Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 00:25, реферат
Под Стратегией развития транспортного машиностроения России (далее Стратегия) понимается взаимосвязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых программ, отдельных проектов и внепрограммных мероприятий организационного, правового, экономического и дипломатического характера, обеспечивающая эффективное решение проблемы динамичного развития транспортного машиностроения на ближайшую перспективу.
1. Введение
1.1. Транспортная система России
1.2. Определение транспортного машиностроения
2. Анализ состояния отрасли транспортного машиностроения
2.1. Структура отрасли транспортного машиностроения
2.2. Производственный потенциал транспортного машиностроения
2.3. Финансовое состояние
2.4. Место отрасли в мировом транспортном машиностроении
2.5. Рынки
3. Системная проблема российского транспортного машиностроения России
3.1. Предпосылки системной проблемы отрасли
3.2. Определение системной проблемы
3.3. Анализ составляющих факторов системной проблемы
4. Стратегия развития транспортного машиностроения
4.1. Прогноз развития рынков
4.2. Сценарные условия развития отрасли транспортного машиностроения
4.3. Условия реализации Стратегии
4.4. Цель и задачи стратегии
5. Комплекс мер по реализации Стратегии развития транспортного машиностроения
5.1. Инерционный вариант развития
5.2. Умеренно-оптимистический вариант развития
5.3. Сравнительные результаты реализации альтернативных вариантов развития транспортного машиностроения
6. Возможные риски реализации Стратегии развития транспортного машиностроения
7. Источники финансирования реализации Стратегии развития транспортного машиностроения
8. Мониторинг и контроль реализации Стратегии развития транспортного машиностроения
_______________________
*
На момент разработки
В 2005 году в десятку лидеров мирового транспортного машиностроения вошла и российская компания (ЗАО "Трансмашхолдинг"), объем продаж, которой вырос за счет роста объемов производства и приобретения новых производственных активов.
2.5. Рынки
Развитие
транспортного машиностроения как
производственного комплекса
2.5.1. Внутренний рынок
Объем внутреннего рынка продукции отрасли в 2006 году составил 153 млрд. рублей или 4,3 млрд. долларов США. Доля отечественных производителей составляет 84%. Импорт в 2006 году составил 24 млрд. рублей, или 16% рынка.
Структура потребления продукции и услуг на внутреннем рынке в 2006 году свидетельствует, что основным потребителем для предприятий транспортного машиностроения являются железнодорожные компании, доля которых превышает 70% рынка при общем его объеме в 153 млрд. рублей. Спецификой отрасли является присутствие на рынке доминирующего потребителя - ОАО РЖД, которое осуществляет более 70% всех закупок новой техники.
ОАО "РЖД" владеет 70% парка грузовых вагонов, почти 100% парка пассажирских вагонов, около 65% парка локомотивов.
Общая
сумма закупок ОАО РЖД
Кроме того, ОАО "РЖД", является лидирующим или монополистическим производителем, например, на рынке услуг по ремонту подвижного состава, на рынке механического и электромеханического оборудования для оснащения путей.
Такая ситуация в значительной степени влияет на формирование условий функционирования рынка и на ценообразование.
Закупки операторскими компаниями нового подвижного состава стимулируют рост производства в грузовом вагоностроении, и способствуют становлению конкурентного рынка в этом сегменте транспортного машиностроении.
В
собственности крупных
Структура парка собственного подвижного состава приведена в таблице 2.9.
Таблица 2.9.
Парк собственного подвижного состава по состоянию на 1 августа 2006 г.*, ед.
Тип подвижного состава | Всего | В том числе с возрастом, лет | ||||
от 1 до 5 | от 5 до 10 | от 10 до 15 | от 15 до 20 | свыше 20 | ||
Электровозы | 807 | 6 | 22 | 20 | 148 | 611 |
Тепловозы | 9 724 | 234 | 307 | 1 274 | 3 035 | 4 874 |
Грузовые вагоны магистральные | 104 652 | 14 386 | 5 500 | 21 640 | 21 563 | 41 563 |
Грузовые вагоны для промышленности | 55 213 | 5 721 | 2 623 | 7 391 | 16 074 | 23 404 |
Вагоны пассажирские | 883 | 48 | 61 | 46 | 201 | 527 |
_______________________
*
По данным формы обследования
1-ТР (жел.).
Внутренний
рынок транспортного
Следует отметить, что рыночное поведение некоторых зарубежных компаний - производителей подвижного состава не всегда соответствует международным нормам и правилам ВТО. В период с 2000 по 2006 год товарооборот российских производителей подвижного состава снизился на 30 млрд. рублей, вследствие недобросовестной конкуренции извне, поэтому выравнивание конкурентных условий на российском рынке транспортного машиностроения является одной из проблем, которые необходимо сегодня решать в рамках стимулирования развития отечественных производителей.
Основными
российскими потребителями
- Акционерные компании:
-
ОАО "Российские железные
-
прочие владельцы подвижного
состава и железнодорожных
-
муниципальные и региональные
предприятия транспортного
-
предприятия транспортного
В настоящее время, уровень износа основных производственных фондов открытого акционерного общества "Российские железные дороги", являющегося основой железнодорожной транспортной системы страны, составляет 58,9%, а амортизационный износ подвижного состава приблизился к критическим значениям:
- по тепловозам - 84,2%;
- по электровозам - 72,5%;
- по грузовым вагонам -85,9%;
- по электропоездам - 63,9%;
-
по пассажирским вагонам
При этом около 7 тыс. локомотивов, 128,7 тыс. грузовых вагонов, более 7 тыс. секций электропоездов, более 6,5 тыс. единиц путевой техники и более 2 тыс. единиц пассажирского подвижного состава требуют списания по срокам службы.
Указанный критический износ стал основным фактором роста внутреннего спроса на локомотивы и пассажирские вагоны.
Для обновления парка тягового подвижного состава необходимо в период до 2015 года поставить железнодорожному транспорту 9 480 локомотивов нового поколения, 15 157 пассажирских и 466 000 грузовых вагонов.
2.5.2. Внешние рынки
Внешнеторговый оборот продукции отрасли в 2006 году составил 1 492 млн. долларов США, в том числе - экспорт составил 657 млн. долларов США. Динамика внешнеторгового оборота приведена в таблице 2.10.
Таблица 2.10.
Динамика внешнеторгового оборота в 2000 - 2006 годах*
млн. долларов США
|
_______________________
*
Данные Росстата
Темпы роста мирового рынка в основном будут определяться увеличением спроса на железнодорожный подвижной состав в странах Азии и СНГ. К 2010 году произойдут следующие кардинальные изменения в региональной структуре мирового рынка железнодорожного подвижного состава:
-
азиатский рынок по размерам
превзойдет рынок Западной
- совокупный рынок России и стран СНГ выйдет на третье место, составив 17% от мирового рынка.
Следовательно,
два указанных рынка станут основным
полем для конкуренции между
ведущими производителями
Стоит обратить внимание на тот факт, что в последние годы в развивающихся странах наблюдается стабильный рост (около 10% в год) емкости рынка продукции транспортного машиностроения, который в несколько раз превосходит средние темпы роста мирового рынка (около 3-4% в год). Это является следствием опережающего роста экономик развивающих стран, а, следовательно, и ускоренного развития в них железнодорожного и городского рельсового транспорта.
Таблица 2.11.
Структура экспорта/импорта продукции транспортного машиностроения в 2002 - 2006 годах*
Ед.
|