Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 20:07, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать исторические аспекты формы правления в России в прошлом, настоящем и будущем.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
раскрыть понятие и многообразие форм государства и форм правления, их классификацию;
описать сущность формы правления в имперской России – от абсолютной до конституционной монархии;
исследовать современную форму правления в Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………3
1 Форма правления как разновидность формы государства………………...5
1.1 Понятие и многообразие форм государства и форм правления………...5
1.2 Республиканская форма правления: понятие, признаки, классификация..7
2 Развитие формы правления в России: прошлое, настоящее и будущее…..11
2.1 Имперская Россия: от абсолютной до конституционной монархии……11
2.2 Форма правления в Российской Федерации: настоящее и будущее……19
2.3 Дискуссии о возможности реставрации монархии в России……………28
Заключение……………………………………………………………………...29
Глоссарий……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………
В Белоруссии, Азербайджане, Грузии по конституции существует президентская республика. В странах Средней Азии роль президента возвеличена, а деятельность оппозиции пресекается. Вместо выборов в 1994-1995 гг. в этих странах было проведено продление срока пребывания президентов на должности до 2000 г. путем референдума по единственной кандидатуре, а в Туркмении введена пожизненная президентура. В некоторых странах президент имеет официальный статус «вождя», «отца народа». Данные явления говорят о своего рода реставрации ранее существовавшей формы правления в Советском Союзе, которая характеризуется повышенной ролью главы государства, его привилегированным положением.
Россия является полупрезидентской республикой, при этом президент не входит ни в одну из ветвей власти. Однако меры по утверждению демократических политических форм в России имеют и авторитарные черты, что особенно наглядно проявляется в нарушениях принципа конституционализма и ограничении полномочий парламента в пользу исполнительной власти.
В современный период важно стимулировать развитие прогрессивных тенденций формы правления.
Во-первых, укрепляется самостоятельность статуса каждого из видов государственных органов и четкая фиксация их функций, полномочий, ответственности и признание их социальной роли. При этом бесспорна линия на повышение роли представительных органов государственной власти.
Во-вторых,
наметилась тенденция более тесного
взаимодействия разных ветвей государственной
власти в осуществлении ее задач.
Оно выражается как в организационно-
В-третьих, происходит формирование демократических способов и приемов передачи политической власти. Основная проблема переходного этапа состоит в том, чтобы сохранить функциональное назначение государственных институтов регулирования общественно-политических процессов и сделать их при этом непосредственно зависимыми от демократических институтов и граждан.
Народовластие
сегодня требует не внешнего противостояния
его форм, не противоборства интересов,
а диалога, поиска договоренностей,
взаимодействия в интересах народа,
каждой личности. В переходной системе
политические и государственные
деятели и обеспечивающие их деятельность
структуры должны быть заинтересованы
в подтверждении своего статуса
и избранного ими курса политико-
Политическая задача переходного периода состоит в том, что политическая ротация власти и политических механизмов ее передачи должны постепенно оформляться и юридизироваться в систему конституционных норм и демократических процедур.
В-четвертых,
формирование правового государства
оказывает нарастающее
В-пятых,
в механизме «разделения
В-шестых,
проводится последовательный курс на
децентрализацию, расширение прав республик
и территорий. Закрепление за регионами
их прав в качестве субъектов Федерации
при жестком обеспечении
В-седьмых,
идет процесс деидеологизации форм
правления. В сложном и взаимосвязанном
мире, где признание общечеловеческих
ценностей требует нового политического
подхода, меняются представления о
власти. Не утрачивая свойств
Но,
вместе с тем, происходящие в нашей
стране изменения вызваны
Итак,
можно сделать вывод, что поиску
оптимальной формы правления
Российской Федерации характерны следующие
направления: установление режима реальной
демократии; построение новой модели вертикальной
власти: при широких полномочиях региональных
властей, возможность их смены из центра
в случаях нарушений Конституции и законов;
принятие новой Конституции и формирование
новой структуры власти на основе реальной
демократии.
2.3 Дискуссии о возможности реставрации монархии в России
В современной России имеются политические движения, выступающие за реставрацию монархии.
2 марта 1917 г. император Николай II отрекся от престола и сложил с себя верховную власть.
Однако
он не передал ее законному наследнику
– царевичу Алексею, объяснив это
нежеланием расстаться с сыном, а
объявил о передаче наследия брату
– великому князю Михаилу Александровичу
и благословил его на вступление
на престол государства
Но 3 марта великий князь отказался принять верховную власть, заявив о своем решении «в том случае воспринять, если такова будет воля великого народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием через представителей своих в Учредительном собрании установить образ правления и новые основы закона государства Российского».
Временно
правительство подготовило
Что
касается Октябрьской революции
и установления советской власти
в форме республики Советов, то монархисты
не без основания отмечают, что
легитимность всех конституционных
установлений этого периода более
чем сомнительна, поскольку большевики
разогнали Учредительное
И хотя в дальнейшем в стране до 1989 г. не проводились выборы, референдум 1993 г. и утверждение на нем Конституции с республиканской формой правления можно считать легитимным завершением спора о судьбе монархии в России. Чтобы оспорить этот вывод, монархистам приходится изыскивать доказательства в пользу нелегитимности самой Конституции РФ и президентской власти, хотя последняя была утверждена всероссийским референдумом и неоднократно подтверждена президентскими выборами.
Заключение
Прошлое
не исчезает, а продолжает жить в
накопленном опыте социальной жизни.
Обобщение и обработка
История – одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом истории стремятся воспользоваться противоборствующие политические силы, ссылками на историю они обосновывают свои действия. Заинтересованность людей в результатах изучения своего прошлого дает определенные основания для скептического отношения к истории как к науке, объективно оценивающей события и законы исторического развития.
Историческая наука пытается дать целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик. Нельзя создать новый мир, минуя прошлое, - это знали люди во все времена. Всестороннее научное исследование материальной и духовной культуры прошлого делает нас богаче, умнее, щедрее и проницательнее в мыслях и делах, в планах и свершениях. Все это свидетельствует в пользу того, что знание истории позволяет яснее понять современность.
В
реальной жизни нет форм правления
«вообще», существующих независимо от
конкретных государственно-правовых систем,
в некоем обобщенном виде. Нет абстрактных
монархических или
Многочисленные и весьма весомые основания для такого подразделения дает сама жизнь. Применительно к республиканской форме правления в качестве оснований для ее подразделения на подвиды могут выступать различия в уровне их развития, неодинаковая степень причастности всего населения или его части к процессу осуществления государственной власти, главенствующее положение в системе высших органов государственной власти тех или иных институтов.
При подготовке новой Конституции России отчетливо высветились многие проблемы теории и практики государственного строительства, в том числе о форме правления. Суть дискуссий сводилась к альтернативе: президентская или парламентарная республика должна быть утверждена в нашей стране.
Данные
процессы отражают новые тенденции
современного политического развития,
чаще всего вызванные необходимостью
повысить уровень управляемости
государства, придать большую
Сложная
обстановка перехода к рыночной экономике
и острая социальная напряженность
обусловили тот факт, что в Российской
Федерации в качестве формы правления
установлена президентская
№ | Новое понятие | Содержание |
1 | Аристократия | - форма государственного
правления, при которой власть
принадлежит представителям |
2 | Власть | - способности
возможность оказывать |
3 | Государственный аппарат | - система органов
государства, с помощью |
4 | Государство | - политическая
форма организации жизни |
5 | Империя | - суверенное
сложное государство, |
6 | Монархия | - государство,
в котором верховная власть
в стране сосредоточена в |
8 | Федерация | - суверенное
сложное государство, |
9 | Форма государственного устройства | - система связей центральных и территориальных государственных органов |
10 | Форма правления | - организация высших органов власти в том или ином государстве |
Информация о работе Развитие форм правления в Российской Федерации