Свободные экономические зоны в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

Острая необходимость во внутренних и внешних капиталовложениях в экономику, недостаточный уровень притока иностранных инвестиций побудили к поиску новых механизмов привлечения внешних инвестиций. Создание свободных экономических зон является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала. Именно этим и определяется актуальность выбранной темы.

Файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 95.62 Кб (Скачать)
  • использование новейших зарубежных и отечественных технологий;
  • приобщение к новым формам управленческого труда;
  • привлечение опыта и научно-исследовательских достижений инженерно-технических центров;

·                   повышение эффективности используемых производственных мощностей, инфраструктуры и конверсионных комплексов.

Условия функционирования СЭЗ.

Все цели организации СЭЗ могут быть реализованы  при целой системе условий, создаваемых, для зарубежных инвесторов принимающей  страной. В этом плане назовем  наиболее важные условия для нормального  функционирования СЭЗ:

  • политическая стабильность в стране создает общий благоприятный инвестиционный климат. Она как показала практика, бывает решающей в привлечении зарубежных инвестиций;
  • наличие хорошо разработанной законодательной базы, гарантирующей права и стимулирующей деятельность зарубежных и отечественных инвесторов;
  • наличие развитой инфраструктуры (производственной и коммерческой);

·                   очень важным условием является природно-географическая среда;

  • благоприятная экономическая конъюнктура – притягательная сила для любого инвестора.

Важнейшим стимулятором для развития СЭЗ является и система льгот инвесторам, которые  прежде чем вкладывать капитал заинтересованно  изучают предоставляемые им условия  льгот.

Каждая  страна или тот или иной ее регион при создании СЭЗ определяют свой

набор льгот. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых  в СЭЗ, в достаточной степени  индивидуальна и связана с  реализуемыми на ее территории программами  и проектами. Однако в экономической  литературе называют четыре основные группы льгот:

  1. фискальные льготы, стимулирующие развитие определенных видов предпринимательства. Они применимы к налогам на прибыль, доход, имущество и к уровню налоговых ставок, В их сфере находятся вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения предпринимателей;
  2. финансовые льготы в виде установления низких цен за пользование землей, производственными помещениями, объектами инфраструктуры, коммунальными услугами. Финансовые льготы - это и предоставление различных форм субсидий за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов;
  3. административные льготы обычно предоставляются администрацией СЭЗ с тем, чтобы упростить режим процедур регистрации предприятий, въезда и выезда иностранных граждан и оказания различных услуг. Простота административных процедур всегда положительно оценивается инвестором, а порой бывает решающей в привлечении в зону иностранного капитала;
  4. внешнеторговые льготы. Они в основном связаны с введением упрошенного

порядка осуществления внешнеторговых операций, а также со снижением или отменой  экспортно-импортных пошлин.

Все указанные  льготы, как показала мировая практика, могут применяться в самых  различных комбинациях, однако и  они не всегда являются решающим стимулом привлечения иностранной капитала.

[7].

Принципы  организации СЭЗ.

Свободные экономические зоны, как весьма своеобразные экономические образования, требуют  формулирования принципов их создания и функционирования.

К ним  относятся:

  • Принцип управленческого и предпринимательского риска. Сущность этого принципа заключается в подчеркивании остроты проявления различных аспектов бизнеса, предпринимательской деятельности, конкурентности, которые по своей сути содержат ситуацию неопределенности и риска и усиливают её.
  • Принцип конкурентных преимуществ создание таких предпочтений активизации предпринимательской деятельности на территориях СЭЗ, которые

обладают  обусловленными организационными, финансовыми, конкретными экономическими привилегиями по отношению к другим территориям. Данный принцип предполагает, прежде всего, наличие творческого начала в механизме СЭЗ, поиск нестандартных форм и методов разрешения противоречий, отсутствие стереотипов в поведении фирмы и её позиционировании на рынке, т. е. ситуация активного соперничества предпринимателей между собой за новые технологии, рынки сбыта, качество товара, результативность и маневренность ценовой политики, возможность предложить конкурентоспособное решение.

  • Принцип равноправного партнерства определяет в первую очередь форму

отношений в бизнесе. Данный принцип требует  создания новой системы руководящих  правил ведения бизнеса.

  • Принцип рефлексивного поведения определяет и корректирует поведение фирмы на рынке СЭЗ. Он во многом нормирует поведение хозяйственных субъектов на рынке. Правильная оценка каждой ситуации необходима прежде, чем сделать капиталовложения и сформировать законы, портфель ценных бумаг и т.д.
  • Принцип информативной достаточности. Динамически изменяющаяся рыночная среда СЭЗ порождает особую необходимость в анализе информационных потоков для достижения целей, поставленной фирмой и зоной в целом.
  • Принцип согласования, по целям основываясь на информации о внешней рыночной среде, окружающей СЭЗ, задачах и механизмах, определяющих её стратегию развития, данный принцип позволяет уточнить позиции разных экономических институтов СЭЗ и её организационно-правовых норм.
  • Принцип прибыльности и эффективности для СЭЗ реализует основную целевую функцию управления данной обособленной территорией, основываясь на тенденциях реализации закона спроса и предложения.

[8].

Этапы создания СЭЗ.

Мировой опыт разработки концепций СЭЗ позволяет  констатировать, что в наиболее общем  виде весь проект создания СЭЗ может  быть разделен па четыре

основные  стадии: предынвестиционный период, инвестиционный, период функционирования зоны: операционный период и период развития.

     Предынвестиционный период (продолжительностью до года) состоит из двух этапов. Первый этап представляет собой время проведения предварительных исследовательских, маркетинговых, экономико-географических, экономико-финансовых и прочих работ. Цель этого этапа – выяснение концептуальной возможности СЭЗ в регионе, выбор размера, типа,

месторасположения зоны. Существенным для данного этапа  станет подробный анализ специализации  зоны, услуг, которые в ней будут  предложены. Именно на основании собранной  на этом этапе информации и будет  вероятнее всего приниматься  общее решение по конкретной СЭЗ.

Второй  этап предынвестиционного периода  предполагает уточнение данных первого  этапа с упором на экономические  и финансовые расчеты. Особое внимание следует обратить на расчет эффективности  капиталовложений. Необходимо определить общий размер инвестиций с распределением их в инфраструктуру, в производственное строительство. При этом важно установить источники этих средств: централизованные государственные капиталовложения, собственные средства территории, предприятий  на ней и в СЭЗ расположенных, заемные средства банков, средства от продажи местных ценных бумаг. Желательно на этом этапе определить хотя бы в общем виде долю валютных средств, направляемых па развитие территории. Для этого этапа необходима опережающая  переговорный процесс кропотливая  работа по территориальному географо-экономическому анализу, определению условий рациональной организации хозяйства.

     Инвестиционный период продолжительностью до года может

осуществляться  параллельно с предыдущим этапом и также может быть разделен на два этапа, относительно самостоятельных. Первый этап можно условно назвать «переговорным». В это время требуется достичь договоренности с местными властями и центром о профиле, месте расположения, режиме зоны, степени участия властей в реализации проекта. Параллельно дол жен разрабатываться технический проект создания инфраструктуры в зоне.

Второй  этап инвестиционного периода предполагает уже создание конкретных

инфраструктурных  объектов: энерго- и теплоснабжения, аэропорта, сетей коммуникаций, зданий различного типа (склады, офисы, производственные помещения, готовые к использованию). Эти объекты и здания могут как строиться заново, так и реконструироваться. Параллельно со строительными работами на этом этапе должны осуществляться рекламная и маркетинговая компании по привлечению потенциальных инвесторов. Они должны проводиться таким образом, чтобы к началу операционного периода уже имелся ряд потенциальных инвесторов, готовых начать свою производственно-хозяйственную деятельность и зоне.

     Операционный период - это, конечно, наиболее трудный для планирования период. Он зависит от внутренней динамики зоны как

саморазвивающейся системы, от политической стабильности в стране и регионе

зоны. В  то же время, необходимо широко использовать результаты маркетинговых исследований возможностей развития зоны. В этом периоде можно также выделить два этапа: стартовый этап и этап саморазвития зоны. На обоих этапах физический потенциал зоны используется не полностью. В случае достижения 100-процентного  его использования такая зона должна либо разрастаться в больший  промышленный район, либо переключиться  на новые отрасли и производства, либо изменить свой институциональный  статус. В любом случае, это будет  означать начало четвертого периода  жизненного цикла зоны - периода развития.

Стартовый этап операционного периода отличается от этапа саморазвития тем,

что изменяет систему мотивации со стороны  инвесторов. На первом этапе инвесторы  приходят и зону из-за тех прямых преимуществ и услуг, которые  они могут здесь получить (включая  стоимость рабочей силы, сырья, доступ на рынок основной территории страны, готовые помещения и т.д.). На данном этапе очень важно определить, что «вопросы использования земли, других природных ресурсов решаются с учетом их качества, принадлежности и порядка отчуждения, принятого  действующим законодательством  страны. На втором этапе инвесторов уже привлекает производственно-хозяйственная  деятельность, которая осуществляется в зоне и около нее. Здесь срабатывает  эффект развития, основанный на принципе взаимодействия и дополнения.

Исходя  из всего вышеизложенного, можно  сделать некоторые выводы: для наиболее эффективного функционирования СЭЗ необходимо четко определить те цели, которые должны быть достигнуты посредствам деятельности СЭЗ и задачи, которые должны быть решены в процессе их (СЭЗ) функционирования. Причем сделать это необходимо еще на начальном, предынвестционном этапе. Не менее важным является и реализация основных принципов деятельности СЭЗ, т.к. их наличие и соблюдение, в некоторой степени, свидетельствует о стабильности и перспективности функционирования СЭЗ.

[9].

Глава 2. Место и роль СЭЗ в России

2.1. Организация и  функционирование  СЭЗ в России

На наш  взгляд, в зависимости от цели и  задач СЭЗ целесообразно разделить  на

следующие основные типы:

  • комплексные зоны производственного характера;
  • внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного

производства  и транзитные);

  • функциональные, или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.).

Эти типы зон могут быть охарактеризованы следующими основными признаками.

     Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются и на ограниченной

территории, и в границах областей и других территориальных образований. В  них создаются условия для  привлечения крупного капитала с  обязательным развитием необходимой  инфраструктуры.

К комплексным  зонам может быть отнесена (по крайней  мере, по замыслам их

создателей) большая часть СЭЗ, создаваемых  в России, в том числе - СЭЗ в  Находке, Калининградской области, Санкт-Петербурге и др.

     Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и их транзита.

К внешнеторговым зонам относятся, в частности, зона свободной торговли "Шерри-зон" (около аэропорта "Шереметьево.

     Отраслевые зоны (технологические парки, технополисы и др.) выполняют

как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции. Они, в частности, способствуют ускорению  научно-технического прогресса в  отдельных отраслях на основе активизации  внешнеэкономического сотрудничества, внедрению результатов отечественной  науки, а также разработке наукоемких технологий, новых видов готовой  продукции и расширению экспорта.

К отраслевым зонам научно-технического характера  относится СЭЗ в Зеленограде, которая должна специализироваться в области микроэлектроники, информатики  и связи; к зонам финансового ("оффшорного") характера может быть отнесена зона экономического благоприятствования  в Ингушетии; к зонам туристическо - курортного типа - особая экономическая  зона "Кавказские Минеральные Воды".

Информация о работе Свободные экономические зоны в России