Свободные экономические зоны в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

Острая необходимость во внутренних и внешних капиталовложениях в экономику, недостаточный уровень притока иностранных инвестиций побудили к поиску новых механизмов привлечения внешних инвестиций. Создание свободных экономических зон является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала. Именно этим и определяется актуальность выбранной темы.

Файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 95.62 Кб (Скачать)

Одновременно  следует отметить особое геополитическое  положение некоторых зон. Так, Калининградская  область играет и будет играть стратегически важную роль в обеспечении политических, экономических и военных интересов России в Европе. С учетом планов НАТО по включению в состав альянса восточноевропейских стран и государств Балтии военно-стратегическое значение области еще более возрастает. В этой связи необходим комплекс мер, направленных на   обеспечение жизнедеятельности региона, в том числе при возникновении возможных кризисных ситуаций. К стратегически важным отраслям.

Программа относит:

  • транспортный комплекс;
  • топливно-энергетический комплекс;
  • агропромышленный комплекс;
  • связь и телекоммуникации.

Проблемы  обеспечения целостности и национальной безопасности страны в не малой степени характерны и для других СЭЗ – таких, как «Находка», «Сахалин» и др.

[21].

Результатом всех вышеописанных проблем –  и правовых, и социально- экономических, и геополитических является то, что, как отмечено в (50, 51), в

настоящее время из 18 формально утверждённых в России СЭЗ можно, да и то с

большими  натяжками, назвать работающими  лишь две – в Калининградской  области и в Находке. При этом функционирование этих зон в данных регионах не только не привело к  ожидаемому экономическому прорыву, но и не вывело эти регионы в ряд  регионов – доноров Федерального бюджета. Тем не менее процесс создания СЭЗ на региональном уровне не прекращается ни на один день при абсолютно туманном целеполагании

Заключение

Иностранные инвестиции – это то, для чего, собственно, и создаются СЭЗ во

всем  мире. С их помощью правительство  предполагает решить ряд существенных проблем, которые нависают над страной  в процессе перехода к рынку. СЭЗ  позволяют активизировать внешнеэкономическую  деятельность страны по средствам привлечения  инвестиций, снизить социальную напряженность, улучшить имидж страны в глазах иностранных инвесторов. Опыт многих стран, а особенно наших соседей Польши, Венгрии, позволяют сделать вывод, что СЭЗ, при разумном к ним подходе, глубоком понимании механизмов функционирования, способны вывести экономику страны на более высокий качественный уровень. Кроме того, примеры этих стран могут послужить хорошим примером деятельности СЭЗ для нашей страны.

Процесс создания СЭЗ – процесс требующий тщательного продумывания всех

составляющих  СЭЗ. Разработка целей и задач  должна быть всесторонней и всеобъемлющей, необходимо принимать во внимание множество  факторов: экономическое положение  страны, стабильность инвестиционного  законодательства, стабильность налогового законодательства, внешнеторговые

связи страны и прочее. Только в этом случае функционирование СЭЗ будет эффективным.

По средствам  создания СЭЗ правительства стран  пытаются решить те проблемы, которые  собственными силами они решить не в состоянии. Для новых инвесторов создаются определенные условия, именно это условия и являются особенностями  функционирования СЭЗ. В работе были рассмотрены составляющие СЭЗ, принципы и условия функционирования, этапы  создания и опыт деятельности СЭЗ  некоторых стран. Исходя из всего вышесказанного можно сделать некоторые выводы:

  • создание СЭЗ направлено, в первую очередь, на привлечение иностранного капитала;
  • на территории СЭЗ действует целая система налоговых льгот, часть из которых является постоянной, часть – временной (например, в Венгрии - освобождение от местных налогов на первых 10 лет). Резиденты и вовсе освобождаются от уплаты некоторых налогов (чрезвычайный налог, налог на

недвижимость, дорожный фонд и др.);

  • внешнеторговые льготы, связанные с введением упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций (например, резиденты СЭЗ

освобождаются от пошлин, налогов на импорт и прочих видов контроля за импортом) позволяют активизировать экспорт, достичь нужного уровня импорта,

предоставляют возможность национальному производителю  представить свою

продукцию на внешнем рынке и прочее;

  • товары, ввозимые на территорию СЭЗ и вывозимые с ее территории, подлежат таможенному оформлению;
  • административные льготы, предоставляемые резидентам СЭЗ, значительно ускоряют и облегчают процесс регистрации и, соответственно, начало производственной деятельности.

Свободные экономические зоны в России, несмотря на их достаточно давнюю

историю не могут развиваться также как  на западе. Главной причиной этому  –

несовершенство  законодательства. Но будем надеяться, что современное

правительство предпримет необходимые шаги к устранению недостатков

законодательства  в этом вопросе, ведь СЭЗ – это  наши окна в мировую

экономику.

    

  
 
 
 
 
 

Информация о работе Свободные экономические зоны в России