Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007-2010 годах и на период до 2015 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 00:25, реферат

Краткое описание

Под Стратегией развития транспортного машиностроения России (далее Стратегия) понимается взаимосвязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых программ, отдельных проектов и внепрограммных мероприятий организационного, правового, экономического и дипломатического характера, обеспечивающая эффективное решение проблемы динамичного развития транспортного машиностроения на ближайшую перспективу.

Оглавление

1. Введение
1.1. Транспортная система России
1.2. Определение транспортного машиностроения
2. Анализ состояния отрасли транспортного машиностроения
2.1. Структура отрасли транспортного машиностроения
2.2. Производственный потенциал транспортного машиностроения
2.3. Финансовое состояние
2.4. Место отрасли в мировом транспортном машиностроении
2.5. Рынки
3. Системная проблема российского транспортного машиностроения России
3.1. Предпосылки системной проблемы отрасли
3.2. Определение системной проблемы
3.3. Анализ составляющих факторов системной проблемы
4. Стратегия развития транспортного машиностроения
4.1. Прогноз развития рынков
4.2. Сценарные условия развития отрасли транспортного машиностроения
4.3. Условия реализации Стратегии
4.4. Цель и задачи стратегии
5. Комплекс мер по реализации Стратегии развития транспортного машиностроения
5.1. Инерционный вариант развития
5.2. Умеренно-оптимистический вариант развития
5.3. Сравнительные результаты реализации альтернативных вариантов развития транспортного машиностроения
6. Возможные риски реализации Стратегии развития транспортного машиностроения
7. Источники финансирования реализации Стратегии развития транспортного машиностроения
8. Мониторинг и контроль реализации Стратегии развития транспортного машиностроения

Файлы: 1 файл

Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007-2010.docx

— 117.71 Кб (Скачать)

       ______________________________

       * На момент разработки Стратегии  отсутствуют данные по ряду  производителей за 2006 финансовый год в связи с тем, что финансовый год в разных странах заканчивается на разные даты. 

       В 2005 году в десятку лидеров мирового транспортного машиностроения вошла и российская компания (ЗАО "Трансмашхолдинг"), объем продаж, которой вырос за счет роста объемов производства и приобретения новых производственных активов.

       2.5. Рынки

       Развитие  транспортного машиностроения как  производственного комплекса самым  непосредственным образом связано  с развитием рынков его продукции, стабильностью и эффективностью хозяйственных связей с основными  потребителями.

       2.5.1. Внутренний рынок

       Объем внутреннего рынка продукции  отрасли в 2006 году составил 153 млрд. рублей или 4,3 млрд. долларов США. Доля отечественных производителей составляет 84%. Импорт в 2006 году составил 24 млрд. рублей, или 16% рынка.

       Структура потребления продукции и услуг  на внутреннем рынке в 2006 году свидетельствует, что основным потребителем для предприятий  транспортного машиностроения являются железнодорожные компании, доля которых  превышает 70% рынка при общем его  объеме в 153 млрд. рублей. Спецификой отрасли  является присутствие на рынке доминирующего  потребителя - ОАО РЖД, которое осуществляет более 70% всех закупок новой техники.

       ОАО "РЖД" владеет 70% парка грузовых вагонов, почти 100% парка пассажирских вагонов, около 65% парка локомотивов.

       Общая сумма закупок ОАО РЖД составила  в 2006 году 63 млрд. рублей.

       Кроме того, ОАО "РЖД", является лидирующим или монополистическим производителем, например, на рынке услуг по ремонту подвижного состава, на рынке механического и электромеханического оборудования для оснащения путей.

       Такая ситуация в значительной степени  влияет на формирование условий функционирования рынка и на ценообразование.

       Закупки операторскими компаниями нового подвижного состава стимулируют рост производства в грузовом вагоностроении, и способствуют становлению конкурентного рынка в этом сегменте транспортного машиностроении.

       В собственности крупных промышленных предприятий находится почти 11 тыс. маневровых локомотивов (Лебединский  ГОК, ГОК "Сильвинит", Михайловский ГОК, ОАО Апатит, Новолипецкий металлургический комбинат, НОСТА, Магнитогорский металлургический комбинат, Северсталь и др.). В собственности муниципальных и региональных предприятий находится парк трамвайных вагонов (более 10 тыс. единиц) и парк вагонов метро (около 6 тыс. единиц).

       Структура парка собственного подвижного состава  приведена в таблице 2.9.

       Таблица 2.9.

       Парк  собственного подвижного состава по состоянию  на 1 августа 2006 г.*, ед.

       
       Тип подвижного состава        Всего        В том числе с возрастом, лет
       от 1 до 5        от 5 до 10        от 10 до 15        от 15 до 20        свыше 20
       Электровозы        807        6        22        20        148        611
       Тепловозы        9 724        234        307        1 274        3 035        4 874
       Грузовые вагоны магистральные        104 652        14 386        5 500        21 640        21 563        41 563
       Грузовые вагоны для промышленности        55 213        5 721        2 623        7 391        16 074        23 404
       Вагоны пассажирские        883        48        61        46        201        527

       ______________________________

       * По данным формы обследования 1-ТР (жел.). 

       Внутренний  рынок транспортного машиностроения увеличился в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 9,2% (со 140 млрд. рублей до 153 млрд. рублей). При этом доля отечественных  товаропроизводителей на рынке остается стабильной и составляет около 85% (129 млрд. рублей). В Россию импортируется продукция транспортного машиностроения более чем 40 странами мира. Импорт в 2006 году составил 24 млрд. рублей (15%), причем более 80% поставок приходится на Украину. Частные перевозочные компании и промышленные предприятия в настоящее время закупают магистральные грузовые тепловозы производства Украины (100% рынка) и грузовые вагоны (20% рынка).

       Следует отметить, что рыночное поведение  некоторых зарубежных компаний - производителей подвижного состава не всегда соответствует  международным нормам и правилам ВТО. В период с 2000 по 2006 год товарооборот российских производителей подвижного состава снизился на 30 млрд. рублей, вследствие недобросовестной конкуренции извне, поэтому выравнивание конкурентных условий на российском рынке транспортного машиностроения является одной из проблем, которые необходимо сегодня решать в рамках стимулирования развития отечественных производителей.

       Основными российскими потребителями продукции  отрасли являются следующие компании:

       - Акционерные компании:

       - ОАО "Российские железные дороги" (и его дочерние общества) - компания  со 100%-ным государственным капиталом,  крупнейший собственник железнодорожного подвижного состава и владелец 99% путей общего пользования и других элементов железнодорожной инфраструктуры;

       - прочие владельцы подвижного  состава и железнодорожных путей  (операторы подвижного состава,  предприятия промышленного железнодорожного транспорта и др.);

       - муниципальные и региональные  предприятия транспортного комплекса, а также транспортные компании смешанной формы собственности (например, пригородные пассажирские компании, находящиеся в совместной собственности ОАО "РЖД" и региональных администраций);

       - предприятия транспортного машиностроения  России (в рамках внутриотраслевой кооперации).

       В настоящее время, уровень износа основных производственных фондов открытого акционерного общества "Российские железные дороги", являющегося основой железнодорожной транспортной системы страны, составляет 58,9%, а амортизационный износ подвижного состава приблизился к критическим значениям:

       - по тепловозам - 84,2%;

       - по электровозам - 72,5%;

       - по грузовым вагонам -85,9%;

       - по электропоездам - 63,9%;

       - по пассажирским вагонам локомотивной  тяги -74,1%.

       При этом около 7 тыс. локомотивов, 128,7 тыс. грузовых вагонов, более 7 тыс. секций электропоездов, более 6,5 тыс. единиц путевой техники и более 2 тыс. единиц пассажирского подвижного состава требуют списания по срокам службы.

       Указанный критический износ стал основным фактором роста внутреннего спроса на локомотивы и пассажирские вагоны.

       Для обновления парка тягового подвижного состава необходимо в период до 2015 года поставить железнодорожному транспорту 9 480 локомотивов нового поколения, 15 157 пассажирских и 466 000 грузовых вагонов.

       2.5.2. Внешние рынки

       Внешнеторговый  оборот продукции отрасли в 2006 году составил 1 492 млн. долларов США, в том  числе - экспорт составил 657 млн. долларов США. Динамика внешнеторгового оборота  приведена в таблице 2.10.

       Таблица 2.10.

       Динамика  внешнеторгового  оборота в 2000 - 2006 годах*

       млн. долларов США

       
                2000        2001        2002        2003        2004        2005        2006
       Внешнеторговый оборот        98        345        548        775        1 257        1 356        1492
       Экспорт        80        181        235        418        527        583        657
       Импорт        18        164        313        357        1230        773        835
       Сальдо внешнеторгового оборота        62        17        -78        61        -703        -190        -178

       ______________________________

       * Данные Росстата 

       Темпы роста мирового рынка в основном будут определяться увеличением спроса на железнодорожный подвижной состав в странах Азии и СНГ. К 2010 году произойдут следующие кардинальные изменения в региональной структуре мирового рынка железнодорожного подвижного состава:

       - азиатский рынок по размерам  превзойдет рынок Западной Европы  и составит около 30% от мирового  рынка;

       - совокупный рынок России и  стран СНГ выйдет на третье  место, составив 17% от мирового рынка.

       Следовательно, два указанных рынка станут основным полем для конкуренции между  ведущими производителями железнодорожной  техники. При определении перспективных  направлений развития транспортного  машиностроения необходимо учитывать данную особенность и ориентировать перспективные разработки российских производителей на потребности данных рынков.

       Стоит обратить внимание на тот факт, что  в последние годы в развивающихся странах наблюдается стабильный рост (около 10% в год) емкости рынка продукции транспортного машиностроения, который в несколько раз превосходит средние темпы роста мирового рынка (около 3-4% в год). Это является следствием опережающего роста экономик развивающих стран, а, следовательно, и ускоренного развития в них железнодорожного и городского рельсового транспорта.

       Таблица 2.11.

       Структура экспорта/импорта  продукции транспортного  машиностроения в 2002 - 2006 годах*

       Ед.

       
       Экспорт        Вид ПС        Импорт
       Пояснения \год        02        03        04        05        06                 Пояснения \год        02        03        04        05        06
       Маневровые тепловозы        15        22        22        14        12        Локомотивы        Магистральные грузовые тепловозы украинского производства        0        0        30        20        45
       Купейные и плацкартные вагоны        7        11        2        24        98        Пассажирские  вагоны локомотивной тяги        Модернизированные вагоны, преимущественно, украинского производства        110        168        108        161        114
                28        56        42        0        57        Мотовагонный подвижной состав        Модернизированные вагоны электро- и дизельпоездов из Латвии и Венгрии        4        6        8        32        25
                35        36        49                          Вагоны метро        Не  импортируются        0        0        0                  
       В основном цистерны и полувагоны        2373        3956        6914        7922        7724        Грузовые  вагоны        Как новые вагоны, так и отремонтированные на украинских ремонтных заводах. Большая часть - цистерны, хопперы и полувагоны        8747        8635        15173        8100        7833

Информация о работе Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007-2010 годах и на период до 2015 года