Теоретические основы себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Проанализировать затраты на производство и реализацию продукции и разработать пути снижения себестоимости – вот основная цель данной работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
 рассмотреть теоретические основы себестоимости продукции;
 ознакомиться с организационно-экономической характеристикой предприятия;
 рассчитать и проанализировать себестоимость продукции;
 изучить структуру затрат на производство и реализацию продукции;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы себестоимости продукции. 5
1.1. Понятие себестоимости продукции. 5
1.2. Классификация и виды затрат на производство. 6
1.2. Пути снижения себестоимости продукции. . 12
2. Организационно-экономическая характеристика
предприятия 17
2.1. История развития предприятия 16
2.2. Организационная структура управления 19
2.3. Качество выпускаемой продукции. . 23
2.4. Внешняя среда организации 24
3. Анализ себестоимости продукции ОАО «Силикат» и
пути ее снижения 27
3.1. Анализ общей суммы затрат на производство продукции 27
3.2. Анализ затрат на рубль товарной продукции 31
3.3. Анализ затрат по статьям калькуляции 34
4. Резервы снижения себестоимости продукции
ОАО «Силикат». . 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 44
ЛИТЕРАТУРА. 46

Файлы: 1 файл

Курсовая по Экономическому анализу.doc

— 371.50 Кб (Скачать)

Территориально ОАО "Силикат" расположено в п.Стрижи Оричевского района Кировской области. Удаленность от областного центра - города Кирова - 30 км.

Наиболее развитыми отраслями в регионе являются машиностроение и металлообработка, легкая, пищевая, лесная и деревообрабатывающая промышленность.

Общая характеристика региона с точки зрения производства и продаж лицевого кирпича:

      наличие значительного количества покупателей продукции в регионе;

      выгодное географическое расположение - нахождение на пересечении главных транспортных магистралей России - крупный железнодорожный узел Горьковской железной дороги;

      надежные источники энергии и водоснабжения;

      наличие в регионе месторождений качественного сырья, пригодного для производства лицевого кирпича;

      отсутствие серьезных конкурентов-производителей в регионе и близлежащих северных регионах.

На сегодняшний день ОАО «Силикат» занимает доминирующее положение в отрасли строительных материалов в Кировской области, занимая практически монопольное положение на рынке силикатного кирпича, имея долю около 93%.

Поэтому спрос на продукцию является неэластичным, т.к. даже при малейшем изменении цены продукции (снижении или повышении), покупатель все равно будет приобретать товар на рынке. Предприятие – монополист сам устанавливает цены на продукцию независимо от спроса или предложения  и обычно максимально высокие, но рост цен ограничен платежеспособностью покупателей. ОАО «Силикат» применяет иную политику. Увеличивая объем производства, предприятие снижает цену, чтобы сделать продукцию доступной для большего количества покупателей. Организация идет на снижение цен, так как общая величина прибыли при этом растет.

Размер прибыли в значительной степени определяет результаты деятельности предприятия. Увеличение суммы прибыли влечет возможность приобретения новых, более эффективных и экономически целесообразных для производства технологий. Применение данных технологий приведет к повышению качества продукции и снижению затрат на их производство.

Крупнейшими покупателями продукции являются следующие строительные компании, которые имеют договоры на поставку продукции (таблица 5).

Таблица 5 - Основные покупатели продукции ОАО «Силикат»

Наименование покупателя

Объем продукции по договору, тыс. шт.

Уд. Вес,%

ОАО «КЧУС+К»

8 520

30,0

ОАО «Кировский ССК»

6 600

23,2

Наименование покупателя

Объем продукции по договору, тыс. шт.

Уд. Вес,%

ЗАО МЖК «Родина»

2 63

9,3

ОАО  «Кировэнергоспецремонт»

2 400

8,4

ОАО «Кировспецмонтаж»

5 840

20,6

ООО ПСП «Энергострой»

2 425

8,5

Итого:

28 417

100


 

Из таблицы 5 видно, что наиболее крупными покупателями продукции ОАО «Силикат» являются ОАО «КЧУС+К», ОАО «Кировский ССК» и ОАО «Кировспецмонтаж», занимая в общем составе 30 %, 23,2 %, 20,6 % соответственно.

Общий объем заключенных договоров составляет более 70 млн. шт. в 2005 году. Производство продукции  высокого качества и по более доступным ценам позволило предприятию расширить рынок как за счет покупателей в Кировской области, так и за ее пределами.


3. Анализ себестоимости продукции ОАО «Силикат» и пути ее снижения

3.1. Анализ общей суммы затрат на производство продукции

Себестоимость – это основной ценообразующий и прибылеобразующий фактор, поэтому анализ себестоимости позволяет, с одной стороны, дать обобщающую оценку эффективности использования ресурсов, с другой – определить резервы увеличения прибыли и снижения цены единицы продукции.

Величина сметных затрат на производство – наиболее общий показатель, который отражает всю сумму расходов предприятия по его производственной деятельности в разрезе экономических элементов. В ней отражены, во-первых, все расходы основного и вспомогательного производства, связанные с выпуском товарной и валовой продукции; во-вторых, затраты на работы и услуги непромышленного характера (такие как строительно-монтажные работы, научно-исследовательские); в-третьих, затраты на освоение производства новых изделий. Эти расходы образуют себестоимость продукции и группируются по элементам затрат.

Изучение структуры затрат на производство и ее изменения за отчетный период по отдельным элементам является важнейшим этапом анализа себестоимости продукции с целью изыскания путей и источников снижения затрат и увеличения прибыли.

Для этого воспользуемся таблицей 6.


Таблица 6 - Затраты на производство продукции ОАО «Силикат»

Элемент затрат

2004 г 

2005 г 

2006 г 

Абс.откл. 2006 г к 2004 г.

Относит.

откл. 2006 г. к 2004г., %

Сумма, тыс.руб

Уд. вес,         %

Сумма, тыс.руб

Уд. вес,         %

Сумма, тыс.руб

Уд. вес,         %

Материальные затраты

69707

47,3

150881

49,0

234093

49,4

164386

2,1

Затраты на оплату труда

37389

25,4

86095

28

144100

30,4

106711

5,0

Отчисления на социальные  нужды

9569

6,5

20484

6,7

34074

7,2

24505

0,7

Амортизация основных средств

7512

5,1

10926

3,6

17043

3,6

9531

-1,5

Прочие

23115

15,7

39259

12,7

44562

9,4

21447

-6,3

Полная себестоимость

147292

100

307645

100

473872

100

326580

-

 

Из таблицы 6 видно, что на протяжении трех анализируемых лет наибольшую долю в структуре затрат занимают материальные затраты. В 2006 году они составили 234 093 тыс.руб., что на 164 386 тыс.руб. больше по сравнению с 2004 годом. Увеличение доли материальных ресурсов в общей сумме затрат по сравнению с 2004 годом на 2,1 % вызвано ростом расходов на приобретаемые сырье и материалы, что, в свою очередь, связано с увеличением объема выпускаемой продукции, а также с ростом цен и тарифов на сырье, материалы, топливо, энергию.

Значительный рост затрат на оплату труда свидетельствует о росте численности основных рабочих и рабочих категории специалисты и служащие, а также  повышении уровня заработной платы. Таким образом, к 2006 году затраты на оплату труда составляют практическую одну треть от общей суммы расходов. В результате увеличивается доля отчислений на социальные нужды.

За анализируемый период наблюдается тенденция к снижению удельного веса амортизационных отчислений в полной себестоимости продукции. Снижение доли амортизации говорит о снижении фондоотдачи. В 2005 году сумма амортизационных отчислений в структуре затрат ниже, чем в 2004 г. на 1,6 %. Это связано с физическим износом сооружений и передаточных устройств, а также высвобождением значительной части машин и оборудования производственного назначения. В 2006 году удельный вес амортизационных отчислений не изменился по сравнению с 2005 г. и составил 17 043 тыс.руб., что на 6 117 тыс.руб. больше абсолютного показателя 2005г.

Прочие затраты в 2006 году составили 44 562 тыс.руб, их удельный вес на 6,3 % меньше, чем в 2004 году. Большая доля затрат приходится на 2004 год (15,7 %). Их рост в абсолютном выражении обусловлен увеличением расходов на содержание, ремонт и эксплуатацию зданий и сооружений производственного назначения, расходов связанных с уплатой налогов, оплатой услуг банков.

На предприятии преобладают два основных вида деятельности: лесозаготовительная и производство строительных материалов. В связи с этим выделяют две отрасли: трудоемкую и материалоемкую. Производство строительных материалов относится к материалоемкой отрасли, где доля машинных операций в процессе производства преобладает над ручным трудом. Тип производства – серийный. Характеризуется изготовлением довольно большой, но ограниченной номенклатуры изделий.

Изучение затрат по элементам за три года позволяет сделать вывод о расширении производства как следствие повышения материальных затрат и затрат на оплату труда (при условии соответственного увеличения выпуска продукции).


3.2.  Анализ затрат на рубль товарной продукции

Важный обобщающий показатель себестоимости продукции – это затраты на рубль товарной продукции, который выгоден тем, что, во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства, и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Определяется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах.

Для анализа себестоимости необходимо выявить уровень затрат на рубль товарной продукции и сравнить полученные результаты с предыдущими периодами. Для этого воспользуемся таблицей 7.

 

Таблица 7 - Анализ затрат на рубль товарной продукции ОАО «Силикат»

Показатель

2004 г 

2005 г 

2006 г 

Абс.откл.

2006 г к 2004 г

Валовая выручка, тыс. руб.

178115

341913

525605

347490

Себестоимость реализованной продукции, тыс.руб.

147292

307645

473872

326580

Затраты на рубль товарной продукции, руб.

0,83

0,90

0,90

0,07

 

Таблица 7 показывает, что предприятие работает неэффективно. Цена продукции в основном состоит из затрат на ее производство. Наиболее высокие затраты на рубль товарной продукции наблюдались в 2005 и 2006 г.г., когда на получение одного рубля выручки предприятие затрачивало 90 коп. и получало при этом 10 коп. прибыли.

Наименьших затрат предприятие достигло в 2004 г. – 0,83 руб.

Таким образом, деятельность предприятия в 2006 году характеризуется ростом затрат на рубль товарной продукции, и, соответственно снижением прибыли. По сравнению с 2004 г. затраты превышают на 0,07 руб.

Затраты на рубль товарной продукции непосредственно зависят от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукции. На общую сумму затрат оказывают влияние объем производства продукции, ее структура, изменение прямых и косвенных затрат, которые в свою очередь могут увеличиваться или уменьшаться за счет уровня ресурсоемкости продукции и цен на потребленные ресурсы.

Рассмотрим влияние лесозаготовительной деятельности и деятельности по производству строительных материалов на финансовые результаты (таблица 8).

Таблица 8 - Анализ затрат на рубль товарной продукции предприятия в разрезе его хозяйственной деятельности

Показатель

2005 год

2006 год

 

 

Кирпич силикатный

Пиломатериал

Всего

Кирпич силикатный

Пиломатериал

Всего

Абс.откл.кирпич силикатный

Абс.откл.пиломатериал

2006 г к 2005 г

2006 г к 2005 г

Выручка, тыс. руб.

243442

98471

341913

332182

193423

525605

88740

94952

Себестоимость реализованной продукции, тыс.руб.

217197

90448

307645

302190

171682

473872

84993

81234

Затраты на рубль товарной продукции, руб.

0,89

0,92

0,90

0,91

0,89

0,90

0,02

-0,03

Информация о работе Теоретические основы себестоимости продукции