Развитие форм правления в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - проанализировать исторические аспекты формы правления в России в прошлом, настоящем и будущем.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
раскрыть понятие и многообразие форм государства и форм правления, их классификацию;
описать сущность формы правления в имперской России – от абсолютной до конституционной монархии;
исследовать современную форму правления в Российской Федерации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1 Форма правления как разновидность формы государства………………...5
1.1 Понятие и многообразие форм государства и форм правления………...5
1.2 Республиканская форма правления: понятие, признаки, классификация..7
2 Развитие формы правления в России: прошлое, настоящее и будущее…..11
2.1 Имперская Россия: от абсолютной до конституционной монархии……11
2.2 Форма правления в Российской Федерации: настоящее и будущее……19
2.3 Дискуссии о возможности реставрации монархии в России……………28
Заключение……………………………………………………………………...29
Глоссарий……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………

Файлы: 1 файл

Развитие форм правления в Российской Федерации.docx

— 78.44 Кб (Скачать)

Основные  данные о работе

Версия  шаблона 2.1
Филиал Астраханский  филиал Современной Гуманитарной Академии
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Конституционное право России
Тема Развитие форм правления в Российской Федерации
Фамилия студента  
Имя студента  
Отчество  студента  
№ контракта  

  

     Содержание 

Введение…………………………………………………………………………3

1 Форма  правления как разновидность  формы государства………………...5

1.1 Понятие  и многообразие форм государства  и форм правления………...5

1.2 Республиканская форма правления: понятие, признаки, классификация..7

2 Развитие  формы правления в России: прошлое,  настоящее и будущее…..11

2.1 Имперская Россия: от абсолютной до конституционной монархии……11

2.2 Форма  правления в Российской Федерации:  настоящее и будущее……19

2.3 Дискуссии  о возможности реставрации монархии  в России……………28

Заключение……………………………………………………………………...29

Глоссарий……………………………………………………………………….31

Список  использованных источников………………………………………..…33

Приложение  ……………………………………………………………………34 

 

      Введение

     Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно  активно функционировало, чтобы  качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко  организованная государственная власть. По мысли известного русского юриста и философа И.А.Ильина, форма государства  есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа. «Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел – именно «так» - организоваться, чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию».

     Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между  собой и населением, какими методами она осуществляется.

     Под формой государства понимается организация  государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического режима. Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его  возникновения и развития, решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия.

     Нелишне отметить, что монархия и республика как формы правления доказали исключительную живучесть, приспособляемость  к различным условиям и эпохам политической истории. По сути, все  государства облекаются именно в названные формы.

     Форма правления показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т.е. демократическим  или недемократическим способом они образованы.

     Многие  вопросы не изучены в достаточной  мере, а некоторые носят исключительно  постановочный характер. Проблемы института  государственного правления в теоретическом  и практическом плане изучены  недостаточно полно, что отнюдь не умаляет  бесспорной ценности трудов вышеуказанных  авторов.

     Цель  курсовой работы - проанализировать исторические аспекты формы правления в  России в прошлом, настоящем и  будущем.

     Данная  цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:

  • раскрыть понятие и многообразие форм государства и форм правления, их классификацию;
  • описать сущность формы правления в имперской России – от абсолютной до конституционной монархии;
  • исследовать современную форму правления в Российской Федерации.

     Объектом  исследования является теоретические  аспекты формы государственного правления.

     Предмет исследования – Российская Федерация как республиканская форма правления.

     Правовой  основой являются: научная и учебная  литература, монографии и научные  статьи, посвященные данной проблеме. 

 

      1 Форма правления как разновидность формы государства 

     1.1 Понятие и многообразие  форм государства  и форм правления

     Вопросы, касающиеся особенностей форм, роли и понятия государства, имеют большое практическое значение. Именно этим объясняется то, что в научной литературе им традиционно уделяется большое внимание, поскольку в зависимости от того, как трактуется форма государства и как она соотносится с другими его сторонами, во многом создается представление и о самом государстве в целом.

     Форма государства всегда выступает как  непосредственное выражение его  сущности и содержания. Каковы сущность и содержание государства, такова и  его форма. Исследовать государство  с точки зрения сущности означает выявить волю и интересы таких  слоев общества, групп, классов, которые  оно выражает и защищает.

     При рассмотрении формы государства  важно иметь в виду, что форма  государства, никогда не оставалась неизменной. Под влиянием множества  социальных, политических, экономических, и иных обстоятельствах она всегда изменялась и развивалась.

     За  всю историю развития государства  существовало множество различных  теорий о форме государства. Имелись разнообразные подходы и варианты решения данной проблемы. Например в Древней Греции и Древнем Риме юристы и философы высказывали самые различные суждения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют и чем они различаются.

     Великий античный мыслитель, философ Платон считал, что идеальной формой правления «идеального государства» как государства «лучших и благородных» является аристократия.

     Платон  создал целое учение о динамике государственной  жизни и смене. Идеальное государство  и его аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государство может деградировать и соответственно в этом направлении изменять свою форму .

     Традиции  древнегреческой мысли в исследовании форм государства развивались и  в Древнем Риме. Цицерон выделял  в зависимости от числа правителей три простые формы государства: царскую власть – монархию, власть оптиматов – аристократию, народную власть – демократию.

     В настоящей современной отечественной  и зарубежной литературе также огромное внимание уделяется исследованию формы  государства. Среди этих авторов, так же как нет единого мнения о понятиях, видах и содержании формы государства.

     Термин  «форма правления» содержится во многих основных законах стран мира. В  некоторых конституциях этого термина  нет, но всегда закрепляется главный  принцип правления – монархия. Лишь единичные государства не имеют  в официальном названии слов «монархия» или «республика».

     Форма правления – это характеристика структуры и взаимоотношений  высших органов государственной  власти, их роли в управлении страной, а также способов прямых и обратных связей управляемых и управляющих. В связи с положением главы  государства и характера его  связей с населением по традиции принято  различать две основные формы  правления: монархию и республику.

     В современных условиях некоторые  различия этих форм стираются. Возникают  смешанные формы, в монархии проявляются  черты республики, а в республике складываются монархические элементы, создаются полупрезидентские, полупарламентарные республики; даже абсолютная монархия все чаще принимает внешне конституционную оболочку. 
 
 

     1.2 Республиканская форма правления: понятие, признаки, классификация

     Республика  – государство, в котором верховная  власть принадлежит избранным на определенный срок органам государственной  власти. Республиканская форма правления характеризуется наличием следующих юридических признаков.

     Республиканское правление – это коллективное правление. Все высшие органы государственной  власти – разного рода собрания, советы, имеют сложную структуру, наделяются определенными, только им свойственными  полномочиями и несут ответственность  за их неисполнение согласно закону.

     Общими  признаками республиканской формы  правления являются: существование  единоличного и коллегиального главы  государства; выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной  власти; осуществление государственной  власти не по собственному праву, а  по поручению народа; юридическая  ответственность главы государства  в случаях, предусмотренных законом; обязательность решений верховной  государственной власти для всех других государственных органов; преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства.

     Республиканское правление основано на принципе разделения властей. Принцип разделения властей – разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

     В свою очередь современные республики делятся на парламентарные, президентские и смешанные.

     В парламентарной республике населением страны на строго определенный срок избирается высший представительный законодательный  орган государственной власти. Поскольку  впервые подобный орган появился в Англии, все последующие государства  такого типа стали называться парламентарными. Особенность этих государств состоит  в том, что парламенту в них  принадлежит высшая власть. Он не только является высшим законодательным органом государственной власти, но и, опираясь на представительный характер своей власти, формирует органы исполнительной власти.

     При подобной конструкции, хотя и существует разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, положение исполнительной власти зависит от решения парламента. Такой орган получил название ответственного правительства.

     Зависимость исполнительной власти от законодательной  проявляется в том, что парламент  определяет состав правительства, влияет на принимаемые им решения, производит перестановки в его составе, отправляет в отставку правительство в полном составе или отдельных его  членов.

     Концентрация  государственной власти в руках  парламента преодолевается наличием в  стране многопартийности, которая обеспечивает участие в нем, а иногда и в  правительстве представителей различных политических партий.

     Положение президента в парламентской республике отдаленно напоминает положение  монарха в парламентарных монархиях, его функции главы государства  носят номинальный, формальный характер, большей реальной властью в стране обладает глава правительства –  премьер-министр. Чисто парламентарных республик в мире немного –  Германия, Италия, Индия.

     В отличие от парламентарных президентские  республики возникают преимущественно  в странах со слаборазвитой или  с неразвитой многопартийной системой – Соединенные Штаты Америки, Россия. В президентской республике населением избирается не только высший законодательный орган государственной власти, но и глава государства – президент, который одновременно является и главой исполнительной власти. Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях и независимостью от парламента, нежели в парламентарных республиках.

Информация о работе Развитие форм правления в Российской Федерации