Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 23:33, реферат
Первоначально свободной экономической зоной считалась особая территория крупного морского порта или примыкающего к нему района, выделенная из таможенной территории страны для свободного беспошлинного ввоза и вывоза иностранных товаров. Статус свободных портов имели: Ливорно (1547 год), Генуя (1595 год), Венеция (1661 год), Марсель (1669 год). На территории России - Одесса (1817 год), Владивосток (1862 год), Батуми (1878 год). В настоящее время имеют статус “свободный порт”: в Швейцарии - Букс, Женевпорт, в Бразилии - Манаус, в Румынии - Сулина и некоторые другие. В таких портах товары хранятся на складах неограниченный или ограниченный срок, а затем поставляются на внутренний рынок данной страны с уплатой пошлины или вывозятся беспошлинно за границу.
ПОНЯТИЕ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ
Первоначально свободной
По мере монополизации рынка и усиления протекционистской политики государств “свободные порты” стали видоизменяться в свободные экономические зоны, где все большее значение приобретала переработка товара. В начале 60-х годов свободные экономические зоны из собирающих пунктов и пунктов распределения все чаще становятся местом обработки и трансформации товаров при льготных условиях их экспорта из зон.
С 80-х годов свободные экономические зоны начинают использоваться для преодоления застоя в отдельных отраслях промышленности, банковского и страхового дела, развития отдельных регионов, находящихся в кризисном состоянии.
В международно-правовой практике “свободная зона” означает часть территории государства, где любые ввезенные товары обычно рассматриваются в том, что касается импортных пошлин и налогов, как находящиеся вне пределов таможенной территории и не являющиеся предметом обычного таможенного контроля. Данное определение было дано в Киотской конвенции от 18 мая 1973 года, установившей коммерческую и промышленную свободные зоны
Под коммерческой свободной
зоной понимается зона, куда “товары
допускаются для последующей
продажи, их переработка и использование
в производстве обычно запрещены”.
Промышленная зона подразумевает, что
“товары, допущенные к ввозу, могут
быть подвергнуты разрешенным
Существуют два подхода образования свободных экономических зон.
1) Территориальная
концепция образования
2) Режимная, или точечная
концепция исходит из
Цели создания свободных экономических зон варьируются в широких пределах в зависимости от экономических, социальных, иногда политических условий той или иной страны.
В развитых капиталистических
странах свободные
В новых индустриальных странах Азии зональная политика является элементом промышленной и направлена на создание отраслевых анклавов экономического роста (преимущественно экспортных и научно-технических).
В развивающихся странах, имеющих невысокий уровень экономического развития, при создании свободных экономических зон ставятся задачи привлечения иностранного капитала, передовой технологии и управленческого опыта, стимулирования экспорта, улучшения его структуры, увеличения занятости и подготовки квалифицированных кадров, получения дополнительной валютной прибыли от сдачи в аренду земли, помещений, предоставления коммерческих и других услуг.
В обобщенном виде создание свободных экономических зон направлено на достижение таких целей, как:
- привлечение передовой, по отношению к национальной, технологии;
- активизации экономики
путем привлечения
- поступление валютных
активов и таким образом
- насыщение внутреннего потребительского рынка;
- повышение уровня
занятости населения и
- создание современной рыночной инфраструктуры;
- ускоренное развитие депрессивных районов;
- приобретение мирового
опыта в области управления
экономикой, международного
Мировая практика предполагает
два варианта создания свободных
экономических зон. Вариант “сверху”
означает, что образование зоны происходит
по инициативе центральных властей
и в рамках государственной программы
(как, например, в Южной Корее). Вариант
“снизу”, - создание свободных экономических
зон в порядке рыночной самоорганизации
(Доминиканская республика, Польша).
Более динамично развивается
второй вариант, в том числе при
смешанном частно-
Предложения об учреждении свободной экономической зоны направляются в специально уполномоченный государственный федеральный или региональный орган, который после принятия решения об учреждении зоны включается в работу по формированию условий ее создания. Особое внимание при учреждении зон обычно уделяется таким критериям, как выбор места, формирование социальной и производственной инфраструктуры, отраслевая структура свободной экономической зоны.
Важнейшим аспектом функционирования свободных экономических зон является система преференций и льгот, предоставляемых иностранным и национальным инвесторам. Налоговые льготы являются весьма существенными для инвестора, поскольку налоговое бремя в странах рыночной экономики достаточно велико и налоги могут составлять более половины от получаемого дохода.
Основным налогом
является корпоративный налог, который
взимается с прибыли
Кроме льгот по корпоративному налогу предоставляются льготы по выплатам налогов на собственности, на налог с оборота, торгово-промышленный налог и другие виды налогов. В свободной зоне Бразилии Манаус не взимается налог на изделия, произведенные вне зоны для поставки в нее, или с товаров, произведенных в зоне для продажи внутри страны, а также с товаров, произведенных из местного сырья для продажи в зоне.
В свободных экономических зонах действуют и различные косвенные льготы. Это, прежде всего, возможность ускоренной амортизации, а также пониженные тарифы на оплату аренды, коммунальных и других услуг. Спектр косвенных льгот довольно широк, он определяется в каждом конкретном случае самостоятельно, в зависимости от целей, который преследуются при создании свободной экономической зоны.
Характерной чертой
свободных экономических зон
является выделение их из таможенной
границы государства и
Как правило, импорт на территорию зон средств производства, комплектующих, материалов и сырья, необходимых для производственного процесса, а также товаров широкого потребления и продуктов питания для продажи внутри страны осуществляется беспошлинно. В свободных экономических зонах обычно не взимаются и экспортные пошлины, принятые в некоторых странах.
В некоторых странах,
например, в Китае, Чили, Перу для
расчетов по экспортно-импортным операциям
и по расчетам с внутренним рынком,
осуществляемых предприятиями свободных
экономических зон, применяется
как свободно конвертируемая валюта,
так и национальная денежная единица.
В свободных экономических
Таким образом, свободная