Формы правления во Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:51, практическая работа

Краткое описание

Анализ различных конституций в таблице.

Файлы: 1 файл

История гос и права заруб стран.doc

— 84.50 Кб (Скачать)
  Год принятия и  название конституции Глава государства  и его полномочия Структура и  полномочия законодательных органов Избирательное право Структура и  полномочия исполнительной власти
Конституционная монархия 1791 г. Конституция Франции, принятая 3 сентября1791 года     Конституция подчеркивала, что король царствует «лишь в силу закона», и в связи с этим предусмотрела королевскую присягу «на верность нации и закону» и те основания, которые могли послужить поводом к отречению короля от трона. Более скромным стал и королевский титул: «король французов» вместо бывшего «король Божьей милостью». Расходы короля ограничивались цивильным листом, утверждаемым законодательной властью. Вместе с тем Конституция объявляла особу короля «неприкосновенной и священной», наделяла его значительными полномочиями.

Король рассматривался как верховный глава государства и исполнительной власти, на него возлагалось обеспечение общественного порядка и спокойствия. Он являлся также верховным главнокомандующим, назначал на высшие военные, дипломатические и иные государственные должности, поддерживал дипломатические отношения, утверждал объявления войны. Король единолично назначал и увольнял министров, руководил их действиями. В свою очередь, королевские указы требовали обязательно контрасигнации (подписи – скрепы) соответствующего министра, что в известной мере освобождало короля от политической ответственности и перекладывало ее на правительство.

    Обладая правом вето, король мог  не согласиться с постановлением  законодательного корпуса. Признанию этого права короля предшествовала острая и длительная борьба в Учредительном собрании. В конечном счете, Конституция закрепила за королем отлагательное, а не абсолютное вето, как этого добивались сторонники сохранения сильной королевской власти. Вето короля преодолевалось лишь в том случае, если два последующих состава законодательного корпуса представят тот же законопроект «в тех же самых выражениях». Королевское вето не распространялось, однако, на законодательные факты финансового или конституционного характера

    Законодательная  власть осуществлялась однопалатным  Национальным законодательным собранием,  которое избиралось на два  года. Оно, как это вытекало  из принципа разделения властей,  не могло быть распущено королем. 

    В Конституции содержались положения, гарантирующие созыв депутатов и начало работы собрания. Члены законодательного собрания должны были руководствоваться клятвой «жить свободными или умереть». Они не могли подвергаться преследованиям за выраженные словесно или письменно мысли или за действия, совершенные при выполнении ими обязанностей представителей.

    В Конституции содержался перечень  полномочий и обязанностей Законодательного собрания, причем особо было выделено его право на установление государственных налогов и обязанность министров отчитываться  в расходовании государственных средств. Это делало министров в известной степени зависимыми от законодательной власти. Собрание могло возбуждать дела о привлечении министров к суду за совершение ими преступлений «против общественной безопасности и Конституции». Только Законодательное собрание обладало правом законодательной инициативы и объявления войны.

    Главным назначением Национального  собрания являлось принятие законов.  Законопроект, принятый Собранием,  подлежал утверждению королем. Но если отвергнутый королем законопроект был вновь принят следующими двумя новыми составами Национального собрания, то он приобретал силу закона (т.е. королевское вето было отлагательным).

Разделы Конституции, посвященные избирательной системе, имели особое значение. По существу, здесь решался главный вопрос, кто будет править страной..

    Депутаты Национального собрания должны были избираться на основе двустепенных выборов, в которых могли участвовать только активные граждане. Ими признавались лица, имеющие французское гражданство, которым «исполнилось 25 от роду, проживающие в определенном месте, в течение установленного законом времени, уплачивающие прямой налог в размере оплаты не менее трех рабочих дней, не находящиеся в услужении, внесенные в список национальной гвардии. Право быть выборщиками получили те активные граждане, размеры дохода которых в зависимости от места их проживания равнялись оплате труда за 100-200 рабочих дней, те, которые нанимали или арендовали имущество стоимостью, эквивалентной оплате труда за 400 рабочих дней.

Исполнительная  власть вручалась королю.  «Особа короля священна и неприкосновенна, - говорилось в Конституции, - король царствует лишь в силу закона, и  лишь именем закона он может требовать  повиновения». Назначение и увольнение министров всецело принадлежало королю. Король осуществлял общее руководство внутренним управлением и внешними сношениями, он возглавлял вооруженные силы, однако акты короля должны были скрепляться подписью соответствующего министра (правило контрасигнатуры), а министры могли быть привлечены Национальным собранием к ответственности перед Верховным судом.
Первая  республика Не было нового республиканского конституционного документа Специальным декретом Законодательное собрание объявило о созыве

нового  органа государственной власти - Национального  Учредительного

конвента.

    В  составе Законодательного собрания  преобладали так называемые                                                                                                     фельяны – представители крупной торговой и промышленной буржуазии, либеральные дворяне и другие консервативные силы, стремившиеся не допустить дальнейшего развития революции. Фельянам противостояли жирондисты, выражавшие интересы более радикальных торгово-промышленных кругов, а также якобинцы, представлявшие собой леворадикальную и наиболее революционно настроенную политическую группировку. Новая избирательная  система была введена и в организацию  местного самоуправления, и для низшей юстиции: было постановлено переизбрать судей и провинциальные органы самоуправления. Отменено деление  граждан на активных и пассивных
Якобинская  республика Апрель 1793 г., Конституция  I года Республики Верховная власть объявлялась принадлежащей суверенному  народу. Органом законодательной власти объявлялся постоянно действующий

Законодательный корпус (Национальное собрание). Он состоял  из од-

ной палаты и избирался на один год. Принятый Национальным собранием законопроект приобретал силу закона лишь в том  случае, если

40дней  спустя после его рассылки в департаменты в большинстве из

них одна десятая часть первичных собраний не отклоняла данный законопроект. По ряду вопросов Национальное собрание могло издавать декреты, имеющие  окончательную силу.

Избирательное право было всеобщим, а не цензовым, но только для

мужчин. Возможность избирать предоставлялась  всем гражданам, имеющим постоянное место жительства не менее шести  месяцев. Каждый

француз, пользующийся правами гражданства, мог быть избран на всем

пространстве  республики.

Высшим правительственным органом республики являлся Исполнительный совет, на который было возложено руководство деятельностью всех ведомств (министерств). Его члены избирались Национальным

собранием из кандидатов, выдвинутых списками от первичных и

департаментских собраний. Совет нес ответственность перед Национальным собранием.

Директория Август 1795 г., Конституция  III года Республики Организация государственной  власти основывалась на преувеличенном внимании к разделению институтов и их полномочий: «Не может существовать социальных гарантий без разделения властей Национальное  собрание заменяется двумя

советами: Советом старейшин, куда входят женатые  мужчины в возрасте не моложе 40 лет, и Советом пятисот (намек на опыт демократии в Афинах), составленным из депутатов не моложе 30 лет. Этот

Совет предлагает законы, а старейшины утверждают.

Сохранялись принципы всеобщего избирательного права для всех французов старше 21 года (с цензом оседлости в 1 год). Но для выборщиков второго уровня устанавливались повышенные возрастной и имущественный цензы. Исполнительная  власть возглавляется Директорией  из пяти чело-

век, назначаемых  советами. Республиканский строй  сохраняется.

Выборы  двухстепенные. Вводятся высокие цензы  для избирателей —

имущественный, возрастной, ценз оседлости.

Империя Наполеона 1 13 декабря 1799 г., Конституция VIII года Республики   Власть  во Французской республике перешла  к коллегии из трех консулов - генерала Бонапарта и двух бывших членов Директории, участвовавших в заговоре, - Сиейеса и Роже Дюко. Фактически же контроль за политическими событиями в стране все более оказывался в руках генерала Бонапарта, проявившего себя энергичным, прозорливым и властолюбивым государственным деятелем.   Законодательный корпус состоял из 4 отдельных органов. Проекты законов представлялись только от правительства – из Государственного совета (численностью в 30-40 членов, назначаемых Первым консулом). Обсуждения законов, а также первичное утверждение происходило в Трибунате (из 100 членов, отбираемых на 5 лет из кандидатов старше 25 лет с ежегодным обновлением на 1/5). Утверждение или отклонение законов осуществлял Законодательный корпус (из 300 членов старше 30 лет, 1/5 которого также ежегодно обновлялась); причем конституция прямо запрещала ему «подвергать обсуждению проекты». Окончательное утверждение и проверку конституционности законов проводил Сенат (в составе 24 членов, назначаемых пожизненно из лиц старше 40 лет; пополнение Сената осуществлялось им самим кооптацией из кандидатов, представленных другими государственными органами). Этот сложный механизм представительства был разработан Сийесом в осуществление принципа: «Доверие должно идти снизу, власть – сверху». В конце концов решающее слово оставалось за вполне независимым Сенатом. Однако вне правительства законодательный корпус был попросту обречен на паралич своей деятельности.   Формально было восстановлено всеобщее избирательное  право – с 21 года при соответствующем  цензе оседлости и при самостоятельности  статуса. Реально низовые избиратели только косвенно участвовали в формировании органов государственной власти: избиратели коммуны делегировали 1/10 себя в т. н. коммунальный список, те – 1/10 в следующий, департаментский, 1/10 тех составляла национальный список*, из которого назначались члены законодательного корпуса и других институтов. Списки нотаблей (избранных) первых уровней служили также для формирования из них коммунальных и департаментских властей.   Исполнительная  власть поручалась трем  консулам. Формально их назначал Сенат. Но имена первых консулов были зафиксированы конституционно. Реальной полнотой власти обладал только Первый консул (Бонапарт); он обнародовал законы, составлял Государственный совет и правительство, назначал всех должностных лиц в государстве, включая судей большинства судов, объявлял войну и заключал мир. Власть его оказалась шире, чем полномочия короля по Конституции 1791 г. Второй и третий консулы имели только совещательный голос при «других правительственных актах». Министры были подотчетны консулам. Никакого средства против диктатуры исполнительной власти, и особенно Первого консула, конституция не предусматривала.

Установленный Конституцией VIII года режим консульства  был очевидно переходной политической формой. Обстоятельства сложились так, что режим эволюционировал в  особую разновидность монархии, реально основанной на военной диктатуре – цезаризм.

Легитимная  монархия 1814 г. Хартия 1814 года   Основные  государственные полномочия были сосредоточены  в персоне короля. Он был главой государства, от его имени осуществлялась юстиция в стране, судьи назначались королем, но были несменяемы. Главное – единственно королю принадлежала законодательная инициатива, он издавал и обнародовал законы. Король собирал и распускал парламент. Он командовал армией, ему полностью были подведомственны вопросы внешней политики. В качестве главы государства король обладал правом верховного помилования. Монарх был полностью безответствен. Законодательный корпус (парламент) был двухпалатным. Верхняя – Палата пэров – назначалась монархом из лиц особого статуса с высокими возрастным и имущественным цензами Председательствовал в палате канцлер. Этот орган был не столько законодательным, сколько судебным и контролирующим (ему поручалось исследовать случаи государственной измены и нарушения безопасности). Нижняя – Палата депутатов – избиралась населением, специальными электоральными коллегиями. Депутатов избирали на 5 лет с ежегодным обновлением на 1/5 (с 1824 г. – на 7 лет и полностью переизбиравшихся). Однако законодательные полномочия парламента были условными. Он вправе был только просить короля об издании закона по тому или иному вопросу, а затем вотировать предложенные законопроекты, причем голосование было секретным Голосовать  могли лишь лица старше 30 лет, хотя присутствовать – и моложе.

Население с  высокими возрастным и имущественным цензами (старше 40 лет и выше 1 тыс. франков уплачиваемых в год налогов) избирало Палату депутатов.. Избирателями также могли быть только лица с хорошим имущественным положением.

  По английскому  образцу и в нарушение традиций французского конституционализма министры отныне могли быть членами парламента. Это должно было способствовать связи исполнительной и парламентской власти. Однако ответственность министров была неопределенной, и они в наибольшей степени были королевскими.
Июльская  монархия Хартия 1830 года  Хартия утверждала  во Франции ограниченную и  представительную монархию, которая  в тексте данного акта именуется  "народной". Законодательная инициатива вручалась обеим палатам  и королю. Был понижен  возрастной ценз: для избирателей - до 25 лет, для депутатов - до 30 лет; имущественный ценз - соответственно 200 и 500 франков прямого налога. Полномочиями  исполнительной власти были наделены министры
Вторая  республика 4 ноября 1848 г., Конституция  Второй республики Главой государства  был президент. Под его началом

были  армия, полиция, административный аппарат. Президент не зависел от парламента и избирался на 4 года непосредственно  населением.

Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д.

Высшим  органом законодательной  власти являлось Национальное собрание. Ему вручалось исключительное право принятия законов, включая

бюджет, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых договоров  и некоторые другие вопросы. Депутаты собрания избирались сроком на 3 года.

Конституция вводила  всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирателями могли быть все мужчины-французы в

возрасте  от 21 года, пользовавшиеся гражданскими и политическими

правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего

возраста. Впоследствии был введен шестимесячный  ценз оседлости для

избирателей, увеличенный затем до трех лет.

Главой  исполнительной власти объявлялся президент.

Президент назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префектов, губернаторов колоний и других высших должностных лиц.

Президент не мог быть переизбран на второй срок, не имел права роспуска Национального  собрания.

Конституция предусматривала учреждение Государственного совета,

назначаемого  на 6 лет 

Вторая  империя Наполеона III 14 января 1852 года, Конституция 1852 года Вся полнота  власти концентрировалась в руках императора.   Законодательный процесс находился всецело под  контролем президента и осуществлялся Государственным советом, Законодательным корпусом и Сенатом. Из них лишь Законодательный корпус был выборным учреждением, члены Государственного совета и Сената назначались президентом. Сенат по указанию президента мог вносить последующие изменения в конституционную систему. Конституция вводила  всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирателями могли быть все мужчины-французы в возрасте от 21 года, пользовавшиеся гражданскими и политическими

правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего

возраста. Впоследствии был введен шестимесячный ценз оседлости  для

избирателей, увеличенный  затем до трех лет.

Император наделялся  исполнительной властью.
Третья  республика Конституция состояла из 3 документов: Закон об организации  Сената от 24 февраля 1875 г., Закон об организации государственных властей от 25 февраля 1875 г, Закон о взаимоотношениях государственных властей от 16 июля 1875 г. Главой  государства являлся президент, который избирался на 7 лет абсолютным большинством голосов Сената и Палаты депутатов, соединенных для этой цели в единое Национальное собрание. Он мог быть переизбран. Ему было предоставлено право законодательной инициативы, опубликования законов, наблюдения за их исполнением. Он мог

отсрочить заседания палат, потребовать повторного обсуждения законопроекта, уже согласованного палатами. С согласия Сената он распускал Палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий.

Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось право назначения на все высшие военные и гражданские должности.

Законодательная власть осуществлялась Палатой депутатов, избираемой на 4 года всеобщим голосованием, и Сенатом, состоявшим из 75пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным

путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет.

Сенат как верхняя палата парламента был  постоянно действующим

учреждением. Он не мог быть распущен и каждые 3 года обновлялся на

одну  треть. Как и Палата депутатов, он обладал правом законодатель-

ной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью

правительства. Лишь финансовые законы должны были в  первую очередь представляться в  нижнюю палату и приниматься ею.

Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала

самостоятельно. На единое Национальное собрание они созывались в

случае  избрания президента или пересмотра конституции.

Специальным законодательством было подтверждено всеобщее мужское избирательное право (с 21 года), но в выборах не принимали участие женщины, военнослужащие, основная часть населения колоний, лица, проживающие в избирательном округе менее 6 месяцев. Из 40 млн. французов избирательным правом пользовались 12 млн. В еще большей степени несовершенство избирательной системы проявилось в самой организации выборов, которые проводились по мажоритарной системе с голосованием в 2 тура. В первом туре считался избранным лишь тот кандидат, который набирал более 50% голосов избирателей в округе. Поскольку, как правило, ни один из кандидатов не получал абсолютного большинства голосов, проводился второй тур голосования. На этот раз избранным считался кандидат, получивший относительное (по сравнению с другими кандидатами) большинство голосов. Избрание депутата относительным большинством голосов означало, что против него выступило подавляющее большинство избирателей округа. Глава исполнительной власти президент, но теперь его полномочия сокращаются

Информация о работе Формы правления во Франции