Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 16:13, реферат
Свободные экономические зоны в России стали создаваться в начале 90-х гг. Тогда прокатилась настоящая волна создания всевозможных Свободных экономических зон. Однако в отличие от многих зарубежных стран, где политика образования СЭЗ характеризовалась значительной долей прагматизма и целесообразностью, в нашей стране процесс создания СЭЗ отличался непомерными амбициями и избыточной политизацией. Идея СЭЗ стала инструментом борьбы за перераспределение власти и ресурсов в рамках суверенизации бывших союзных республик и крупных регионов.
1 Создание СЭЗ в России…..……………………………………………...3
2 Типы СЭЗ……………………………………………………………........6
3 Основные проблемы СЭЗ в России…………………………………....12
4 Перспективы функционирования российских СЭЗ…………………..14
Список использованных источников……………………………………17
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре
государственный технический
Социальный факультет
Кафедра «Социальной работы»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Территориальная организация населения»
Свободные экономические зоны в России.
Преподаватель
2010
Содержание
1 Создание СЭЗ в России…..………………
2 Типы СЭЗ…………………………………………………………
3 Основные проблемы СЭЗ в России…………………………………....12
4 Перспективы функционирования российских СЭЗ…………………..14
Список использованных источников……………………………………17
1 Создание СЭЗ в России
Свободные экономические зоны в России стали создаваться в начале 90-х гг. Тогда прокатилась настоящая волна создания всевозможных Свободных экономических зон. Однако в отличие от многих зарубежных стран, где политика образования СЭЗ характеризовалась значительной долей прагматизма и целесообразностью, в нашей стране процесс создания СЭЗ отличался непомерными амбициями и избыточной политизацией. Идея СЭЗ стала инструментом борьбы за перераспределение власти и ресурсов в рамках суверенизации бывших союзных республик и крупных регионов. В результате только с июля 1990 г. по июнь 1991 г. Верховный Совет России официально закрепил статус СЭЗ за 11 регионами, включая Приморский край, г. Находка, Алтайский край, г. Санкт-Петербург, Ленинградскую область, г. Выборг, г. Зеленоград, Калининградскую, Читинскую, Новгородскую области, Еврейскую автономную область. Общая площадь этих территорий составляла более 1 млн. км2 (7% территории), население – 18,5 млн. человек (13% населения). Тем самым оказались многократно перекрытыми совокупные размеры всех имеющихся СЭЗ в мире, вместе взятых. [4, стр. 179]
Принятие в 1991 г. Закона
РСФСР «Об иностранных
В 1992 г. отношение к созданию СЭЗ в России значительно изменилось в связи с либерализацией хозяйственной жизни. Принятые в России законы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, не предусматривали особый режим хозяйственной деятельности в СЭЗ. И хотя действовавшие в зонах льготы и привилегии формально никто не отменял, финансово-налоговые службы посчитали их утратившими силу.
Такая неопределенность в законодательно-правовом положении СЭЗ вызвала беспокойство у иностранных инвесторов, расценивших складывавшуюся ситуацию как отход российского Правительства от политики создания зон. Принятый в июне 1992 г. Указ Президента РФ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон на территории РФ», в котором было подтверждено действие прежних зональных преференций для иностранных инвесторов и российских предприятий, способствовал некоторой стабилизации обстановки.
Тем не менее, в Правительстве РФ возобладала линия на закрытие огромных по территории одиннадцати зон путем урезания и лишения их многих привилегий. Взамен предлагалась концепция создания микрозон, главным образом свободных таможенных зон и зон экспортного производства. В основу выборочной стратегии создания этих видов зон был положен принцип сочетания их выгодного географического положения и минимизации затрат на их инфраструктурное обустройство.
В результате вокруг свободных экономических зон сложилась атмосфера неопределенности, а точнее, перспектива сократиться до небольших экспортных территорий. Да и эта перспектива была туманной, так как решение создавать свободные таможенные зоны и экспортные зоны производственного типа не получило законодательного оформления.
Для поддержания государственной линии на формирование преимущественно двух видов локальных зон российское Правительство в 1994 – 1995 гг. предприняло ряд шагов по улучшению инвестиционного климата для иностранных и отечественных предприятий, действующих в СЭЗ. Среди них можно выделить: предоставление льгот при налогообложении прибыли предприятий с иностранными инвестициями; освобождение от налога на добавленную стоимость и специального налога на импортированное технологическое оборудование; отмена с 1 января 1996 г. налога на сверхнормативное превышение расходов на оплату труда и др.
Принятые меры способствовали
тому, что с середины 90-х гг. создание
в России свободных экономических
зон несколько
В Санкт-Петербурге в феврале 1999 г. принято решение о формировании 20 зон экономического развития с особым режимом, на территории которых предприятия получили льготы с целью активизации инвестиционных проектов и повышения экономической эффективности и конкурентоспособности международного транспортно-грузового комплекса города.
Другие территории активизировали свои усилия, направленные либо на воссоздание прежних, либо на получение новых индивидуальных преференций. Так, Администрация Калининградской области добилась принятия в ноябре 1995 г. Государственной Думой Федерального закона «Об особой экономической зоне в Калининградской области», возвращавшего ей режим таможенной экстерриториальности. В 1994 г. была создана зона экономического благоприятствования в Ингушетии, в 1997 г. – СЭЗ «Алтай» на территории Алтайского края, в которой участники зоны освобождались на пять лет от налоговых платежей и сборов, а также получали ряд других льгот.
В настоящее время Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами выделяет следующие города: Москва («Технополис Зеленоград», «Шереметьево», «Московский Франко-Порт» и «Франко-Порт Терминал»), Дубна, Санкт-Петербург (поселок Стрельна, зона «Нойдорф»), Томск, Елабуга («Алабуга»), Липецк («Липецк»); в Республиках Алтай («Алтайская долина») и Бурятии («Байкальская Гавань»); а также Алтайском («Бирюзовая Катунь»), Краснодарском («Новая Анапа») и Ставропольском («Гранд Спа Юца») краях; Иркутской («Ворота Байкала») и Калининградской областях («Куршская коса»). Также существуют три действующих проекта создания портовых СЭЗ: в Красноярском, Хабаровском краях и в Ульяновской области. [15]
Необходимо было и принятие федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005г., который бы четко определил полномочия федеральных властей и властей субъектов РФ в отношении контроля над деятельностью свободных экономических зон (в целях укрепления вертикали власти). Так как до этого российские СЭЗ создавались и действовали не на основе федерального закона, а на основе указов и постановлений исполнительной власти, применяемых к отдельным СЭЗ. Отсутствие базового федерального закона о СЭЗ приводило к тому, что реализация любых принимаемых по вопросу о зонах правовых решений (будь то президентские указы или даже парламентские акты) неизбежно упирается в приоритетность более общих норм регулирования хозяйственной деятельности, установленных специальными разделами федерального законодательства РФ (налоговым, таможенным, валютным, банковским и т.д.).
Таким образом, специфика политики зонирования в нашей стране заключается в том, что на протяжении 90-х гг. она не имела четкой стратегической направленности, носила стихийный характер. Сейчас же создание у нас СЭЗ может стать, как и во многих странах мира, одним из эффективных способов привлечения иностранных инвестиций, катализатором развития внешнеэкономических связей и экономики страны в целом. Но для этого политика их формирования должна быть продуманной и последовательной.
2 Типы СЭЗ
Операционно-функциональная
структура свободных
В соответствии с хозяйственной специализацией СЭЗ в России подразделяются на следующие основные типы:
Рассмотрим механизм и основные направления их деятельности.
Промышленно-производственные СЭЗ.
Характеристика СЭЗ промышленно-производственного типа:
Характеризуются тем, что в них создаются предприятия, в которых производятся товары на экспорт на основе импортируемых полуфабрикатов, комплектующих изделий и других компонентов, либо на тех же основах выпускается так называемая импортозамещающая продукция для внутреннего рынка.
На предприятиях промышленно-производственной зоны осуществляется сборка готовой продукции, реализуемая на близлежащих территориях и в первую очередь в ближайшей стране-импортере капитала. Первоначально, как правило, обязательно с экспортом готовой продукции, затем используются местное сырье и полуфабрикаты и импортной техники и технологии, затем поставка на внутренний рынок.
Эти СЭЗ имеют специальный таможенный режим, где действуют определенные финансовые и налоговые льготы.
Деятельность таких СЭЗ направлена на возрождение национальной экономики.
Технико-внедренческие СЭЗ.
Характеристика СЭЗ технико-внедренческого типа:
Технико-разрабатывающие или технико-внедренческие зоны – это территориальные образования – анклавы, использующие национальные научные кадры и зарубежных специалистов, связанных в общую структуру целей и задач НТП и пользующиеся единой системой налоговых и финансово-кредитных льгот.
Эти образования пользуются широкой всесторонней поддержкой государства, включая прямые инвестиции из государственного бюджета на развитие инфраструктуры, налоговые льготы и налоговые кредиты. Главная цель их создания и функционирования: стимулировать инновационную деятельность всех типов (от разработки до внедрения включительно) и повышать эффективность НТП в целом, а не только отдельных направлений науки и техники.
Среди технико-внедренческих зон, действующих в России, наиболее широко представлены технологические (технопарки). Наиболее успешно функционируют «Зеленоград» и «Дубна».
В первой половине 90-х гг. большинство их этих технопарков были созданы по решениям местных органов власти. В последние годы этому вопросу стало уделяться внимание и со стороны федеральных властей. Так, в 1997 г. Министерство промышленности, науки и технологий РФ, Министерство образования РФ совместно с государственными фондами технологического развития и содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере приняли программу «Активизация инновационной деятельности в России».
Одним их важных направлений деятельности программы стали создание и поддержка инновационных технологических центров, способных выполнять функции опорных точек роста инновационной инфраструктуры. В 1997 г. в соответствии с этой программой было создано семь инновационных технологических центров в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Казани. Однако, несмотря на расширяющееся число создаваемых технопарков в России, они не выполняют поставленные перед ними задачи. Эффективное функционирование технопарков в России сдерживается отсутствием финансовой поддержки со стороны государства; федерального закона о технопарках; долгосрочной технологической политики, призванной разработать основные направления развития отечественной науки и технологии, а также определить место технологических парков как инструмента интеграции науки и производства в российской экономике.
Туристско-рекреационные СЭЗ.
Характеристика СЭЗ туристско-рекреационного типа: