Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 20:07, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать исторические аспекты формы правления в России в прошлом, настоящем и будущем.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
раскрыть понятие и многообразие форм государства и форм правления, их классификацию;
описать сущность формы правления в имперской России – от абсолютной до конституционной монархии;
исследовать современную форму правления в Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………3
1 Форма правления как разновидность формы государства………………...5
1.1 Понятие и многообразие форм государства и форм правления………...5
1.2 Республиканская форма правления: понятие, признаки, классификация..7
2 Развитие формы правления в России: прошлое, настоящее и будущее…..11
2.1 Имперская Россия: от абсолютной до конституционной монархии……11
2.2 Форма правления в Российской Федерации: настоящее и будущее……19
2.3 Дискуссии о возможности реставрации монархии в России……………28
Заключение……………………………………………………………………...29
Глоссарий……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………
Однако
в государствах с таким устройством
объективно существует большая вероятность
установления авторитарного режима
в виде президентского правления, означающего
роспуск или ограничение
Главным
признаком президентской
Смешанная республика характеризуется сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых, неизвестных ни одному из рассмотренных типов республики черт.
Для республик смешанного типа правления характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. В ряде государств всенародно избранный президент, будучи главой государства, в формально-правовом смысле оказывается отделен от руководства исполнительной властью, которое конституция страны возлагает на правительство. В этом случае конституция может устанавливать принцип доверия нижней палаты парламента по отношению к формируемому президентом правительству. Смешанная форма правления существует во Франции, Португалии, Финляндии (до 2000 г.), Перу, Шри Ланке, Казахстане.
Одним из признаков, присущих исключительно республикам смешанного типа правления, является закрепленная в конституции страны возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом одного уровня.
Характеризуя
республиканскую форму
Характерным для формы правления данного типа было отсутствие разделения властей, формальное полновластие Советов, формируемых по классовому принципу. Советы представляли собой единую пирамиду вертикально подчиненных друг другу органов государственной власти, камуфлирующих реальное всевластие коммунистической партии, точнее, ее руководящих органов.
Монократические республики - в ряде республик центральной фигурой в системе государственных органов является единоличный лидер. Пост, который занимает этот лидер, может носить разные названия: президент (в странах Тропической Африки, Корейской Народно-Демократической Республике с 1972 г., Гаити - при Дювалье), фюрер (в Германии в 1933-1945 гг.) и др.
Республика
как форма правления
2 Развитие форм правления в России: прошлое, настоящее, будущее
2.1 Имперская Россия: от абсолютной до конституционной монархии
Возрождение самодержавия происходило на основе представлений о государстве как «симфонии властей», двуединстве светской и духовной властей, автономно существующих, но в равной степени своими средствами обеспечивающих защиту и торжество православия.
В XVII в. окончательно сложилась национальная форма монархии – самодержавие. Все самодержцы XVII в. династии Романовых были избраны Земскими соборами. Образ власти носил сакральный характер. Однако существо самодержавной власти не было закреплено в законодательстве. Власть царя ограничивалась православной нравственностью и сложившимся традициями, которым царь был вынужден неукоснительно следовать.
В правление Петра I (1696-1725) царская власть получает новый титул - «императорская» с одновременным удержанием всех прежних. Этот титул был присвоен царю Правительствующим Сенатом (правительством на время отсутствия царя) и Святейшим Синодом (заменил собой патриарший приказ и институт патриарха) по окончании Северной войны в 1721 г. Новый титул подчеркивал причастность российской власти к западноевропейской монархической традиции, тогда как царский титул подчеркивал ее преемственность от византийских цезарей.
Петр I стал одним из первых государственных реформаторов, который обратил свой взор к практике зарубежных государств с вполне определенной и практической целью - усвоение и заимствование отдельных западноевропейских учреждений с одновременным широким вмешательством государства во все сферы общественной и частной жизни. Печать заимствований проявилась в учреждении прокуратуры, полиции, коллегий, в делении страны на губернии, введении Табели о рангах и др.
По
обобщению М.Ф.Владимирского-
Подвергая все стороны социальной и политической жизни детализированной регламентации с помощью законов различною объема и направленности в виде указов, регламентов, артикулов, царственный реформатор нередко мало считался с результативностыо подобных новшеств и, тем самым, заранее мирился со слабой эффективностью реформ при всей их актуальности и назревшей необходимости.
Западноевропейская
составляющая реформ впоследствии будет
пронизывать обновленческие программные
замыслы многих царствующих особ
- Екатерины II, Павла I, Александра I и
Александра II, вплоть до конституционных
законов начала XX столетия в царствование
Николая I, смирившегося с созданием
парламентско-
Однако
заданная еще Петровскими реформами
оторванность правящего класса от остальной
части общества и внешний кризис
в виде непопулярной и обременительной
войны ускорили падение самодержавной
монархии, расчистив путь вначале
нежизнеспособному
К
положительным результатам
Итак, абсолютная монархия – это форма правления, для которой характерно максимальное сосредоточение светской и духовной жизни в одних руках. Ей свойственно: наличие сильного, разветвленного бюрократического аппарата; ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений; наличие постоянной армии; победа светской власти в борьбе с духовной за преобладающее влияние в стране. Эти признаки были присущи и российскому абсолютизму.
Абсолютная монархия в России была оформлена в первой четверти XVIII в. в ходе преобразований Петра I. С конца XVII в. шел процесс отмирания Боярской думы, первостепенное значение приобрела возникшая Ближняя канцелярия – учреждение, координирующее работу центральных органов управления и осуществлявшие административно-финансовый контроль в государстве. К 1711 г. Боярская дума окончательно исчезла.
По указу Петра I в 1711 г. устанавливался порядок принятия решений в Сенат. В 1714 г. этот порядок изменился – вместо единогласия стало достаточно большинства голосов. Помимо требований законности упорядочению управления послужили учреждение Сената (второго после царя органа управления), создание должностной иерархии фискалов с обязанностью проведывать и доносить обо всех нарушениях закона, о злоупотреблениях и волоките.
После смерти Петра 1 прокуратура пришла в упадок и возвысилась снова только при Екатерине II. В Учреждении для управления губерний 1775 г. в губерниях назначались прокуроры и стряпчие казенных и уголовных дел, которые вместе с генерал-прокурором «смотрят и бдение имеют о сохранении всякого порядка, законами определенного, и в производстве и отправлении самих дел. Они сохраняют целостность власти, установлений, интереса императорского величества, наблюдают, чтоб запрещенных сборов с народа никто не собирал, и долг имеют истреблять повсюду зловредные взятки».
В правление Екатерины II для возобновленной кодификационной (Уложенной) комиссии был написан «Наказ» (1766), в котором сформулированы новые представления о системе и роли законодательства. Новые представления о системе законодательства сводились к следующему: законов должно быть немного и они должны оставаться неизменными; временные учреждения определяют порядок деятельности органов и лиц, регламентируя его посредством наказов и уставов; указы являются актами подзаконными, они могут быть краткосрочными и отменяемыми.
Одним из фундаментальных обновлений в области управления стала губернская реформа, нацеленная на разукрупнение административных делений. Во главе уездной администрации стоял земский исправник, избираемый уездным дворянством. Земский суд в составе исправника и двух заседателей также избирался. В городах учреждена была должность городничего (в столице обер-полицмейстера).
Параллельно утверждалась сословная судебная система - были созданы суды для дворян, горожан, государственных крестьян. Апелляционной и ревизионной инстанцией в губернии были судебные палаты (по гражданским и уголовным делам). Сенат был высшей инстанцией для судов всех рангов. Своеобразным выглядел так называемый совестный суд, состоявший из сословных представителей в лице судьи (назначался) и двух заседателей, выбранных от сословий («по дворянским делам двое дворян, по городовым двое граждан, по расправным делам двое поселян»). Они рассматривали гражданские дела в примирительном порядке и некоторые уголовные дела. При вынесении решения суды руководствовались «естественной справедливостью» (как подсказывала совесть).
В 1801 г. в результате государственного переворота на престол взошел Александр I, вознамерившийся - во избежание потрясений наподобие времен французской революции - «даровать России свободу и предохранить ее от поползновений деспотизма и тирании». Однако разработчиками и проводниками его замыслов поначалу стал узкий круг друзей и единомышленников.
Реорганизация государственного строя предполагала введение конституционного правления. В основе реформ лежала идея разделения властей по Монтескье, причем исполнительная власть должна была нести ответственность перед законодательной, а контролирующие функции, помимо императора, выполняло также общественное мнение, для чего требовалось введение политических свобод. Предполагалось создать органы представительной власти во главе с Государственной думой, где все вопросы решались бы голосованием. После обсуждения законопроекты должны были поступать для обсуждения в Государственный совет (создан в 1810 г.) и затем на утверждение императору.
В 1821 г. была завершена разработка проекта конституции под названием «Государственная уставная грамота Российской империи», предусматривавшего превращение империи в федерацию из 12 наместничеств с представительными органами в каждом из них и с политическими и гражданскими правами и свободами для подданных. Предполагалось учреждение двухпалатного парламента с верхней палатой, именуемой Сенатом и назначаемой царем.
Однако проект не был утвержден, была приостановлена и подготовка к выборам в Государственную думу. Отказ Александра I от завершения реформ связан, по всей видимости, с возникшей дворянской и помещичьей оппозицией и опасением стать жертвой заговора, как его отец Павел 1.
На протяжении 1856-1874 гг. были подготовлены и проведены крестьянская реформа (1861), земская и судебная (обе в 1864 г.), военная (1874) и некоторые другие. По грандиозности социальных и политико-организационных новаций эти реформы заслуженно были названы «великими реформами» и в этом смысле они стоят в одном ряду с великими реформами эпохи Мэйдзи в Японии.
Крепостной
крестьянин получил перспективу
стать свободным и
С
точки зрения политико-правовой эти
реформы зафиксировали
Информация о работе Развитие форм правления в Российской Федерации