Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:35, доклад
Почему, когда кругом столько нерешенных проблем, вопрос о занятости трудоспособного населения стоит так остро? Как обеспечить людям полную занятость? Как избежать безработицы? От решения таких вопросов, имеющих огромное значение, как для общества, так и для каждого отдельного человека, зависит существование социального мира и его устойчивости.
Введение
1.Глава. Трудовое законодательство.
1.1Понятие трудового законодательства.
1.2Виды и нормы трудового законодательства.
1.3Роль трудового законодательства.
1.4Связь трудового законодательства с политикой занятости.
2.Глава. Политика занятости.
2.1Понятие и классификация занятости.
2.2 Структура, теории политики занятости.
2.3Государственное регулирование занятости населения и социального партнерства. Занятость в Беларуси.
2.4Перспективы совершенствования трудового законодательства и политики занятости в Республике Беларусь.
Анализ рынка труда в стране позволяет выявить некоторые тенденции его развития. В области предложения рабочей силы – это ухудшение демографической ситуации, сверхзанятость ряда демографических групп, расширение предложения рабочей силы за счет высвобождаемых из производства, нетрудоустроенных выпускников, беженцев. Основными тенденциями в области спроса на рабочую силу являются:
изменение отраслевой структуры спроса на рабочую силу.
Основной целью государственной политики занятости является достижение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда и регулирование процессов воспроизводства рабочей силы.
На рынке труда различают несколько видов государственного регулирования: защитное – в целях уменьшения незащищенности отдельных групп трудящихся; поощрительное – стимулирование отдельных видов деятельности; ограничительное – исключение неоправданных преимуществ; директивное – прямые меры воздействия на рынок труда; регулирование посредством экономических (финансовых) мер. Особую группу составляют мероприятия на рынке труда по социальной защите. При этом на одном и том же рынке труда могут реализовываться как отдельные, так и все виды регулирования.
Пересеченные виды регулирования осуществляются в соответствии с программами занятости населения, составлению которых должно предшествовать прогнозирование состояния рынка труда. Целью составления такого прогноза является определение величины спроса и предложения на рабочую силу в предстоящем периоде, статистической и другой информации, складывающихся условий. При определении предложения рабочей силы учитывается только трудоспособное население в рабочем возрасте. Величину спроса определяет наличие свободных мест и вакансий, образующихся в результате выбытия работников. Создание новых рабочих мест на начало года.
Спрос и предложение на рынке труда приводится в соответствие с помощью активных и пассивных методов. Совокупность мер по созданию дополнительных сфер занятости относится к первым, а частичное возмещение безработным их потерь в доходах – ко вторым методам.
К активным методам и мерам государственного регулирования в Республике Беларусь принадлежат поощрение создания новых рабочих мест; стимулирование перспективных направлений занятости, мобильности работников; налаживание информационного обмена на рынке труда; подготовка и переподготовка рабочей силы и др.
Актуальными проблемами на рынке труда являются создание единой информационной системы в масштабе страны, располагающей сведениями о вакантных рабочих местах на предприятиях разных форм собственности; развитие служб по профориентации и подготовке кадров, центров по переквалификации, бюро по трудоустройству; формирование системы организационно-правового регулирования межгосударственных отношений со странами СНГ и другими государствами по найму, миграции, социальной защите и пенсионному обеспечению граждан.
Развитие социального партнерства означает развитие взаимоотношений между профсоюзами, предпринимателями и правительством.
Условиями социального взаимодействия этих субъектов социального партнерства являются: поддержание баланса интересов партнеров, готовность к поиску компромиссов, четкая фиксация прав и обязанностей каждой стороны, существование центральных организаций предпринимателей и профсоюзов.
Главная задача государства как одного из социальных партнеров состоит в создании условий для социального взаимодействия, т.е. для реализации гражданских и политических прав, которые обеспечивают свободу действий, без глубокого вмешательства государства в образование и деятельность объединений предпринимателей и профсоюзов. Целью государства также является установление рамок, в пределах которых социальные партнеры сохраняют свою независимость.
Задачи профсоюзов зависят от того, насколько полно данное объединение представляет интересы, входящих в него членов. Падение престижа профсоюзов в большинстве развитых стран связывают с их стремлением к политической власти и установлению общих принципов отношений с предпринимателями.
Цели создания объединений предпринимателей состоят в содействии развитию частного предпринимательства, рыночной экономики; совершенствовании трудовых отношений; защите интересов предпринимателей во взаимоотношениях с государством; координации тактики и стратегии предпринимательства в области забастовочного движения.
С развитием рыночных отношений, где субъекты хозяйствования действуют самостоятельно, заработная плата все чаще будет устанавливаться в результате торга между предпринимателями и профсоюзами (трудовыми коллективами) Существует теория торга, в рамках которой обсуждаются вопросы действия профсоюзов, забастовок на заработную плату и распределение продукта; детерминированности заработной платы политическими действиями; взаимосвязи заработной платы и эффективности производства.
При ведении переговоров о повышении заработной платы профсоюз потребует, очевидно, больше, чем он рассчитывал получить. Первоначальное предположение предпринимателя может быть меньше того, с которым он фактически согласится. Таким образом, у профсоюза и предпринимателя есть свое представление о нижней и верхней границе заработной платы – это пределы торга. Они зависят от оценки сторонами обсуждаемых вопросов: оценки стоимости жизни, влияния повышения заработной платы на издержки производства, динамики производительности труда и занятости.
В ходе переговоров позиции сторон сближаются, однако потенциальная угроза забастовки или локаута сохраняется. Право на стачку (локаут) является неотъемлемым атрибутом торга.
Социальное партнерство предполагает сотрудничество различных групп и слоев для достижения общих целей, согласование интересов работников и работодателей для обеспечения социального мира.
В Республике Беларусь заложены законодательные основы для становления эффективной формы регулирования социально-трудовых отношений. Приняты Законы «О профессиональных союзах », «О коллективных договорах и соглашениях», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)». Утверждены соответствующие конвенции МОТ. На уровне государства ежегодно заключается генеральное соглашение между правительством, объединениями профсоюзов и нанимателей.
На региональном и отраслевом уровнях заключаются тарифные соглашения, направленные на обеспечение стабильной работы предприятий и отраслей, защиту прав и интересов работников, обеспечение установленных государством минимальных социальных гарантий. На предприятиях, в учреждениях и организациях заключаются коллективные договора.
В области достижения социального партнерства
существуют следующие проблемы: отсутствие
правового статуса объединений нанимателей;
сложности в определении представительства
о трудящихся на всех уровнях социального
партнерства; необходимость учета в коллективных
договорах сложной экономической ситуации;
необходимость создания условий для эффективной
работы Национального совета по трудовым
и социальным вопросам, органов трудового
арбитража; отсутствие научно обоснованной
концепции развития системы социального
партнерства.