Основные виды свободных экономических зон. Экономические основы их функционирования, примеры в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:35, реферат

Краткое описание

Одной из составных частей перестройки народного хозяйства является радикальная реформа деятельности внешнеэкономического комплекса. Кроме существенного повышения его вклада в экономическое и социальное развитие страны, реформа одновременно предусматривает формирование в экономике открытого типа свободных экономических зон (СЭЗ), что предполагает не только ее тесную взаимосвязь с мировой экономикой, но и их состязательность. СЭЗ прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах

Оглавление

Введение
Классификация СЭЗ
Роль и место свободных экономических зон в экономике Российской Федерации
Сущность и принципы функционирования свободных экономических зон
Свободные экономические зоны России и проблемы их функционирования
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

СЭЗ в Росии.docx

— 46.73 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖЕМТА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ 
 
 
 
 
 

ОСНОВНЫЕ  ВИДЫ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, ПРИМЕРЫ  В РОСИИ (НЕ МЕНЕЕ 7)

Реферат по «мировой экономике» студентов 2-го курса  очной формы обучения

Беляевой  Е.П.

Кондратьевой  А.И. 
 

Руководитель

Коробова  Нина Леонидовна

_______________________

(ученая  степень, ученое  звание)

______________________ 
 
 
 

Москва

2010

    Содержание

 
  1. Введение
  2. Классификация СЭЗ
  3. Роль и место  свободных   экономических   зон в экономике Российской Федерации
    1. Сущность и принципы  функционирования свободных экономических   зон
    2. Свободные   экономические   зоны  России  и проблемы  их   функционирования
  4. Заключение
  5. Список использованных источников

    Введение

 

Одной из составных  частей перестройки народного хозяйства  является радикальная реформа деятельности внешнеэкономического комплекса. Кроме существенного повышения его вклада в  экономическое  и социальное развитие страны, реформа одновременно предусматривает формирование в экономике открытого типа  свободных   экономических   зон  (СЭЗ), что предполагает не только ее тесную взаимосвязь с мировой экономикой, но и  их  состязательность. СЭЗ прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 СЭЗ, но к этому перечню нельзя с полным основанием отнести ни одну российскую, поскольку те образования, которые  в   России  называются «СЭЗ» не удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам. Однако термин «СЭЗ» (и другие его варианты, которых известно около 30, например, зона  свободного  предпринимательства) в разных странах используется для характеристики территорий, совершенно несхожих по своему статусу и тем целям, которые перед ним стоят. Действуют СЭЗ более чем в 80 странах.  Они функционируют в развивающихся и в промышленно развитых странах – США, Японии, Германии, Великобритании. В настоящее время СЭЗ активно образуются в Польше, Венгрии, Болгарии. Большой опыт по  их  созданию накоплен в Китае. СЭЗ формируются, как правило, в морских и речных портах, международных аэропортах, вблизи  основных  железнодорожных и автомагистральных линий, туристических центров, в отдельных промышленных районах на небольших территориях, часто расположенных на островах, т.е. естественным образом изолированных. Обычно эти  зоны  бедны природными ископаемыми и малопригодны для сельскохозяйственного производства. За счет придания этим территориям особого статуса и льгот привлекаются внешние источники  экономического развития.

СЭЗ  России  является территория, на которой устанавливается  особый режим хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также отечественных предприятий и граждан. Порядок осуществления хозяйственной деятельности иностранных инвесторов, предприятий с иностранными инвестициями и условия льготно-экспортно-импортно- таможенного, налогового, валютного, банковского, визового, трудового и других видов регулирования  в зоне устанавливается законодательством РФ, а также решением местных органов власти. СЭЗ создаются для ускорения социально-экономического развития России и его регионов, комплексного освоения природных богатств страны, увеличения ее экспортных возможностей, расширения производства, высококачественной импортозаменяющей продукции на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами.

Несмотря на неоднократные  попытки создания реально функционирующих СЭЗ   в России , о ни остаются в отечественной экономике явлением скорее экзотическим, вокруг которого на протяжении уже почти 10-лет ведутся далеко не всегда приносящие реальные плоды дискуссии. Судя по остроте этих дискуссий, а также по отсутствию значимых практических результатов деятельности российские СЭЗ до сих пор нельзя считать вполне ясным целесообразно и возможно ли вообще  их широкое создание в наших природных условий. В какой мере эти зоны смогут получить развитие   в России, как должна сказаться специфика. Для ответов на эти вопросы требуется ознакомиться с существующей  мировой и отечественной практикой, попытаться проанализировать накопленный в том числе и отрицательный опыт. Это позволит объективно оценить  возможность и перспективы создания и развития СЭЗ в РФ.

    Классификация СЭЗ

 

Выделяют следующие  типы СЭЗ: таможенные зоны; беспошлинные торговые зоны; таможенные свободные  зоны; зоны свободной торговли; внешнеторговые зоны; предпринимательские зоны; зоны технико-экономического развития; зоны развития новой и высокой технологии; научно-промышленные парки; экспортно-производственные зоны; свободные промышленные зоны; оффшорные центры; свободные банковские зоны; туристические центры и др.

СЭЗ – это часть  национальной территории, имеющая расширенную  самостоятельность в решении  хозяйственных вопросов, особый режим  управления и преференциальные условия  экономической деятельности для  иностранных и национальных предпринимателей.

Классификацию СЭЗ  осуществляют по 4 критериям:

1.      По  характеру деятельности.

2.      По  степени интегрированности в мировую и национальную экономику.

3.      По  отраслевому признаку.

4.      По  характеру собственности.

I.                   По характеру деятельности выделяют:

1. Зоны свободной  торговли представляют собой  ограниченные участки территории, в пределах которой установлен  льготный режим хозяйственной,  в т.ч. внешнеэкономической, деятельности. Возникли еще в XVII – XVIII вв. Функции их сводятся к ввозу,  хранению, сортировке, упаковке и  перевалке товаров. Иногда допускается  незначительная обработка иностранных  товаров в целях их дальнейшего  реэкспорта. К числу ЗСТ можно  отнести магазины «дьюти фри» в международных аэропортах и свободные гавани (порты) со льготным торговым режимом.

2. Экспортно-производственные  или промышленно-производственные  зоны. Их относят к зонам 2-го  поколения, возникли в результате  эволюции торговых зон, когда  в них стали ввозить не только  товары, но и капитал, заниматься  не только торговлей, но и  производственной деятельностью.

 Промышленно-производственные  зоны создаются на территории  со специальным  таможенным  режимом, где производится экспортная  или импортозамещающая продукция.  Эти зоны пользуются существенными  налоговыми и финансовыми льготами.

3. Научно-промышленные  парки или технико-внедренческие  зоны. Относятся к зонам 3-го  поколения (70-80-е гг. XXв.). В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот.

Наибольшее число  таких зон функционирует в  США (технопарки), Японии (технополисы), Китае (зоны развития новой и высокой технологии). В них организуется разработка и выпуск конкурентоспособной наукоемкой продукции.

4. Сервисные зоны  представляют собой территории  с льготным режимом предпринимательской  деятельности для фирм, оказывающих  различные финансово-экономические,  страховые и иные услуги.

К числу сервисных  зон относятся оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые гавани (НГ). Они привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой тайны, лояльностью государственного регулирования. В этих зонах концентрируется банковский, страховой бизнес, через них осуществляются экспортно-импортные операции, операции с недвижимостью, трастовая и консалтинговая деятельность.

Налоговые гавани отличаются от ОЗ тем, что в них все фирмы (местные и иностранные) получают налоговые льготы на все или некоторые виды деятельности.

В н.в. в мире более 300 оффшорных центров, среди них около 70 НГ. В числе стран, где функционируют оффшорные компании, Лихтенштейн, Панама, Нормандские острова, Остров Мэн (Великобритания), Антильские острова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария.

Компании в ОЗ либо не подлежат налогообложению, либо облагаются небольшим паушальным налогом. Также отсутствуют валютные ограничения и таможенные пошлины для иностранного инвестора, существует свободный вывоз прибылей, низкий уровень уставного капитала.

Для стран, организующих ОЗ, выгода состоит в привлечении дополнительных капиталов, получении дохода от пребывания компаний в ОЗ, создании дополнительных рабочих мест.

II.                По степени интегрированности в мировую и национальную экономику различают:

1.      СЭЗ  экстравертивного типа (ориентированы  на внешний рынок, экспорт составляет  от 75 до 90% всей производимой продукции).

2.      СЭЗ  интровертивного типа (интегрированы в национальную экономику).

Классификация по отраслевому  признаку затруднена тем,  что в  экспортно-промышленных зонах располагаются  ПП различных отраслей. Но существует и определенная специализация на одной или нескольких отраслях промышленности.

По характеру собственности  выделяют СЭЗ: государственные; частные; смешанные.

    Роль  и место свободных  экономических зон  в экономике Российской Федерации

 

Сущность  и принципы функционирования свободных экономических  зон

В соответствие с  документами международной конвенции  по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 год) под свободной зоной (или «зоной – франко») понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип «таможенной экстерриториальности») и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Иными словами , свободная экономическая зона (СЭЗ) – это часть территории страны с особым действующим режимом. Выражающее этот режим специальное законодательство, которое регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в СЭЗ, охватывая следующий круг вопросов: таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование; визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговые отношения (в том числе – касающееся прав собственности на землю); предоставление концессий; управление свободной зоной. Определенную специфику в СЭЗ могут иметь также акты трудового и социального законодательства.

В современном мире понятие СЭЗ отражает различные  формы либерализации экономики, приоритетные направления которой исторически изменялись. Когда основы международных экономических отношений была торговля, это способствовало развитию зон беспошлинной торговли (порто – франко), вольных городов и торговых союзов (Ганза), где создавались условия для высокой оборачиваемости капитала. Например , зона порто – франко Триест (Италия) – долгожительница в Европе, насчитывающая свыше 270 лет. В настоящее время в мир е свободный порт находится в Вольном и Ганзейском городе Гамбурге. С середины XX века в международных экономических отношениях на первое место вышло совместное предпринимательство, что обусловило создание СЭЗ, осуществляющих производственную деятельность, в том числе экспортно-промышленных зон. Смешанный капитал усиливает взаимосвязь национальных экономик и служит гарантом мирового сосуществования государств. Экспортно-промышленные зоны создаются, как правило, в развивающихся странах, где основными факторами размещения является низкая арендная плата за землю, дешевая рабочая сила и отсутствие экологических ограничений. В связи с ужесточением экологического законодательства в развитых капиталистических странах, расходы на охрану окружающей среды, например, в черной и цветной металлургии США составляют примерно 15% общего объема капиталовложений, тогда как в развивающихся странах – в несколько раз меньше.

В связи с возрастанием роли финансового капитала в международных экономических отношениях получили развитие банковские зоны и оффшорные центры, где на первом месте уже не производство, а коммерческая, финансовая, управленческая, страховая деятельность.

В эпоху научно-технического прогресса появилось следующее  поколение СЭЗ, соединивших науку и производство высоких технологий – научно-технические зоны или технополисы (технопарки, технологические деревни, инновационные центры).

Первый технополис был создан вблизи Сан-Франциско в кремниевой долине (Силикон-Велли). В Японии реализуется проект технополиса третьего тысячелетия, где предпринята попытка соединить стратегию интеллектуализации хозяйства с национальными культурно-историческими традициями.

Усиливается роль культурно-исторических традиций в общественном развитии  и экономическом росте, что проявляется в тенденциях создания новых центров технологического развития, таких как Кордова, Севилья, Гуанджоу, Стамбул.

Таким образом, СЭЗ- своеобразные локальные модели мирохозяйственного процесса, где в первую очередь проявляются тенденции будущего развития экономики. Восхождение к будущему исторически шло о т свободно го торгового капитала к промышленному, финансовому и, наконец, к высоким технологиям с опорой на духовный мир, традиционную модель.

Информация о работе Основные виды свободных экономических зон. Экономические основы их функционирования, примеры в России