Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:00, контрольная работа
В современных условиях наиболее распространенной формой организации крупного предпринимательства является корпорация. Корпорация представляет собой совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права - юридическое лицо.
Хотя корпорации как таковые возникли еще в средние века, в современном значении это понятие, как правило, обозначает оптимальную форму крупномасштабного производства товаров и услуг в условиях рыночной экономики.
- рыночная демографическая статистика;
- рыночные исследования и разработка новых товаров и рынков;
- предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов;
- эффективный сбыт и продвижение товара;
- прибыль.
В результате существования внутренней и внешней сред, из которых поступает информация, необходимая для функционирования компании и управления ею, предприниматели сталкиваются с таким феноменом, как ассиметричность информации, обусловленная самим принципом противопоставления внутренней и внешней сред. С одной стороны, владение достоверной и полной информацией дает возможность организации контролировать параметры внутренней среды, с другой - ее недостаток позволяет лишь учитывать параметры внешней среды.
«После приведения внутренних возможностей в соответствие с внешними угрозами руководство корпорации готово к выбору соответствующей стратегической альтернативы. Следует отметить основные направления развития корпорации, которые должны быть ориентирами для менеджеров:
- обеспечение рационального производственного цикла;
- изучение конъюнктуры рынка, прогнозирование сбыта продукции;
- налаживание хозяйственных связей с потенциальными поставщиками и клиентами;
- поддержка качества портфеля инвестиций;
- выбор оптимальной структуры управления корпорацией;
- качественное стратегическое и оперативное планирование;
- повышение стоимости корпорации, а также увеличение чистого дохода, при этом важно не повышать риски, которые сопровождают каждую сделку».
Многообразие видов корпораций позволяет наиболее полно использовать их преимущества. В Гражданском кодексе РФ указаны закрытые и открытые АО. Однако различия между большинством из них несущественны. Следовало бы относить к ОАО лишь те корпорации, которые зарегистрировали первичное размещение своих акций и хранят их в специальном депозитарии. В зарубежной практике кроме ЗАО (close corporation) и ОАО действуют S-corporation - объединение капиталов физических лиц, имеющее налоговые льготы. В основе этой классификации - организационно-правовая форма.
По содержанию деятельности выделяются инвестиционные и производственные корпорации. Инвестиционные ИБГ -многопрофильные финансовые холдинги, которые не производят товары и услуги для внешних покупателей, а лишь покупают и продают активы, контролируют движение и доходность капиталов, управляют финансовыми рисками, подбирают руководителей входящих в холдинг корпораций и определяют их стратегию, организуют эмиссию и оборот ценных бумаг. Почти все эти ИБГ зарегистрированы за рубежом и представляют собой конгломераты - объединения компаний самых различных отраслей, связанные лишь единством собственности и финансового управления. Так, ИБГ `Ренова` владеет активами в металлургии, нефтяной, горнодобывающей, пищевой, химической промышленности, энергетике, ЖКХ. `Интеррос` наряду с Норильским комплексом включает холдинг `Профмедиа` (телеканал, радиостанции, издательства, электронная информация, развлечения). АФК `Система`, наряду с телекоммуникациями, разработкой и производством электронной техники, принадлежат строительные, девелоперские, туристские, нефтяные компании, Пермский машиностроительный холдинг.
Производственные корпорации (в `Базовом элементе` - Русский алюминий, Автопром, Ингосстрах, Главмосстрой, `Кабельные сети` и др.) организуют маркетинг, разработки, производство и сбыт товаров и услуг на определенном сегменте рынка, самостоятельно выходят на фондовый рынок. В их составе нередко создаются дочерние корпорации базового уровня (например, Саянский и Красноярский алюминиевые комбинаты), которые осуществляют оперативное управление производством в рамках общей стратегии.
По форме собственности выделяются государственные, публичные и семейные корпорации. Радикальные либеральные экономисты резко возражают против создания государственных корпораций, которые якобы мешают `невидимой руке рынка`. Между тем, именно такая корпорация была создана в Сингапуре, который даже суперлибералы считают образцом рыночности и эффективного участия в глобализации, по инициативе его многолетнего руководителя Ли Куан Ю. Она не занималась производством товаров, но содействовала планомерности (сознательно поддерживаемой пропорциональности) развития экономики, что позволило Сингапуру выйти на одно из первых мест в мире (в 2007 г. - 2-е) по ее конкурентоспособности.
В России в 2007 г. создана авиастроительная корпорация, объединившая 11 заводов, ряд КБ, лизинговые компании, учебные центры и т.д. Она представляет собой холдинг с доминирующим пакетом у государства, который определяет стратегию развития производственных корпораций `Сухой`, МИГ и др. Холдинг построен как горизонтально, а не вертикально интегрированная компания, т.е. не включает производителей моторов, авионики и т.д. По такому же принципу построена Объединенная судостроительная корпорация, включающая три группы верфей - на Северо-Западе, Севере и на Дальнем Востоке. Государственные корпорации действуют в атомном комплексе (`Атомэнергомаш`), титановой отрасли, специальной металлургии. После возвращения незаконно выведенных активов государство вернуло себе контрольный пакет `Газпрома` - крупнейшей корпорации Центральной и Восточной Европы.
Первоначально некоторые государственные корпорации, особенно в оборонно-промышленном комплексе и инфраструктуре (РАО `Железные дороги`, `Пулково`) создаются на базе федеральных ГУП со 100% государственным участием. Затем часть акций продается, в т.ч. широкому кругу мелких инвесторов (`народное размещение`) для финансирования обновления производства. Так поступил в 2006-2007 гг. Внешторгбанк, доля государства в котором сокращается с 99,9% до контрольного пакета. При этом 10-20% акций, в т.ч. в стратегических отраслях (производство вооружений, военной техники, специальных сталей и сплавов, авиакосмическая индустрия, естественные монополии, атомная энергетика, месторождения на шельфе, с запасами нефти более 70 млн. т. и газа более 50 млрд. куб. м., использование возбудителей инфекционных заболеваний и средств активного воздействия на геофизические и гидрометеорологические процессы), где контрольный пакет не может принадлежать нерезидентам.
Государственные корпорации должны действовать на конкурентных рыночных основах, содействуя развитию частного бизнеса, в т.ч. малого и среднего. Этому способствует новый порядок конкурсного распределения госзаказа.
Публичные корпорации принадлежат большому числу акционеров, ни один из которых не имеет контрольного пакета. Так, у владельца самого большого пакета в `Дженерал Моторс` К. Керкоряна всего 7% акций. Акциями публичной корпорации владеют сотни тысяч физических лиц, что позволяет превратить их сбережения в инвестиции. Для этих компаний особую роль играет общественная оценка их социальной ответственности. Акции `Роснефти` в 2006-2007 гг. купили более 115 тыс. частных инвесторов (около 28% из них - пенсионеры, около 12% - преподаватели и научные работники, более 10% - служащие, домохозяйки, студенты). По такому же пути идет `Внешторгбанк`, Сбербанк, Газпром, Татнефть. Однако, в целом доля публичных корпораций в их общей выручке составляет в России примерно ¼, а в США и ряде других стран - 4/5.
Семейные корпорации Рокфеллеров, Форда, Моргана, Ротшильдов, Сименсов, Байеров, Пежо, Тойота, Аньели сыграли особую роль в создании конкурентоспособной экономики США, ФРГ, Франции, Италии, Японии, Семейные компании Миттал и Тата из Индии лидируют в черной металлургии, в последние годы они приобрели такие гиганты как Криворожский комбинат (Украина), Arcelor (Люксембург), Corus (Англия). В мебельной промышленности и торговле лидирует IKEA. В 2002-2006 гг. по данным Credit Suisse капитализация семейных корпораций, росла на 8%, а в технологическом секторе - на 44,5% в год - быстрее, чем у публичных. Однако за рубежом уже почти не осталось компаний, которые на 100% (как `Базовый элемент` О.Дерипаске) или в преобладающей части (как АФК `Система` В.Евтушеннову, ГТК `Норильский никель` В.Потанину, `Северсталь-групп` - А.Мордашову, группа Новолипецкий металлургический комбинат - В.Лисину, `Ренова` - В.Вексельбергу и т.д.) принадлежали бы одному человеку.
По характеру специализации корпорации делятся на горизонтально и вертикально интегрированные. В России преобладают вертикально интегрированные компании, которые включили в свой состав как поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, так и торговые, транспортные, финансовые фирмы. Это уменьшает риск срыва поставок, нарушения контрактов, завышения цен, но в то же время не позволяет полностью использовать преимущества глобализации, выбирая на основе конкурса лучшего поставщика, транспортировщика, дистрибьютора. Вертикально интегрированные нефтяные корпорации, которым принадлежат нефтеперегонные заводы (НПЗ), трубопроводы и АЗС, стали монополистами во многих регионах России, что позволяет им завышать цены на бензин.
В странах, где точное исполнение контрактов обеспечивается развитым законодательством, независимой судебной системой и деловой этикой, слияния и поглощения идут в основном по горизонтали. Нефтяные корпорации продают НПЗ, АЗС и т.д., пользуются услугами специализированных буровых, ремонтных и сбытовых фирм. В России `Лукойл` также продал свое буровое подразделение, танкерный флот и т.д. Однако, многие корпорации владеют непрофильными активами - морскими портами, телестанциями, газетами, футбольными командами и т.д.
По масштабу деятельности выделяются локальные, национальные и транснациональные корпорации (ТНК). По оценке Boston Consulting Group в России в 2007 г. действовало 7 ТНК - Газпром, Лукойл, РусАл, Северсталь, Норникель, Вымпелком и МТС. В Бразилии таких ТНК 12, в Индии - 21, в Китае - 44, в США, ЕС и Японии - по нескольку сотен. В последние годы российские корпорации все более активно приобретают активы в ближнем и дальнем зарубежье. Это позволяет выйти на новые рынки, получить передовые технологии, обойти таможенные барьеры.
Особое значение имеет создание стратегических альянсов - цепочек создания стоимости на базе совместных инновационно-инвестиционных проектов, позволяющих разделить риски, но не требующих объединения основных активов и создания громоздких управленческих структур. Так, соглашение о стратегическом партнерстве группы ГАЗ, корпораций `Русские машины` и Magna International Europe AG предусматривает совместную разработку дизайна, инжиниринг, подготовку выпуска, производство и логистику автокомпонентов (приборные панели, панели кузова, модули интерьера и эктерьера, пластиковые детали, оснастка и штампы). Сборка кузовных узлов и деталей в Нижнем Новгороде остается самостоятельным бизнесом.
Альянсы, в которые вступают даже злейшие конкуренты, представляют качественно новую форму корпоративных отношений. Они позволяют планомерно осуществлять прорывы в технологии (плазменные панели, транспортировка сжиженного газа, двигатели на альтернативном и водородном топливе и т.д.) и преобразование пропорций в экономике.
1.2. Нормативное регулирование функций корпоративных структур РФ (антимонопольный закон)
Предпринимательство в целом не имеет какого-либо механизма саморегулирования, который позволял бы ему успешно функционировать и проявлять социальную жизнеспособность. Это не под силу даже корпоративной экономике. Она не может самостоятельно создать такую структуру подчиненности, в которой многочисленные и разнообразные процессы удерживались бы в рациональных рамках. Дело в том, что механизм, предназначенный для одного сектора экономики, не может обеспечить функционирование экономики в целом. Отсюда потребность в системе государственных средств управления, поддерживающих всю систему бизнеса.
Согласно законодательству Российской Федерации государство само может иметь в собственности предприятия, которые называются унитарными, и заниматься предпринимательской деятельностью. Управление этими предприятиями возлагается на исполнительные органы Российской Федерации либо на исполнительные органы ее субъектов. Доля государственной собственности пока еще довольно велика и ее дальнейшее уменьшение является первоочередной задачей на современном этапе. Владея предприятиями, государство само же и контролирует их деятельность. Однако в своем деле нельзя быть судьей. Именно это приводит к неэффективности государственной формы собственности. И тем не менее приходится констатировать, что одним из основных видов контроля за бизнесом остается пока владение предприятиями и организация их деятельности. Унитарные предприятия доминируют на транспорте, в энергетике, в добывающей промышленности, в сфере информатики, связи, космоса, обороны и т. п.
Другой вид прямого контроля государства за бизнесом – контроль за размещением и строительством предприятий. Отличительной чертой производственного строительства является то, что его продукция (здания, сооружения) неподвижна и используется в основном там, где и производится. В сфере бизнеса действует механизм саморегулирования, и если бизнесменом допущена ошибка в размещении своего производства, она будет в конечном счете исправлена: продукция предприятия не найдет спроса и оно обанкротится. Но жертв как со стороны предпринимателей, так и со стороны людей, вовлекаемых ими в производство, можно избежать при условии, что государственные органы, располагающие большей, чем бизнесмены, информацией, будут контролировать размещение предприятий. Это позволит государству одновременно осуществлять структурную политику, регулировать территориальные пропорции, заботиться о развитии инфраструктуры, о социальной политике и т. д. Другое дело – как, какими методами осуществлять этот контроль' жесткими (выдача лицензий, разрешений на строительство, заключение контрактов со строительными фирмами и т. п.) или мягкими (дача рекомендаций на размещение производств и др.).
Государство может контролировать бизнес и путем финансового участия, а также финансовой помощи. Это могут быть собственные капиталовложения (они, как показывает практика, главным образом направляются на развитие инфраструктуры), а также дотации, инвестиции, выдаваемые как частному сектору, так и государственным предприятиям. Однако дотационная, инвестиционная политика должна тщательно продумываться, и не только ответственными за это органами, но и научными коллективами, с перепроверкой их рекомендаций независимыми экспертами
Прямая обязанность государства – осуществление экологического контроля за корпоративной деятельностью. Он может включать в себя следующие действия: непосредственное осуществление государством мер природоохранительного характера, экономическое стимулирование и поддержка природоохранительной деятельности предприятий частного сектора (выдача субсидий, займов, кредитов на эти цели по пониженным процентам, предоставление налоговых льгот и т. д.), нормативное регулирование природоохранной деятельности (установление экологических нормативов, ограничений, платежей за загрязнение окружающей среды, штрафов за нарушение природоохранного законодательства и др.) и наконец, практическая реализация этих норм (инспектирование предприятий, наложение штрафных санкций).
Санитарный контроль – контроль за производственной безопасностью труда – один из видов прямого контроля государства за сферой предпринимательства. Особое внимание здесь должно быть уделено решению вопроса о субъектах контроля. С одной стороны, их должно быть много, по крайней мере, следует избегать ситуации, когда один орган монополизирует тот или иной участок контроля, как это имеет место с санитарным надзором, полностью находящимся в руках санитарно-эпидемиологических . органов: монопольное решение не всегда идет на пользу делу. С другой стороны, ведомственная разобщенность в контроле тоже может стать своего рода тормозом Пример тому – производственный травматизм – предмет совместного ведения Министерства экономики, если предприятие входит в его подчиненность, Министерства труда, прокурорского надзора, а также надзора со стороны профсоюзных органов. Хотя наблюдающих инстанций много, положение дел в этой области далеко не благополучное.
Информация о работе Теоретические аспекты функционирования корпораций в РФ