Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 00:25, реферат
Под Стратегией развития транспортного машиностроения России (далее Стратегия) понимается взаимосвязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых программ, отдельных проектов и внепрограммных мероприятий организационного, правового, экономического и дипломатического характера, обеспечивающая эффективное решение проблемы динамичного развития транспортного машиностроения на ближайшую перспективу.
1. Введение
1.1. Транспортная система России
1.2. Определение транспортного машиностроения
2. Анализ состояния отрасли транспортного машиностроения
2.1. Структура отрасли транспортного машиностроения
2.2. Производственный потенциал транспортного машиностроения
2.3. Финансовое состояние
2.4. Место отрасли в мировом транспортном машиностроении
2.5. Рынки
3. Системная проблема российского транспортного машиностроения России
3.1. Предпосылки системной проблемы отрасли
3.2. Определение системной проблемы
3.3. Анализ составляющих факторов системной проблемы
4. Стратегия развития транспортного машиностроения
4.1. Прогноз развития рынков
4.2. Сценарные условия развития отрасли транспортного машиностроения
4.3. Условия реализации Стратегии
4.4. Цель и задачи стратегии
5. Комплекс мер по реализации Стратегии развития транспортного машиностроения
5.1. Инерционный вариант развития
5.2. Умеренно-оптимистический вариант развития
5.3. Сравнительные результаты реализации альтернативных вариантов развития транспортного машиностроения
6. Возможные риски реализации Стратегии развития транспортного машиностроения
7. Источники финансирования реализации Стратегии развития транспортного машиностроения
8. Мониторинг и контроль реализации Стратегии развития транспортного машиностроения
_______________________
*
- информация из открытых
**
- экспертные оценки.
В
2006-2010 годах среднегодовой прирост
емкости российского рынка
Необходимо отметить и тот факт, что, Европа по-прежнему страдает от перепроизводства железнодорожного оборудования, а в ближайшие годы в Западной Европе ожидается стагнация данного рынка. Это удерживает цены и доходность на низком уровне.
Таблица 4.3.
Структура мирового рынка железнодорожного подвижного состава по видам
2005* | 2010** | |||
$ млрд. | % | $ млрд. | % | |
Грузовые вагоны | 7,8 | 23,9% | 9,2 | 22,8% |
Электропоезда | 6,1 | 18,7% | 8,2 | 20,3% |
Тепловозы | 4,9 | 15,0% | 5,6 | 13,9% |
Электровозы | 3,2 | 9,8% | 4,1 | 10,1% |
Пассажирские вагоны ЛТ | 2,9 | 8,9% | 4,0 | 9,94 |
Метро | 2,7 | 8,3% | 2,8 | 6,94 |
Высокоскоростной транспорт | 2,0 | 6,1% | 3,0 | 7,4% |
Дизель-поезда | 1,5 | 4,6% | 1,7 | 4,2% |
Трамваи | 1,5 | 4,6% | 1,8 | 4,5% |
Итого | 32,6 | 100,0% | 40,4 | 100,0% |
_______________________
*
- информация из открытых
** - экспертные оценки.
4.2. Сценарные условия развития отрасли транспортного машиностроения
Сценарии развития российского транспортного машиностроения зависят от методов поддержки отрасли государством. Анализ перспектив развития отрасли показал наличие двух вариантов:
Инерционный
вариант - отсутствие целевых мер
государственной поддержки
Умеренно-
4.2.1. Инерционный сценарий развития транспортного машиностроения
Как отмечено выше, в настоящее время в отрасли действуют следующие факторы:
-
рост внутреннего рынка
-
недостаточный объем
-
неудовлетворительный
-
технологическое отставание
- высокая степень концентрации капитала частных предприятий отрасли.
В данной ситуации российское транспортное машиностроение окажется не в состоянии обеспечить российские предприятия железнодорожного и городского рельсового транспорта современным подвижным составом в необходимых объемах из-за ограниченности производственных мощностей и невозможности в сжатые сроки привлечь инвестиционные ресурсы для их наращивания. Будет потеряна значительная доля рынка, которую займут зарубежные компании. Оценка дефицита основных видов подвижного состава приведена в таблице 4.4.
Таблица 4.4.
Оценка дефицита основных видов подвижного состава*
|
_______________________
*
по данным ОАО "РЖД"
Будет увеличиваться технологическое отставание продукции российского транспортного машиностроения от мирового уровня и, как следствие, снижение ее конкурентоспособности на российском и мировом рынках сбыта.
Российские
производители продукции
Вследствие потери значительной доли рынка капитализация отечественных предприятий транспортного машиностроения начнет падать, акционеры реализуют принадлежащие им пакеты акций. Наиболее вероятными покупателями в данной ситуации станут или западные, или китайские производители продукции транспортного машиностроения. Наиболее вероятно, что иностранные производители получат полный контроль над отдельными сегментами российского рынка железнодорожного подвижного состава, что вызвано высокой степенью концентрации капитала частных предприятий отрасли и заинтересованностью западных производителей в проникновении на российский рынок. В первую очередь это коснется наиболее наукоемких и монопольных сегментов отраслевого рынка - тягового подвижного состава, пассажирских вагонов и мотор-вагонного подвижного состава.
Западные производители, исходя из требований оптимизации издержек, будут заинтересованы в переносе производства высокотехнологичных комплектующих в регионы с наиболее благоприятным инвестиционным климатом, в частности, в страны Юго-Восточной Азии, а на территории России останутся сборочные "отверточные" производства, характеризующиеся высокой материалоемкостью продукции низких переделов и низким уровнем добавленной стоимости.
Результатом реализации такого варианта развития событий станет изменение структуры отрасли, сокращение числа занятых в отрасли, сворачивание программ НИОКР и рост расходов железнодорожного транспорта, связанный с ростом цен на подвижной состав, его обслуживание и необходимостью переоснащения ремонтной базы. Все это неизбежно приведет к росту тарифов на железнодорожные перевозки и, как следствие, к дополнительной нагрузке на российскую экономику.
Целевое
состояние отрасли при
-
доля отечественных
-
экспорт продукции отрасли
- количество занятых в отрасли сократится до 25 тыс. человек.
Российский рынок продукции транспортного машиностроения может перейти под контроль иностранных компаний, как это уже произошло в странах Восточной Европы, тем самым, поставив всю транспортную систему в зависимость от интересов, формируемых за пределами России. Такой вариант развития может негативно сказаться на отечественном железнодорожном транспорте, обеспечивающем национальную и экономическую безопасность страны, и не соответствует государственной политике развития наукоемких отраслей промышленности.
4.2.2. Умеренно-оптимистичный сценарий развития транспортного машиностроения
Реализация
настоящей Стратегии и
Реализация мер, направленных на развитие рынка продукции транспортного машиностроения, позволит улучшить финансовое состояние предприятий отрасли, повысит их инвестиционную привлекательность. К этим мерам относится внедрение практики заключения долгосрочных договоров на поставку продукции и лизинг подвижного состава, направленного на замену подвижного состава с истекшим сроком эксплуатации, что обеспечит потребность экономики в перевозках и повысит безопасность на железнодорожном транспорте.
Реализация последовательной государственной политики по формированию условий привлечения ведущих иностранных производителей к производству продукции отрасли на территории Российской Федерации позволит сократить, а впоследствии и ликвидировать технологическое отставание от ведущих мировых производителей.
Мировой опыт и анализ его возможного применения в России показывает, что в интересах национальной экономики наиболее целесообразно создание совместных предприятий с ведущими мировыми производителями при условии передачи технологий и высокой степени локализации выпускаемой продукции. Такое развитие событий позволит в короткие сроки освоить производство высокотехнологичных комплектующих, повысить уровень выпускаемой продукции до мирового и успешно конкурировать с зарубежными производителями не только на внутреннем, но и на мировом рынке. Государство при реализации данного направления формирует условия, обеспечивающие привлекательность российской экономики для иностранных инвестиций. При этом стоит отметить необходимость сохранения государственного контроля над предприятиями, имеющими стратегическое значение для России.
В таких условиях интересам отечественной промышленности будет соответствовать сохранение контроля национального бизнеса над активами отрасли, удержание внутреннего рынка продукции транспортного машиностроения, развитие технического уровня продукции и технологии производства, экспансия на внешние рынки.