Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:59, реферат
На сегодняшний день одной из проблем для российской экономики является необходимость интеграции в мировое хозяйство, которую, с учетом огромных размеров территории страны, низкого уровня развития рыночных отношений, недостаточной развитости инфраструктуры, достаточно сложно разрешить. Вследствие этого проявляется острая необходимость в использовании различных форм внешнеэкономического сотрудничества, которые позволили бы повысить степень реального участия государства в мировых хозяйственных отношениях.
Введение……………………………………………………………………..…..3
Теоретико-методологические основы определения сущности свободных экономических зон ……………5
Определение свободной экономической зоны и цели ее создания…..5
Классификация свободных экономических зон…………………….10
Зарубежный опыт создания и функционирования свободных экономических зон……………………………………………………18
Проблемы создания и функционирования свободных экономических зон в России…………………….…………….23
2.1 История организации свободных экономических зон в России….…23
2.2 Проблемы развития свободных экономических зон в России………29
Заключение…………………………………………………………………......32
Список использованных источников………………………………………....34
Приложение………………………………………………………………..…...37
- несмотря на то, что они являются в определенном смысле “свободными”, на них распространяется государственное регулирование внешнеэкономических связей. [5]
Первая зона такого рода в Европе возникла в конце 50-х гг. в Ирландии, затем они получили распространение главным образом в развивающихся странах, которые стали их использовать в качестве одного из основных инструментов перехода в стратегии развития от импортозамещающего к экспортному производству. Популярность подобных зон особенно возросла в 80-е гг., когда ряд развивающихся стран с экспортной ориентацией экономики вошел в разряд новых индустриальных стран.
В составе свободных торгово-
- зоны внешней торговли (США),
- свободные таможенные зоны (Венгрия, Югославия),
- свободные беспошлинные зоны (Болгария)
- свободные порты (Германия).
Торгово-складские зоны создаются не только для приема, хранения (как правило, на срок до 1 года), обработки товаров с последующей их куплей и продажей, но и для осуществления операций, улучшающих потребительские свойства этих товаров. На их территории предприятия могут заниматься обширной выставочной деятельностью, организовывать торги и представлять банковские и страховые услуги, не взимая торговых пошлин, а также налога на добавленную стоимость в результате улучшения потребительских свойств товара. В их число входит также “дьюти-фри”, в которых осуществляется беспошлинная розничная продажа товаров в крупных и международных аэро- и морских портах. Поэтому они нередко обеспечивают дополнительные валютные поступления за счет консигнационных складов, сдачи помещений в аренду для выставок, переделки и подработки транзитных грузов и т.п. [5]
Все торгово-складские зоны организуются преимущественно в морских и речных портах, на железнодорожных узлах, в аэропортах, то есть в местах транзита товаров и пассажиров. Они всегда отделены от экономического пространства страны таможенной и даже государственной границей.
Свободные порты как вид торгово-складской зоны кроме названных функций выполняет погрузку, разгрузку, перегрузку товаров, размещая на своей территории склады товарных бирж, а также обеспечивают ремонт и обслуживание судов. [5]
В них создаются промышленные предприятия, в том числе и “отверточного” типа, которые на базе импортных полуфабрикатов и компонентов производят товары для экспорта. Возможна ситуация, когда конечная экспортная продукция производится на базе местного сырья, но с использованием импортного оборудования и технологии или других комбинаций основных факторов и элементов производства. Наибольшее распространение они получили в развивающихся странах Азии (около 20), Африки, Латинской Америки (свыше 60). Имеются также зоны такого типа в Венгрии, Румынии, Югославии, КНР, а также в Великобритании, США. [5]
Отличительная черта этих зон состоит в том, что, используя льготный валютно-финансовый и правовой режимы, государство на территории зоны, обеспечивает развитие наиболее приоритетных отраслей промышленности или на территории депрессивных районов стимулирует экспортное промышленное производство, привлекая для этого иностранную валюту или инвестиции от местных, штатных, федеральных властей. Это создает условия для более эффективного использования местного сырья, полуфабрикатов, внедрения современных методов управления производством, подготовки кадров соответствующей квалификации, что, в конечном итоге содействует более быстрому социально-экономическому развитию других районов и страны в целом.
Такие зоны, с одной стороны, обеспечивают поступление не только иностранного капитала, но и технологии, ноу-хау, создают новые рабочие места и одновременно в силу своей экспортной направленности ограждают местных производителей от прямой конкуренции с иностранными фирмами.
В общей совокупности экспортно-производственных зон выделяют:
- зоны совместного предпринимательства (Югославия, Венгрия, Болгария),
- зоны свободного предпринимательства (США),
- предпринимательские зоны (Великобритания),
- специальные экономические зоны (КНР).
К ним могут быть отнесены также отдельные иностранные предприятия, пользующиеся особыми льготами и обслуживающие преимущественно внешние рынки.
Экспортно-промышленные зоны, несмотря на специфику, имеют общие черты, касающиеся главным образом коммерческих и финансовых стимулов и условий деятельности для иностранных инвесторов. Иностранный инвестор практически во всех странах не имеет каких-либо ограничений на свою деятельность в такой зоне и, прежде всего на право перевода прибыли и капитала.
В экспортно-промышленных зонах полностью освобождаются от пошлин и других сборов машины, сырье и компоненты, завезенные для организации производства.
Инофирмы имеют “налоговые каникулы” на уплату подоходного налога и другие льготы, предоставляемые в отношении всех остальных прямых и косвенных налогов и сборов. Им предоставляются свобода в получении валютного кредита и льготных кредитов; сдаются в аренду земля, помещения, транспортные услуги по льготным тарифам и расценкам; гарантируются возврат вложенного капитала, компенсации предпринимателям расходов на обучение кадров, уменьшение налогообложения средств, направляемых на создание и реконструкцию предприятий; упрощается процедура создания предприятий.
В зонах создаются необходимая
инфраструктура, жилые дома, торговые,
лечебные и прочие заведения, обеспечивающие
нужды иностранных
В самостоятельную группу могут быть выделены научно-технологические зоны. В современной литературе их называют технологические парки, технополисы, научные парки, технологические центры, деловые центры.
Отличительная этих зон заключается
в том, что на их территории объединяется
научная и производственно-
В зависимости от того, что преобладает в экономической структуре научно-технологической зоны, различают три их типа.
- Инновационный центр. Это экономическая структура, размещенная в пределах небольшого участка и предназначенная преимущественно для маленькой, только что созданной компании.
- Собственно научный парк. Это достаточно большая территория, на которой размещаются наукоемкие фирмы разных размеров и стадий развития, позволяющая развертывать небольшие производства на основе научно-технических разработок местного исследовательского центра (университета).
- Исследовательский парк. Это структура, в рамках которой научно-технические новшества разрабатываются только для стадии технического прототипа. В таких парках объединяются промышленные компании, научно-исследовательские и опытно-конструкторские учреждения, с приоритетным развитием последних. [6]
4) Оффшорные зоны.
Оффшорные зоны (от английского offshore), что дословно означает “вне берега”) или “налоговые гавани”, как их иногда называют, стали организовываться в 70-е гг. Эти зоны привлекают клиентов благоприятным валютно-финансовым режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования. Их главное отличие от других свободных экономических зон состоит в том, что зарегистрированные в них предприятия не имеют право осуществлять какую-либо производственную деятельность. Основным признаком оффшорной юрисдикции является льготных характер налогообложения, отсутствие валютных ограничений, свободный вывоз прибылей, отсутствие таможенных пошлин и сборов для иностранных инвесторов, низкий уровень уставного капитала. Важный фактор привлекательности оффшора – стабильность этого режима. Обычно в течение 15-25 лет с момента регистрации оффшорной компании инвестор гарантирован от неблагоприятных для него изменений.
По мнению экспертов, на сегодняшний день реально существуют около шестидесяти устойчивых и комплексных оффшорных центров.
Оффшорные финансовые центры создаются преимущественно в малых странах (как правило, островных) или на анклавных участках национальной территории, имеющих выгодное географическое положение и благоприятные климатические условия. Интерес принимающей стороны состоит в получении дополнительных валютных поступлений от регистрационного сбора и оказания филиалам иностранных банков широкого круга услуг.
Сервисные зоны представляют собой территории со льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и институтов, оказывающих различные виды финансовых и нефинансовых услуг. К сервисным зонам относятся оффшорные центры, где юридические лица (фирмы, банки), не ведущие на данной территории хозяйственной деятельности, пользуются упрощенным режимом регистрации и налоговыми льготами.
Свободные банковские и страховые зоны являются важным звеном международных расчетов. Они представляют собой обособленные секторы финансово-кредитной системы, где кредитные средства заимствуются у одних и предоставляются другим нерезидентам страны регистрации при посредничестве банков и других финансовых институтов, действующих на льготных условиях.
К числу льгот относятся:
налоговые, полное или частичное
упразднение или регулирование
процентных ставок, более либеральное
требование относительно собственного
капитала и ликвидности, более строгое
соблюдение банковской тайны. Для создания
банковской и страховой зон не
всегда обязательно выделение
В реальной жизни, как правило, зон “чистого типа”, специализирующихся на одной функции, практически нет. Наиболее распространенные зоны, в которых сочетаются торговые, таможенные, производственные, исследовательские функции, то есть комплексные (комбинированные) зоны. Это связано с тем, что они не только предполагают выполнение различных функций, но и допускают различную ориентацию инвесторов. Поэтому при их создании важно определить приоритеты функций и последовательность создания конкретных секторов в зонах.
Этот вид еще не получил распространения в мировой зональной практике. Он предлагается в качестве перспективной модели развития отдельных российских территорий (Калининградская область), которые нуждаются в федеральной государственной поддержке и имеют хорошие предпосылки для образования центров роста.
В соответствии с замыслом
модель ОЭЗ призвана перенять все
то лучшее в мировом опыте организации
комплексных зон (в том числе
зон свободного предпринимательства),
что может оказаться
возможность использования
особых зон в качестве источников
получения структурных и
В зависимости от способа оформления границ зоны и режима их функционирования СЭЗ делятся на два типа: анклавные (замкнутые) и интеграционные.[7]
Анклавные СЭЗ полностью ориентируются на экспорт всей производимой на её территории продукции с целью получения выручки в свободно конвертируемой валюте. Необходимая степень независимости этих зон от остальной страны обеспечивается специальным режимом пропуска товаров и людей через их границу, а экономическая самостоятельность СЭЗ от внезонального внутреннего механизма – административными и экономическими методами, создающими в них особый экономический климат.
Анклавные зоны обычно создаются на территориях страны, естественным образом отделенных от неё (острова, полуострова, морские побережья и т.п.). Но могут создаваться и внутри города. В любом случае создание анклава не предполагает установления юридической экстерриториальности зоны.
Степень обособленности СЭЗ от территории страны определяется действующим экономическим, правовым и таможенным регламентами. Это связано с существенными отличиями национальных условий хозяйствования и проживания от условий, необходимых для привлечения иностранных инвестиций и стимулирования национального экспортного производства. Чаще всего к созданию анклавных зон прибегают страны с низким уровнем экономического развития и материального благосостояния населения.[7]
Интеграционные зоны, тесно связанные с национальной и мировой экономикой, имеют более свободный режим их функционирования. Они наиболее характерны для стран с развитой рыночной экономикой, широко включенных в международное разделение труда. Интеграционные зоны лучше всего вписываются в рыночную сильно интернационализированную экономику. В интеграционных зонах устанавливается унифицированный в пределах страны экономический и правовой режим. [7]
Информация о работе Свободные экономические зоны и опыт их создания в России