Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:59, реферат
На сегодняшний день одной из проблем для российской экономики является необходимость интеграции в мировое хозяйство, которую, с учетом огромных размеров территории страны, низкого уровня развития рыночных отношений, недостаточной развитости инфраструктуры, достаточно сложно разрешить. Вследствие этого проявляется острая необходимость в использовании различных форм внешнеэкономического сотрудничества, которые позволили бы повысить степень реального участия государства в мировых хозяйственных отношениях.
Введение……………………………………………………………………..…..3
Теоретико-методологические основы определения сущности свободных экономических зон ……………5
Определение свободной экономической зоны и цели ее создания…..5
Классификация свободных экономических зон…………………….10
Зарубежный опыт создания и функционирования свободных экономических зон……………………………………………………18
Проблемы создания и функционирования свободных экономических зон в России…………………….…………….23
2.1 История организации свободных экономических зон в России….…23
2.2 Проблемы развития свободных экономических зон в России………29
Заключение…………………………………………………………………......32
Список использованных источников………………………………………....34
Приложение………………………………………………………………..…...37
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
2.1 История организации свободных экономических зон в России….…23
2.2 Проблемы развития свободных
экономических зон в России………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников………………………………………....
Приложение……………………………………………………
На сегодняшний день одной из проблем для российской экономики является необходимость интеграции в мировое хозяйство, которую, с учетом огромных размеров территории страны, низкого уровня развития рыночных отношений, недостаточной развитости инфраструктуры, достаточно сложно разрешить. Вследствие этого проявляется острая необходимость в использовании различных форм внешнеэкономического сотрудничества, которые позволили бы повысить степень реального участия государства в мировых хозяйственных отношениях.
В условиях приобретения политической и экономической независимости увеличение открытости экономики России является объективной необходимостью, но осуществляться оно может постепенно, с учетом реальных условий и сохранения экономической безопасности под контролем государства. Значительную роль в этом может сыграть создание свободных экономических зон (СЭЗ) – являющееся эффективным инструментом повышения эффективности экономики.
Сегодня СЭЗ рассматриваются Россией как один из инструментов достижения открытости национальной экономики миру и стимулирования международного экономического сотрудничества. К целям, которые государство ставит при создании СЭЗ, относятся:
- решение проблем занятости и формирования новых рабочих мест;
- активизация внешней торговли; стимулирование притока иностранных инвестиций;
- активизация обмена знаниями и технологиями, то есть достижение нового качества экономики;
- расширение экспортной базы и т. п.
В силу эффективности свободных экономических зон, доказанной на примере мирового опыта их использования, а также их способности содействовать привлечению иностранных и стимулированию национальных инвестиций, положительно влиять на развитие предпринимательской активности, обеспечивать занятость, увеличивать в соответствии с этим бюджетные поступления, улучшать торговый и платежный балансы, и т.п., нужно признать целесообразным включение направления на создания таких зон в государственную экономическую политику. На практике это нашло отражение во введении соответствующих разделов о СЭЗ в ежегодные программы действий Правительства и прогнозы социально-экономического развития России, а также в выделении позиции по этим зонам в Концепции государственной региональной политики.
Актуальность исследуемой темы обосновывается необходимостью всемерного развития в нашей стране новых рыночных форм территориальной организации свободного предпринимательства, международных связей, участия регионов в территориальном разделении труда, чему призваны способствовать существующие и перспективные свободные экономические зоны, необходимо всемерно способствовать расширению применения такого инструмента как СЭЗ, исследовать методы повышения эффективности функционирования СЭЗ.
Целью работы является изучение теоретико-методологических основ свободных экономических зон, ознакомление с существующей мировой и отечественной практикой, попытка проанализировать накопленный (в том числе и отрицательный) опыт для более объективной оценки возможности и перспективы создания и развития СЭЗ в российской экономике.
Указанная цель предполагает решение таких задач, как:
- изучение теоретико-методологических основ СЭЗ;
- изучение истории, современного состояния и проблем развития отечественных СЭЗ.
Объектом исследования в данной работе являются свободные экономические зоны в Российской Федерации.
1.1. Определение свободной экономической зоны и цели ее создания
Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе пока не утвердилась единая трактовка, и даже общепризнанное определение понятия “свободная экономическая зона” (СЭЗ). В самой общей форме принято определять свободную экономическую зону как обладающий выгодным экономико-географическим положением регион или часть страны, где устанавливается беспошлинный или льготный экспортно-импортный режим и достигается его некоторая торговая и валютно-финансовая обособленность от остальных регионов страны[1]. Свободной экономической зоной может быть не только часть страны, но и вся (небольшая) страна в целом.
Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18.05.73 г.) установлено понятие “свободной зоны” (“зоны-франко”), под которой понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории, и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению.
По определению Международной ассоциации развития свободных зон (МАРСЭЗ), созданной в 1990 г., СЭЗ является особым территориально-хозяйственным образованием, как правило, открытым для финансово-хозяйственной деятельности любой страны, благоприятствующим экономическому, научно-техническому, экологическому и социальному развитию, специально создаваемому путём дополнительного делегирования ему федеральными органами, органами субъектов и муниципальными органами России прав и полномочий с жестко закрепленными и соблюдаемыми границами, свободным зональным законодательством, бюджетом, налоговой системой, органами управления.[2]
Задачи, которые ставит перед собой государства, создавая СЭЗ, неоднозначны. Одни государства пытаются решать с помощью СЭЗ проблемы конкретных регионов, связанные с ожидаемой безработицей, низким уровнем экономико-социального развития, защитой интересов, как производителей, так и потребителей. В других странах свободные экономические зоны используются в общественных интересах в качестве интеграционного экономического механизма, эффективного средства накопления и распространения передового зарубежного опыта управления, повышения конкурентоспособности собственного производства. Но чаще всего решаются обе задачи.
Кроме общих, глобальных задач, определяются и более конкретные, которые можно объединить в три крупных блока: экономический, социальный, научно-технический.[3]
Экономические цели:
- привлечение иностранного и национального капитала благодаря специальным льготным экономическим механизмам, стабильной законодательной базе и упрощению различных организационных процедур;
- Использование преимущества международного географического разделения труда и международного обращения капитала для расширения экспорта готовых изделий, рационального импорта и создания импортозамещающего механизма производства;
- ликвидация монополии внешней торговли через предоставление доступа к различным формам внешнеэкономической деятельности всем организациям и предприятиям СЭЗ;
- рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов. [4]
Социальные цели:
- ускорение развития отсталых регионов за счет концентрации в пределах зон ограниченных национальных ресурсов;
- повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, борьба с безработицей;
- создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счет изучения и внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления, финансов; воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления;
- удовлетворение населения в высококачественных товарах народного потребления, насыщение внутреннего рынка.[4]
Научно-технические цели:
- привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий;
- ускорение инновационных и внедренческих процессов;
- привлечение зарубежных ученых и специалистов;
- повышение эффективности использования мощностей и инфраструктуры конверсионных комплексов.
Многие свободные экономические зоны в своей деятельности достигают высокой эффективности благодаря огромному вкладу иностранных инвестиций, открытости для иностранного капитала. Интерес иностранных инвесторов к СЭЗ заключается в возможности получения существенных льгот. [4]
К основным преимуществам, предоставляемым
свободными экономическими зонами по
сравнению с другими
- налоговые льготы;
- доступ к национальному и региональным рынкам;
- обеспечение более низких производительных затрат, в том числе за счет более дешевой рабочей силы;
- возможность финансирования по сниженным процентным ставкам;
- право собственности на землю.
Таким образом, цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция, свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялись разного рода налоговые льготы. Свободные экономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную роль. Фактически они представляют своеобразные ловушки для мигрирующих в масштабах мирового хозяйства капиталов.[1]
Рассмотрев цели создания
СЭЗ, необходимо перейти к изучению
характерных черт свободных экономических
зон и территориальным
Не смотря на многообразие трактовок определения свободной экономической зоны и различие целей отдельных государств при ее создании, существуют определенные черты или требования, которые помогают объединить данные организационно-экономические образования под единым термином. К этим требованиям относят:
- локальность территории;
- наличие благоприятных исходных экономических, социальных, политических, транспортно-географических и климатических условий для формирования СЭЗ;
- хозяйственную специализацию в сфере предпринимательской деятельности;
- установление на этой территории особого правового и экономического режима, более льготного по сравнению с условиями, действующими за пределами этой территории;
- всестороннюю поддержку и гарантии государства;
- многоуровневую систему управления, адекватную целям и задачам территории.
Также необходимо отметить
экономическое содержание СЭЗ, которое
представляет собой форму развития
производительных сил и производственных
отношений, адекватных рыночной экономике.
Она основана на сочетании различных
форм собственности хозяйствующих
субъектов СЭЗ, равноправно участвующих
во всех сферах предпринимательской
деятельности. Экономическим принципом
функционирования СЭЗ являются самостоятельность
и самофинансирование, как всех ее
резидентов, так и зоны в целом.
СЭЗ – это не политическое, а
хозяйственное образование. Ее границы
и задачи определяются с позиции
экономической
1.2. Классификация свободных экономических зон
Вид деятельности, преобладающей на территории той или иной экономической зоны, позволяет выделить следующие ее типы:
Зоны, в которых товары иностранного происхождения могут храниться, продаваться и покупаться без оплаты обычных таможенных пошлин. Это – беспошлинная торгово-складская зона. Для этих зон характерны три основных признака:
- они создаются для обслуживания мирового рынка;
- на них не распространяются многие налоговые нормы и таможенные ограничения, действующие на остальной территории страны (“таможенная экстерриториальность”);
Информация о работе Свободные экономические зоны и опыт их создания в России