Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:46, курсовая работа
Острая необходимость во внутренних и внешних капиталовложениях в экономику, недостаточный уровень притока иностранных инвестиций побудили к поиску новых механизмов привлечения внешних инвестиций. Создание свободных экономических зон является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала. Именно этим и определяется актуальность выбранной темы.
Введение
Острая
необходимость во внутренних и внешних
капиталовложениях в экономику,
недостаточный уровень притока
иностранных инвестиций побудили к
поиску новых механизмов привлечения
внешних инвестиций. Создание свободных
экономических зон является сравнительно
новым и перспективным
Свободные экономические зоны рассматриваются также как элементы инвестиционной политики республики, где могут быть апробированы новые
механизмы управления экономикой, возможности привлечения инвестиций в
развитие
приоритетных отраслей и производств,
определяющих инновационный, ресурсосберегающий,
социально-ориентированный
Цель данной работы: выявить особенности функционирования свободных
экономических зон.
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
· изучение теоретических основ свободных экономических зон;
· рассмотрение практики функционирования свободных экономических
зон в некоторых странах Центральной и Восточной Европы;
· анализ деятельности свободных экономических зон на территории
Республики Беларусь.
В работе
будут рассмотрены
экономические
зоны», классификация, принципы свободных
экономических зон и
Для написания
данной курсовой работы использовались
печатные периодические издания, книжные
издания, Интернет-ресурсы. Среди отечественных
исследователей выделяются своими работами
Я.С. Друзик, З.М.Окрут, И. Игнатов, В. Бутов.
Их работы, не смотря на то, что они
были написаны в конце 90-х и начале
нового века, вносят огромный теоретический
вклад в развитие СЭЗ России.
Глава 1. Теоретический аспект функционирования СЭЗ
Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе пока не утвердилась единая
трактовка,
и даже общепризнанное определение
понятия «свободная экономическая
зона» (далее - СЭЗ). В самой общей
форме принято определять СЭЗ
как обладающий выгодным экономико-географическим
положением регион или часть страны,
где устанавливается
Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото,18 мая 1973г.) установлено понятие свободной зоны («зоны-фанко»), под которой понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории, и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению.
Иными словами, территория, где соблюдается принцип «таможенной
экстерриториальности».
Размышляя над таким
К.А.Семенов заметил: «Из этого определения видно, что свобода обособленной
части государственного пространства является не абсолютной, а относительной.
Свободной эта территория является лишь в том смысле, что ввезенные на нее
товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов на импорт и других видов контроля за импортом, которые в соответствии с таможенным законодательством страны применяются в отношении импортируемых товаров на другие территории этой страны. Это означает, что товары, ввозимые в СЭЗ из-за границы не декларируются как ввоз на территорию принимающей страны. Но в то же время законы не освобождают товаровладельцев и инвесторов от существующего экономического правопорядка, а лишь облегчают его. В связи с этим свободные экономические зоны, как верно заметил академик Е.Авдокущин, следовало бы именовать несвободными, а специальными экономическими зонами».
[1].
В то же
время профессор К.А.Семенов
политические центры предоставляют более льготный по сравнению с общепринятым для данного государства режим хозяйственной деятельности. Иными словами, они являют собой анклав, где осуществляется выборочное сокращение государственного вмешательства в экономические процессы, т.е. составляют обособленную часть национального экономического пространства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства».
Видно, что такое определение СЭЗ отражает территориальность, льготность,
анклавность и ограниченность влияния органов государственной власти в хозяйственной деятельности этих экономических формирований. Последнее
созвучное теорией М. Фридмана и требованием рынка. Дважды поясняя свое
определение СЭЗ, профессор Семенов К.А. изложил его весьма лаконично, назвав «зоны обособленной частью национального экономического пространства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства».
Авторы
учебного пособия «Свободные экономические
зоны» В. Игнатов и В. Бутов
дают свое определение этих экономических
формирований: «Свободные экономические
зоны — ограниченные территории, морские
и авиационные порты, в которых
действуют особые льготные экономические
условия для национальных иностранных
предпринимателей, способствующие решению
внешнеторговых, общеэкономических, социальных,
научно-технических и научно-
В широком
смысле определения СЭЗ дали московские
ученые-экономисты Т.П. Данько и З.М.
Округ. «Под СЭЗ, - утверждают они - понимается
суверенная территория государства (государств),
являющаяся составной частью хозяйственного
комплекса страны (группы стран), где
обеспечивается производство и распределение
общественного продукта для достижения
определенной и конкретной общенациональной
интегрированной, корпоративной цели
с использованием специальных механизмов
регулирования общественно-
[2].
Поясняя столь пространное определение, авторы подчеркнули, что СЭЗ всегда
остается
под юрисдикцией государства, его
территорией, никогда не пользующейся
правом экстерриториальности. СЭЗ ими
видится как «искусственно
В плане
конкретности формулировки можно сослаться
на «Большой экономический словарь»,
который определяет СЭЗ как ограниченную
часть национально-
В этом определении не только указывается на особые льготные экономические
условия для иностранных и национальных предпринимателей, но и
конкретизируются важнейшие льготы СЭЗ. Однако это определение не полно
отражает содержание механизма управления функционирования СЭЗ.
По определению
Международной ассоциации развития
свободных зон (МАРСЭЗ), созданной
в 1990 г., СЭЗ является особым территориально-хозяйственным
образованием, как правило, открытым
для финансово-хозяйственной
Как видно,
единого определения СЭЗ
во-первых, СЭЗ – это неотъемлемая часть страны; во-вторых, на данной территории действует целая система льгот; в третьих, «свободной» зона является только в смысле освобождения от пошлин, налогов на импорт и прочих видов контроля за импортом; в четвертых, быть резидентом СЭЗ не значит абстрагироваться от существующего экономического правопорядка; и в пятых, СЭЗ, при верном к ним подходе, способствуют решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач.
[3]
1.2. Классификация СЭЗ.
Классификация СЭЗ - это не просто перечисление их с краткой характеристикой, это эволюция их развития, становления и функционирования. Это весьма длительный путь развития и преобразования простейших экономических зон в более совершенные. Это вечно изменяющееся содержание экономических структур, получивших название экономических зон.
1. Торгово-складские зоны (The Store and trade zones).
В зонах данного типа иностранные товары могут храниться, продаваться и
продаваться без оплаты обычных таможенных пошлин. Это – беспошлинная торгово - складская зона, именно так ее определила Киотская конвенция. Для этих зон характерны три особенности: 1. они создаются для обслуживания мирового рынка;
2. На
них не распространяются
ограничения, действующие на остальной территории страны («таможенная
экстерриториальность»); 3. на них распространяется государственное
регулирование внешнеэкономических связей. Торгово-складские зоны создаются не только для приема, хранения, обработки товаров с последующей их куплей или продажей, но и для осуществления операций, улучшающих их потребительские свойства. На их территории предприятия могут заниматься обширной выставочной деятельностью, организовывать торги и представлять банковские и страховые услуги, не взимая торговых пошлин, а также НДС в результате улучшения потребительских свойств товара. Все торгово-складские зоны организуются преимущественно в морских портах, на железнодорожных узлах, в аэропортах, то есть в местах транзита товаров и пассажиров.
2. Свободные таможенные зоны (The free customs zones).
Современными разновидностями беспошлинных торговых и складских зон,
относящихся к простейшим, являются свободные таможенные зоны. Они создаются для активизации внешнеэкономической деятельности.
Этот тип зон называют еще специальными или беспошлинными таможенными зонами и даже свободными таможенными территориями. Эти зоны; как правило, создаются в морских и речных портах, в воздушных гаванях и на транспортных магистралях, а также в отдельных промышленных районах для доработки экспортируемых промышленных изделий, разгрузки, погрузки и перевалки импортных товаров, складирования товаров, не прошедших таможенный досмотр. Свободные таможенные зоны занимаются снабжением судов и других транспортных средств в морских, речных и воздушных портах. Это особые беспошлинные торговые и складские зоны, которые, оставаясь частью национальной территории, с точки зрения финансового режима рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ.