Свободные экономические зоны и опыт их создания в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:59, реферат

Краткое описание

На сегодняшний день одной из проблем для российской экономики является необходимость интеграции в мировое хозяйство, которую, с учетом огромных размеров территории страны, низкого уровня развития рыночных отношений, недостаточной развитости инфраструктуры, достаточно сложно разрешить. Вследствие этого проявляется острая необходимость в использовании различных форм внешнеэкономического сотрудничества, которые позволили бы повысить степень реального участия государства в мировых хозяйственных отношениях.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…..3
Теоретико-методологические основы определения сущности свободных экономических зон ……………5
Определение свободной экономической зоны и цели ее создания…..5
Классификация свободных экономических зон…………………….10
Зарубежный опыт создания и функционирования свободных экономических зон……………………………………………………18
Проблемы создания и функционирования свободных экономических зон в России…………………….…………….23
2.1 История организации свободных экономических зон в России….…23
2.2 Проблемы развития свободных экономических зон в России………29
Заключение…………………………………………………………………......32
Список использованных источников………………………………………....34
Приложение………………………………………………………………..…...37

Файлы: 1 файл

свободные экономические зоны.docx

— 95.19 Кб (Скачать)

Как мы видим, на сегодняшний  день, существует множество видов  СЭЗ – в зависимости от типа осуществляемой, на их территории, экономической  или научной деятельности. Все  они так или иначе служат повышению благосостояния в регионе или стране.  Рассмотрим зарубежный опыт создания СЭЗ и возможность использовать его для развития экономики Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Зарубежный опыт создания и функционирования СЭЗ

 

По данным на июль 2006 г., в  мире насчитывается, по различным экспертным оценкам, 1 200–2 000 свободных экономических  зон различных типов: от беспошлинных зон и свободных портов до зон  свободного предпринимательства, офшорных зон и технополисов. Старейшими зонами свободной торговли являются немецкие ЗСТ, возникшие в свободных городах Гамбург и Бремен еще в XIXв. Позднее появились зоны в США по акту 1934г. в виде зон внешней торговли. [8] Целью их была активизация внешнеторговой деятельности посредством использования эффективных механизмов снижения таможенных издержек.

При этом главным образом  предполагалось сокращение импортных  тарифов на детали и компоненты для  производства автомобилей. В зоны внешней  торговли были превращены склады, доки, аэропорты. Предприятия, действующие  в указанных зонах, выводились из-под  таможенного контроля в США, если импортируемые в зону товары затем  направлялись в третью страну. Таможенные издержки снижались и тогда, когда  в зоне осуществлялась "доводка" продукции фирм США для последующего экспорта. Если же товары из зоны шли  в США, они в обязательном порядке  проходили все таможенные процедуры, предусмотренные законодательством  страны.

Успешным вариантом свободной  экономической зоны стало создание зоны благоприятствования в Ирландии в 1957 г. с центром в аэропорте "Шеннон". Территория зоны составляла всего 15 га. Целью ее создания было получение дополнительно 300 новых рабочих мест. Здесь, однако, тот случай, когда результаты значительно превзошли ожидания. Еще один удачный пример свободной экономической зоны, центром которой являлся аэропорт, - "Дог-Айленд" (Англия, 1982 г.). Площадь этой СЭЗ составила 2000 га. Под реализацию намеченной программы было привлечено более 1 млрд. ф.ст. [9]

В 1967 г. в Бразилии была создана  свободная экономическая зона иного  типа - "промышленный округ свободной  зоны Манаус" (Амазония). Выделенная для этой СЭЗ площадь - 3,6 млн. кв. км; цель - стимулирование развития промышленного производства; основное средство достижения цели - налоговые льготы. Эта зона получила быстрое развитие, что в значительной степени повлияло на оздоровление экономики всей Бразилии. Ядро СЭЗ составили примерно 30 сырьевых и топливно-энергетических отраслей, продукция которых потреблялась в самой Бразилии. Экспорт зоны достигал только 3 - 5% производства.[9]

В 1978 г. в Китае были созданы  свободные экономические зоны в 14 прибрежных городах. Цель - развитие внешней торговли. Основной инструмент - налоговые и таможенные льготы. На каждый гектар зоны в период ее становления  ежегодно вкладывалось примерно 15-17 млн. долл. США. Всего с момента создания по 1987 г. в СЭЗ Китая было привлечено приблизительно 22 млрд. долл. Через  них проходило 2/3 внешнего товарооборота  страны. В 1990 г. экспорт только одной  зоны Шеньчжень составил 3 млрд.долл.[10]

Несколько слов следует также  сказать о расположенных в  Южной Корее, Малайзии, Сингапуре, Гонконге "точечных" зонах, ориентированных  на экспорт товаров: ими охватывается до 90% всего его объема в развивающихся  странах мира.

Происходит ускоренное развитие и научно-технических зон. В 1973 г. в США их насчитывалось 84; здесь  было занято 142 тыс. рабочих и 45 тыс. ученых. Наиболее крупная в США  научно-техническая зона - Силикон-Вэллс ("Силиконовая долина"). Она осуществляет 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. В ближайшее время в США планируется создать до 1000 СЭЗ. Объем инвестиций должен при этом составить более 3 млрд. долл., а число дополнительных рабочих мест - 100 тысяч.[10]

В Голландии и ФРГ в 1985 г. было соответственно 45 и 50 технопарков, причем планировалось образовать еще  по 100 в каждой стране. В Японии в 14 районах создается 18 технополисов на базе ведущих научных подразделений. Крупнейший технополис "Цикуба" обеспечивает работой 145 тыс. человек. В Англии имеется более 25 зон и технопарков, за счет чего создано в общей сложности 18,4 тыс. рабочих мест.

Наконец, можно выделить еще одну разновидность свободных  зон, которая распространена в мире, - оффшорные зоны, которые служат своего рода "налоговыми оазисами", обслуживающими международные финансовые операции. Примерами оффшорных центров являются, прежде всего, островные территории - Антильские, Багамские, Бермудские, Виргинские, Каймановы, Барбадос, Гернси и Джерси, Кипр, Мальта, Мадейра, а также Гонконг, Западное Самоа, Ирландия, Либерия, Ливан, Лихтенштейн, Панама, Сингапур и ряд других.

Оффшорные зоны дают использующим их хозяйственным агентам следующие  преимущества: налоговые льготы, значительную свободу, практическое отсутствие валютного  контроля, возможность проведения операций с резидентами в любой иностранной  валюте, списание затрат на месте, анонимность, секретность финансовых операций (главным  образом действует лишь требование информировать власти о сомнительных операциях, связанных с наркобизнесом). При этом внутренний рынок ссудных  капиталов зоны изолируется от счетов резидентов. Дело в том, что классический вариант оффшора предполагает хозяйственную и финансовую деятельность в оффшорной зоне только нерезидентов.

По налоговым льготам, в свою очередь, возможны варианты. В оффшорных зонах Ирландии, Либерии  налоги не взимаются. В Швейцарии  взимаются, но явно низкие. В оффшорных зонах Лихтенштейна, Антильских островов и Панамы в момент регистрации фирм в качестве налога выплачивается единая сумма (паушальный налог). В таких зонах обычно также взимаются ежегодные регистрационные взносы компаний, сборы за предоставление банковских и страховых лицензий, лицензий на трастовую деятельность. Можно также добавить, что если в Ирландии, Швейцарии от оффшорных компаний требуется лишь минимальный бухгалтерский учет, то на Антильских островах, в Либерии, Панаме, Лихтенштейне отсутствует даже такое требование. В Западном Самоа форма и порядок бухгалтерского учета не регламентированы и выбираются владельцем компании.[11]

Интересен опыт Венгрии. В  этой стране был реализован режим  классического оффшора. Оффшорные компании получают скидку на налог на прибыль в размере 85%, что позволяет сократить реальную ставку налога до 5,4%. Оффшорной компании предоставляется право вести операции с иностранной валютой; получать иностранные займы и кредиты без специального разрешения властей, регулирующих операции с иностранной валютой; иметь счета в иностранных банках при условии, что определенная доля счетов приходится на Венгерский банк. Посредническая деятельность таких компаний в Венгрии ограничена внешней торговлей с Россией, а также посредничеством между российскими компаниями. Принцип такого ограничения простой - ориентировать оффшорные льготы на основные, преобладающие во внешней торговле товарные потоки и широкий круг хорошо известных деловых партнеров.[11]

Аналогичная идея вполне может  быть использована и при создании оффшорных зон в регионах России. Так, для оффшорных компаний льготы могут быть целенаправленно ориентированы на основных торговых партнеров того или иного региона (для Республики Татарстан это, например, Германия, США, Венгрия, Швейцария, Австрия, Китай, Турция, Великобритания, Нидерланды, Финляндия); данная рекомендация, разумеется, небесспорна и нуждается в дополнительной проработке.

По наблюдениям специалистов, многие СЭЗ прошли свой "путь", трансформируясь сначала из складских  и транзитных зон в экспортно-производственные, а затем - и в комплексные. Мировой опыт свидетельствует, что при отсутствии экспортных зон рост вывоза из страны товаров и услуг увеличивается в среднем в год на 7%, при наличии же их - на 20%.

Очевидно, что СЭЗ в мировой практике создаются с какими-то определенными целями, которые направлены на повышение благосостояния, как в самих зонах, так и на территории целой страны. К таким целям, как правило, относятся: активизация внешнеторговой деятельности, увеличение объемов экспорта и т.п. Способы достижения этих целей чаще всего одинаковы - это налоговые и таможенные льготы.

Россия перенимает опыт у  других стран, но, к сожалению, вместо инструмента модернизации экономики  и привлечения в страну иностранных  инвестиций зональные льготы стали  средством скрытого субсидирования отдельных лоббистских группировок  и способом первоначального накопления капиталов, впоследствии утекающих  за рубеж. Важно сейчас создать такие  условия, чтобы преференциальные режимы применялись не ради раздачи льгот  определенным предприятиям, отраслям или территориям, а с целью  стимулирования новых форм хозяйствования, промышленного производства развития внешнеэкономических отношений, обеспечивающих технологический прорыв России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ

 

    1. История организации свободных экономических зон в России

 

Процесс становления свободных  экономических зон в России условно  может быть разделен на несколько  этапов.

Первый этап охватывает вторую половину 1980х годов, когда на местах активно началась кампания по организации СЭЗ (разрабатывались проекты, готовились документы, выдвигались различные предложения). Именно в этот период правительство поддержало предложение руководителей Приморского края и Ленинградской области о разработке проектов по созданию СЭЗ «Находка» и «Выборг».[8]

Созданные за рубежом свободные  экономические зоны показали высокую  эффективность функционирования, рост иностранных инвестиций, высокие  темпы производства, быстрое развитие инфраструктуры. Поэтому из различных  регионов России выдвигались предложения  о создании там свободных экономических  зон. Большую часть зон предлагалось специализировать на добыче минерального сырья, производстве минеральных удобрений, других продуктов. Однако на осуществление проектов создания зон не имелось достаточно средств, отсутствовала четкая правовая основа. Это привело к искажению самого принципа формирования свободных экономических зон: руководители регионов предполагали, что федеральное правительство должно обеспечить их средствами для создания на их территории СЭЗ, не надеясь на свои силы, на привлечение иностранных инвестиций.

Второй этап охватывает 1990–1991 гг. и характеризуется началом  формирования нормативно-правовой базы. Были приняты такие документы, как  Указ Президента СССР «Об иностранных  инвестициях в СССР» (октябрь 1990 г.); постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1990 г. и постановление Совета Министров РСФСР от 23 ноября 1990 г. о СЭЗ «Находка»; постановление. Верховного Совета РСФСР от 13 сентября 1990 г. и постановление Совета Министров РСФСР от 7 июня 1991 г. о СЭЗ «Ева» (Еврейская автономная область) и др.

Вступивший в силу в  сентябре 1991 г. Закон «Об иностранных  инвестициях в РСФСР», в котором целая глава была посвящена свободным экономическим зонам, заметно упорядочил процесс их образования.

Третий период создания СЭЗ  охватывает 1992–1994 гг. Именно в эти  годы стало понятно, что многочисленные решения о создании СЭЗ не могут  быть претворены в жизнь. Из числа  создаваемых СЭЗ лишь единицы начали успешно функционировать. Развал экономики, политическая нестабильность, отсутствие начальных капиталовложений и другие причины не позволили осуществить задуманные проекты. В правительстве РФ возобладал подход к ликвидации зон, охватывающих огромные территории страны, что было

вполне объяснимо. Взамен предлагалась концепция формирования микрозон (разновидности свободных таможенных зон и зон экспортного производства).

В 1992 г. вышел Указ Президента России «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон»; в 1991 г. Принимаются Таможенный кодекс Российской Федерации и Закон  «О таможенном тарифе», Указ Президента России «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями», начинается работа по созданию Закона о СЭЗ (предложения  о принятии закона были высказаны еще в конце 1980х годов, но закон так и не был принят). В 1994 г. вышел Указ Президента России «Об урегулировании вопросов создания и функционирования свободных экономических зон Российской Федерации». В этот период принимаются решения и по конкретным зонам. Например, Указ Президента России от 10 декабря 1992 г. о Зоне свободной торговли «Шереметьево»;

В итоге в России сформировалось несколько категорий свободных экономических зон:[12]

1) СЭЗ федерального уровня, которые включали:

- внешнеторговые зоны («Шерризон» около аэропорта «Шереметьево»);

- свободные таможенные зоны «Московский Франко-Порт» (возле аэропорта «Внуково»), «Франко-Порт Терминал»;

- научно-технические зоны (СЭЗ в Зеленограде со специализацией в области микроэлектроники, информатики и связи);

- туристическо-курортные зоны («Кавказские Минеральные Воды»).

Ставки налогов в этих зонах были понижены, а таможенные

процедуры упрощены.

2) СЭЗ для реализации отдельных экономических программ – «Экологическая минимодель общества будущего» на Алтае, ПО «ЕлАЗ» в Татарстане, аэропорт «Ульяновск – Восточный».

3) Закрытые административно-территориальные образования - (ЗАТО) или наукограды.

4) СЭЗ офшорного типа: Калмыкия, Ингушетия, СЭЗ «Алтай», эколого-экономический регион (ЭЭР) «Алтай» и г. Барнаул в Алтайском

Информация о работе Свободные экономические зоны и опыт их создания в России