Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:00, контрольная работа
В современных условиях наиболее распространенной формой организации крупного предпринимательства является корпорация. Корпорация представляет собой совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права - юридическое лицо.
Хотя корпорации как таковые возникли еще в средние века, в современном значении это понятие, как правило, обозначает оптимальную форму крупномасштабного производства товаров и услуг в условиях рыночной экономики.
В корпоративных отношениях субъект не может самостоятельно подчинить другую сторону осуществлению обязанности, а должен для ее принудительного осуществления в случае неисполнения обратиться к другим участникам корпоративных отношений или в юрисдикционные органы.
В административных отношениях орган, имеющий право дать обязательные для исполнения указания и наделенный государственно-властными полномочиями, может самостоятельно добиться осуществления возложенной на вторую сторону обязанности.
Кроме того, участники корпоративных отношений обладают признаком имущественной обособленности. Именно имущественная обособленность обеспечивает равенство субъектов гражданских правоотношений.
Административными являются только такие управленческие отношения, в которых «соответствующий субъект исполнительной власти проявляет себя функционально и компетентно именно в качестве такового».
Отношения же, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований, где «превалирует воля и интересы членов данных объединений не относятся к предмету административного права».
Таким образом, корпоративные отношения являются имущественными, относятся к гражданско-правовым отношениям, основаны на равенстве их участников и соответственно регулируются при помощи гражданско-правового метода.
Определив гражданско-правовой характер корпоративных отношений было бы правильно установить их место среди других гражданско-правовых отношений. По мнению В.С. Белых корпоративные отношения относятся к числу вторичных отношений, тогда как отношения собственности — это основное и первичное общественное отношение.
Корпоративные отношения близки к обязательственным отношениям в силу относительного характера, как первых, так и вторых. Очевидная близость данных отношений дала возможность законодателю квалифицировать корпоративные отношения как разновидность обязательственных.
В пункте 2 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что участники хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов имеют в отношении них обязательственные права.
В то же время существуют определенные отличия, позволяющие утверждать, что корпоративные отношения представляют собой самостоятельную по отношению к обязательственным группу правоотношений.
Корпоративные отношения возникают только между участниками конкретной организации, в связи с чем являются закрытыми для иных субъектов имущественного оборота. Корпоративные отношения имеют четкую имущественную направленность, обусловленную самим характером деятельности корпорации как юридического лица. Всем этим корпоративные отношения отличаются от обязательственных отношений.
Объект корпоративного правоотношения не обладает признаком конкретности в отличие от объекта обязательства. Например, участники корпорации не знают о конкретном размере дивиденда вплоть до даты его объявления, не имеют представления о размере ликвидационной квоты. Действия корпорации, которые связаны с реализацией прав участника на управление и на получение информации так же нельзя конкретно определить.
Так же отличие состоит в том, что право требования в обязательстве, как правило, срочно. В корпоративных же отношениях говорить о срочности корпоративных прав участников затруднительно.
В обязательственных отношениях исполнение обязанности должником, как правило, погашает право требования. В то время как в корпоративном правоотношении исполнение обязанности, как правило, не погашает право требования управомоченного лица.
В обязательстве существует возможность замены обязанной стороны путем перевода долга. В корпоративных отношениях организация не может заменить себя другим лицом в отношениях с участниками организации.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о построении корпоративного отношения не по модели обязательства: кредитор — должник, а по модели, основанной на членстве (участии) в корпоративной организации.
Предложенные выше выводы охватывают собой разрешение ряда принципиальных вопросов корпоративных отношений, обнаруживающих себя исключительно в отечественной гражданско-правовой доктрине и законодательстве. В связи с чем представляется весьма интересным и в то же время очень важным состояние данного вопроса в зарубежной гражданско-правовой доктрине и законодательстве. В частности, в праве стран, относящихся к англо-саксонской правовой системе, например, в классическом ее представителе — Соединенных Штатах Америки.
Хотелось бы сразу обратить внимание на тот факт, что правовая система России значительно отличается по своей природе от правовой системы стран общей системы права.
Применительно к англо-саксонской системе права формулировка обозначенной выше проблемы вполне справедливая для отечественного гражданского права, будет не точной по отношению к праву стран общей системы права.
Применительно к американскому частному праву не корректно ставить вопрос о правовом статусе отдельно организационно-имущественных отношений, и отдельно о корпоративных отношениях. Как отмечает Т.Н. Лиюхан, в американской частно-правовой доктрине и законодательстве не проводится четкого разграничения на организационно-имущественные и корпоративные отношения. Все они рассматриваются в рамках единых корпоративных отношений.
Существует понятие корпоративных отношений, как самое широкое по объему, включающее в себя как отношения чисто организационно-имущественного характера (порядок образования предпринимательской корпорации, ответственность учредителей этого юридического лица и т.п.), так и отношения, складывающиеся внутри предпринимательской корпорации (внутричленские отношения), то есть то, что в отечественном гражданском праве называется институтом корпоративных отношений, где происходит отождествление понятий корпоративных и внутричленских отношений.
Таким образом, в США, в отличие от стран континентальной системы права, отношения, вытекающие из управленческой деятельности корпорацией, регламентации ответственности управляющего и т.п., отношения, складывающиеся внутри корпорации, образуют единую систему корпоративных отношений.
В связи с этим еще раз следует подчеркнуть, что исходя из ныне действующей российской гражданско-правовой доктрины и гражданского законодательства говорить о корпоративных отношениях как самостоятельном элементе предмета гражданско-правового регулирования не правильно, поскольку нельзя отрывать корпоративный элемент от имущественного и противопоставлять ему. Одно дело, когда в предмете гражданского права рассматриваются имущественные отношения с имеющим место
корпоративным началом как единое целое, не противопоставляются при этом указанные элементы друг другу и это, на наш взгляд, явля-тся вполне оправданным и логичным (с учетом всего сказанного выше), другое дело, когда корпоративный элемент все-таки пытаются противопоставить имущественному.
В рамках корпоративных отношений в ходе реализации корпоративных прав и исполнения корпоративных обязанностей закономерными являются противоречия, разногласия между участниками отношений. Указанные противоречия и разногласия нередко приводят к корпоративным конфликтам, которые будут рассмотрены нами ниже.
2. Пример корпорации «Газпром»
В России ТНК пока еще в стадии формирования и укрепления своих позиций. Небольшое число компаний, аналогичных современным транснациональным корпорациям, сформировалось еще в Советском Союзе. Это «Ингосстрах», «Аэрофлот» и многие внешнеэкономические объединения. Современный «Ингосстрах» с его дочерними фирмами и ассоциированными компаниями в США, Нидерландах, Великобритании, Франции, Финляндии, Германии, Австрии, Болгарии, Турции и ряде бывших советских республик представляет собой российскую ТНК в финансовой сфере. Он активно расширяет свои партнерские отношения с российскими и зарубежными предприятиями, создав вместе с ними транснациональную страховую группу. Транснациональными стали и некоторые наиболее крупные компании России, такие как «Газпром», «ЛУКойл» и др.
Подавляющее большинство отечественных ТНК относятся к сырьевым отраслям, особенно к нефтяной и нефтегазовой. Есть и международные российские корпорации, не связанные с экспортом сырья - «АвтоВАЗ», «Микрохирургия глаза» и др.
Наиболее мощные российские ТНК функционируют в топливно-энергетическом комплексе. Примером является гигантская организационно-хозяйственная структура РАО «Газпром» - 100% монополист в добыче и экспорте газа, контролирующий 34% мировых разведанных запасов природного газа и обеспечивающий около 20% западноевропейских потребностей в этом сырье. «Газпром» является самым крупным в России источником поступления конвертируемой валюты, экспортируя ежегодно газа на сумму от 6 до 7 млрд долл. Деятельность этой компании простирается далеко за пределы национальных границ. «Газпром» имеет фирмы со своим участием в 12 странах, закупающих российский газ. «Газпром» через совместное предприятие с дочерней компанией концерна «БАСФ» контролирует на германском рынке газа 12% продаж. В стратегию «Газпрома» входит активное участие в приватизационных процессах в Чехии, Словакии, Венгрии, Австрии, Литве и Эстонии.
ОАО «Газпром» - крупнейшая газовая компания в мире. Основные направления деятельности - геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов. Государство является собственником контрольного пакета акций «Газпрома» - 50,002%.
«Газпром» располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет 17%, в российских - 60%. Запасы газа «Газпрома» оцениваются в 29,1 трлн. куб. м, а их текущая стоимость - в 138,6 млрд. долларов. В 2005 году прирост объема разведанных запасов газа существенно превысил объем его добычи и составил 583,4 млрд. куб. м.
На «Газпром» приходится около 20% мировой и около 90% российской добычи газа. В 2005 году предприятия Группы «Газпром» добыли 547,9 млрд. куб. м, что на 2,8 млрд. куб. м выше уровня добычи в 2004 году.
«Газпрому» принадлежит крупнейшая в мире система транспортировки газа - Единая система газоснабжения России. Ее протяженность составляет 155 тыс. км. Предприятия Группы «Газпром» обслуживают также 463,4 тыс. км (77%) распределительных газопроводов страны и обеспечили в 2005 году поставку 307 млрд. куб. м газа в 79750 населенных пунктов России.
«Газпром» экспортирует газ в 32 страны ближнего и дальнего зарубежья, продолжает укреплять свои позиции на традиционных зарубежных рынках. В 2005 году объем продаж газа в европейские страны составил 156,1 млрд. куб. м, в страны СНГ и Балтии - 76,6 млрд. куб. м. Выведен на проектную мощность газопровод «Голубой поток» из России в Турцию. Начато строительство газопровода «Северный поток» (Nord Stream), который позволит значительно повысить надежность и гибкость осуществления поставок газа на европейский рынок. Ведется подготовка к реализации проекта освоения Штокмановского месторождения на шельфе Баренцева моря, которое станет ресурсной базой для экспорта российского газа в Европу через «Северный поток».
Расширяется география деятельности «Газпрома». В 2005 году компания осуществила первые поставки сжиженного природного газа в США, в 2006 году - в Великобританию, Японию и Южную Корею. Вхождение «Газпрома» в проект «Сахалин-2» дает мощный импульс для завершения масштабов.
В рамках задач, поставленных Энергетической стратегией России перед газовой промышленностью, ОАО «Газпром» видит свою миссию в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов и межправительственных соглашений по экспорту газа.
Стратегической целью ОАО «Газпром» является создание энергетической компании - мирового лидера, обеспечение надежных поставок природного газа, а также других видов топлива и сырья на мировой и внутренний энергетические рынки, долгосрочный рост стоимости компании. Стратегия компании строится на следующих принципах:
- повышение эффективности основной деятельности;
- диверсификация и расширение деятельности (новые рынки, транспортные маршруты, продукты), в том числе за счет высокоэффективных проектов, обеспечивающих создание продуктов с высокой добавленной стоимостью;
- соблюдение интересов всех акционеров ОАО «Газпром»;
- совершенствование корпоративного управления, повышение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности.
Концепция развития компании
- Освоение новых рентабельных источников добычи для удовлетворения спроса на газ в долгосрочной перспективе. Инвестиции в объекты добычи газа перспективных месторождений планируется осуществлять в соответствии с очередностью, определяемой экономической эффективностью. При этом будет проводиться оптимизация долгосрочного инвестиционного портфеля ОАО «Газпром» с учетом комплексного развития мощностей по добыче и связанных с ними мощностей по транспортировке, переработке и хранению газа.
Газпром также стремится участвовать в проектах по разведке, добыче, транспортировке и сбыту углеводородов в третьих странах в рамках стратегии «глобального присутствия» компании на мировом рынке нефти и газа, используя при этом как участие в конкурсах и аукционах, так и операции обмена активами.
- Вовлечение в баланс поставок газа из стран Центральной Азии. С целью минимизации инвестиционной нагрузки на ОАО «Газпром» и оптимизации потоков газа в рамках Единой системы газоснабжения России (ЕСГ), которая создавалась с расчетом в числе прочих и на центральноазиатские источники газа, проводится работа по включению газа стран Центральной Азии в ресурсный портфель ОАО «Газпром».
Информация о работе Теоретические аспекты функционирования корпораций в РФ