Развитие форм правления в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - проанализировать исторические аспекты формы правления в России в прошлом, настоящем и будущем.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
раскрыть понятие и многообразие форм государства и форм правления, их классификацию;
описать сущность формы правления в имперской России – от абсолютной до конституционной монархии;
исследовать современную форму правления в Российской Федерации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1 Форма правления как разновидность формы государства………………...5
1.1 Понятие и многообразие форм государства и форм правления………...5
1.2 Республиканская форма правления: понятие, признаки, классификация..7
2 Развитие формы правления в России: прошлое, настоящее и будущее…..11
2.1 Имперская Россия: от абсолютной до конституционной монархии……11
2.2 Форма правления в Российской Федерации: настоящее и будущее……19
2.3 Дискуссии о возможности реставрации монархии в России……………28
Заключение……………………………………………………………………...29
Глоссарий……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………

Файлы: 1 файл

Развитие форм правления в Российской Федерации.docx

— 78.44 Кб (Скачать)

     Сопоставление российских «великих реформ» с аналогичными японскими или сравнение этого поворотного пункта истории с аналогичным событием в истории Соединенных Штатов дает веские основания считать эти реформы недовершенными.

     Прогноз Б.Н.Чичерина отчасти сбылся после  царского Манифеста 17 октября 1905 г. «Об  усовершенствовании государственного порядка» и последующего издания  «Основных законов Российской империи» (1906), повлекших за собой признание  политических свобод и учреждение представительного  органа власти в виде выборной Государственной  думы и реформированного Государственного совета.

     Реформы 1905-1906 гг. вызвали трансформацию  формы правления в России, превращение  абсолютной монархии в конституционную. Если в прежних Основных законах император характеризовался как монарх самодержавный и неограниченный, то в новых утверждалось, что его власть определялась лишь как самодержавная.

     Итак, в конце XIX – начале ХХ в. Россия оставалась оплотом абсолютизма. В то время как общей тенденцией в Европе было развитие государственной власти в сторону парламентаризма и выборных структур, в Российской империи власть государя не ограничивалась никакими выборными органами.

     Абсолютные  прерогативы императора сдерживались лишь двумя условиями, обозначенными  в Своде законов Российской империи: неукоснительное соблюдение закона о престолонаследии и исповедание  православной веры.

     Для большинства подданных самодержавная  власть представлялась привычной и  стабильной формой правления. Но недовольство существующими порядками постепенно охватывало все более широкие  слои населения. Российская государственность, ее система органов управления нуждалась  в модернизации, приспособлении к  новым реалиям жизни. Во весь рост вставала проблема децентрализации управления, повышения эффективности деятельности управленческих структур.

     Проблема  усложнялась ввиду чрезвычайно  пестрой картины российского  общества, которое существовало в  разных временных этапах. Это затрудняло поиск оптимальной формы обновления российской государственности, ибо  каждая из эпох, которые одновременно переживались страной, предъявляла  в данном отношении свои во многом противоположные требования к принципам  построения власти.

     Однако  затянувшийся процесс социально-политической модернизации имел непоследовательный и вынужденный характер и делал  правящий режим уязвимым для оппозиции  и разрушительных действий. Тяготы Первой мировой войны усилили рост социальной и политической напряженности в стране. Политический кризис перешел в системный кризис власти.

     Февральская революция 1917 г. упразднила монархию, но содействовала дестабилизации правопорядка и возникновению двоевластия - власти Советов (органов политической активности революционно настроенных слоев  и групп общества) и учреждений Временного правительства.

     Оставлены без должного регулирования аграрный и национальный вопросы, вопросы  войны и мира. Этой ситуацией удачно воспользовались большевики - леворадикальное  крыло политического спектра, сумевшее выиграть борьбу за власть и влияние  в Советах и совершить переворот, свергнувший Временное правительство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Форма правления в Российской Федерации: настоящее и будущее

     До  1917 г. формой правления в России была абсолютная монархия. Эта форма правления характеризуется всевластием главы государства и не ограничена конституционными учреждениями. Правительство назначается монархом и ответственно перед ним.

     Изучение  формы государства представляет собой еще один важный методологический шаг на пути постижения такого сложного социального явления, как переходное государство. Переход от прежнего строя к новому, совершаемый путем коренных социальных преобразований, неизбежно приводит к видоизменению формы государства. При этом необходимо учитывать, что форма государства, в отличие от его содержания, более консервативна, т. к. требует большего времени для трансформации.

     Ст.1 Российской Конституции гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Ст.10 Конституции закрепила демократический республиканский правой строй, утверждая принцип разделения властей на создающие закон, применяющие закон и следящие за его соблюдением. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Таким образом, государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации.

     В новой системе органов государственной  власти Российской Федерации доминирующее положение занимает пост Президента России. Соотношение полномочий, функций  главы государства с законодательной  и исполнительной властями свидетельствует  о президентском характере республики.

     Такой сложившийся баланс властных функций  и полномочий в целом отвечает условиям переходного периода, который  не может быть преодолен без сильного, авторитарного элемента в управлении.

     Президент РФ провозглашен главой государства, а  не главой исполнительной власти притом, что исполнительная власть прямо  возложена на правительство.

     Вместе  с тем Конституция предоставила Президенту РФ как главе государства, обладающему рядом функций, ставящих его над другими властями, в  том числе исполнительной, обширные полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия Правительства РФ и других органов  государственной власти, а также  по формированию правительства, направлению  его деятельности. Правительство  слагает свои полномочия перед вновь  избранным Президентом. Президент  назначает председателя (с согласия Государственной Думы) и членов Правительства, принимает решения об его отставке и об освобождении от должности отдельных  членов правительства, утверждает структуру  федеральных органов исполнительной власти, вправе отменять постановления  и распоряжения федерального правительства.

     Президент наделен Конституцией и на ее основе федеральными законами определенными  полномочиями, позволяющими утверждать о наличии у главы государства  функций исполнительной власти. К их числу, в частности, относятся руководство рядом органов исполнительной власти, внешней политикой, право председательствовать на заседаниях правительства и др.

     Кроме того, Президент, реализуя свои конституционные  полномочия по определению основных направлений внутренней и внешней  политики государства, осуществляет исполнительную власть на практике, принимая многочисленные указы, обусловленные требованием  проведения политической, экономической  и социальной реформ, в том числе  указы по вопросам, находящимся в  компетенции правительства.

     Президент может быть отрешен от должности  Советом Федерации на основании  выдвинутого Государственной Думой  обвинения в государственной  измене или совершении иного тяжкого  преступления, подтвержденного заключением  Верховного Суда Российской Федерации  о наличии в действиях президента признаков преступления и заключением  Конституционного Суда Российской Федерации  о соблюдении установленного порядка  выдвижения обвинения.

     Статус  Президента как бы выводится за рамки  трех ветвей власти, становится над  ними в силу данных ему полномочий по контролю за ними и в то же время отсутствия практической возможности контроля над Президентом со стороны других ветвей власти. Широкие полномочия Президента вполне соответствуют задаче обеспечения единства государства и государственной власти в целом.

     Конституция изменила принцип взаимоотношений  органов законодательной и исполнительной властей, а также характер ответственности  правительства перед парламентом. С Государственной Думой согласовывается  назначение председателя Правительства; эта палата вправе вынести вотум  недоверия правительству, а председатель правительства поставить перед  ней вопрос о доверии.

     Конституция, провозгласив принцип разделения властей, вывела правительство из прямого подчинения парламенту, сохранив за Государственной Думой контроль в ключевой сфере - бюджетной политике. Правительство представляет Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении, информирует Думу о ходе исполнения федерального бюджета, предоставляет необходимую информацию в Счетную палату РФ при осуществлении ею контроля за исполнением федерального бюджета.

     Правительство как высший государственный орган, осуществляющий исполнительную власть, должно исполнять и проводить  в жизнь федеральные законы. При  этом в законах зачастую не только определяется компетенция правительства  в соответствующей сфере, но и  содержатся поручения по реализации законов. Деятельность федерального Правительства оценивается и при рассмотрении палатами Федерального собрания практики выполнения конкретных законов.

     Как субъект законодательной инициативы правительство обеспечивает подготовку и внесение в Государственную Думу значительной части законопроектов. Правительство может направлять в палаты Федерального собрания официальные отзывы о рассматриваемых федеральных законах и законопроектах. Взаимодействие правительства с палатами Федерального собрания обеспечивается полномочными представителями правительства в соответствующих палатах, назначаемыми на должность правительством, и статс-секретарями - заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти.

     Председатель  Правительства или его заместитель  дают в устной или письменной форме  ответы на парламентские запросы, запросы  и обращения членов Совета Федерации  и депутатов Государственной  Думы.

     Правительство взаимодействует с органами судебной власти, обеспечивает в пределах своих  полномочий возможность независимого осуществления правосудия, исполнение судебных решений, участвует в проведении судебной реформы 

     Конституция определяет Федеральное Собрание как законодательный орган. Это означает, что на Федеральное Собрание возложена функция издания правовых актов самой высокой юридической силы, выше которой юридическая сила лишь самой Конституции и международных договоров. Федеральное Собрание - единственный орган федеральной законодательной власти. Его акты - федеральные законы - не могут быть отменены или изменены никаким другим государственным органом, поскольку соответствуют Конституции. В случаях их противоречия федеральной Конституции они по решению Конституционного Суда утрачивают юридическую силу. Акты любых других органов власти не должны противоречить федеральным законам.

     Форма переходного государства является смешанной, сочетающей в себе элементы различных форм правления. В частности, Чиркин В.Е. упоминает о существовании  так называемых «гибридных» форм, которые объединяют противоречивые признаки внутри одного и того же типа Переходная форма, равно как и само государство, лишена стабильности и равновесия. Например, форма правления переходного государства не имеет отлаженной системы сдержек и противовесов, наблюдается дисбаланс полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей.

     Форма правления в переходном государстве  не отличается наличием классических элементов, не существует в чистом виде. В странах Восточной Европы установились как парламентские республики, так  и президентские.

     Однако  в обстановке ослабления структур кажется  весьма предпочтительным добиться успеха в осуществлении власти путем ее сосредоточения в руках органов или лиц, наделенных особыми или даже чрезвычайными полномочиями. В качестве аргументации данного положения можно привести следующие доводы. Власть будет действовать быстро и решительно, если она освобождена от проволочек и колебаний, сопряженных с затяжными дискуссиями в представительных органах власти, с многочисленными согласованиями и компромиссными решениями.

     Впрочем, игнорирование демократических  процедур согласования интересов опасно для вновь образованного государства. Данное явление может привести к  возникновению нового механизма  «демократического тоталитаризма» для принятия недемократических, авторитарных, реставраторских решений.

     Парламентаризм  в чистой форме сложился в Чехии  и Венгрии (в этих странах президент  избирается парламентом). Парламентская  демократия характерна также для  Словакии, Болгарии, Словении, Польши.

     Парламент в странах Восточной Европы является центром политической консолидации общества, его ведущих сил. Престиж  парламента обеспечивается тем, что  он утверждает правительство и осуществляет контроль за его деятельностью, принимает государственный бюджет.

     Несколько иная форма правления сложилась  в странах, бывших республиках Советского Союза, хотя в той или иной мере во всех них присутствует парламентский  элемент. Во многих государствах по конституции  существует полупрезидентская республика с доминирующим положением президента в структуре государственной власти. На практике роль главы государства еще более весома, чем это предусмотрено конституцией.

Информация о работе Развитие форм правления в Российской Федерации