Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 20:07, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать исторические аспекты формы правления в России в прошлом, настоящем и будущем.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
раскрыть понятие и многообразие форм государства и форм правления, их классификацию;
описать сущность формы правления в имперской России – от абсолютной до конституционной монархии;
исследовать современную форму правления в Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………3
1 Форма правления как разновидность формы государства………………...5
1.1 Понятие и многообразие форм государства и форм правления………...5
1.2 Республиканская форма правления: понятие, признаки, классификация..7
2 Развитие формы правления в России: прошлое, настоящее и будущее…..11
2.1 Имперская Россия: от абсолютной до конституционной монархии……11
2.2 Форма правления в Российской Федерации: настоящее и будущее……19
2.3 Дискуссии о возможности реставрации монархии в России……………28
Заключение……………………………………………………………………...29
Глоссарий……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………
Версия шаблона | 2.1 |
Филиал | Астраханский филиал Современной Гуманитарной Академии |
Вид работы | Курсовая работа |
Название дисциплины | Конституционное право России |
Тема | Развитие форм правления в Российской Федерации |
Фамилия студента | |
Имя студента | |
Отчество студента | |
№ контракта |
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Форма правления как разновидность формы государства………………...5
1.1 Понятие
и многообразие форм
1.2 Республиканская форма правления: понятие, признаки, классификация..7
2 Развитие формы правления в России: прошлое, настоящее и будущее…..11
2.1 Имперская Россия: от абсолютной до конституционной монархии……11
2.2 Форма
правления в Российской
2.3 Дискуссии
о возможности реставрации
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………..…33
Приложение
……………………………………………………………………34
Введение
Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть. По мысли известного русского юриста и философа И.А.Ильина, форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа. «Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел – именно «так» - организоваться, чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию».
Форма
государства отвечает на вопросы, на
каких принципах и как
Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического режима. Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия.
Нелишне отметить, что монархия и республика как формы правления доказали исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории. По сути, все государства облекаются именно в названные формы.
Форма
правления показывает, как образуются
высшие органы, что они собой представляют,
на каких началах взаимодействуют.
Форма правления также
Многие
вопросы не изучены в достаточной
мере, а некоторые носят
Цель курсовой работы - проанализировать исторические аспекты формы правления в России в прошлом, настоящем и будущем.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
Объектом исследования является теоретические аспекты формы государственного правления.
Предмет исследования – Российская Федерация как республиканская форма правления.
Правовой
основой являются: научная и учебная
литература, монографии и научные
статьи, посвященные данной проблеме.
1 Форма правления как
разновидность формы
государства
1.1 Понятие и многообразие форм государства и форм правления
Вопросы, касающиеся особенностей форм, роли и понятия государства, имеют большое практическое значение. Именно этим объясняется то, что в научной литературе им традиционно уделяется большое внимание, поскольку в зависимости от того, как трактуется форма государства и как она соотносится с другими его сторонами, во многом создается представление и о самом государстве в целом.
Форма государства всегда выступает как непосредственное выражение его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание государства, такова и его форма. Исследовать государство с точки зрения сущности означает выявить волю и интересы таких слоев общества, групп, классов, которые оно выражает и защищает.
При рассмотрении формы государства важно иметь в виду, что форма государства, никогда не оставалась неизменной. Под влиянием множества социальных, политических, экономических, и иных обстоятельствах она всегда изменялась и развивалась.
За всю историю развития государства существовало множество различных теорий о форме государства. Имелись разнообразные подходы и варианты решения данной проблемы. Например в Древней Греции и Древнем Риме юристы и философы высказывали самые различные суждения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют и чем они различаются.
Великий античный мыслитель, философ Платон считал, что идеальной формой правления «идеального государства» как государства «лучших и благородных» является аристократия.
Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене. Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государство может деградировать и соответственно в этом направлении изменять свою форму .
Традиции
древнегреческой мысли в
В
настоящей современной
Термин «форма правления» содержится во многих основных законах стран мира. В некоторых конституциях этого термина нет, но всегда закрепляется главный принцип правления – монархия. Лишь единичные государства не имеют в официальном названии слов «монархия» или «республика».
Форма правления – это характеристика структуры и взаимоотношений высших органов государственной власти, их роли в управлении страной, а также способов прямых и обратных связей управляемых и управляющих. В связи с положением главы государства и характера его связей с населением по традиции принято различать две основные формы правления: монархию и республику.
В
современных условиях некоторые
различия этих форм стираются. Возникают
смешанные формы, в монархии проявляются
черты республики, а в республике
складываются монархические элементы,
создаются полупрезидентские, полупарламентарные
республики; даже абсолютная монархия
все чаще принимает внешне конституционную
оболочку.
1.2 Республиканская форма правления: понятие, признаки, классификация
Республика – государство, в котором верховная власть принадлежит избранным на определенный срок органам государственной власти. Республиканская форма правления характеризуется наличием следующих юридических признаков.
Республиканское правление – это коллективное правление. Все высшие органы государственной власти – разного рода собрания, советы, имеют сложную структуру, наделяются определенными, только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение согласно закону.
Общими
признаками республиканской формы
правления являются: существование
единоличного и коллегиального главы
государства; выборность на определенный
срок главы государства и других
верховных органов
Республиканское правление основано на принципе разделения властей. Принцип разделения властей – разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
В свою очередь современные республики делятся на парламентарные, президентские и смешанные.
В парламентарной республике населением страны на строго определенный срок избирается высший представительный законодательный орган государственной власти. Поскольку впервые подобный орган появился в Англии, все последующие государства такого типа стали называться парламентарными. Особенность этих государств состоит в том, что парламенту в них принадлежит высшая власть. Он не только является высшим законодательным органом государственной власти, но и, опираясь на представительный характер своей власти, формирует органы исполнительной власти.
При подобной конструкции, хотя и существует разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, положение исполнительной власти зависит от решения парламента. Такой орган получил название ответственного правительства.
Зависимость исполнительной власти от законодательной проявляется в том, что парламент определяет состав правительства, влияет на принимаемые им решения, производит перестановки в его составе, отправляет в отставку правительство в полном составе или отдельных его членов.
Концентрация государственной власти в руках парламента преодолевается наличием в стране многопартийности, которая обеспечивает участие в нем, а иногда и в правительстве представителей различных политических партий.
Положение президента в парламентской республике отдаленно напоминает положение монарха в парламентарных монархиях, его функции главы государства носят номинальный, формальный характер, большей реальной властью в стране обладает глава правительства – премьер-министр. Чисто парламентарных республик в мире немного – Германия, Италия, Индия.
В отличие от парламентарных президентские республики возникают преимущественно в странах со слаборазвитой или с неразвитой многопартийной системой – Соединенные Штаты Америки, Россия. В президентской республике населением избирается не только высший законодательный орган государственной власти, но и глава государства – президент, который одновременно является и главой исполнительной власти. Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях и независимостью от парламента, нежели в парламентарных республиках.
Информация о работе Развитие форм правления в Российской Федерации