Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:35, доклад
Почему, когда кругом столько нерешенных проблем, вопрос о занятости трудоспособного населения стоит так остро? Как обеспечить людям полную занятость? Как избежать безработицы? От решения таких вопросов, имеющих огромное значение, как для общества, так и для каждого отдельного человека, зависит существование социального мира и его устойчивости.
Введение
1.Глава. Трудовое законодательство.
1.1Понятие трудового законодательства.
1.2Виды и нормы трудового законодательства.
1.3Роль трудового законодательства.
1.4Связь трудового законодательства с политикой занятости.
2.Глава. Политика занятости.
2.1Понятие и классификация занятости.
2.2 Структура, теории политики занятости.
2.3Государственное регулирование занятости населения и социального партнерства. Занятость в Беларуси.
2.4Перспективы совершенствования трудового законодательства и политики занятости в Республике Беларусь.
Содержание
Введение
1.Глава. Трудовое законодательство.
1.1Понятие трудового законодательства.
1.2Виды
и нормы трудового
1.3Роль трудового законодательства.
1.4Связь трудового законодательства с политикой занятости.
2.Глава. Политика занятости.
2.1Понятие и классификация занятости.
2.2 Структура, теории политики занятости.
2.3Государственное
регулирование занятости
2.4Перспективы
совершенствования трудового
Вторая глава. Политика занятости.
2.1 Понятие и классификация занятости.
Почему, когда кругом столько нерешенных проблем, вопрос о занятости трудоспособного населения стоит так остро? Как обеспечить людям полную занятость? Как избежать безработицы? От решения таких вопросов, имеющих огромное значение, как для общества, так и для каждого отдельного человека, зависит существование социального мира и его устойчивости.
Поскольку в экономике субъектом являются люди и их различные объединения (предприятия, корпорации, общества и т.п.), то неравновесность и нестабильность экономики непосредственно сказывается на них. Это обычно превращает экономическую нестабильность также и в социальную, одним из острых проявлений которой является проблема занятости и безработицы.
В современной теории все население страны делится, прежде всего, на два типа: институциональное и неинституциональное.
К институциональному населению относят всех лиц, не достигших трудоспособного возраста, а так же вышедшего из него. К неинституциональному населению относится все трудоспособное население независимо от того, занято оно или нет. Чтобы подойти к пониманию того, что такое занятость, следует выделить признаки этого явления и найти среди них существенные и устойчивые. Отметим, прежде всего, то, что понятие занятость означает, во-первых, занятие каким-то делом, осуществление какой-то деятельность, причем деятельность должна быть такой, чтобы она не противоречила законам данной страны. Этим характеризуется первая черта занятости.
Во-вторых, деятельность, составляющая занятие, должна быть рациональной, полезной, направленной на удовлетворение каких-либо общих или личных потребностей людей.
В-третьих, осуществляемая деятельность должна приносить ее субъекту доход или заработок.
Таким образом, занятость населения - это экономические отношения, характеризующие взаимосвязи между людьми по поводу участия в хозяйственной деятельности, не нарушающие существующие законодательство и последующие удовлетворение личных и общественных потребностей. Занятость показывает, насколько трудоспособное население обеспечено рабочими местами.
Выделяют три формы занятости: полную, эффективную и рациональную. Полная занятость существует, когда предложение рабочей силы покрывается спросом на нее и наличие условий, при которых каждому желающему трудиться предоставляется возможность применять свои умственные и физические способности в общественно полезном труде. Полная занятость может существовать при наличии отдельного уровня безработицы. Она наблюдается при структурной и фрикционной безработице.
Эффективная занятость определяется получением максимального дохода от функционирования трудоспособного населения в трудовом процессе. Эта форма занятости предполагает такое распределение активно занятого населения в территориальном и отраслевом разрезе по сферам приложения труда и видам деятельности, которое дает возможность получать наибольший прирост материальных и культурных благ.
Рациональная занятость характеризуется
соответствием между наличными рабочими
местами и существующей профессионально-
Все три выше перечисленные виды занятости относятся к одному классу - традиционных форм занятости. Следует отметить, что они охватывают теперь более трети всех занятых в промышленно развитых странах. МОТ (международная организация труда) в своих документах различает еще форму нетрадиционной (нетипичной) занятости населения. Она может иметь следующие виды:
2.2 Структура, теории политики занятости.
Кто же относится к занятому населению? Из каких групп оно состоит? На эти вопросы дает ответ структура занятости. В состав занятого населения обычно входят:
А) работающие по найми (в том числе выполняющие работу за вознаграждение в течение полного или неполного рабочего дня или недели);
Б) имеющие оплачиваемую работу, подтвержденную соответствующим договором (контрактом, соглашением);
В) самостоятельно обеспечивающие себя работой (включая предпринимателей, членов производственных коллективов, фермеров);
Г) избранные или назначенные на оплачиваемую должность;
К категории занятых также относятся военнослужащие, иностранные граждане и студенты, а также занятые в домашнем хозяйстве, воспитанием детей, уходом за больными, инвалидами и престарелыми гражданами.
Такой структурный состав характерен для Республики Беларусь (см.приложение 1).
Но кроме понятия «занятое население» существует и такое понятие, как «Экономически активное население». Его широко используют МОТ и статистика европейских стран. К экономически активному населению, кроме занятого населения, относят следующие категории граждан:
Вот уже второе столетие такие социально-экономические бедствия, как массовая безработица и гиперинфляция. Являются центральной проблемой экономической науки. Однако неоклассическое, марксистское и кейнсианское направления экономической теории по-разному трактуют проблемы занятости. Так, неоклассическая теория, которая получила более полное выражение в работах А. Маршала и В. Парето, делает в этом отношении следующие основные выводы.
Во-первых, рыночному хозяйству свойственно автоматическое саморегулирование. Поэтому временно нарушенное равновесие на рынке труда способно самовосстанавливаться.
Во-вторых, регулирование обусловлено изменением спроса, предложения и конкуренцией, и оно осуществимо на основе гибких цен, ставок заработной платы и процента.
В-третьих, длительная безработица при совершенной конкуренции невозможна, ибо нарушение равновесия само отрегулируется ценами и заработной платой.
В-четвертых, в условиях рыночного саморегулирования вмешательство государства не имеет оснований.
Процесс самовосстановления нарушенного равновесия по данной теории можно проиллюстрировать (см. приложение 2) .
Кривая S отражает предложение труда, а D – спрос на труд. Их пересечение(E) есть точка равновесия спроса и предложения, которой соответствует определенный уровень занятости и цены труда. Когда равновесие нарушается за счет, скажем, увеличения предложения труда ( на величину ΔZ) при прежнем спросе, то новая кривая предложения занимает положение S1. При прежнем спросе, обозначенном кривой D,появится конкуренция рабочих мест, которая приведет к снижению ставки заработной платы до такого ее уровня P2,когда все желающие получают работу (и, соответственно заработок). Точка пересечения кривых предложения и спроса равновесия переместиться в точку E1.Следовательно, новое равновесие на рынке труда образуется при снижении ставки заработной платы, которая определяется новой точкой равновесия. В таком случае краткосрочная безработица рассасывается, и длительная безработица оказывается, согласно этой теории, невозможной.
Марксистское же направление экономической теории основывается в этом вопросе на открытом К. Марксом законе народонаселения. Суть его том, что в процессе накопления капитала увеличивается спрос и на рабочую силу, и на капитал. Но. По сравнению со спросом на капитал, спрос на рабочую силу растет медленнее, так как с ростом производительности общественного труда на такой же объем капитала требуется меньше работников (в связи с ростом их отдачи). Следствием этого закона является появление и рост «резервной армии труда», т.е. безработных. На фоне разрушительного кризиса XX в., поразившего страны рыночной экономики, приобрела угрожающие масштабы безработица.
В это время на базе работы Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег»(1936 г.) развивается кейнсианское направление теории занятости, основными постулатами которого являются следующие.
Во-первых, рыночная экономика уже не является саморегулирующейся. И при равновесии спроса и предложения может быть безработица.
Во-вторых, полная занятость недостижима потому, что некоторые виды безработицы (например, связанные с переустройством на другую работу) нельзя устранить в принципе.
В-третьих, конкуренция из совершенной фактически превратилась в несовершенную, для которой вовсе не характерна гибкость, эластичность цен, заработной платы и ставок процента.
В-четвертых, поскольку рынок труда сам
не обеспечивает восстановление равновесия,
необходимо систематическое его регулирование
со стороны государства.
2.3Государственное регулирование занятости населения и социального партнерства. Занятость в Беларуси.
Как показывает опыт высокоразвитых индустриальных стран, современный рынок труда предполагает высокую активность государства. При этом государственная политика занятости должна обеспечивать равные возможности всем гражданам страны в получении рабочего места; содействовать той занятости, которая является экономически целесообразной; основываться на добровольности труда. Государство должно содействовать эффективному распределению и перераспределению трудовых ресурсов в соответствии с динамикой профессиональной структуры, повышением квалификации и интересами; обеспечивать социальную защиту в области занятости и взаимодействие политики в области занятости с другими направлениями экономической политики.
На государственную политику занятости в Республике Беларусь оказывают воздействие особенности формирования ее рынка труда: отсутствие длительного эволюционного пути развития рынка труда; совпадение периода становления рынка труда с формированием других рынков; наличие многих стереотипов и нравственных критериев, сложившихся в эпоху административно-командной экономики. Эти и другие обстоятельства привели к необходимости обновления всего комплекса трудового законодательства. В настоящее время отношения занятости в стране регулируются Конституцией Республики Беларусь, Законом о занятости населения Республики Беларусь, а также Кодексом законов о труде и другими нормативными актами.