Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007-2010 годах и на период до 2015 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 00:25, реферат

Краткое описание

Под Стратегией развития транспортного машиностроения России (далее Стратегия) понимается взаимосвязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых программ, отдельных проектов и внепрограммных мероприятий организационного, правового, экономического и дипломатического характера, обеспечивающая эффективное решение проблемы динамичного развития транспортного машиностроения на ближайшую перспективу.

Оглавление

1. Введение
1.1. Транспортная система России
1.2. Определение транспортного машиностроения
2. Анализ состояния отрасли транспортного машиностроения
2.1. Структура отрасли транспортного машиностроения
2.2. Производственный потенциал транспортного машиностроения
2.3. Финансовое состояние
2.4. Место отрасли в мировом транспортном машиностроении
2.5. Рынки
3. Системная проблема российского транспортного машиностроения России
3.1. Предпосылки системной проблемы отрасли
3.2. Определение системной проблемы
3.3. Анализ составляющих факторов системной проблемы
4. Стратегия развития транспортного машиностроения
4.1. Прогноз развития рынков
4.2. Сценарные условия развития отрасли транспортного машиностроения
4.3. Условия реализации Стратегии
4.4. Цель и задачи стратегии
5. Комплекс мер по реализации Стратегии развития транспортного машиностроения
5.1. Инерционный вариант развития
5.2. Умеренно-оптимистический вариант развития
5.3. Сравнительные результаты реализации альтернативных вариантов развития транспортного машиностроения
6. Возможные риски реализации Стратегии развития транспортного машиностроения
7. Источники финансирования реализации Стратегии развития транспортного машиностроения
8. Мониторинг и контроль реализации Стратегии развития транспортного машиностроения

Файлы: 1 файл

Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007-2010.docx

— 117.71 Кб (Скачать)

       ______________________________

       * - информация из открытых источников;

       ** - экспертные оценки. 

       В 2006-2010 годах среднегодовой прирост  емкости российского рынка железнодорожного подвижного состава составит 8,7%, рынка  остальных стран СНГ - 11,2%, китайского рынка - 11,3%. В то же время мировой  рынок железнодорожного подвижного состава в 2006-2010 годах будет расти  только на 4,4% в год.

       Необходимо  отметить и тот факт, что, Европа по-прежнему страдает от перепроизводства железнодорожного оборудования, а в  ближайшие годы в Западной Европе ожидается стагнация данного  рынка. Это удерживает цены и доходность на низком уровне.

       Таблица 4.3.

       Структура мирового рынка железнодорожного подвижного состава по видам

       
                2005*        2010**
       $ млрд.        %        $ млрд.        %
       Грузовые вагоны        7,8        23,9%        9,2        22,8%
       Электропоезда        6,1        18,7%        8,2        20,3%
       Тепловозы        4,9        15,0%        5,6        13,9%
       Электровозы        3,2        9,8%        4,1        10,1%
       Пассажирские вагоны ЛТ        2,9        8,9%        4,0        9,94
       Метро        2,7        8,3%        2,8        6,94
       Высокоскоростной  транспорт        2,0        6,1%        3,0        7,4%
       Дизель-поезда        1,5        4,6%        1,7        4,2%
       Трамваи        1,5        4,6%        1,8        4,5%
       Итого        32,6        100,0%        40,4        100,0%

       ______________________________

       * - информация из открытых источников;

       ** - экспертные оценки.

       4.2. Сценарные условия  развития отрасли  транспортного машиностроения

       Сценарии  развития российского транспортного  машиностроения зависят от методов поддержки отрасли государством. Анализ перспектив развития отрасли показал наличие двух вариантов:

       Инерционный вариант - отсутствие целевых мер  государственной поддержки отрасли  и сохранение тенденций развития отрасли в сложившихся финансово-экономических условиях.

       Умеренно-оптимистический  вариант - применение целевых мер  государственной поддержки отрасли в дополнение к общим механизмам поддержки промышленных производителей, закрепленных в действующем законодательстве.

       4.2.1. Инерционный сценарий  развития транспортного  машиностроения

       Как отмечено выше, в настоящее время  в отрасли действуют следующие факторы:

       - рост внутреннего рынка продукции  транспортного машиностроения темпами,  опережающими темпы роста промышленного  производства;

       - недостаточный объем производственных  мощностей для удовлетворения перспективных потребностей внутреннего и внешнего рынков;

       - неудовлетворительный технический  и технологический уровень основных производственных фондов, оказывающий непосредственное влияние на качество выпускаемой продукции;

       - технологическое отставание продукции  отрасли, вызванное недостаточными инвестициями в НИОКР по разработке перспективной высокопроизводительной продукции и ключевых комплектующих;

       - высокая степень концентрации  капитала частных предприятий  отрасли.

       В данной ситуации российское транспортное машиностроение окажется не в состоянии обеспечить российские предприятия железнодорожного и городского рельсового транспорта современным подвижным составом в необходимых объемах из-за ограниченности производственных мощностей и невозможности в сжатые сроки привлечь инвестиционные ресурсы для их наращивания. Будет потеряна значительная доля рынка, которую займут зарубежные компании. Оценка дефицита основных видов подвижного состава приведена в таблице 4.4.

       Таблица 4.4.

       Оценка  дефицита основных видов  подвижного состава*

       
       Вид подвижного состава        Ед. изм.        2007        2008        2009        2010        2011        2012        2013        2014        2015
       Локомотивы        секц.        0        72        147        272        444        635        774        892        1024
       Пассажирские вагоны        шт.        0        123        252        388        531        667        803        913        966
       Вагоны электропоездов        шт.        0        104        204        297        385        461        512        548        563

       ______________________________

       * по данным ОАО "РЖД" 

       Будет увеличиваться технологическое  отставание продукции российского транспортного машиностроения от мирового уровня и, как следствие, снижение ее конкурентоспособности на российском и мировом рынках сбыта.

       Российские  производители продукции транспортного  машиностроения будут вытесняться с традиционных внешних рынков сбыта (страны СНГ) зарубежными производителями продукции транспортного машиностроения, в первую очередь, украинскими и китайскими производителями.

       Вследствие  потери значительной доли рынка капитализация  отечественных предприятий транспортного машиностроения начнет падать, акционеры реализуют принадлежащие им пакеты акций. Наиболее вероятными покупателями в данной ситуации станут или западные, или китайские производители продукции транспортного машиностроения. Наиболее вероятно, что иностранные производители получат полный контроль над отдельными сегментами российского рынка железнодорожного подвижного состава, что вызвано высокой степенью концентрации капитала частных предприятий отрасли и заинтересованностью западных производителей в проникновении на российский рынок. В первую очередь это коснется наиболее наукоемких и монопольных сегментов отраслевого рынка - тягового подвижного состава, пассажирских вагонов и мотор-вагонного подвижного состава.

       Западные  производители, исходя из требований оптимизации  издержек, будут заинтересованы в переносе производства высокотехнологичных комплектующих в регионы с наиболее благоприятным инвестиционным климатом, в частности, в страны Юго-Восточной Азии, а на территории России останутся сборочные "отверточные" производства, характеризующиеся высокой материалоемкостью продукции низких переделов и низким уровнем добавленной стоимости.

       Результатом реализации такого варианта развития событий станет изменение структуры отрасли, сокращение числа занятых в отрасли, сворачивание программ НИОКР и рост расходов железнодорожного транспорта, связанный с ростом цен на подвижной состав, его обслуживание и необходимостью переоснащения ремонтной базы. Все это неизбежно приведет к росту тарифов на железнодорожные перевозки и, как следствие, к дополнительной нагрузке на российскую экономику.

       Целевое состояние отрасли при реализации инерционного варианта будет характеризоваться  следующими показателями:

       - доля отечественных производителей  на внутреннем рынке сократится до 20%;

       - экспорт продукции отрасли будет  иметь незначительные объемы;

       - количество занятых в отрасли  сократится до 25 тыс. человек.

       Российский  рынок продукции транспортного  машиностроения может перейти под  контроль иностранных компаний, как  это уже произошло в странах  Восточной Европы, тем самым, поставив всю транспортную систему в зависимость  от интересов, формируемых за пределами  России. Такой вариант развития может негативно сказаться на отечественном железнодорожном транспорте, обеспечивающем национальную и экономическую безопасность страны, и не соответствует государственной политике развития наукоемких отраслей промышленности.

       4.2.2. Умеренно-оптимистичный  сценарий развития  транспортного машиностроения

       Реализация  настоящей Стратегии и применение мер, направленных на решение системной  проблемы - развитие внутреннего и  внешнего рынков продукции отрасли, стимулирование инвестиционных и инновационных  процессов - позволит отрасли преодолеть наиболее значимые составляющие системной проблемы: недостаток производственных мощностей, техническое и технологическое отставание продукции отрасли, недостаточные объемы инвестиций в обновление основных фондов и НИОКР.

       Реализация  мер, направленных на развитие рынка  продукции транспортного машиностроения, позволит улучшить финансовое состояние предприятий отрасли, повысит их инвестиционную привлекательность. К этим мерам относится внедрение практики заключения долгосрочных договоров на поставку продукции и лизинг подвижного состава, направленного на замену подвижного состава с истекшим сроком эксплуатации, что обеспечит потребность экономики в перевозках и повысит безопасность на железнодорожном транспорте.

       Реализация  последовательной государственной  политики по формированию условий привлечения ведущих иностранных производителей к производству продукции отрасли на территории Российской Федерации позволит сократить, а впоследствии и ликвидировать технологическое отставание от ведущих мировых производителей.

       Мировой опыт и анализ его возможного применения в России показывает, что в интересах национальной экономики наиболее целесообразно создание совместных предприятий с ведущими мировыми производителями при условии передачи технологий и высокой степени локализации выпускаемой продукции. Такое развитие событий позволит в короткие сроки освоить производство высокотехнологичных комплектующих, повысить уровень выпускаемой продукции до мирового и успешно конкурировать с зарубежными производителями не только на внутреннем, но и на мировом рынке. Государство при реализации данного направления формирует условия, обеспечивающие привлекательность российской экономики для иностранных инвестиций. При этом стоит отметить необходимость сохранения государственного контроля над предприятиями, имеющими стратегическое значение для России.

       В таких условиях интересам отечественной  промышленности будет соответствовать  сохранение контроля национального  бизнеса над активами отрасли, удержание  внутреннего рынка продукции  транспортного машиностроения, развитие технического уровня продукции и технологии производства, экспансия на внешние рынки.

Информация о работе Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007-2010 годах и на период до 2015 года