Специфика молодежной политики занятости в Омской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 12:04, курсовая работа

Краткое описание

целью исследования является составление обще картины показывающей положение молодежи на рынке труда Омской области.

Основными задачами являются:

1.общий анализ занятости в регионе.
2.подробное изучение некоторых аспектов занятости молодежи в омской области.
3.изучения политики направленной на улучшение положения молодежи на рынке труда.
4.прогнозирование перспектив развития политики занятости.

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Занятость как экономическая категория 6
1.1 Социально-экономическая сущность занятости населения 6
1.2 Проблема занятости молодежи. 9
1.3 Роль профессионального обучения для молодежи 13
Глава 2. Анализ состояния занятости молодежи в Омской области. 17
2.1. Анализ состояния молодежного рынка труда Омской области. 17
2.1.1. Анализ состояния занятости молодежи Омской области. 17
2.1.2. Анализ и динамика положения высших учебных заведений Омска в вопросе трудоустройства выпускников. 18
2.2. Направления работы служб занятости по трудоустройству молодежи в Омской области. 21
2.2.1. Организация ярмарок вакансий в Омской области. 21
2.2.2. Работа Омских служб занятости по трудоустройству населения. 22
2.2.3. Организация трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет 25
2.2.4. Организация трудоустройства молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет. 29
2.3. Значение профориентационной работы среди молодежи. 32
Глава 3. Перспективы занятости молодежи в Омской области. 37
3.1. Комплекс мероприятий по содействию занятости молодежи 37
Заключение. 43
Список литературы. 44

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 312.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОУ ВПО  «Омский государственный технический  университет» 

Кафедра Экономика и управление труда 

Специальность 080100 «Экономика» 
 
 

ОТЧЕТ ПО УНИРС 

на тему: Специфика молодежной политики занятости в Омской области 
 

        Студент Шилов Никита Юрьевич                    группы ЭК-317

                        (Ф.И.О.  полностью) 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 

Омск 2010 г.

 

 Оглавление.

 

Введение

     К числу актуальных задач управления экономикой в Омской области следует отнести разблокирование противоречий, накопившихся в сфере занятости. Решение этой важной проблемы связывается с усилением социальной направленности управления. И особенно стоит выделить проблему занятости молодежи, так как экономические противоречия в России так или иначе вынуждают занимать нишу на рынке труда уже в очень раннем возрасте, а ведь от современной молодежи зависит благополучие и процветание нашей страны.   Четкая ориентация на эффективную занятость как главный критерий политики занятости и один из важнейших показателей социально-экономического прогресса продиктована новыми требованиями производства к формированию и реализации трудового потенциала, необходимостью кардинального улучшения организации использования трудовых ресурсов, отбора, подготовки, переподготовки и трудоустройства кадров.

     Создание  системы формирования занятости именно молодого поколения в нашем регионе - результат осознанной необходимости включения молодежи в рынок труда в качестве составного элемента системы управления социально-экономическими процессами, отражение тенденции нарастания целостности системы управления и т.д.

           Таким образом целью  исследования является составление  обще картины показывающей положение молодежи на рынке труда Омской области.

      Основными задачами являются:

  1. общий анализ занятости в регионе.
  2. подробное изучение некоторых аспектов занятости молодежи в омской области.
  3. изучения политики направленной на улучшение положения молодежи на рынке труда.
  4. прогнозирование перспектив развития политики занятости.

     Эффективная занятость предполагает способность  общественной системы хозяйствования обеспечить экономические и социальные условия воспроизводства тружеников в соответствии с критериями образа жизни, целями социально-экономического развития, требованиям интенсификации и динамизма общественного производства. Обязательным критерием эффективной занятости является экономичность, воспроизводство которой требует поддержания динамического соответствия экономических условий хозяйствования внутренней дифференциации субъекта собственности, согласованию многоуровневой системы присвоения средств и результатов производства и т.д.

     Становление системы эффективной занятости среди молодежи - поступательный процесс овладения обществом искусством сопряженного управления, совокупностью социально-экономических, материально-технических и организационно-правовых условий занятости.

     В настоящее время существует возможность  и необходимость активного качественного  преобразования всей совокупности отношений по привлечению молодежи к труду и организации их участия в общественно полезной деятельности через совершенствование методов регулирования занятости в соответствии с политикой активизации человеческого фактора. Своеобразие периода, определяющего пути и средства формирования эффективной занятости населения, состоит в коренном изменении отношения к молодому человеку, в осознании необходимости всестороннего учета его интересов. С учетом новой ситуации и должна формироваться система управления занятостью.  
 

Глава 1. Занятость как  экономическая категория

     1.1 Социально-экономическая  сущность занятости  населения

      Существует  теоретическая и практическая трактовки  занятости. Теоретическая занятость  – это общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок или трудовой доход. Практическая занятость – это соотношение между числом трудоспособного населения и числом занятых, характеризующее степень использования трудовых ресурсов общества и ситуацию на рынке труда [12, с. 44]. Но занятость имеет и социальный характер. Она отражает потребность людей не только в доходах, но и в самовыражении посредством общественно полезной деятельности, а также степень удовлетворения этой потребности при определенном уровне социально-экономического развития общества.

      Практическая  занятость бывает различных видов: полной, продуктивной, рациональной, эффективной  и социально полезной.

      Полная (классическая) занятость – состояние общества, когда все, изъявившие желание иметь оплачиваемую работу, ее имеют. При полной занятости отсутствует циклическая безработица, но сохраняется ее естественный уровень. Полная занятость определяется отношением числа занятых в общественном производстве (производство материальных благ и материальных услуг) к общему числу экономически активного населения [11, с. 35].

      Продуктивная  занятость характеризует уровень занятости профессиональным трудом и выражается отношением числа занятых профессиональным трудом в материальном производстве к общему числу трудовых ресурсов (в процентах). Это отношение считается оптимальным, если оно отвечает определенным требованиям: интересам повышения экономической эффективности производства, результатам интенсификации производства, результатам внедрения НТП, росту производительности труда; созданию благоприятных условий для воспроизводства здорового поколения, высококвалифицированных, хорошо обученных и мобильных работников [12, с. 45].

      Рациональная  занятость определяется по формуле:

      Зр = – Зпрп · 100, где Зпр – продуктивная занятость, Зп – полная занятость.

      Эффективная занятость характеризуется использованием рабочей силы без потерь, при котором получается наибольший материальный результат, и указывает, при каком уровне производительности труда удовлетворяется потребность населения в работе и какими путями достигается полная занятость.

      Социально полезная занятость определяется числом трудоспособных людей, занятых как в общественном производстве, на военной службе, в органах МВД, так и обучающихся очно, ведущих домашнее хозяйство (ухаживающих за детьми, престарелыми, больными родственниками) [12, с. 45].

      В настоящее время уровень полной занятости постоянно сужается. Основной причиной такого явления является флексибилизация и дестандартизация занятости, т. е. широкое распространение гибких и изменчивых форм занятости, которые по сравнению с прежними временами могут быть названы нестандартными или нетрадиционными [4, с. 104].

      Одной из таких форм является временная работа. В этом случае трудовые отношения ограничены определенным сроком или привязаны к выполнению определенного объема работ. Традиционно временная работа в основном была связана с сезонным характером деятельности некоторых отраслей, например сельского хозяйства или сферы услуг, обслуживающей туристический бизнес. Сегодня контракты на ограниченный срок получают все большее распространение, так как позволяют работодателю гибко регулировать масштабы производственной деятельности [11, с. 40].

      Следующая, широко распространенная форма занятости – неполное рабочее время. Это может быть неполный рабочий день или неделя.

      При разделении рабочего места на одно рабочее место нанимаются два работника (или несколько), которые работают поочередно. Нередко они являются членами одной семьи.

      Работа  по совместительству предполагает, что человек трудится одновременно у нескольких работодателей. При этом общее рабочее время может не достигать средней продолжительности рабочей недели или значительно превосходить ее.

      Отмечается  рост самозанятости, при которой люди не состоят в каких-либо формальных организациях, а сами создают себе рабочие места. Самозанятые являются с одной стороны предпринимателями, так как они трудятся не за фиксированное вознаграждение и их доходы связаны со способностью вести дело и с предпринимательским риском; с другой стороны – это наемные работники, потому что используется исключительно личный труд человека, а не труд привлеченных работников по найму [11, с. 42].

      Наблюдается тенденция к увеличению работы на дому. Сегодня современные телекоммуникационные технологии позволяют координировать деятельность людей на расстоянии (совокупность пространственно рассредоточенных электронных рабочих мест, связанных между собой компьютерной сетью).

      Контроль  государства над нестандартными формами занятости затруднен, поэтому они зачастую осуществляются на неформальной основе. Неформальная, или теневая, занятость не отражается в официальных документах (или отражается лишь частично) и не регистрируется государственной статистикой. Например, работник может выполнять временную работу без официального оформления. В этом случае работодатель экономит на социальных выплатах, а работник – на подоходном налоге. Самозанятый также может официально не декларировать свою деятельность и не платить налоги.

      Приведенные показатели и их систематизированное  изучение позволяют оценивать на макроуровне сущностные характеристики занятости с позиции ее эффективности, выявлять существующие проблемы, нарождающиеся  закономерности в тенденциях занятости и учитывать эти процессы при формировании и реализации социально-экономической политики в сфере труда.

     1.2 Проблема занятости  молодежи.

      Реформирование  экономики в России сопровождается формированием рынка труда и  таким сложным социально-экономическим  явлением, как безработица.

      Переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения  различных групп населения, в  том числе и таких, которые  традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных  мест в новых условиях принадлежит молодежи. Решение социальных проблем молодежи – одна из самых важных задач, т. к. не реализовав свою активность в сфере занятости, юноши и девушки начинают искать другие, не всегда легальные пути.

      Важную  роль играет служба занятости, использующая разнообразные формы работы, которые помогают решить проблему занятости молодежи.

      Занятость молодежи в современных условиях сталкивается с огромными трудностями, что актуализирует значимость этого  направления в деятельности службы занятости. Особое внимание работники службы занятости уделяют решению вопросов трудоустройства молодежи не только потому, что молодежь – это будущее страны, но и потому, что проблема занятости молодежи не теряет своей остроты: более 2,5 млн. молодых людей не имеют работы [14, с. 153].

      В настоящее время лишь 50% выпускников  вузов начинают работать по полученной специальности [14, с. 153]. В первую очередь это связано с необоснованным выбором будущей профессии; нацеленностью выпускников школ на получение образования более высокого уровня, а не на овладение какой-либо профессией. Но все же большинство молодежи пополняют ряды безработных или уезжают на работу за границу. Массовый выезд молодежи за рубеж оказывает негативное влияние на трудовой потенциал и половозрастную структуру населения, которое резко возрастет в ближайшем будущем.

      Низкая  конкурентоспособность молодежи на рынке труда связана с качеством  профессиональной подготовки, замедленной  социализацией, отсутствием «первичных»  трудовых навыков, завышенными ожиданиями при отсутствии адекватной самооценки,  недостаточной предприимчивостью в поисках трудового заработка. Так же у молодежи наблюдается отсутствие или недостаточный уровень профессиональных знаний и навыков по профессиям, хотя в целом уровень образования молодежи выше, чем у других демографических групп населения. По-прежнему остается высокой доля молодых людей, никогда не трудившихся, не имеющих профессии (специальности), что требует более высоких затрат на приобретение ими конкурентоспособности на рынке труда.

      Получение же первой работы еще в школе или сразу после ее окончания, как правило, сильно влияет на перспективы занятости молодых людей. Положительный эффект «первой работы» со временем ослабевает, но полностью не исчезает, поэтому выпускникам школ, обладающим малым набором навыков и умений, гораздо сложнее найти первую работу. Но, в то же время, поскольку ряды неквалифицированных выпускников школ, ищущих работу, продолжают пополняться, значительная часть молодежи рискует получить только низкооплачиваемые, ненадежные рабочие места или вообще остаться без постоянной работы.

Информация о работе Специфика молодежной политики занятости в Омской области