что  “от питейной продажи получае-

мый доход есть государственный и принадлежит только одной короне”. В

связи с этим откупщикам предписывался целый ряд строгих ограничений

по продаже алкогольных напитков. Они обязывались:

1)              продавать их клейменными мерами, указными ценами;

2)              в вино воды или чего другого не примешивать;

3)              собранными деньгами не пользоваться;

4)              корчемного вина, пива и меду не подвозить и в продажу не пускать;

5)              не обмеривать;

6)              в заклады ни на какие вещи или без денег питей не продавать, и в дома никуда безденежно не отпускать.

 

           Питейная торговля рассматривалась государством как общее дело казны

и откупщиков. В манифесте Екатерины II от 1 августа 1766 г. прямо указы-

валось питейную продажу именовать и почитать казенною, говорилось,

что откупщикам поверяется сей казенный торг.

            Необходимо отметить, что на время откупа винные откупщики получа-

ли исключительно привилегированное положение, в отдельных положени-

ях приближавшееся к статусу дворянства. Они считались коронными по-

веренными служителями, получали ценное по тому времени право, по-

добно дворянам, носить шпаги, освобождались от обязанности исполнять

выборные должности, дома их освобождались от постоя. Эти привилегии

не были отняты и тогда, когда откупа стали сдаваться во все более раз-

дробительном виде и дело доходило до того, что питейные дома отдава-

лись на откуп даже по одному.

       В 1767г. Были изданы Кондиции, постановленные к заключению контрактов о содержании с 1767 г. впредь через 4 года на откупу питейных и прочих сборов, кроме Москвы и Петербурга, во всех губерниях. В Кондициях был закреп-

лен особый статус откупщиков и уточнен порядок заключения откупных

договоров. Откупщики стали именоваться “коронными поверенными”, то

есть особо доверенными лицами самой императрицы.

         Условия заключения договоров с этого времени публиковались каждые

четыре года, за несколько месяцев до момента заключения контракта на

последующий 4-х летний срок действия откупа. Если появлялись еще же-

лающие взять откуп, то устраивались торги. В этом случае договор заклю-

чался с победителем торгов, гарантирующим уплату в казну наиболее вы-

сокой откупной суммы.

        С 1 января 1771 г. указом Сената была введена в действие разработан-

ная Коммерц-коллегией типовая форма контракта на содержание питей-

ных сборов на откупе. Типовой договор включал 44 пункта. В качестве

источника сборов устанавливалась уплата посетителем кабака за приобре-

тение пития, продажная цена которого указанная в договоре на период

питейных сборов с 1771 по 1775 гг. составляла 3 руб. за ведро. Эта продаж-

ная цена (3 руб. за ведро) слагалась из его закупочной цены (85 коп. за вед-

ро) и государственной наценки (2,15 руб. за ведро). При этом откупщик

был обязан сдавать в казну стоимостную разницу между закупочной и про-

дажной ценой — 2,15 руб. с каждого ведра вина. В то же время за свою

деятельность откупщики официального жалованья не получали. Несмотря

на такую, казалось бы, не дающую откупщикам никакой выгоды раскладку,

они, однако, имели право согласно договору на получение финансовой вы-

годы. В пункте 4 формы контракта откупщику предоставлялось право по-

лучения финансовой выгоды по целому ряду оснований:

 

1.              После досрочной продажи обусловленного договором годового коли-чества вина по цене 3 руб. за ведро откупщик имел право в оставшееся до конца года время продавать вино по собственной цене (свыше 3 руб.). Раз-ница шла в доход откупщика.

2.              Если откупщик смог приобрести вино дешевле установленной госу-дарством закупочной цены (85 коп.), то разницу между закупочными цена-ми он также мог забирать себе.

3.              В случае не обеспечения кабака вином по заключении контракта от-купщик мог закупать вино где угодно и продавать его по свободной цене.

4.              Большие финансовые выгоды откупщику предоставляла продажа раз-личных водок. Под водкой в то время понималось простое (ординарное) полугарное вино (хлебное), облагороженное различными специями (тмин, мята, калган и др.). В этом случае продажная цена облагороженного вина возрастала вдвое (т. е. до 6 руб. за ведро). Откупщику разрешалось разницу между стоимостью водки (6 руб.) и вина (3 руб.) обращать в свою пользу.

5.              Откупщик имел право продавать пиво и крепкие медовые напитки собственного производства.

6.              Немалый доход откупщику обеспечивала и так называемая “харчевая продажа” (т. е. торговля закусками).

 

               Это был далеко не полный перечень возможностей получения дохода,

которые обеспечивались законом.

             Откупщику, кроме того, предоставлялось право выемки вина при обы-

ске корчемников, ввозивших вино недозволенно. Вино изымалось в при-

сутствии понятых и в дальнейшем реализовывалось через находившиеся в

распоряжении откупщика кабаки. Доходы от его продажи шли откупщику.

Откупщику, согласно условиям Кондиций, были подтверждены его

особые права и привилегии, которые были закреплены за ним ранее. Он

считался коронным поверенным. Сам он и члены его семьи, а также весь

обслуживающий персонал питейных домов на время действия откупа осво-

бождались от государственных повинностей. Во время несения откупных

обязанностей на откупщика, как коронного поверенного распространялась

особая юрисдикция. Об исключительности юридического статуса откуп-

щика особенно наглядно свидетельствует тот факт, что форма договора

обязывала откупщика на подведомственных ему кабаках иметь государст-

венный герб (двуглавого орла).

          Наряду с этим, он нес за невыполнение откупного договора материаль-

ную ответственность, а в определенных случаях эту ответственность несли

его поручители, либо наследники1.

         Отчет в форме ведомости о ежегодной откупной деятельности откуп-

щик подавал в Камер-коллегию Сената.

        Следующим крупным законодательным актом, касающимся откупного дела, стал “Устав о вине”, подписанный Екатериной II 17 сентября 1781 г. Он содержал 130 статей. Большинство его положений были взяты из “Устава о винокурении” и “Формы контракта на содержание питейных сборов на откупе”. Устав законодательно оформил, произошедший в 1775 г. переход винных откупов в ведение Казенной палаты. Согласно уставу, на Казенную палату была возложена в полном объеме заготовка вина, предна-значенного  для торговли в царских питейных домах.

           В целом, можно говорить о том, что именно при Екатерине II оформи-

лась в полной мере система откупного законодательства, дававшая боль-

шие привилегии винным откупщикам. В области производства вина для

откупной продажи она была направлена на защиту интересов дворянства.

Дальнейшее развитие виннооткупного законодательства было вызвано

необходимостью увеличения доходов государства, испытывавшего посто-

янную нехватку средств, как вследствие общей отсталости российской эко-

номики, так и возрастания непроизводительных государственных расходов.

В этих условиях винные откупа становились одним из основных источни-

ков доходов казны. Об этом свидетельствуют и впечатляющие показатели

роста питейных доходов государства в течение второй половины XVIII в.: 

 

Год

Доход государства от винных откупов, руб.

1750

2 666 909

1767

5 085 064

1770

5 767 067

1771-1774

6 643 760

1775-1778

6 887 350

1779-1783

9 258 275

1793-1794

15 176 985

1795-1799

16 899 917

 

        К концу периода правления Екатерины II питейный доход в пользу го-

сударства доходил, по некоторым подсчетам, до 19 млн руб. при общем до-

ходе бюджета 65 млн руб (т. е. 30,4% или немногим меньше ⅓ всех посту-

плений. )

 

 

 

Развитие Винных откупов при Николае I

 

        В начале XIX в. положения откупного законодательства были на-

правлены на их распространение на те части Российской империи, которые

ранее не были им охвачены и на увеличение сборов с откупов. Однако дея-

тельность откупщиков вызывала все большее раздражение правительст-

венных чиновников. Министр финансов, граф Д.А. Гурьев возложил на от-

купщиков ответственность за финансовые проблемы страны. В 1817 г. он

заявлял: «Содержатели откупов, умножая свои прибыли за счет народа и

казны и мало-помалу соединяя в небольшом числе рук великие капиталы,

из сборщиков дохода превратились в распорядителей оного в свою поль-

зу». Он подверг резкой критике систему винных откупов: “Образ взима-

ния питейных сборов посредством откупов достиг той степени неустройст-

ва, который делает их более нетерпимыми”. Следствием этой критики бы-

ло издание 20 апреля 1817 г. “Устава о питейном сборе и учреждения для

управления питейного сбора в 29 великороссийских губерниях на основа-

нии Устава”. По новому закону винные откупа были ликвидированы. До

конца царствования Александра I питейные заведения и получение доходов

с них находилось в государственном управлении.

 

         Однако доход казны от продажи алкогольных напитков стал резко сни-

жаться. Надежды правительства на введение административного управле-

ния в этой сфере не оправдывались. С вступлением на престол Николая I

правительство вновь обратилось к мысли о восстановлении откупной сис-

темы. Инициатором восстановления винных откупов явился министр фи-

нансов Е.Ф. Канкрин. Он возлагал вину за падение поступлений в казну от

питейных сборов на чиновников казенных палат, среди которых процвета-

ли взяточничество, злоупотребления и хищения. Кроме того, широко был

распространен контрабандный ввоз вина во внутренние губернии России из

так называемых “привилегированных” южных и западных губерний и Цар-

ства Польского, которые находились на особом положении. Винокуренное

производство облагалось в них гораздо меньшей пошлиной.

         14 июля 1826 г. последовал указ Николая I Правительствующему Сена-

ту “О торгах на питейный откуп в 29 великороссийских губерниях”. На

основании указа сенат издал в тот же день приказ: “...Питейные сборы в 29

великороссийских губерниях, в казенном управлении состоящие, имеют

быть обращены в частное откупное содержание, с 1827 по 1831 год, на что

Информация о работе Винные откупа