Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:51, реферат
Целью данной курсовой работы является рассмотрение организации, планирования и мотивации труда на предприятии, провести исследования состояния организации труда на конкретном объекте, проанализировать основные элементы организации труда, выяснить их недостатки. Учитывая результаты исследований разработать рекомендации и мероприятия по улучшению организации труда.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «НЕФАЗ»………...6
1.1. История создания, цели, задачи предприятия………………………….6
1.2. Структура управления предприятием……………………….………….9
1.3. Основные виды деятельности……………………………………...…..13
1.4. Характеристика персонала предприятия………………………………16
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА НА
ПРЕДПРИЯТИИ………………………………………………………………18
2.1. Понятие и экономическое значение организации труда……………..18
2.2. Принципы организации труда………………………………………….23
2.3. Определение потребности в персонале………………………………..26
2.4. Мотивация и стимулирование персонала……………………………..30
3. СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ
ОАО «НЕФАЗ»……………………………………………………………….37
3.1. Планирование потребности в персонале и отбор персонала………...37
3.2. Положение по оплате труда, действующее на ОАО «НефАЗ»………39
3.3 Оценка и подготовка кадров на предприятии………………………...42
3.4. Проблемы стимулирования высокопроизводительного труда
на ОАО «НефАЗ»……………………………………………………….49
3.5. Разработка системы управления деловой карьерой как фактор
стимулирования персонала……………………………………………..53
Заключение ………………………………………………………………………61
Список литературы………………………………………………………………63
Дополнительно к основному фонду оплаты труда начисляется сумма по выплатам в соответствии с КЗоТ (за работу в ночное время, вечернее время, за работу с особыми условиями труда) доплаты за совмещение работ и ежемесячные премии.
Форма оплаты труда основных рабочих сдельная (индивидуальная, коллективная). Заработная плата основных рабочих при сдельной форме оплаты труда начисляется на основании нарядов на сдельные работы (коллективных и индивидуальных), заверенных мастером участка и контролером ОТК.
Для усиления материальной заинтересованности работников в выполнении установленных заданий, повышении эффективности производства, системой оплаты труда предусматривается стимулирования повышения квалификации, увеличения объемов и качества продукции (работ); стимулирование специальных направлений хозяйственной деятельности, введено дополнительное материальное стимулирование работников.
Заработной платы рабочих, как основных, так и вспомогательных складывается из основной (постоянной) части оплаты труда и дополнительной части заработной платы.
Постоянная часть оплаты труда определяется заработной платой, которая заложена в штатном расписании каждого подразделения - по часовым тарифным ставкам, характеризующих сложность работ (различный уровень квалификации работника).
Дополнительная оплата труда (переменная часть) производится в размере – 100 % от сдельного заработка основного производственного рабочего за месяц при условии: выполнение объема производства по цеху в т.руб. – 20 %; выполнение усредненного показателя сдачи продукции с первого предъявления за месяц на 100 % - 65 %; выполнение показателя по чистоте и культуре производства по участку, бригаде на рабочем месте – 15 %; выполнение усредненного показателя сдачи продукции с первого предъявления за месяц на 90 % - 20 %. Конкретный размер определяется согласно шкале расчета; выполнение усредненного показателя сдачи продукции с первого предъявления за месяц на 85 % и менее не начисляется; расчет дополнительной оплаты труда по усредненному показателю сдачи продукции с первого предъявления производится дифференцированно; сведения о выполнении показателей по объему производства (в т.руб.) по цеху предъявляется начальнику ПЭО, согласованные с начальником ПДО и утвержденные директором по производству; сведения по чистоте и культуре производства по участку, бригаде предоставляется БТК цеха, согласование с начальником цеха и утвержденные по качеству – зам генерального директора; сведения сдачи продукции с первого предъявления в среднем за месяц предоставляются начальником БТК цеха, согласование с начальником цеха и утвержденные по качеству – зам генерального директора.
Дополнительная оплата труда основным производственным рабочим производится в пределах установленного нормативного фонда оплаты труда по цеху.
3.3. Оценка и подготовка кадров на предприятии
При формировании «Политики ОАО «НефАЗ» в области качества учитывается и тот фактор, что эффективность работы предприятия складывается из эффективности использования всех ресурсов, в том числе каждого сотрудника. Оптимальное решение вопросов подбора, расстановки и оценки персонала - это критерий и залог конкурентоспособности и устойчивости ОАО «НефАЗ» на рынке, показатель качества организации управления важнейшего на сегодня фактора успеха в конкурентной борьбе.
Обобщающей процедурой оценки персонала является аттестация работников, осуществляемая в соответствии с разработанными Положениями.
Главное назначение аттестации не кот роль исполнения, а выявление резервов и мотивации повышения уровня отдачи работника.
Аттестация персонала рассматривается как сочетание нескольких оценок:
оценки производственной деятельности, результатов труда;
оценки трудовой дисциплины;
регулярной оценки.
Процесс аттестации можно разделить на четыре основных этапа.
1.Подготовительный этап: подготовка приказа о проведении аттестации, утверждение аттестационной комиссии, подготовка и размножение документации, информирование трудового коллектива о сроках и особенностях аттестации.
2.Формирование состава аттестационной комиссии и его утверждение: генеральный директор (председатель); начальник отдела кадров (заместитель председателя); руководитель подразделения, где проходит аттестация (член); юрисконсульт (член); и необходимо пригласить социального психолога.
3.Основной этап: организация работы аттестационной комиссии по подразделениям предприятия, оценка индивидуальных вкладов работников, заполнение анкет "Аттестация", компьютерная обработка результатов.
4.Заключительный этап: подведение итогов аттестации, принятие персональных решений о продвижении работников, направлении на учебу, перемещении или увольнении сотрудников, не прошедших аттестацию.
Результаты регулярной оценки и аттестации работника используются и различных спектрах целей, прежде всего:
для повышения стимулирующей роли оплаты груда;
положительного воздействия на мотивацию сотрудников;
планирования профессионального обучения;
планирования профессионального развития и карьеры;
формирования резерва руководящих кадров;
при подборе кадров;
при принятии решения для вознаграждения.
Постоянная потребность предприятия в повышении производительности труда, для этого в первую очередь необходима качественная рабочая сила. Поэтому важнейшим фактором эффективной работы предприятия является непрерывная переподготовка персонала. Между квалификацией работника и эффективностью его труда существует прямая зависимость: чем выше его разряд, тем выше производительность его труда. На выполнение одной и той же работы у квалифицированных работников уходит значительно меньше времени, чем у менее квалифицированных. Более квалифицированные работники быстрее и эффективнее осваивают новую технику, технологию, методы организации труда. Благодаря своей высшей образовательной и профессиональной подготовке, такие работники получают возможность технологически «видеть» значительно больше своих непосредственных обязанности в процессе производства. Именно это во многом предопределяет более высокую степень удовлетворения своим трудом.
Подготовка персонала представляет собой процесс приобретения работниками теоретических знаний и практических навыков в объеме требованной квалификационной характеристики начального уровня квалификации.
Переподготовка персонала – означает обучение квалификационных работников с целью изменения их профессионального профиля для достижения соответствия квалификации кадров требованиям.
Повышение квалификации персонала – это процесс совершенствования теоретических знаний и практических навыков с целью повышения профессионального мастерства работников, освоение передовой техники и технологии, ориентации труда, производства и управления.
В ОАО «НефАЗ» практикуется непрерывная система профессионального обучения работников, а количество ступеней обучения зависит от сложности профессии и специальности. Такая непрерывная подготовка необходима потому, что в мировом хозяйстве насчитывается свыше 400 тыс. видов деятельности, объединенных по 48 тыс. профессий и это обстоятельство требует непрерывного совершенствования системы обучения.
Переподготовка кадров во многих случаях носила формальный характер, так как повышать квалификацию работники посылались часто потому, что по плану надо было побывать на курсах один раз в 5 лет.
Значение обучения и переподготовки кадров на предприятии широко признано во всем деловом мире. Существует целый ряд причин, вызывающих необходимость обучения, переподготовки. Главными из них являются:
увеличение стоимости рабочей силы как производственного ресурса;
давление конкурентов требует сокращение затрат, а следовательно большего эффективного использования трудовых ресурсов;
технические изменения, требующие овладение новейшими знаниями;
нехватка достаточно квалифицированных работников на национальном уровне;
подготовка работников к занятию более высокой должности;
развитие потенциала работников, удовлетворения потребностей высших уровней;
социальная ответственность предприятия за своих работников;
появление новых производственных работников.
Обучение также требуется и полезно в следующих трех основных случаях:
когда работник поступает на предприятие;
когда работника назначают на новую должность или получают новую работу;
когда проверкой установлено, что у работника не хватает определенных навыков для эффективного выполнения своей работы.
По высшему образованию разработана программа «Высшая школа», основными моментами которой являются:
демократизация высшего образования;
расширение возможностей для получения желаемого образования каждым членом общества;
формирование надежного экономического механизма и функционирования высшей школы в условиях рынка;
переход на многоуровневую систему подготовки кадров
повышение социального статуса интеллигенции в общественно-политической и экономической жизни страны.
Подготовка кадров внутри предприятия обусловлено следующими причинами:
1) недостаточным развитием сети стационарных учебных заведений;
2) сравнительно короткими сроками обучения, что позволяет предприятию без ощутимых затрат восполнить недостаток в рабочих;
3) возможности использования для обучения рабочих современного оборудования, имеющегося на предприятии и не имеющегося в стационарном учебном заведении.
Различают три формы подготовки рабочих на предприятии: индивидуальная, групповая и курсовая.
При индивидуальной форме каждому обучающемуся прикрепляется высококвалифицированный рабочий или мастер, которые и ведут его обучение.
Групповая форма применяется на крупных предприятиях. Теоретические знания эта группа получает либо самостоятельным изучением, либо с помощью инженеров отдела производственного обучения. С этой целью создаются специальные учебные кабинеты.
Курсовая форма также применяется на больших предприятиях и обучение проходит в 2 этапа:
в учебных группах на специально созданной для этого учебно-производственной базе;
на рабочих местах в действующих цехах.
Повышение квалификации рабочих может осуществляться:
на производственно-технических курсах;
в школах по изучению передовых методов труда;
на курсах целевого назначения.
Повышение квалификации руководителей и специалистов осуществляется:
в институтах повышения квалификации;
на факультетах повышения квалификации при ВУЗах.
Время обучения руководителей и специалистов засчитывается им в общий стаж, за это время им выплачивается средний заработок, другие вознаграждения. Любая форма обучения, переподготовки и повышения квалификации должны в своей основе иметь какие-либо мотивирующие факторы и только в этом случае будет эффективно.
Постоянная потребность предприятия в повышении производительности труда, в повышении теоретических знаний заставляет планомерно вести подготовку кадров и повышать их квалификацию. Между квалификацией работника и эффективностью его труда существует прямая зависимость.
Обучение:
Для приобретения начального уровня квалификации проводится обучение работников. Чаще всего это индивидуальные занятия. Каждый новый работник комбината имеет наставника, который обучает его теоретически и практически. Кроме этого мастер один раз в 2 месяца проводит занятия с бригадой для повышения квалификации работников.
В августе 2005 г. автозавод открыл новую покрасочную линию . Для эффективного использования этой техники и ее обслуживания на трехмесячные курсы были отправлены шесть работника предприятия. После курсов шестерым повысили разряд.
Финансовые и экономические трудности не позволяют комбинату принимать на работу новых работников и увеличивать штат. Поэтому дирекция предприятия старается создать условия, благоприятные для обучения всех работников, т.к. от этого зависит производительность труда, качество продукции, экономия материальных ресурсов. Поэтому своевременная и высококачественная подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала является важнейшим фактором эффективной работы автозавода.
Подготовке руководящих кадров на заводе придается большое значение. Ее цель – развитие навыков и умений, необходимых служащим для эффективного выполнения своих должностных обязанностей и целей. Для успешной подготовке руководящих кадров нужны тщательный анализ и планирование.