Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:46, курсовая работа
Острая необходимость во внутренних и внешних капиталовложениях в экономику, недостаточный уровень притока иностранных инвестиций побудили к поиску новых механизмов привлечения внешних инвестиций. Создание свободных экономических зон является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала. Именно этим и определяется актуальность выбранной темы.
законодательства, путем создания своеобразного юридического «фильтра», эффективно редуцирующего российское и международное право для целей и
особенностей СЭЗ;
[16].
«Экстерриториальность»
может быть организована и за счет
делегирования значительного
уполномоченные специальными актами, принятыми во исполнение актов, учреждающих СЭЗ. Эти органы будут действовать на основании законодательства о них, актов о СЭЗ, приказов и распоряжений вышестоящих органов.
Условия
применимости международного права
на территории СЭЗ будут определены
последовательной работой по дополнению
актов разрабатываемых для СЭЗ
принципами, конкретными нормами, правовыми
обычаями, в целом создающими «климат»
международно-правового
Выдвижение
концепции правового
следующих проблем.
определение правовых основ взаимодействия субъектов СЭЗ с третьими юридическими и физическими лицами и государством.
(субъектов) СЭЗ, имеющих субординационные, властные и распорядительные
полномочия; правовое обеспечение структуры органов СЭЗ.
Очевидно,
что без решения поставленных
правовых задач невозможно достижение
целей создания СЭЗ – скорее наоборот
– взаимные претензии и упрёки
субъектов и Федерального центра
будут обострять и без того
непростую обстановку внутри России,
а экономическая преступность быстро
«проглотит» «островки
[17].
Следующей проблемой «выживания» СЭЗ в России является проблема несовпадения декларируемых целей, целей, реально преследуемых при их создании, их противоречия, как интересам регионов, так и Федерации в целом. Руководители регионов видят, как правило, в таких зонах лишь одну «сиюминутную» привлекательную сторону - перспективу получения льгот по полному или частичному освобождению от налогов. Многие полагают, что СЭЗ помогут им избавиться от проблем региона, решить которые сами они не в состоянии: плохого состояния инфраструктуры, развала производства, безработицы, тяжелой социальной обстановки, экологических проблем. И при этом не думают о том, кто же тогда в такую «свободную зону» придет со своим капиталом? Между тем, система предоставляемых свободной зоне льгот должна служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ данной территории, а не механизмом компенсации имеющихся недостатков или отсутствующих здесь факторов развития. Кроме того, средства Федерального бюджета, вкладываемые в создание СЭЗ, в том числе и в виде различных льгот, фактически выделяются за счёт прочих регионов России, может быть, не менее нуждающихся в них в условиях затянувшегося системного кризиса в экономике.
Согласно
обследованию, проведенному Институтом
востоковедения РАН по 26 странам, собственные
затраты по привлечению иностранных
инвестиций в СЭЗ составили в
среднем 4 долл. на 1 долл. зарубежных
инвестиций. В КНР, например, иностранные
вложении в четыре СЭЗ составили
к концу 80-х гг. 4 млрд. долл., в то
время как начальные
[18].
Следует подчеркнуть также, что иностранные капиталы «перетекают» в СЭЗ не для «поднятия» экономики России, а ради получения сверхприбылей. При этом чем более стабильна и развита страна, чем ниже производственные и финансовые риски, тем ниже норма прибыли, являющаяся привлекательной для инвестора.
Обычно считается, что свободные экономические зоны способствуют прямым иностранным инвестициям относительно крупных и имеющих хорошую репутацию компаний. Однако, как свидетельствует мировой опыт, мощные транснациональные корпорации не очень нуждаются в привилегиях и возможностях свободных зон. Они могут успешно функционировать и в обычных условиях практически любой страны. И если условия какого-либо государства слишком неблагоприятны, то преимущества, предлагаемые свободными экономическими зонами, вряд ли заставят эти корпорации изменить их стратегию международного развития. В связи с этим возрастает опасность проникновения на территорию СЭЗ неблагонадёжных компаний из числа мировых аутсайдеров и криминализации бизнеса в зоне, что приведёт, если не к полному срыву, то к снижению качества исполнения поставленных задач.
Другой
экономической проблемой СЭЗ
явилось халатное расходование на местах
и тех явно недостаточных средств,
что выделяются Федеральным бюджетом
под реализацию определённых программ,
ставит под вопрос их реальное воплощение.
Так, например, по информации, специалисты
Счетной палаты, на основании постановления
Госдумы России от 3 февраля 1999 г., в
течение нескольких недель проверяла
эффективность использования
(разрешения)
Банка России, что противоречит
требованиям Закона РФ «О
[19].
Характерна и проблема отечественной «оффшорной» зоны в Ингушетии. За время её функционирования так и не были созданы регулятивные механизмы, адекватные поставленным задачам. На конец мая 1995 года из 2067 зарегистрированных в зоне предприятий функционировали на её территории лишь 19 (0,01%). Остальные 99,9% лишь воспользовались льготами для увода своих капиталов от налогообложения, пользуясь тем, что в РФ налоги начисляются по месту юридического адреса налогоплательщика.
Зональные льготы из инструмента модернизации экономики и привлечения в страну иностранных инвестиций превратились в средство скрытого субсидирования определённых региональных группировок и способ первоначального накопления капитала с последующим его переводом за рубеж. Решение этой проблемы видится в переводе льгот на региональный уровень, а федеральные средства следует направлять в СЭЗ в виде целевых кредитов и инвестиционных программ под строгим контролем центра.
После кризиса 17 августа к финансовым проблемам СЭЗ добавилась также проблема доверия к государственным гарантиям предоставляемых кредитов, проблема кредитоспособности отечественных финансовых институтов.
Кроме
программно-целевых и
управленческих, проблема отсутствия опыта;
[20].
При перечислении
социально-экономических
Обозначенный спектр проблем, сопровождающих развитие и функционирование СЭЗ в России был бы неполным без упоминания об их геополитическом аспекте. Учитывая нестабильность политической обстановки, как внутри страны, так и за её пределами, есть основания для возведения таких проблем в число ведущих.
Среди таких проблем следует выделить проблему политической стабильности,
преемственности
политико-экономических
Проблема
использования идеи СЭЗ в интересах
узких лоббистских групп, накопления
за её счёт политического капитала
некоторыми чиновниками на местах приводит
к дискредитации в целом
политического противодействия союзному центру. В преддверии выборов российского президента раздача «зональных полномочий» была символом либерального отношения руководства РСФСР к регионам, а затем, с обретением Россией суверенитета, «выбивание» этих полномочий стало средством аналогичной борьбы, теперь уже - со стороны руководителей регионов по отношению к федеральным властям. И сегодня идея создания СЭЗ все еще остается средством политического давления регионов на правительство, хотя практические усилия по организации зон все более смещаются на местный уровень. Возможно, именно поэтому сенаторы отклонили столь необходимый Федеральный закон «О Свободных экономических зонах в РФ» - внесение полной ясности в этот вопрос лишило бы многих из них некоторых рычагов воздействия на центр.
Другой немаловажной проблемой является поддержание экономической безопасности государства и его интересов на должном уровне. Так и не став в современных условиях «экспортопроизводящими», свободные зоны в полной мере стали «экспортосырьевыми», то есть крупными, часто несанкционированными и неконтролируемыми экспортёрами стратегических сырьевых ресурсов и «не совсем законных» капиталов. В условиях топливного кризиса экспортная деятельность СЭЗ вызывает немало нареканий.