Основные виды свободных экономических зон. Экономические основы их функционирования, примеры в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:35, реферат

Краткое описание

Одной из составных частей перестройки народного хозяйства является радикальная реформа деятельности внешнеэкономического комплекса. Кроме существенного повышения его вклада в экономическое и социальное развитие страны, реформа одновременно предусматривает формирование в экономике открытого типа свободных экономических зон (СЭЗ), что предполагает не только ее тесную взаимосвязь с мировой экономикой, но и их состязательность. СЭЗ прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах

Оглавление

Введение
Классификация СЭЗ
Роль и место свободных экономических зон в экономике Российской Федерации
Сущность и принципы функционирования свободных экономических зон
Свободные экономические зоны России и проблемы их функционирования
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

СЭЗ в Росии.docx

— 46.73 Кб (Скачать)

-       • зонального законодательства, регулирующего, вопросы налогообложения, лицензирования, банковской деятельности, залогового права, предоставления концессий и трудовые и социальные вопросы.

Большое значение имело  учреждение в 1991 г. Международной ассоциации развития СЭЗ (МАРСЭЗ) с целью поддержки инициативы отработки методов управления зонами, создания законодательно-нормативной базы и финансово-хозяйственной инфраструктуры, реализации проектов. Она имеет более 100 учредителей (области, республики, банки, города, институты).

На территории России на создание СЭЗ претендовали 100 городов, краев и областей. В 1990—1992 гг. были приняты решения об образовании  в России  12 свободных экономических  зон. Основными свободными экономическими зонами, формирующимися на территории Рос сии, являются: "Санкт-Петербург", "Выборг" (под Санкт-Петербургом), "Находка" (Дальний Восток), "Янтарь" (Калининградская область), "Сахалин" (Дальний Восток), "Даурия" (Читинская область), "Алтай" (Западная Сибирь), "Кузбасс" (Западная Сибирь), "Садко" (Новгород), "Технополис Зеленоград" (Московская область), "Ева" (Дальний Восток, Еврейская автономная область), "Магадан" (Дальний Восток).

В настоящее время  относительно активно развиваются  СЭЗ в Находке, Калининградской области и Санкт-Петербурге. Формирование остальных  зон находится лишь на первоначальном этапе.

Охарактеризуем важнейшие  свободные экономические зоны России.

Большие перспективы  для активизации деловых связей с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе с такими странами, как Япония, США, Австралия, Новая Зеландия, Китай и другие, имеет Дальневосточный экономический район. Он обладает благоприятными условиями для формирования на своей территории совместных предприятий различного типа  и свободных экономических  зон. Наиболее крупные  из  них — СЭЗ "Находка" и "Сахалин".

СЭЗ "Находка", первая  в Рос сии, была образована в октябре 1990 года /3/. Целями создания СЭЗ, согласно указанным документам, являются развитие торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологии и управленческого опыта, а также потенциала предприятий к решению задач социально-экономического развития Дальнего Востока, комплексное освоение его природных ресурсов, увеличение экспортных возможностей региона и страны в целом, развитие   производства   высококачественной импортозамещающей   продукции трансконтинентального транзита, отработка новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.

Отметим главные  отличительные особенности этой зоны:

-       • выгодное географическое положение  и развитая транспортная сеть (конечный пункт Транссибирской магистрали, четыре крупных действующих порта);

-       • отсутствие сегодня реальных  конкурентов на российском Дальнем Востоке в части осуществления внешнеторговой деятельности со странами Азиатско-Тихоокеанского региона;

-       • наличие определенного опыта  внешнеэкономической деятельности: до недавнего времени Находка была единственным открытым портом на Дальнем Востоке, через нее проходило до четверти годового экспорта России;

-       • достаточно ограниченная (по  сравнению с некоторыми "гигантскими" российскими СЭЗ) территория (менее 5 тыс. кв. км.)

Потенциал СЭЗ "Находка" характеризуют следующие данные. Ежегодно в незамерзающие порты - нефтеналивной, рыбный, торговый и Восточный – приходят до 1000 судов, общий грузооборот составляет 25 млн. т. Порт Восточный занимает второе место в АТР (после Гонконга). Здесь действуют угольные причалы на 8 млн. т и контейнерный комплекс на 2 млн. т. Ежегодно перерабатывается до 400 тысяч контейнеров. После реконструкции порт будет иметь до 60 причалов, способных перерабатывать более 40 млн. т грузов в год. На очереди сооружение мощного угольного терминала, комплекса по переработке 4 млн. т импортного зерна. Получен кредит "Дойче Банка" в размере 100 млн. долл. На возведение причала для экспорта 3 млн. т удобрений. По оценкам, поток грузов через порт в ближайшие пять лет возрастет на 8 млн. т., а ежегодный доход составит 5 млрд. долл. В СЭЗ зарегистрировано несколько сот предприятий с иностранными инвестициями -более половины всех образованных на Дальнем Востоке. По данным (15), кредитная масса инвестиционных средств превысила 200 млн. долл. В рамках проекта создания российско-корейского индустриального   парка   площадью   300 га планируется дополнительно привлечь 700 млн. долл., российско-американского парка площадью 175 га – от 200 до 500 млн. долл. Безработица в зоне "Находка" составляет 0,19% от уровня безработицы в крае.

Однако, несмотря на имеющийся потенциал,   есть и  ряд  существенных помех дальнейшему развитию СЭЗ.  Про общие  из  них (пробелы законодательной базы, дефицит нормативных актов, защищающих права участников СЭЗ, недостаток средств на обустройство инфраструктуры и т.п.) уже говорилось. В частности, в результате отмены "задним числом" таможенных льгот СЭЗ

"Находка" потеряла  до 30% инвесторов. Есть и специфические  проблемы, в том числе: высокие транспортные тарифы, "отрезающие" Приморье от Центра страны, необходимость больших (порядка 1 млрд. долл.) капиталовложений в реконструкцию железной дороги от Находки до Хабаровска, связывающей воедино всю транспортную "цепочку ". Свобод н ой экономической зо ной "Сахалин" является территория в административных границах Сахалинской области вместе с включенными в нее районами континентального шельфа. В рамках СЭЗ предполагается создание субзоны, или мини-зоны, "Курилы", которая включает территорию в административных границах Северо-Курильского, Южно-Курильского и Курильского районов.

В настоящее время  в рамках СЭЗ "Сахалин" созданы 23 совместных предприятия. В пределах зоны действуют льготный налоговый таможенный режим, упрощенный порядок осуществления экспортно-импортных операции, специальный государственный орган управления — Администрация СЭЗ "Сахалин". В целях рационального хозяйственного использования природных ресурсов в СЭЗ действует Государственная инвестиционная корпорация по освоению природных ресурсов, которая предоставляет в установленном порядке лимиты, квоты и лицензии на использование природных ресурсов. Для расширения банковского обслуживания и финансовой поддержки свободного предпринимательства, содействия развитию малого бизнеса, а также крестьянских фермерских хозяйств в СЭЗ создается специальный коммерческий банк регионального развития (Банк развития Сахалина) с привлечением иностранных акционеров. Разведка и разработка на территории зоны нефти и газа, драгоценных металлов и других природных ресурсов регулируются Администрацией СЭЗ "Сахалин". В предел ах з оны могут создаваться предприятия, осуществляющие в соответствии с законодательством России любые виды деятельности. Разрешается создание предприятий с иностранными инвестициями в банковской и страховой сферах.

Хозяйственная деятельность, связанная с использованием месторождений топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов на территории зоны, осуществляется  на основе лицензий. Местные органы власти Сахалинской области в соответствии с действующим законодательством разрешают предприятиям с иностранными инвестициями долгосрочную (на срок до 50 лет) аренду земли, рыбопромысловых угодий и других природных объектов, а также зданий и сооружений. Свободная экономическая зона "Сахалин" должна специализироваться на рыбном промысле, переработке рыбы и морепродуктов, газохимии, отечественном и иностранном туризме, гостиничном хозяйстве.

В субзоне "Курилы" Сахалинской области предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельно использовать производимую  ими продукцию, в том числе для поставки на экспорт, а также распределять полученные лимиты на добычу рыбы и морепродуктов в Курильском промысловом район е.  Они освобождены от обязательной продажи на внутреннем валютном рынке валютной выручки от реализации товаров (работ, услуг), произведенных на территории соответствующих районов Курильских островов. В 1993—1995 гг. здесь предусматривается целевое федеральное финансирование строительства и реконструкции аэропортов, автомобильных дорог, объектов энергетики, развития морских перевозок, средств связи, портового хозяйства и портовых сооружений. Специализация субзоны "Курилы" — рыбный промысел и переработка рыбы и морепродуктов.

Важнейшие направления  экономического и социального развития Северо-Западного экономического района в условиях перехода к рынку в значительной мере определяются решением таких приоритетных задач, как конверсия предприятий оборонного комплекса, развитие отечественного и международного туризма, увеличение пропускной способности транспорта, в первую очередь морского, создание современной инфраструктуры связи. Расширению внешнеэкономических связей района и привлечению инвесторов в разнообразные отрасли хозяйства будет способствовать организация в районе зон свободного предпринимательства.

Предполагается формирование  3 свободных экономических  зон — в Санкт-Петербурге, Выборге и Новгороде. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

 

Проведенное рассмотрение дает основания полагать, что ответ  на вопрос: есть ли перспективы у свободных экономичес ких   зон в России - может быть положительным. Однако, несомненно, и то, что эффективная реализация этой формы экономического взаимодействия с остальным миром может осуществляться при соблюдении следующих обязательных условий:

-       • формирования на федеральном  уровне четкой концепции в  области СЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы;

-       • разработки и принятия соответствующей  законодательно-нормативной базы, регулирующей процесс создания и функционирования СЭЗ;

-       • организации СЭЗ на ограниченной  территории, исключающей нарушение принципа един ого экономического пространства страны;

-       • взаимной экономической заинтересованности как местных, так и федеральных органов в создании свободных  зон;

-       • возможности (и готовности) федеральных органов направить значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры СЭЗ, с понимаем того, что реальный эффект для страны может быть получен лишь в перспективе;

-       • создания на федеральном  уровне специального органа управления, координирующего процессы создания СЭЗ и осуществляющего контроль за выполнением свободными зонам и их обязательств по отношению к государству, включая использование средств, получаемых из федерального бюджета;

-       • предоставления иностранным  и российским инвесторам, действующим  в СЭЗ, лучших условий для ведения хозяйственной деятельности, чем те, которые они имеют за рубежом и на остальной территории Российской Федерации.

Как видно, здесь  нет принципиально невыполнимых условий. Мне кажется, что проблемы свободных экономических  зон могут быть решены при согласованных действиях всех заинтересованных сторон.

Создание у нас  СЭЗ может стать, как и во многих странах мира, одним из эффективных способов  привлечения иностранных инвестиций, катализатором развития внешнеэкономических связей и экономики страны в целом. Но для этого политика их формирования должна быть продуманной и последовательной. 

    Список  использованных источников

 

1.     Постановление  ВС РСФСР ОТ 24.10.90 г. "О создании в Приморском крае в

районе г.Нахо дка свобо д ной экономиче с кой зоны".

2.     Положени е о свобо д ной экономиче с кой зоне в районе г. Находки

Приморского края. Утверждено постановлением СМ РСФСР от 23.11.90 г, N 540.

3.     Положени е о свобо д ной экономиче с кой зоне в Калининградской области

(СЭЗ "Янтарь"), Утверждено постановлением СМ РСФСР от 25.09-91 г. N497.

4.     Конституция  Российской Федерации, 1993 г. 17. Постановление

Правительства РФ от 19.06.94 г. N 740  "О  з оне экономичес кого

благоприятствования на территории Ингушской Республики".

5.     Постановление  Правительства РФ от 29.12,94 г. N 1430 "Об  осо бой экономиче с кой зоне в границах особо охраняемого эколого-курортного региона -

Кавказских Минеральных  Вод".

6.     Федеральный  закон от 13.03.95 г. N 31-ФЗ "О некоторых  вопросах

предоставления льгот  участникам внешнеэкономической деятельности".

7.     Смородинская П., Капустин  А. Свобо д ные экономиче с кие зоны: мировой

опыт и российские перспективы. - Вопросы экономики, 1994, N 12, с. 126-140.

8.     Пемешко  М. Свобо дные зоны не свободны от кризиса. - Деловые люди,

1994, N 3, с.44-46.

9.     Вардомский Л., Самбурова Е. Гора родила мышь. - Деловые люди, 1994, N

3, с.48-50.

10. Глуховский М. СЭЗ "Находка": иллюзии и реальность. - Деловые люди, 1994

N 3, с.53-54.

11. Стулов А. Балтийский "Янтарь". - Деловые люди, 1994, N 3, с.57-58.

12. Галиев А., Привалов А. Что ж там встает на Востоке? - Коммерсантъ, 1994,

N 28, с.40-45.

Информация о работе Основные виды свободных экономических зон. Экономические основы их функционирования, примеры в России