Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 00:25, реферат
Под Стратегией развития транспортного машиностроения России (далее Стратегия) понимается взаимосвязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых программ, отдельных проектов и внепрограммных мероприятий организационного, правового, экономического и дипломатического характера, обеспечивающая эффективное решение проблемы динамичного развития транспортного машиностроения на ближайшую перспективу.
1. Введение
1.1. Транспортная система России
1.2. Определение транспортного машиностроения
2. Анализ состояния отрасли транспортного машиностроения
2.1. Структура отрасли транспортного машиностроения
2.2. Производственный потенциал транспортного машиностроения
2.3. Финансовое состояние
2.4. Место отрасли в мировом транспортном машиностроении
2.5. Рынки
3. Системная проблема российского транспортного машиностроения России
3.1. Предпосылки системной проблемы отрасли
3.2. Определение системной проблемы
3.3. Анализ составляющих факторов системной проблемы
4. Стратегия развития транспортного машиностроения
4.1. Прогноз развития рынков
4.2. Сценарные условия развития отрасли транспортного машиностроения
4.3. Условия реализации Стратегии
4.4. Цель и задачи стратегии
5. Комплекс мер по реализации Стратегии развития транспортного машиностроения
5.1. Инерционный вариант развития
5.2. Умеренно-оптимистический вариант развития
5.3. Сравнительные результаты реализации альтернативных вариантов развития транспортного машиностроения
6. Возможные риски реализации Стратегии развития транспортного машиностроения
7. Источники финансирования реализации Стратегии развития транспортного машиностроения
8. Мониторинг и контроль реализации Стратегии развития транспортного машиностроения
Реализация данного варианта развития отрасли позволяет решить системную проблему отрасли и обеспечить потребности железнодорожного и городского рельсового транспорта в современном высокоэффективном подвижном составе, динамичное развитие транспортного машиностроения в долгосрочной перспективе.
Следует отметить, что отдельные предприятия отрасли самостоятельно определяют стратегию своего развития, однако, принятие единой государственной стратегии позволит им наиболее полно реализовать имеющийся научный, технический и финансовый потенциал.
Целевое
состояние отрасли при
-
доля отечественных
-
объем экспорта вырастет до 15%
от объема производства
-
количество занятых в
При этом будет обеспечено соответствие мировому уровню показателей надежности, производительности и экономичности подвижного состава.
4.3. Условия реализации Стратегии
До 2010 года экономика страны по прогнозам Минэкономразвития России будет развиваться по одному из двух основных вариантов: инерционному или умеренно-оптимистичному.
При
инерционном варианте развития экономики
России сохранится сложившаяся тенденция
замедления темпов роста экономики
в результате стабилизации объемов
экспорта, ухудшения ценовой
При
умеренно-оптимистичном
Оба
варианта предусматривают сохранение
благоприятной
И при инерционном варианте развития экономики России, и при умеренно-оптимистическом варианте развития экономики России до 2010 года будет происходить укрепление рубля относительно доллара США. Рост курса рубля снижает эффективность экспорта для отечественных производителей и при этом делает внутренний рынок более привлекательным для проникновения зарубежных компаний. Этот фактор не окажет решающего влияния на развитие российского транспортного машиностроения. Однако здесь следует отметить, что деятельность отрасли в долгосрочной перспективе будет проходить в условиях возрастающего конкурентного давления со стороны крупнейших мировых производителей железнодорожной техники. Учитывая, что эти процессы будут развиваться постепенно и при условии государственной поддержки отрасли такое конкурентное давление не приведет к потере рынков, а будет стимулировать повышение эффективности отечественных производителей.
Анализ рынка продукции транспортного машиностроения, представленный в разделе 4.4.1. показывает, что в случае наступления инерционного варианта развития экономики России, снижение спроса на продукцию отрасли, вызванное влиянием макроэкономической среды и, соответственно, изменением объемов грузо- и пассажирооборота по разным сегментам рынка составит от 30% до 40% в период до 2015 года, что не может оказать существенного влияния как на финансовое состояние предприятий отрасли, так и на их способность обеспечить потребность железнодорожного и городского рельсового транспорта в подвижном составе, так как среднегодовое изменение объема производства при этом составит не более 5%, что находится в пределах нормы при осуществлении производственной деятельности.
4.4. Цель и задачи стратегии
Цель
настоящей Стратегии
В рамках реализации настоящей Стратегии должны быть решены следующие задачи:
1.
Обеспечение роста потребления
на внутреннем рынке продукции
отечественного транспортного
2.
Обеспечение условий для роста
объемов экспорта продукции
3.
Повышение
4.
Стимулирование эффективного
5.
Совершенствование кадровой
4.4.1. Развитие внутреннего рынка транспортного машиностроения
Учитывая длительный цикл разработки и создания продукции транспортного машиностроения, система заключения долгосрочных договоров на поставку техники является наиболее оптимальной как для производителей, так и потребителей. В случае заключения долгосрочных договоров (на 5-7 лет) предприятия имеют возможность планировать загрузку и расширение мощностей, а также с меньшими рисками и, соответственно, в больших объемах инвестировать в НИОКР. Необходимо внедрение практики заключения долгосрочных договоров на поставку техники между потребителем и производителем. Практика реализации долгосрочных соглашений на поставку продукции транспортного машиностроения между ОАО "РЖД" и крупнейшими производителями отрасли (ЗАО "Трансмашхолдинг", ОАО "ВМЗ", ФГУП "Уралвагонзавод") указывает на позитивную динамику развития внутреннего рынка, однако, данные соглашения закрепляют только намерения и не предусматривают ни механизма ценообразования, ни ответственности сторон.
ОАО "РЖД", как потребитель 70% продукции отрасли, имеет возможность прогнозировать потребность в подвижном составе на долгосрочную перспективу с учетом текущего состояния парка подвижного состава. Также, исходя из текущего и прогнозируемого состояния инфраструктуры, компания способна формулировать технические требования к подвижному составу в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Возможная проблема финансирования будущих закупок может быть решена за счет применения лизинговых схем.
4.4.2. Развитие внешнего рынка транспортного машиностроения
Наряду с развитием внутреннего рынка транспортного машиностроения, целесообразно расширять присутствие российских производителей на внешних рынках.
Международное сотрудничество в части поставок подвижного состава на железные дороги общего пользования осуществляется на государственном уровне, что определяется особой значимостью этого направления торговой деятельности.
В
рамках настоящей Стратегии
4.4.3.
Повышение
Направления
повышения
Качество
изделий транспортного
Технологический рост в отраслях-производителях промежуточных изделий (электротехника, металлургия, дизелестроение) и промышленного оборудования окажет влияние на качество конечной продукции не только транспортного машиностроения, но и других отраслей экономики.
В рамках реализации Стратегии развития транспортного машиностроения до 2010 года целесообразно реализовать следующие инновационные и инвестиционные проекты:
1. Разработка и постановка на производство семейства одно- и двухсистемных электровозов с бесколлекторными тяговыми двигателями.
2.
Разработка и постановка на
производство семейства
3.
Разработка и постановка на
производство тепловозных
4.
Разработка и постановка на
производство
Также рассмотреть предложения по корректировке таможенных пошлин на ввозимую новую и бывшую в эксплуатации технику, аналоги которой производятся в России.
В условиях подготовки к реализации крупномасштабных инфраструктурных проектов, необходимо провести анализ и подготовить предложения по созданию условий для расширения участия российских компаний в реализации инвестиционных проектов в области создания высокоскоростных магистралей, производства подвижного состава и оборудования железнодорожных путей инженерными средствами.
4.4.4.
Стимулирование
Наращивание темпов развития транспортного машиностроения требует инвестиций в отраслевые НИОКР, основной капитал предприятий, подготовку кадров. Инвестиции могут осуществляться как российскими предприятиями, так и зарубежными компаниями. При этом, учитывая особую значимость транспортного машиностроения, участие иностранного капитала в отрасли должно быть регламентировано соответствующими инвестиционными соглашениями.
Эффективным путем расширения инвестиционных возможностей российских предприятий является консолидация отраслевых активов. В настоящее время транспортное машиностроение движется в данном направлении, что находит отражение в складывающейся структуре производства в отрасли.
Важную роль может играть выработка действенных мер государственной поддержки инвестиционных процессов в отрасли.
Среди существующих предприятий транспортного машиностроения в России наиболее перспективным объектом частных инвестиций являются предприятия по ремонту железнодорожного подвижного состава, которые в настоящее время входят в структуру ОАО "РЖД". Поскольку с 2006 года прекращена практика финансирования ОАО "РЖД" НИОКР по созданию нового подвижного состава, конструкторская документация будет оставаться собственностью производителей. Таким образом, в перспективе, возрастет роль производителей в осуществлении сервисного обслуживания новой техники, что создает предпосылки к организации продаж "жизненного цикла" транспортной техники.
Присутствие иностранных компаний в транспортном машиностроении предпочтительно в виде участия в совместных предприятиях при условии максимальной локализации производства деталей и комплектующих.
При
этом приток иностранного капитала следует
стимулировать за счет интенсификации
ввоза производственного
4.4.5. Совершенствование кадровой политики в отрасли
Решение
проблемы обеспечения отрасли
5. Комплекс мер по реализации Стратегии развития транспортного машиностроения
5.1. Инерционный вариант развития
При инерционном варианте развития отрасли никаких мер государственной поддержки не предполагается.
Экономическая оценка последствий данного варианта развития отрасли для государства и экономики приведена в разделе 5.3.
5.2. Умеренно-оптимистический вариант развития
При
умеренно-оптимистическом
1. Рекомендовать ОАО "РЖД" ввести практику долгосрочного планирования деятельности, в том числе для того, чтобы сформировать условия для заключения договоров сроком на 6-9 лет с производителями на разработку и поставку продукции транспортного машиностроения (а именно: локомотивы, пассажирские вагоны, специализированные грузовые вагоны, высокоскоростной подвижной состав).