Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:51, реферат
Целью данной курсовой работы является рассмотрение организации, планирования и мотивации труда на предприятии, провести исследования состояния организации труда на конкретном объекте, проанализировать основные элементы организации труда, выяснить их недостатки. Учитывая результаты исследований разработать рекомендации и мероприятия по улучшению организации труда.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «НЕФАЗ»………...6
1.1. История создания, цели, задачи предприятия………………………….6
1.2. Структура управления предприятием……………………….………….9
1.3. Основные виды деятельности……………………………………...…..13
1.4. Характеристика персонала предприятия………………………………16
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА НА
ПРЕДПРИЯТИИ………………………………………………………………18
2.1. Понятие и экономическое значение организации труда……………..18
2.2. Принципы организации труда………………………………………….23
2.3. Определение потребности в персонале………………………………..26
2.4. Мотивация и стимулирование персонала……………………………..30
3. СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ
ОАО «НЕФАЗ»……………………………………………………………….37
3.1. Планирование потребности в персонале и отбор персонала………...37
3.2. Положение по оплате труда, действующее на ОАО «НефАЗ»………39
3.3 Оценка и подготовка кадров на предприятии………………………...42
3.4. Проблемы стимулирования высокопроизводительного труда
на ОАО «НефАЗ»……………………………………………………….49
3.5. Разработка системы управления деловой карьерой как фактор
стимулирования персонала……………………………………………..53
Заключение ………………………………………………………………………61
Список литературы………………………………………………………………63
Мотивация как функция управления реализуется через систему стимулов, т.е. любые действия подчиненного должны иметь для него положительные или отрицательные последствия с точки зрения удовлетворения его потребностей или достижения его целей. Изучение коллектива может позволить руководителю создать мотивационную структуру, с помощью которой он осуществит воспитание коллектива в нужном направлении.
В настоящее время организация эффективной системы стимулирования персонала является одной из наиболее сложных практических проблем менеджмента. Типичными проблемами в организациях, связанными с низкой мотивацией персонала являются: высокая текучесть кадров, высокая конфликтность, низкий уровень исполнительской дисциплины, некачественный труд (брак), нерациональность мотивов поведения исполнителей, слабая связь результатов труда исполнителей и поощрения, халатное отношение к труду, отсутствие условий для самореализации потенциалов сотрудников, проблемы “общественного сотрудничества” в деятельности фирмы, низкая эффективность воздействия руководителей на подчиненных, низкий уровень межличностных коммуникаций, сбои в производственном процессе, проблемы при создании согласованной команды, слабая перспектива карьерного роста, отражающаяся на рабочем тонусе сотрудников и т.д.
Построение эффективной системы мотивации требует изучения теоретических основ мотивации и применяемых в настоящее время систем стимулирования.
Методы стимулирования персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.
Классификация методов мотивации может быть осуществлена на организационно распорядительные (организационно- административные), экономические и социально-психологические является одной из наиболее широко распространенных. Данная классификация основана, на мотивационной ориентации методов управления. В зависимости от ориентации на воздействие на те или иные потребности методы управления делятся на:
Экономические методы управления, обусловленные экономическими стимулами. Они предполагают материальную мотивацию, то есть ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий, и осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы. Использование экономических методов связано с формированием плана работы, контролем за его осуществлением, а также экономическим стимулированием труда, то есть с рациональной системой оплаты труда, предусматривающей поощрение за определенное количество и качество труда и применение санкций за несоответствующее его количество и недостаточное качество.
Организационно-
Социально-психологические методы, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников. С помощью этих методов воздействуют преимущественно на сознание работников, на социальные, эстетические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют социальное стимулирование трудовой деятельности. Данная группа методов включает в себя разнообразный арсенал способов и приемов, разработанных социологией, психологией и другими науками, изучающими человека. К числу этих методов относятся анкетирование, тестирование, опрос, интервью и т.п. "Применение социально-психологических методов в менеджменте в торговле рассматривается в двух аспектах: в традиционном аспекте их применения при руководстве персоналом и с точки зрения управления поведением покупателя (при выборе социальной мишени торговой фирмой, в рекламной деятельности и др.)".
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование только властных и материальных мотиваций не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации
Отмечаемый рядом авторов, рост роли экономических методов управления в России связан, прежде всего, с формированием и совершенствованием рыночной экономической системы. В условиях рынка экономические методы управления неизбежно получат дальнейшее развитие, повысится действенность и результативность экономических стимулов, что позволит поставить каждого работника и коллектив в такие экономические условия, при которых появиться возможность наиболее полно сочетать личные интересы с рабочими целями. Однако, акцентирование внимания на экономических методов стимулирования, зачастую приводит к снижению внимания к социально –психологическим аспектам мотивации, определяющим внутреннюю мотивацию персонала.
Приведенная схема классификации методов стимулирования является классической. В современном менеджменте применяются и иные группировки методов стимулирования. Укрупненно все методы стимулирования можно так же сгруппировать в следующие четыре вида:
1. Экономические стимулы всех типов (зарплата во всех ее разновидностях, включая контрактную, премии, льготы, страховки, беспроцентные кредиты и т.п.). Успешность их воздействия определяется тем, насколько коллектив понимает принципы системы, признает их справедливыми, в какой мере соблюдается неотвратимость поощрения (наказания) и результатов работы, их тесная связь во времени.
2. Управление по целям. Эта система широко используется в США и предусматривает установление для личности или группы цепи целей, способствующих решению главной задачи организации (достижение определенных количественных или качественных уровней, повышение квалификации персонала и т.п.). Достижение каждой цели автоматически означает повышение уровня зарплаты или другую форму поощрения.
3. Обогащение труда - эта система в большей степени относится к неэкономическим методам и означает предоставление людям более содержательной, перспективной работы, значительной самостоятельности в определении режима труда, использовании ресурсов. Во многих случаях к этому добавляется и рост оплаты труда, не говоря уже о социальном статусе.
4. Система участия в настоящее время существует в многообразных формах: от широкого привлечения коллектива к принятию решений по важнейшим проблемам производства и управления (Япония) до соучастия в собственности путем приобретения акций собственного предприятия на льготных условиях (США, Англия).
В рамках этих групп методов сегодня разрабатываются отдельные методики и системы стимулирования персонала.[6, 15]
ГЛАВА 3. СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «НЕФАЗ»
3.1. Планирование потребности в персонале и отбор персонала
Планирование потребности в персонале - часть общего процесса планирования ОАО «НефАЗ».
Планируется:
количество работников, какой квалификации, когда и где требуется;
каким образом можно привлечь нужный персонал и оптимизировать использование излишнего персонала;
как лучше использовать персонал в соответствии с его способностями, умениями и внутренней мотивацией.
При определении потребности в персонале учитываются как количественные, так и качественные характеристики.
В основе количественной оценки потребности в персонале рассматриваются такие факторы:
изменение и (или) совершенствование организационной структуры;
требования технологии производства;
маркетинговый план (объемы производства и продаж).
Принимаются также во внимание для количественной оценки потребности в персонале как производственная программа, норма выработки, планируемый рост повышения производительности труда и структура работ.
В качественной оценке потребности в персонале учитывается ценностные ориентации, уровень культуры и образования, профессиональные навыки н умение персонала, которые необходимы организации.
Для работы в организации подбираются работники, подходящие как но личностным, так и но деловым качествам, готовые работать на благо достижения целей ОАО«НефАЗ».
Отбор персонала производится но следующим критериям:
уровень квалификации;
профессиональные навыки и умение;
опыт предшествующей работы;
образование;
деловые н личностные качества;
управленческие качества (для руководителей);
здоровье и работоспособность;
возраст.
На руководящие должности назначаются специалисты, имеющие высшее образование по профилю предстоящей деятельности, способные к саморазвитию, обучению и повышению квалификации, готовые брать на себя новые и более значительные задачи.
Приветствуется приверженность и преданность делу завода, рождение и увеличение трудовых династий, поэтому предпочтение при приеме на работу отдается:
специалистам из числа детей работников завода;
специалистам, которых рекомендуют свои опытные сотрудники, знающие кандидата но совместной работе, в быту и готовые нести ответственность за рекомендуемого.
Отбор кадров, поставленный по указанным критериям, способствует сокращению периода адаптации новых работников.
Первоначальный отбор производственного персонала осуществляется направлением работника в нужное подразделение.
В целях мониторинга и оценивания процесса «Управление персоналом» ведутся записи в журнале отбора персонала.
3.2. Положение по оплате труда, действующее на ОАО «НефАЗ»
Организация оплаты труда непосредственно на предприятии состоит из следующих основных элементов:
формирование фонда оплаты труда;
нормирование труда;
установление тарифной системы;
выбор наиболее рациональных форм и систем заработной платы.
Все работы на предприятии выполняются членами трудового коллектива, числящимися в его штате, и лицами, работающими на основании трудовых договоров по совместительству, по трудовому соглашению и договору гражданско-правового характера.
Труд работников оплачивается по утвержденным на предприятии ставкам, сдельным расценкам а тех, кто принят по трудовому соглашению или договору гражданско-правового характера, - на условиях предусмотренных этими соглашениями.
Труд работников ОАО «НефАЗ» оплачивается и стимулируется по системе оплаты труда, утвержденной генеральным директором по согласованию с профсоюзным комитетом. Заработная плата каждого работника определяется исходя из квалификации рабочего и служащего, сложности выполняемой работы, отработанного времени, условий труда, конечными, как правило, коллективными результатами работы и личным вкладом работника. Заработная плата работника, выполнившего свои трудовые обязательства, не может быть ниже прожиточного минимума. Индивидуальная оплата труда максимальными размерами не ограничиваются.
Оплата труда работников производится на основе тарифных ставок и окладов.
Должностные оклады руководителей, специалистов и служащих устанавливаются генеральным директором, в соответствии с должностью, квалификацией работника и оформляются группой по оплате труда в виде штатного расписания.
Тарифная часть заработной платы начисляется по присвоенному работнику разряду (окладу) и отработанному времени. Отнесение выполняемых работ к определенным тарифным разрядам и присвоение квалификационных разрядов рабочим производится по утвержденной тарификациям работ, согласованных с профсоюзным комитетом ОАО.
За работу на рабочих местах с особыми условиями труда (на тяжелых работах, на работах с вредными условиями труда ст. 82 КЗоТ РФ), устанавливается оплата согласно оформленных в установленном порядке Карт аттестации рабочих мест и отменяется при улучшении условий труда. Доплата производится в размере процента, установленного в Карте аттестации рабочего места от установленной часовой тарифной ставки рабочего за фактически отработанное время.
Оплата труда при отклонении от нормальных условий труда в выходные, праздничные дни, работа в сверхурочное, ночное, вечернее время учитывается за счет соответствующего увеличения дополнительно оплачиваемых часов рабочего времени.
Фонд оплаты труда основных рабочих определяется исходя из установленной трудоемкости изготовления продукции и среднего разряда работ.