Развитие форм правления в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - проанализировать исторические аспекты формы правления в России в прошлом, настоящем и будущем.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
раскрыть понятие и многообразие форм государства и форм правления, их классификацию;
описать сущность формы правления в имперской России – от абсолютной до конституционной монархии;
исследовать современную форму правления в Российской Федерации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1 Форма правления как разновидность формы государства………………...5
1.1 Понятие и многообразие форм государства и форм правления………...5
1.2 Республиканская форма правления: понятие, признаки, классификация..7
2 Развитие формы правления в России: прошлое, настоящее и будущее…..11
2.1 Имперская Россия: от абсолютной до конституционной монархии……11
2.2 Форма правления в Российской Федерации: настоящее и будущее……19
2.3 Дискуссии о возможности реставрации монархии в России……………28
Заключение……………………………………………………………………...29
Глоссарий……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………

Файлы: 1 файл

Развитие форм правления в Российской Федерации.docx

— 78.44 Кб (Скачать)

     В Белоруссии, Азербайджане, Грузии по конституции  существует президентская республика. В странах Средней Азии роль президента возвеличена, а деятельность оппозиции пресекается. Вместо выборов в 1994-1995 гг. в этих странах было проведено продление срока пребывания президентов на должности до 2000 г. путем референдума по единственной кандидатуре, а в Туркмении введена пожизненная президентура. В некоторых странах президент имеет официальный статус «вождя», «отца народа». Данные явления говорят о своего рода реставрации ранее существовавшей формы правления в Советском Союзе, которая характеризуется повышенной ролью главы государства, его привилегированным положением.

     Россия  является полупрезидентской республикой, при этом президент не входит ни в одну из ветвей власти. Однако меры по утверждению демократических политических форм в России имеют и авторитарные черты, что особенно наглядно проявляется в нарушениях принципа конституционализма и ограничении полномочий парламента в пользу исполнительной власти.

     В современный период важно стимулировать  развитие прогрессивных тенденций  формы правления.

     Во-первых, укрепляется самостоятельность  статуса каждого из видов государственных  органов и четкая фиксация их функций, полномочий, ответственности и признание их социальной роли. При этом бесспорна линия на повышение роли представительных органов государственной власти.

     Во-вторых, наметилась тенденция более тесного  взаимодействия разных ветвей государственной  власти в осуществлении ее задач. Оно выражается как в организационно-функциональном их сближении на основе Конституции  РФ, так и усилении элементов «взаимоконтроля» - со стороны Президента, Федерального Собрания, Конституционного Суда, прокуратуры  и, особенно, суда.

     В-третьих, происходит формирование демократических способов и приемов передачи политической власти. Основная проблема переходного этапа состоит в том, чтобы сохранить функциональное назначение государственных институтов регулирования общественно-политических процессов и сделать их при этом непосредственно зависимыми от демократических институтов и граждан.

     Народовластие сегодня требует не внешнего противостояния его форм, не противоборства интересов, а диалога, поиска договоренностей, взаимодействия в интересах народа, каждой личности. В переходной системе  политические и государственные  деятели и обеспечивающие их деятельность структуры должны быть заинтересованы в подтверждении своего статуса  и избранного ими курса политико-экономических  преобразований именно в рамках и  через выборные институты государственной  власти.

     Политическая  задача переходного периода состоит  в том, что политическая ротация  власти и политических механизмов ее передачи должны постепенно оформляться  и юридизироваться в систему конституционных норм и демократических процедур.

     В-четвертых, формирование правового государства  оказывает нарастающее воздействие  на «разделение властей», т.е. данный принцип становится реальностью. Раньше этот аспект не учитывался ввиду недооценки роли законов. Теперь же усиление верховенства закона как главного и непосредственного  регулятора общественных отношений  будет неумолимо вести к уменьшению потребностей в большом объеме подзаконных актов и множества органов управления.

     В-пятых, в механизме «разделения властей» возрастает удельный вес прямой демократии как путем более широкого применения ее начал в деятельности представительных органов, органов управления и др., так и посредством самостоятельной  институциализации. Все более широкий круг общегосударственных, республиканских вопросов должен стать предметом их рассмотрения. Пока же эти институты применяются слабо либо плохо конституируются (прежде всего - референдумы).

     В-шестых, проводится последовательный курс на децентрализацию, расширение прав республик  и территорий. Закрепление за регионами  их прав в качестве субъектов Федерации  при жестком обеспечении единства действия общефедеральных законов  без нового вертикального перераспределения  властных прав затрудняет реальное самоуправление.

     В-седьмых, идет процесс деидеологизации форм правления. В сложном и взаимосвязанном  мире, где признание общечеловеческих ценностей требует нового политического  подхода, меняются представления о  власти. Не утрачивая свойств суверенности, она призвана содействовать интеграционным процессам в области экономики, науки, культуры. Все более очевидно влияние мирового сообщества на развитие государств, политических систем. Здесь  можно выделить несколько направлений. Возрастает роль общепризнанных норм мирового сообщества, в том числе, норм международного права. Оно все  более утверждается как правовое сообщество. Крупные общечеловеческие задачи разрешимы лишь совместными  усилиями.

     Но, вместе с тем, происходящие в нашей  стране изменения вызваны необходимостью преодоления кризисных явлений  в политике и экономике, направлены на поиск новой модели формы правления. Означает ли это признание падение  авторитета и роли государственной  власти? Отрицать это трудно, поскольку государственная власть, действительно, не смогла справиться с негативными процессами.

     Итак, можно сделать вывод, что поиску оптимальной формы правления  Российской Федерации характерны следующие  направления: установление режима реальной демократии; построение новой модели вертикальной власти: при широких полномочиях региональных властей, возможность их смены из центра в случаях нарушений Конституции и законов; принятие новой Конституции и формирование новой структуры власти на основе реальной демократии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3 Дискуссии о возможности  реставрации монархии  в России

     В современной России имеются политические движения, выступающие за реставрацию  монархии.

     2 марта 1917 г. император Николай II отрекся от престола и сложил с себя верховную власть.

     Однако  он не передал ее законному наследнику – царевичу Алексею, объяснив это  нежеланием расстаться с сыном, а  объявил о передаче наследия брату  – великому князю Михаилу Александровичу и благословил его на вступление на престол государства Российского.

     Но 3 марта великий князь отказался  принять верховную власть, заявив о своем решении «в том случае воспринять, если такова будет воля великого народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием через  представителей своих в Учредительном  собрании установить образ правления  и новые основы закона государства  Российского».

     Временно  правительство подготовило Положение  о выборах в Учредительное  собрание, но 1 сентября провозгласило  Российскую республику, на что легитимных полномочий не имело.

     Что касается Октябрьской революции  и установления советской власти в форме республики Советов, то монархисты не без основания отмечают, что  легитимность всех конституционных  установлений этого периода более  чем сомнительна, поскольку большевики разогнали Учредительное собрание, которое в первый день своей работы успело провозгласить Россию республику.

     И хотя в дальнейшем в стране до 1989 г. не проводились выборы, референдум 1993 г. и утверждение на нем Конституции  с республиканской формой правления  можно считать легитимным завершением  спора о судьбе монархии в России. Чтобы оспорить этот вывод, монархистам  приходится изыскивать доказательства в пользу нелегитимности самой Конституции РФ и президентской власти, хотя последняя была утверждена всероссийским референдумом и неоднократно подтверждена президентскими выборами.

 

      Заключение

     Прошлое не исчезает, а продолжает жить в  накопленном опыте социальной жизни. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта – первейшая  задача истории.

     История – одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом истории стремятся воспользоваться противоборствующие политические силы, ссылками на историю они обосновывают свои действия. Заинтересованность людей в результатах изучения своего прошлого дает определенные основания для скептического отношения к истории как к науке, объективно оценивающей события и законы исторического развития.

     Историческая  наука пытается дать целостное видение  исторического процесса в единстве всех его характеристик. Нельзя создать  новый мир, минуя прошлое, - это  знали люди во все времена. Всестороннее научное исследование материальной и духовной культуры прошлого делает нас богаче, умнее, щедрее и проницательнее в мыслях и делах, в планах и  свершениях. Все это свидетельствует  в пользу того, что знание истории  позволяет яснее понять современность.

     В реальной жизни нет форм правления  «вообще», существующих независимо от конкретных государственно-правовых систем, в некоем обобщенном виде. Нет абстрактных  монархических или республиканских  форм как таковых – это теория. На практике же существуют конкретные формы тех или иных государств, а также их конкретные обусловленные  различиями объективными и субъективными  обстоятельствами разновидности.

     Многочисленные  и весьма весомые основания для  такого подразделения дает сама жизнь. Применительно к республиканской форме правления в качестве оснований для ее подразделения на подвиды могут выступать различия в уровне их развития, неодинаковая степень причастности всего населения или его части к процессу осуществления государственной власти, главенствующее положение в системе высших органов государственной власти тех или иных институтов.

     При подготовке новой Конституции России отчетливо высветились многие проблемы теории и практики государственного строительства, в том числе о  форме правления. Суть дискуссий  сводилась к альтернативе: президентская  или парламентарная республика должна быть утверждена в нашей стране.

     Данные  процессы отражают новые тенденции  современного политического развития, чаще всего вызванные необходимостью повысить уровень управляемости  государства, придать большую самостоятельность  и стабильность органам исполнительной власти. Форма правления, т.е. порядок  организации и взаимоотношений  высших органов государства, зависит  от многих факторов: соотношения социально-политических сил, уровня правовой и политической культуры и т.д.

     Сложная обстановка перехода к рыночной экономике  и острая социальная напряженность  обусловили тот факт, что в Российской Федерации в качестве формы правления  установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными  президентскими республиками рядом  особенностей.

      

       Глоссарий

     
Новое понятие Содержание
1 Аристократия - форма государственного  правления, при которой власть  принадлежит представителям родовой.  Рабовладельческой, феодальной знати
2 Власть - способности  возможность оказывать определяющее  воздействие на деятельность, поведение  людей с помощью каких-либо  средств – воли, авторитета, права,  насилия; политическое господство, система государственных органов
3 Государственный аппарат - система органов  государства, с помощью которых  осуществляется государственная  власть, выполняются основные функции,  достигаются стоящие перед государством  на различных этапах его развития  цели и задачи
4 Государство - политическая  форма организации жизни общества, которая складывается как результат  возникновения и деятельности  публичной власти – особой  управляющей системы, руководящей  основными сферами общественной  жизни и опирающейся в случае  необходимости на силу принуждения
5 Империя - суверенное  сложное государство, состоящее  из территориальных субъектов,  подчиненных власти одного монарха
6 Монархия - государство,  в котором верховная власть  в стране сосредоточена в руках  единоличного главы государства
8 Федерация - суверенное  сложное государство, состоящее  из территориальных субъектов,  подчиненных одновременно единой  центральной государственной власти  и собственной государственной  власти на условиях разграничения  полномочий по вертикали
9 Форма государственного устройства - система связей  центральных и территориальных  государственных органов
10 Форма правления - организация  высших органов власти в том  или ином государстве

Информация о работе Развитие форм правления в Российской Федерации