Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007-2010 годах и на период до 2015 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 00:25, реферат

Краткое описание

Под Стратегией развития транспортного машиностроения России (далее Стратегия) понимается взаимосвязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых программ, отдельных проектов и внепрограммных мероприятий организационного, правового, экономического и дипломатического характера, обеспечивающая эффективное решение проблемы динамичного развития транспортного машиностроения на ближайшую перспективу.

Оглавление

1. Введение
1.1. Транспортная система России
1.2. Определение транспортного машиностроения
2. Анализ состояния отрасли транспортного машиностроения
2.1. Структура отрасли транспортного машиностроения
2.2. Производственный потенциал транспортного машиностроения
2.3. Финансовое состояние
2.4. Место отрасли в мировом транспортном машиностроении
2.5. Рынки
3. Системная проблема российского транспортного машиностроения России
3.1. Предпосылки системной проблемы отрасли
3.2. Определение системной проблемы
3.3. Анализ составляющих факторов системной проблемы
4. Стратегия развития транспортного машиностроения
4.1. Прогноз развития рынков
4.2. Сценарные условия развития отрасли транспортного машиностроения
4.3. Условия реализации Стратегии
4.4. Цель и задачи стратегии
5. Комплекс мер по реализации Стратегии развития транспортного машиностроения
5.1. Инерционный вариант развития
5.2. Умеренно-оптимистический вариант развития
5.3. Сравнительные результаты реализации альтернативных вариантов развития транспортного машиностроения
6. Возможные риски реализации Стратегии развития транспортного машиностроения
7. Источники финансирования реализации Стратегии развития транспортного машиностроения
8. Мониторинг и контроль реализации Стратегии развития транспортного машиностроения

Файлы: 1 файл

Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007-2010.docx

— 117.71 Кб (Скачать)

       ______________________________

       * Данные Росстата, открытые источники 

       Продуктовая линейка отечественного транспортного  машиностроения закрывает практически  весь спектр железнодорожной техники  и городского рельсового транспорта. За прошедшие годы российскими предприятиями  был освоен выпуск практически всех необходимых для транспортных организаций видов продукции. Например, на основе технологий Рижского вагоностроительного завода было освоено производство электропоездов на Демиховском машиностроительном заводе и Торжокском вагоностроительном заводе. Однако производимая в настоящее время техника, в основном, является воплощением конструкторских разработок 60-70 годов прошлого века. Это негативным образом влияет на производительность подвижного состава, удорожая стоимость его эксплуатации. Из новых разработок следует отметить новый электровоз постоянного тока ЭП2К Коломенского завода. На Новочеркасском электровозостроительном заводе разработан и запущен в производство магистральный грузовой электровоз 2ЭС4К. Опытные образцы магистральных грузовых тепловозов произведены на Брянском машиностроительном заводе и на Коломенском заводе.

       В настоящее время в Российской Федерации отсутствует производство подвижного состава для высокоскоростного движения, а также серийное производство бесколлекторных тяговых приводов, вагонных тележек с нагрузкой 30 тонн на ось и некоторых других ключевых комплектующих. Однако в планах компаний имеются программы по организации производства указанных видов продукции в обозримой перспективе.

       Одним из успешных примеров трансферта новых  технологий является организация совместного  предприятия Siemens и группы компаний "Трансмашхолдинг" по выпуску статических преобразователей для пассажирских вагонов и локомотивов. В дальнейшем на этом предприятии планируется освоить и производство бесколлекторного тягового электропривода. В ближайшей перспективе планируется создание других совместных предприятий, обеспечивающих достижение мирового уровня качества по ключевым направлениям развития отрасли. В частности, в проектной стадии находится проект создания совместного предприятия между Трансмашхолдингом и компанией Knorr-Bremse по производству тормозного оборудования для железнодорожной техники.

       В целом транспортное машиностроение в России имеет значительный потенциал  для устойчивого инновационного и технологического развития, однако без целенаправленной государственной  промышленной политики в этом секторе  экономики он может остаться не реализованным.

       2.3. Финансовое состояние

       В последние годы наблюдается определенное развитие отрасли транспортного машиностроения.

       Таблица 2.4

       Объем произведенной продукции  транспортного машиностроения в фактических  отпускных ценах  предприятий (без  НДС и акциза) в 1999 - 2006 годах*

       млн.рублей

       
       Показатель        1999        2000        2001        2002        2003        2004        2005        2006
       Объем произведенной продукции        14 777        25 631        29 025        42 2 68        57 490        80 545        134 565        147 974
       Темп роста (в %% к  пред. году)        -        173,45        113,24        145,63        136,01        140,10        167,07        109,96

       ______________________________

       * Данные Росстата

       Таблица 2.5

       Объемы  производства основных видов продукции  транспортного машиностроения в 2000 - 2006 годах*

       
       Товарная позиция        2000        2001        2002        2003        2004        2005        2006        2006 к 2000, %
       Электровозы магистральные, ед.        19        18        19        27        55        107        159        821
       Тепловозы магистральные, ед.        21        22        23        23        33        46        45        214
       Тепловозы маневровые и промышленные, ед.        66        61        41        41        67        119        189        286
       Электровозы рудничные, ед.        45        29        36        57        82        72        35        78
       Грузовые вагоны, ед.        4 060        6 578        10 887        2 6 989        35 358        34 862        33 397        823
       Пассажирские вагоны локомотивной тяги, ед.        396        450        471        547        628        709        841        212
       Электропоезда, ваг.        398        409        396        478        583        486        563        141
       Дизель-поезда и рельсовые автобусы, ваг.        8        5        10        30        47        57        13 6        1700
       Машины путевые, ед.        193        221        828        959        602        1 196        248        128
       Машины для строительства  и планового ремонта путей, ед.        90        94        180        318        158        385        121        134
       Машины для текущего содержания путей, ед.        88        105        627        618        430        787        127        144
       Прочие, ед.        15        22        21        23        14        24        -         
       Вагоны метрополитена, ед.        32        111        138        112        96        194        251        784
       Трамвайные вагоны, ед.        72        88        102        47        144        137        135        188

       ______________________________

       * Данные Росстата 

       Средняя рентабельность продаж предприятий  транспортного машиностроения в 2006 году составила 5,6%, сальдированный финансовый результат предприятий отрасли превысил 4,35 млрд. рублей.

       Общий отраслевой объем инвестиций в 2006 году составил 3,3 млрд. рублей, что по сравнению  с 2005 годом больше на 57%, однако этого  явно не достаточно для реализации технологического и инновационного "прорыва" в транспортном машиностроении. Доля инвестиций в НИОКР по отношению  к выручке составила всего  лишь 0,25%. Объем и структура инвестиций предприятий транспортного машиностроения в 2006 году приведены в таблице 2.6. Для сравнения, у крупных зарубежных компаний Сименс, Бомбардъе, Дженерал Электрик этот показатель составляет 7 - 9% .

       Таблица 2.6

       Инвестиции  предприятий транспортного  машиностроения за 2006 год*

       млн. рублей

       
                Объем        В общем объеме инвестиций в основной капитал
       1 .Инвестиции в  основной капитал, всего        3 331,6        100,0
       По направлениям                  
       Здания и сооружения        1 128,8        33,9
       Машины, оборудование, транспортные средства        2 186,4        65,6
       Прочее        16,4        0,5
       По источникам                  
       За счет собственных  средств        1 840,8        55,3
       в т.ч. за счет прибыли        738,4        22,2
       за счет амортизации        970,0        29,1
       За счет привлеченных средств        1 490,7        44,7
       в т.ч. за счет кредитов банков        491,0        14,7
       за счет прочих средств        999,7        30,0
       2. Затраты на НИОКР        218,9        6,6

       ______________________________

       * Данные Росстата 

       Большая часть капитальных вложений (55%), осуществляется за счет собственных  средств, которых недостаточно для  ускоренного развития предприятий транспортного машиностроения.

       Невысокая рентабельность производства на предприятиях ограничивает сальдированный финансовый результат отрасли. Собственные финансовые возможности производителей не позволяют увеличить темпы модернизации основных фондов, износ которых недопустимо высок и составляет 70%, а также не позволяет увеличить долю вложений в НИОКР до уровня, сопоставимого с ведущими современными производителями.

       Среднемесячная  заработная плата в отрасли в 2006 году составила 12 тыс. рублей, что  составляет 120,4% к уровню 2005 года, при средней по промышленности 9,5 тыс. рублей.

       По  итогам 2006 года 84% всех предприятий  транспортного машиностроения были прибыльными, а 16% - убыточными. По сравнению с 2005 годом число убыточных предприятий не изменилось.

       В Таблице 2.7 представлены данные о прибылях-убытках, а также сальдированный финансовый результат деятельности предприятий  отрасли за 2006 год.

       Таблица 2.7.

       Финансовые  показатели деятельности предприятий транспортного машиностроения в 2006 году*

       
       Показатель        Количество  предприятий, ед.        Доля, %        Прибыль / убыток, млн. руб.        Рост (+)/ снижение (-) к 2005 г., %
       2006 г.        2005 г.
       Прибыль        108        83,7%        4 805,3        3 637,7        132,1
       Убыток        21        16,3%        -452,7        -347,8        130,2
       Результат        129        100%        4 352,6        3 289,9        132,3

       ______________________________

       * Данные Росстата

       2.4. Место отрасли  в мировом транспортном  машиностроении

       Мировой рынок железнодорожной техники  в 2006 году составил 33,6 млрд. долларов США, в том числе российский - 4,3 млрд. долларов США. В структуре мирового рынка транспортного машиностроения поставки новой техники составляют- 64%, на модернизацию приходится около 14%, а на ремонт и сервисное обслуживание - 22%. В настоящее время в структуре рынка новой техники доминирует пассажирский подвижной состав (более 51%): магистральный, высокоскоростной, городской рельсовый. Локомотивы занимают около 25% мирового рынка, грузовые вагоны - около 24%.

       В настоящее время практически  весь мировой рынок железнодорожной техники поделен между семью крупными многопрофильными транснациональными корпорациями (ТНК), в составе которых выделены подразделения, работающие в транспортном машиностроении. Эти семь компаний в сумме занимают более 70% мирового рынка продукции транспортного машиностроения, в том числе на тройку лидеров (Bombardier, Siemens, Alstom) приходится более 50% мирового рынка.

       Таблица 2.8.

       Объем продаж ведущих мировых  производителей продукции  транспортного машиностроения в 2005 году*

       
       N        Компания        $ млрд.
       1        Bombardier (Канада)        7,6
       2        Alstom (Франция)        6,8
       3        Siemens (Германия)        5,9
       4        LORIC (Китай)        4,0
       5        Hitachi / Kawasaki (Япония)        3,7
       6        GE (США)        3,2
       7        EHD (Ex. GH)        2,1
       8        Трансмашхолдинг (РФ)        1,5
       9        Vossloh (Германия)        1,4
       10        Finmeccanica TS (Италия)        1,4

Информация о работе Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007-2010 годах и на период до 2015 года