Свободные экономические зоны и опыт их создания в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:59, реферат

Краткое описание

На сегодняшний день одной из проблем для российской экономики является необходимость интеграции в мировое хозяйство, которую, с учетом огромных размеров территории страны, низкого уровня развития рыночных отношений, недостаточной развитости инфраструктуры, достаточно сложно разрешить. Вследствие этого проявляется острая необходимость в использовании различных форм внешнеэкономического сотрудничества, которые позволили бы повысить степень реального участия государства в мировых хозяйственных отношениях.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…..3
Теоретико-методологические основы определения сущности свободных экономических зон ……………5
Определение свободной экономической зоны и цели ее создания…..5
Классификация свободных экономических зон…………………….10
Зарубежный опыт создания и функционирования свободных экономических зон……………………………………………………18
Проблемы создания и функционирования свободных экономических зон в России…………………….…………….23
2.1 История организации свободных экономических зон в России….…23
2.2 Проблемы развития свободных экономических зон в России………29
Заключение…………………………………………………………………......32
Список использованных источников………………………………………....34
Приложение………………………………………………………………..…...37

Файлы: 1 файл

свободные экономические зоны.docx

— 95.19 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………..…..3                                                                                                      

  1. Теоретико-методологические основы определения сущности свободных экономических зон ………………………………………………………….5                                                                
    1. Определение свободной экономической зоны и цели ее создания…..5        
    2. Классификация свободных экономических зон…………………….10                                        
    3. Зарубежный опыт создания и функционирования свободных экономических зон……………………………………………………18                                                                                       
  2. Проблемы создания и функционирования свободных экономических зон в России…………………….………………………………………….…..23

2.1 История организации  свободных экономических зон  в России….…23

2.2 Проблемы развития свободных  экономических зон в России………29

  Заключение…………………………………………………………………......32

  Список использованных  источников………………………………………....34

  Приложение………………………………………………………………..…...37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

    На сегодняшний день одной из проблем для российской экономики является необходимость интеграции в мировое хозяйство, которую, с учетом огромных размеров территории страны, низкого уровня развития рыночных отношений, недостаточной развитости инфраструктуры, достаточно сложно разрешить. Вследствие этого проявляется острая необходимость в использовании различных форм внешнеэкономического сотрудничества, которые позволили бы повысить степень реального участия государства в мировых хозяйственных отношениях.

В условиях приобретения политической и экономической независимости увеличение открытости экономики России является объективной необходимостью, но осуществляться оно может постепенно, с учетом реальных условий и сохранения экономической безопасности под контролем государства. Значительную роль в этом может сыграть создание свободных экономических зон (СЭЗ) – являющееся эффективным инструментом повышения эффективности экономики.

Сегодня СЭЗ рассматриваются  Россией как один из инструментов достижения открытости национальной экономики  миру и стимулирования международного экономического сотрудничества. К целям, которые государство ставит при  создании СЭЗ, относятся:

- решение проблем занятости и формирования новых рабочих мест;

- активизация внешней торговли; стимулирование притока иностранных инвестиций;

- активизация обмена знаниями и технологиями, то есть достижение нового качества экономики;

- расширение экспортной базы и т. п.

В силу эффективности свободных экономических зон, доказанной на примере мирового опыта их использования, а также их способности содействовать привлечению иностранных и стимулированию национальных инвестиций, положительно влиять на развитие предпринимательской активности, обеспечивать занятость, увеличивать в соответствии с этим бюджетные поступления, улучшать торговый и платежный балансы, и т.п., нужно признать целесообразным включение направления на создания таких зон в государственную экономическую политику. На практике это нашло отражение во введении соответствующих разделов о СЭЗ в ежегодные программы действий Правительства и прогнозы социально-экономического развития России, а также в выделении позиции по этим зонам в Концепции государственной региональной политики.

Актуальность исследуемой  темы обосновывается необходимостью всемерного развития в нашей стране новых  рыночных форм территориальной организации  свободного предпринимательства, международных  связей, участия регионов в территориальном  разделении труда, чему призваны способствовать существующие и перспективные свободные  экономические зоны, необходимо всемерно способствовать расширению применения такого инструмента как СЭЗ, исследовать  методы повышения эффективности  функционирования СЭЗ.

Целью работы является изучение теоретико-методологических основ свободных экономических зон, ознакомление с существующей мировой и отечественной практикой, попытка проанализировать накопленный (в том числе и отрицательный) опыт для более объективной оценки возможности и перспективы создания и развития СЭЗ в российской экономике.

Указанная цель предполагает решение таких задач, как:

-   изучение теоретико-методологических основ СЭЗ;

- изучение истории, современного состояния и проблем развития отечественных СЭЗ.

Объектом исследования в  данной работе являются свободные экономические  зоны в Российской Федерации.

 

  1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

 

1.1. Определение свободной  экономической зоны и цели  ее создания

Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе пока не утвердилась единая трактовка, и даже общепризнанное определение понятия “свободная экономическая зона” (СЭЗ). В самой общей форме принято определять свободную экономическую зону как обладающий выгодным экономико-географическим положением регион или часть страны, где устанавливается беспошлинный или льготный экспортно-импортный режим и достигается его некоторая торговая и валютно-финансовая обособленность от остальных регионов страны[1]. Свободной экономической зоной может быть не только часть страны, но и вся (небольшая) страна в целом.

Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18.05.73 г.) установлено понятие “свободной зоны” (“зоны-франко”), под которой понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории, и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению.

По определению Международной  ассоциации развития свободных зон (МАРСЭЗ), созданной в 1990 г., СЭЗ является особым территориально-хозяйственным образованием, как правило, открытым для финансово-хозяйственной деятельности любой страны, благоприятствующим экономическому, научно-техническому, экологическому и социальному развитию, специально создаваемому путём дополнительного делегирования ему федеральными органами, органами субъектов  и муниципальными органами России прав и полномочий с жестко закрепленными и соблюдаемыми границами, свободным зональным законодательством, бюджетом, налоговой системой, органами управления.[2]

Задачи, которые ставит перед  собой государства, создавая СЭЗ, неоднозначны. Одни государства пытаются решать с  помощью СЭЗ проблемы конкретных регионов, связанные с ожидаемой  безработицей, низким уровнем экономико-социального  развития, защитой интересов, как производителей, так и потребителей. В других странах свободные экономические зоны используются в общественных интересах в качестве интеграционного экономического механизма, эффективного средства накопления и распространения передового зарубежного опыта управления, повышения конкурентоспособности собственного производства. Но чаще всего решаются обе задачи.

Кроме общих, глобальных задач, определяются и более конкретные, которые можно объединить в три  крупных блока: экономический, социальный, научно-технический.[3]

Экономические цели:

- привлечение иностранного и национального капитала благодаря специальным льготным экономическим механизмам, стабильной законодательной базе и упрощению различных организационных процедур;

- Использование преимущества международного географического разделения труда и международного обращения капитала для расширения экспорта готовых изделий, рационального импорта и создания импортозамещающего механизма производства;

- ликвидация монополии внешней торговли через предоставление доступа к различным формам внешнеэкономической деятельности всем организациям и предприятиям СЭЗ;

- рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов. [4]

Социальные цели:

- ускорение развития отсталых регионов за счет концентрации в пределах зон ограниченных национальных ресурсов;

- повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, борьба с безработицей;

- создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счет изучения и внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления, финансов; воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления;

- удовлетворение населения в высококачественных товарах народного потребления, насыщение внутреннего рынка.[4]

Научно-технические цели:

         - привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий;

- ускорение инновационных и внедренческих процессов;

- привлечение зарубежных ученых и специалистов;

- повышение эффективности использования мощностей и    инфраструктуры конверсионных комплексов.

Многие свободные экономические зоны в своей деятельности достигают высокой эффективности благодаря огромному вкладу иностранных инвестиций, открытости для иностранного капитала. Интерес иностранных инвесторов к СЭЗ заключается в возможности получения существенных льгот. [4]

К основным преимуществам, предоставляемым  свободными экономическими зонами по сравнению с другими территориями, следует прежде всего отнести:

- налоговые льготы;

- доступ к национальному и региональным рынкам;

- обеспечение более низких производительных затрат, в том числе за счет более дешевой рабочей силы;

- возможность финансирования по сниженным процентным ставкам;

- право собственности на землю.

Таким образом, цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция, свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялись разного рода налоговые льготы. Свободные экономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную роль.  Фактически они представляют своеобразные ловушки для мигрирующих в масштабах мирового хозяйства капиталов.[1]

Рассмотрев цели создания СЭЗ, необходимо перейти к изучению характерных черт свободных экономических  зон и территориальным требованиям, предъявляемым при их организации

Не смотря на многообразие трактовок определения свободной экономической зоны и различие целей отдельных государств при ее создании, существуют определенные черты или требования, которые помогают объединить данные организационно-экономические образования под единым термином. К этим требованиям относят:

- локальность территории;

- наличие благоприятных исходных экономических, социальных, политических, транспортно-географических и климатических условий для формирования СЭЗ;

- хозяйственную  специализацию в сфере предпринимательской деятельности;

- установление на этой территории особого правового и экономического режима, более льготного по сравнению с условиями, действующими за пределами этой территории;

- всестороннюю поддержку и гарантии государства;

- многоуровневую систему управления, адекватную целям и задачам территории.

Также необходимо отметить экономическое содержание СЭЗ, которое  представляет собой  форму развития производительных сил и производственных отношений, адекватных рыночной экономике. Она основана на сочетании различных  форм собственности хозяйствующих  субъектов СЭЗ, равноправно участвующих  во всех сферах предпринимательской  деятельности. Экономическим принципом  функционирования СЭЗ являются самостоятельность  и самофинансирование, как всех ее резидентов, так и зоны в целом. СЭЗ – это не политическое, а  хозяйственное образование. Ее границы  и задачи определяются с позиции  экономической целесообразности, а  ее территория остается частью территории страны-учредителя. Здесь действует  государственное законодательство, хотя и с определенными корректировками  в области правовых, хозяйственных и социальных взаимоотношений. [2]

1.2. Классификация свободных  экономических зон

Вид деятельности, преобладающей  на территории той или иной экономической зоны, позволяет выделить следующие ее типы:

  1. Торгово-складские зоны.

 Зоны, в которых товары иностранного происхождения могут храниться, продаваться и покупаться без оплаты обычных таможенных пошлин. Это – беспошлинная торгово-складская зона. Для этих зон характерны три основных признака:

- они создаются для обслуживания мирового рынка;

- на них не распространяются многие налоговые нормы и таможенные ограничения, действующие на остальной территории страны (“таможенная экстерриториальность”);

Информация о работе Свободные экономические зоны и опыт их создания в России