Свободные экономические зоны в РФ.Проблема занятости и пути её решения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 11:30, контрольная работа

Краткое описание

В мировой практике внешнеэкономической деятельности существуют различные модели территориально-хозяйственного управления. В этом ряду комплексных формирований есть и такие хозяйственные структуры как свободные экономические зоны (СЭЗ).
В соответствии с документами Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (г. Киото, 1973 г.) под свободной зоной понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории и потому не подвергающиеся обычному таможенному контролю и налогообложению.

Оглавление

Свободные экономические зоны в РФ……………………………...…3
Проблема занятости и пути её решения в России………………...….8
Задача……………………………………………………………..........13
Список литературы………………………………………………........1

Файлы: 1 файл

вот.docx

— 36.13 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Содержание 

  1. Свободные экономические зоны в РФ……………………………...…3
  2. Проблема занятости и пути её решения в России………………...….8
  3. Задача……………………………………………………………..........13
  4. Список литературы………………………………………………........1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Свободные экономические зоны в РФ.

      В мировой практике внешнеэкономической  деятельности существуют различные  модели территориально-хозяйственного управления. В этом ряду комплексных  формирований есть и такие хозяйственные  структуры как свободные экономические  зоны (СЭЗ).

      В соответствии с документами Международной  конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (г. Киото, 1973 г.) под свободной зоной понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории и потому не подвергающиеся обычному таможенному контролю и налогообложению.

      «Большой экономический словарь» определяет СЭЗ как ограниченную часть национально-государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей, что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала.

      Можно выделить следующие характерные  черты СЭЗ:

      1) выделение их из таможенной границы государства и установления особого режима регулирования ввоза и вывоза товаров и услуг. Как правило, импорт на территорию зон средств производства, комплектующих, материалов и сырья, необходимых для производственного процесса, а также товаров широкого потребления и продуктов питания для продажи внутри страны осуществляется беспошлинно.

      2) Система преференций и льгот,  предоставляемых иностранным и  национальным инвесторам, в том  числе:

      ·  внешнеторговые (снижение или отмена экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);

      ·  фискальные, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу, отдельные ее компоненты, уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;

      ·  финансовые, включающие различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде - за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно - в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и т.п.

      ·  административные, упрощающие процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан.

      3) наличие локальной, относительно  обособленной системы управления  зоной, наделенной правом принимать  самостоятельные решения в широком  экономическом спектре. 

     В соответствии с Федеральным законом "О свободных экономических  зонах" свободная экономическая  зона представляет собой ограниченный участок территории Российской Федерации, в пределах которого устанавливается  особый режим предпринимательской  деятельности. Этот режим предоставляется коммерческим организациям, созданным в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации, и филиалам иностранных юридических лиц, которые зарегистрированы в этой зоне в качестве участников, в соответствии с Федеральным законом "О свободных экономических зонах", таможенным и иным законодательством Российской Федерации. Под особым режимом предпринимательской деятельности понимаются такие условия ее осуществления, при которых устанавливаются беспошлинный порядок ввоза товаров в свободную экономическую зону (предусмотренный таможенным режимом свободной таможенной зоны), налоговые льготы и льготы в сфере валютного регулирования.

      Свободные экономические зоны создаются в  целях организации в зонах  новых производств, обеспечения  полной занятости рабочей силы, развития экспортного потенциала, увеличения поступлений в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров, активизации внешнеэкономических связей, экономического и социального развития РФ и ее отдельных регионов на основе привлечения иностранных и российских инвестиций, новых техники, технологий, опыта управления свободными экономическими зонами.

      Исходя  из задач, поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются  соответствующие требования к ее размещению. Наиболее общими из них  являются:     

  • благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и развитые транспортные коммуникации;
  • значительный производственный потенциал, развитые производственная и социальная инфраструктуры;
  • существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал.

      Территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное расположение с другими странами, располагают морскими торговыми  портами и магистральной транспортной сетью, сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных  ресурсов.

      К числу предпосылок, способствующих появлению на территории России свободных  экономических зон, относятся:

  • Федеративное устройство России;
  • Тенденция к передаче государственных функций с федерального уровня на уровень субъектов РФ и далее на уровень органов местного самоуправления;
  • Стремление органов местной власти обеспечить экономический рост своего региона через снижение налогового бремени на его территории.

     По  состоянию на начало 2004 года в России было создано 23 СЭЗ федерального значения, их создание было направлено на экспортного  потенциала, увеличение поступлений  в Россию валютной выручки от экспорта, активизация экономического и социального  развития страны. Но, несмотря на столь прекрасные цели оценка деятельности свободных экономических зон в России неоднозначна. И в настоящее время свободные экономические зоны являются темой для острых дискуссий.

      Несмотря  на короткий срок существования российских СЭЗ, можно подвести предварительные  итоги их деятельности. Они сводятся к тому, что деятельность большинства  СЭЗ в России с точки зрения международных стандартов признана неэффективной.

      Экспертная  оценка практики функционирования свободных  экономических зон в России, проведенная  Международной ассоциацией развития СЭЗ, показывает, что предполагаемые цели создания СЭЗ не достигнуты.

      При этом специалисты говорят о следующих  проблемах, связанных с функционированием  СЭЗ:

  1. Программно-целевые проблемы:
    1. отсутствие государственной концепции создания СЭЗ
    2. отсутствие законодательной и нормативной базы. Недостаточность законодательного обеспечения деятельности иностранного капитала привела к низкому объему инвестиций в СЭЗ – в 2004 г. 2% от общего объема прямых иностранных инвестиций в России
  2. Организационные проблемы состоят в том, что отсутствует эффективная система управления зонами на федеральном и местном уровнях.
  3. Социально-экономические проблемы:

3.1.Разрыв и перераспределение хозяйственных связей предприятий;

    1. Отсутствие защиты отечественных товаропроизводителей на международном рынке со стороны государства;
    2. Наличие на пути развития свободного предпринимательства препятствий бюрократического характера;
    3. Проблема уровня квалификации российских кадров, как рабочих, так и управленческих, недостаток опыта;
    4. Проблема доверия к власти.

      Рассмотрев  основные проблемы функционирования СЭЗ  в России, очевидно, что первоочередной задачей является принятие федерального закона о свободных экономических  зонах, который должен регламентировать основные положения деятельности СЭЗ, в частности порядок создания, функционирования и ликвидации зон, типы зон, порядок финансирования объектов инфраструктуры, механизм хозяйственной  деятельности, включающий гарантии и  льготы для иностранных инвесторов, функции управления, создание федерального ведомства по координации деятельности зон.

      Важную  роль может сыграть также укрепление законодательной базы, регулирующей деятельность иностранного капитала в  РФ. Отсутствие прочной законодательной  базы в России ограничивает приток иностранного капитала как в СЭЗ, так и в страну в целом.

      Современная ситуация в сфере свободных экономических  зон требует изменений.

     Проблемы свободных  экономических  зон  могут быть решены при согласованных действиях всех заинтересованных сторон.

      Создание  в России СЭЗ может стать,  как и во многих странах мира, одним  из  эффективных  способов привлечения иностранных инвестиций, катализатором  развития  внешнеэкономических  связей  и  экономики страны в целом.  Но для этого политика их формирования должна быть продуманной и последовательной. 

Проблема занятости и пути её решения в России. 

     Становление системы эффективной занятости - поступательный процесс овладения  обществом искусством сопряженного управления, совокупностью социально-экономических, материально-технических и организационно-правовых условий занятости.

В настоящее  время существует возможность и  необходимость активного качественного  преобразования всей совокупности отношений  по привлечению людей к труду  и организации их участия в  общественно полезной деятельности через совершенствование методов  регулирования занятости в соответствии с политикой активизации человеческого  фактора.

     Опыт  минувших годов наглядно обнаружил  недостаточную подготовленность службы занятости к оперативному решению  вопроса занятости при массовом высвобождении работников с предприятий. Практика показала, что трудоустройство  людей с учетом личных и общественных интересов на другие предприятия, учреждения, организации - не простое дело. Все  еще не работает как следует механизм заинтересованности трудовых коллективов в высвобождении работников в связи с ростом производительности труда и продолжают накапливаться резервы рабочей силы в отраслях материального производства. Можно выделить ряд факторов, которые будут сдерживать высвобождение работников в дальнейшем. Прежде всего это законодательство, сохраняющее за большой группой лиц гарантии занятости на предприятиях независимо от эффективности и качества их работы; неподготовленность психологии людей к необходимости смены работы и системы трудоустройства к организованному устройству на работу большого числа одновременно высвобождающихся работников, лиц разных категорий. Наконец, неизжиты и "собесовские" представления о социальной защите и поголовной занятости, допускающие праздность определенной части работающих, безмятежное сидение на облюбованном рабочем месте, получение за это незаработанных денег.

     Расширяется круг задач, которые предстоит решать всем звеньям системы трудоустройства, переобучения и профориентации населения. Они будут заниматься организацией учета занятости и движения трудоспособного населения, создания банка данных о потребностях и источниках рабочей силы, информированием всех слоев населения о потребностях в работниках в профессиональном разрезе и выборе работы для пенсионеров, инвалидов, женщин, имеющих детей, учащейся молодежи; комплектованием необходимых кадров предприятий, объединений, организаций, учреждений; организованным перераспределением рабочей силы; осуществлением профориентационной работы и консультацией всех групп населения, предоставлением рекомендаций по подбору или перемене профессии с учетом способностей и интересов людей, в случае необходимости повышения их квалифи­кации или переобучения.

Информация о работе Свободные экономические зоны в РФ.Проблема занятости и пути её решения в России