Специфика молодежной политики занятости в Омской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 12:04, курсовая работа

Краткое описание

целью исследования является составление обще картины показывающей положение молодежи на рынке труда Омской области.

Основными задачами являются:

1.общий анализ занятости в регионе.
2.подробное изучение некоторых аспектов занятости молодежи в омской области.
3.изучения политики направленной на улучшение положения молодежи на рынке труда.
4.прогнозирование перспектив развития политики занятости.

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Занятость как экономическая категория 6
1.1 Социально-экономическая сущность занятости населения 6
1.2 Проблема занятости молодежи. 9
1.3 Роль профессионального обучения для молодежи 13
Глава 2. Анализ состояния занятости молодежи в Омской области. 17
2.1. Анализ состояния молодежного рынка труда Омской области. 17
2.1.1. Анализ состояния занятости молодежи Омской области. 17
2.1.2. Анализ и динамика положения высших учебных заведений Омска в вопросе трудоустройства выпускников. 18
2.2. Направления работы служб занятости по трудоустройству молодежи в Омской области. 21
2.2.1. Организация ярмарок вакансий в Омской области. 21
2.2.2. Работа Омских служб занятости по трудоустройству населения. 22
2.2.3. Организация трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет 25
2.2.4. Организация трудоустройства молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет. 29
2.3. Значение профориентационной работы среди молодежи. 32
Глава 3. Перспективы занятости молодежи в Омской области. 37
3.1. Комплекс мероприятий по содействию занятости молодежи 37
Заключение. 43
Список литературы. 44

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 312.00 Кб (Скачать)

      Чтобы избежать безработицы, повысить доход  семьи, закрепиться на рынке, все  большее число молодых людей  делает выбор в пользу самозанятости. Однако развитие молодежного предпринимательства  существенно затрудняется нестабильностью законодательства и налоговой системы, отсутствием доступа к кредитам, слабым развитием системы служб консультирования, бюрократическими преградами. Зачастую самозанятость ведется по совместительству или время от времени. Точно определить размеры молодежной нелегальной занятости невозможно.

      Незанятость молодежи опасна не только экономическими потерями, но и своими последствиями, связанными с деструктивными личностными  изменениями. Невостребованность приобретенных  знаний и квалификации лишает человека экономической самостоятельности, служит питательной почвой для социальной анемии, апатии и пессимизма. Чрезвычайно отрицательно сказывается на мировосприятии молодого специалиста необходимость заняться деятельностью, мало связанной с работой по специальности. Таким образом, нерационально используется как интеллектуальный потенциал специалистов, на подготовку которых затрачены государственные и личные средства граждан, так и сами эти средства, которые могли бы быть потрачены на подготовку специалистов, востребованных на рынке труда.

      Отсутствие  работы у молодежи приводит не только к потере трудовых ресурсов для общества, нарушению баланса воспроизводства  рабочей силы и подрыву нормальной трудовой мотивации, но и приводит к  расшатыванию морально-нравственных норм, правовых устоев, расширению криминальной и нелегальной деятельности. Существенные опасения вызывает незанятость подростков. Это связано с тем, что подготовка к труду в современной школе стала малозначимой.  Для определенной части подростков учеба потеряла интерес, так как они зарабатывают больше, чем их образованные родители. Для подавляющего большинства уличных детей характерно негативное отношение к общеобразовательной школе.

      Согласно  статье 19 Закона «Об образовании», учащиеся, достигшие 14 лет, при определенных условиях могут оставить учебное заведение до получения общего образования, но устроиться на работу они не могут (ст. 63 ТК РФ). ТК РФ разрешает в исключительных случаях принимать на работу подростков до 15 лет, а Закон о занятости может признать гражданина безработным только по достижении 16-летнего возраста.

      Не  имея возможности обратиться в службу занятости, подростки ради заработка  берутся за любую работу, никем  не организуемую и не контролируемую. Престижность труда они связывают с уровнем заработной платы. Такая ситуация в большей степени связана с тяжелым положением, в котором находится система начального профессионального образования.

      Трудоустройство выпускников детских социальных учреждений является также сложной  проблемой, ведь у них нет не только специальности, но и крыши над головой, они не умеют планировать свое будущее и рассчитывать личный бюджет. Сложности с трудоустройством возникают у специалистов службы занятости также с подростками, освобождающимися из мест заключения, убежавшими от родителей и т. д. Большинство из них трудоустраивается не по собственному выбору, а по направлению руководства учреждений и потому им приходится заниматься чаще всего неквалифицированным трудом. Тяжелый малооплачиваемый труд вынуждает эту категорию подростков искать более легкие пути получения дохода.

      Организация труда и временная занятость  подростков и молодежи помогает им приобрести трудовые навыки и трудовую мотивацию, способствует трудовой активности,  экономической самостоятельности, ответственности и дисциплинированности – тому, что необходимо им в будущем.

      Главными  задачами региональных органов служб  занятости в работе с молодежью  и подростками являются: информирование о ситуации на рынке труда и  рынке образовательных услуг; психологическая подготовка к конкурентной борьбе за рабочие места; обучение типовым моделям при трудоустройстве, умению подавать себя, проявлять свои достоинства и способности; оказывать помощь в объективной оценке себя и своих способностей, в выборе направления учебы или работы [14, с. 160].

      Несмотря  на то, что молодые люди прилагают  огромные усилия к самостоятельному трудоустройству, очевидно, что  результаты зависят от общей экономической ситуации и политики, проводимой государством.

     1.3 Роль профессионального  обучения для молодежи

      Эффективная социально-экономическая политика, как на федеральном, так и на региональном уровнях неполноценна без создания механизма формирования, движения и использования трудового потенциала. И здесь особенно важно обеспечить качество и сбалансированность подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального образования как ключевого фактора социально-экономических реформ.

      Ситуация  сложившаяся в последнее время  на рынке образовательных услуг, является следствием изменения структуры  кадровых ресурсов как регионов, так  и страны и обусловлена демографическими, социальными и экономическими факторами.

      В последние годы ввиду острой конкуренции на российском рынке труда и растущего спроса на квалифицированную рабочую силу все более явной становится тенденция к продлеванию периода получения образования. Продолжение учебы в целях повышения уровня знаний и квалификации позволяет молодым людям избежать выхода на рынок труда в период значительной безработицы и увеличить свои шансы на получение в будущем хорошей должности и высокой заработной платы. Кроме того, растет число молодежи, совмещающей работу с учебой. Такая практика дает возможность повысить доходы семьи, приобрести трудовой опыт, установить деловые контакты.

      И, тем не менее, проблема занятости  стоит чрезвычайно остро –  особенно перед выпускниками школ, колледжей вузов, отдельными категориями  молодых женщин, молодежью, демобилизованной из рядов Вооруженных Сил. Значительная часть из них трудоустраивается с потерей квалификации, а многие (особенно в регионах с кризисным положением в промышленности) не трудоустраивается вообще. На сегодняшний день каждый шестой безработный, зарегистрированный в органах службы занятости, - это человек в возрасте от 16 до 30 лет [6, с. 3].

      Значительные  проблемы с занятостью молодежи вызваны  тем, что в процессе формирования в стране рыночной экономики и  рынка труда происходят существенные сдвиги в структуре занятости населения, в спросе на различные категории работников. Спрос очень часто оказывается не согласованным с предложением. С одной стороны, большое количество молодых людей, окончивших профессиональные учебные заведения, остается без работы, с другой – многие вакансии хронически не заполняются. В соответствии с закономерностями развития постиндустриального общества усиливается потребность в профессионалах для постоянно возникающих новых специальностей. Однако длительность цикла подготовки высококвалифицированных специалистов в вузах (5-6 лет) приводит к тому, что их выпуск часто не соответствует актуальным запросам предприятий и организаций.

      Таким образом, бюджетные средства, выделяемые на подготовку молодого специалиста  по конкретной специальности, затрачиваются с крайне низкой эффективностью: экономика региона не получает необходимые кадры; выпускники образовательных учреждений вынуждены переучиваться с учетом рынка труда; образовательные учреждения продолжают подготовку по специальностям, уже не пользующимся спросом. Хотя в некоторых звеньях профессиональной школы под давлением требований рынка труда разрабатываются новые образовательные стандарты, меняются структура и спектр специальностей, баланса между спросом и предложением со стороны выпускников профессиональной школы пока нет.

      Нынешняя  ситуация на рынке труда характеризуется, с одной стороны, снижением спроса на молодых специалистов, с другой – существенным ужесточением требований к их профессиональной подготовке, поэтому значительная часть выпускников учреждений профессионального образования сталкивается с серьезными трудностями при трудоустройстве.

      Во  многом это – результат недостаточного внимания к вопросу приобретения студентами практических навыков. Большинство  молодых людей, завершив учебу, не видят для себя ясной жизненной перспективы, страдают от неопределенности. Вынужденные конкурировать на рынке труда, даже самые способные выпускники зачастую проигрывают из-за отсутствия практического опыта. Так, например, сейчас достаточно много вакансий по специальности «Бухгалтер»: число малых предприятий растет, каждое нуждается в бухгалтере, но предпринимателю нужен, как правило, опытный специалист [1, с. 45].

      Ситуация  осложняется еще и тем, что  многие молодые люди достаточно высоко оценивают уровень своей профессиональной подготовки, когда на самом деле большая часть из них представляет будущую работу крайне расплывчато. Ожидания и оценки выпускников не соответствуют требованиям, предъявляемым работодателями к потенциальным сотрудникам. Помимо серьезных профессиональных знаний, это еще и инициативность, ответственность, дисциплинированность, добросовестность, нестандартность мышления, умение принимать решения и быстро адаптироваться к меняющейся обстановке. Но учебные заведения не уделяют должного внимания развитию этих качеств у своих студентов.

      В результате, выпускники вузов считают  полученную специальность не отвечающей их материальным и моральным запросам, то есть неконкурентоспособной на рынке  труда (часто это соответствует  действительности), что приводит к  психологическим травмам, социальным проблемам.

      Негативную  роль играет и снижение авторитета рабочих профессий, на которые приходится большая часть заявляемых в службу занятости вакансий. Но молодежь ассоциирует  рабочие профессии только с тяжелым, низкооплачиваемым трудом и зачастую не информирована о том, что современному промышленному производству требуются высококвалифицированные рабочие, чей труд оплачивается достаточно хорошо.

      Большие опасения вызывает молодежь, не имеющая  никакой профессии. Их или вообще не берут на работу, даже на специальности, не требующие специального образования, или предлагают совсем низкую заработную плату. В таком случае у молодых людей есть два выхода: участвовать в общественных работах или получать профессию, которая могла бы стать опорой в жизни, дать возможность заработать и творчески себя реализовать.

      Сегодня труд учащихся надо рассматривать в  нескольких аспектах. Прежде всего, как  средство жизнеобеспечения, товар, который  выносится на рынок труда и  профессий. Как средство самоопределения, самоутверждения для достижения определенного социального статуса. Как полигон для проверки и развития своих способностей.

      Выбор профессии стал серьезной жизненной  проблемой, в связи с расхождением интересов (увлечений) и реальных результатов  профессионального выбора.

      На  сегодняшний день ни одна из городских структур управления не в состоянии оценить количественные и качественные характеристики действующих рабочих мест, их квалификационный и возрастной состав, потребность в кадрах на перспективу. Государственная служба занятости такую оценку может дать лишь в рамках ситуации, складывающейся на регистрируемом рынке труда. Поэтому образовательная политика властей должна побуждать систему образования к реагированию на изменение спроса на профессии, таким образом облегчая выбор профессии для молодых людей.

 

Глава 2. Анализ состояния  занятости молодежи в Омской области.

2.1. Анализ состояния молодежного рынка труда Омской области.

2.1.1. Анализ состояния  занятости молодежи  Омской области.

 

     Для оценки занятости молодежи необходим  подробный анализ демографического состояния региона. По данным государственной статистики общая численность экономически активного населения в нашем регионе в 2008 году составила 1028,1(в 2007 - 1019,3) тыс. чел. [23, с.105 - 107]

     Таблица 1.

     Молодежь  в составе экономически — активного населения Омской области по возрастным группировкам в 2007-2008 году, %.

  2007 2008 Абсолютное  откл. (+,-)
Все население 100 100  
Молодежь, в том числе: 26,6 28,7 2,1
15-19 лет 3,5 4,3 0,8
20-24 года 11,8 11,6 -0,2
25-29 лет 11,3 12,8 1,5

Информация о работе Специфика молодежной политики занятости в Омской области