Трудовое законодательство и политика занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 17:57, курсовая работа

Краткое описание

При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).
Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ЗАВИСИМОСТЬ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ ОТ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 7
1.1.Понятие политики занятости. Ее сущность и функции. 7
1.2. Классическая и кейнсианская теория занятости 10
1.3.Проблема занятости и безработицы 15
1.4.Роль трудового законодательства в политике занятости 20
2.ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ 22
2.1.Политика занятости в Республике Беларусь 22
2.2. Перспективы политики занятости. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 30

Файлы: 1 файл

!!!КУРСОВАЯ!!!.docx

— 81.30 Кб (Скачать)

Министерство сельского хозяйства и продовольствия

 Республики Беларусь

Учреждение образования «Гродненский государственный аграрный университет»

 

 

                                                                               Кафедра экономической теории

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По курсу: макроэкономика

На тему: «Трудовое законодательство и политика занятости».

 

 

 

 

Выполнена:

студенткой 2 курса, очной формы обучения, специальности «Экономика и управление на предприятии» Розжаловец И.В.

 

Руководитель:

 Якимчук П.М.                                                                     

 

 

 

 

Гродно, 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                          3

1.ЗАВИСИМОСТЬ ПОЛИТИКИ  ЗАНЯТОСТИ ОТ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА                                                                                       7

1.1.Понятие политики занятости. Ее сущность и функции.                             7               

1.2. Классическая и кейнсианская теория занятости                                         10                                                                                        

1.3.Проблема занятости  и безработицы                                                              15

1.4.Роль трудового законодательства в политике занятости                            20

 

2.ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В  АГРАРНОМ СЕКТОРЕ                                22

2.1.Политика занятости  в Республике Беларусь                                                22

2.2. Перспективы политики занятости.                                                               25

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     27

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                   29

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                                     30

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, цель экономической теории – изучение взаимодействия людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения потребностей общества. В отличие от микроэкономики, которая изучает, главным образом, поведение отдельного хозяйствующего субъекта, макроэкономика исследует систему как целое, а также важнейшие ее составные элементы. В рамках данного раздела анализируется целых комплекс процессов в экономике: совокупное производство, общий уровень цен, цели и проблемы экономической политики, внешней торговли, безработицы, инфляции, функционирования государственного сектора и т.д.

Важнейшей особенностью макроэкономики является использование агрегированных параметров. Само понятие «агрегирование» представляет собой объединение, суммирование однородных экономических показателей по определенному признаку с целью получения более общих величин. Такой подход позволяет рассматривать только четыре экономических субъекта: домашнее хозяйство, сектор предпринимательства, государственный сектор и заграница. Очевидно, что каждый из названных хозяйствующих агентов есть совокупность реальных агентов.

Сектор домашних хозяйств включает в себя все частные национальные ячейки, деятельность которых связана с удовлетворением собственных потребностей.  Отличительной чертой данного хозяйствующего субъекта является то, что он выступает частным собственником всех факторов производства. В результате вложения ресурсов в определенную деятельность домашние хозяйства получают доход, который в процессе его распределения делится на потребляемую и сберегаемую части. Таким образом , реализуется три вида экономической активности данного сектора экономики: поставка факторов производства на соответствующие рынки; потребление; сбережение части полученного дохода [2].

Предпринимательский сектор представляет собой совокупность всех фирм, зарегистрированных на территории государства. Характерная черта данного сектора – производственная деятельность, в результате которой получается готовый продукт. Для осуществления этого проявляются следующие виды экономической активности: предъявление спроса на рынке факторов производства на необходимые ресурсы; предложения производственных продуктов; организация инвестирования средств с целью осуществления процесса производства.

Государственный сектор включает в себя все государственные институты и учреждения. Этот хозяйствующий субъект является производителем общественных товаров, к числу которых относятся национальная оборона, образование, фундаментальная наука и т.д. Для осуществления процесса производства товары, произведенные предпринимательским сектором. Эти затраты вместе с оплатой труда работников представляют собой государственные расходы.  Их источником служат налоги, которые взимаются с домашних хозяйств и предпринимательства. В государственные расходы включаются также выплаты домашним хозяйствам (пенсии и пособия) и сектору предпринимательства (дотации). Необходимым условием функционирования государственного сектора является равенство расходов и доходов. Если первые превышают вторые, то приходится прибегать к замам, с тем чтобы покрыть имеющийся дефицит. Таким образом, экономическая деятельность государства проявляется через государственные закупки на рынке продуктов, чистые налоги (разница между налоговыми поступлениями и трансфертными платежами), государственные займы.

Заграница включает все экономические субъекты, находящиеся за рубежом, а также иностранные государственные институты. Учет данного сектора позволяет анализировать два вида экономической активности: механизм экспорта и импорта товаров и услуг, финансовые операции [1,3].

Процесс агрегирования распространяется и на рынки. Как известно, рыночная экономика представляет собой систему, состоящую из четырех основных элементов: рынка благ, факторов производства, денег и ценных бумаг. На рынке благ имеет место купля-продажа товаров и услуг, производителем здесь выступает предпринимательский сектор, а потребителем – домашние хозяйства, государство и фирмы. Рынок денег характеризует спрос и предложение национальной валюты, продавцом здесь выступает государство, а потребителем – остальные хозяйственные агенты. Рынок труда представляет собой форму движения рабочей силы, предложение осуществляют домашние хозяйства, а все остальные субъекты предъявляют спрос на данный ресурс. На рынке ценных бумаг взаимодействуют две группы: с одной стороны, государство и фирмы, с другой – государство, фирмы и домашние хозяйства. Все указанное множество рынков агрегируется в понятие «макрорынок», исчезает микроэкономическое понятие цены блага и предметом изучения становится абсолютный уровень цен и его изменение [1].

Отличительной особенностью макроэкономического анализа является моделирование, которое позволяет исследовать экономические явления и процессы посредством построения их условных образов. Специфика макроэкономики как единое целое исключает возможность экспериментального моделирования, в связи, с чем в основном используется теоретическое моделирование. Подлежащее  рассмотрению  явление  может быть проанализировано посредством словесного, графического анализа. Однако наиболее важное значение для макроэкономики имеют три метода исследования: математический, балансовый и статистического моделирования.

Математическое моделирование основывается на том, что основные параметры экономики соизмеримы и устанавливает качественные и количественные зависимости переменных величин, описывающих экономический процесс. При построении модели применяется метод научной абстракции, при котором исследователь воспроизводит наиболее существенные связи между переменными, абстрагируясь от переменных.

Макроэкономические модели основываются на балансовом методе, так как предполагается, что на всех рынках обеспечивается равенство доходов и расходов, производства и объема  продаж, совокупного спроса и совокупного предложения. И хотя в реальности такое равновесие практически недостижимо, именно стремление к нему и позволяет решать макроэкономические   проблемы занятости, экономического роста, инфляции и т.д [3].

Используемые в макроэкономике модели могут быть статистическими или динамическими. Статические анализируют экономическую систему в определенный период времени; динамические модели на основе исходных данных  дают прогноз развития экономической системы. Примером статического моделирования  является использование  системы национальных счетов, позволяющее определить значения макроэкономических параметров за определенный период с целью получения информации о результатах функционирования экономики. Динамические же модели представляют  прогнозное моделирование экономических явлений и процессов на основе определенных теоретических разработок [2].

 

 

 

 

 

 

 

1.ЗАВИСИМОСТЬ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ ОТ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

1.1.ПОНЯТИЕ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ. ЕЕ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ

В соответствии с законодательством Республики Беларусь занятость  определяется как незапрещенная законом деятельность граждан связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, как правило, приносящая доход. С точки зрения экономических позиций общества занятость – это деятельность трудоспособного населения  по созданию общественного продукта или национального дохода. Занятость показывает, как трудоспособное население обеспечено рабочими местами. 

Служба занятости играет в стране ту же роль, что отдел кадров на крупном предприятии, поскольку ее цель-управление занятостью, но в масштабах государства. Эти службы помогают:

  • тем, кто ищет работу или хочет пройти профессиональную переподготовку;
  • предприятиям, желающим идти в ногу с экономическим и технологическим развитием и расширяющим производство;
  • государству.
  • чтобы лучше знать положение на рынке труда, многие страны укрепляют свои службы занятости, отслеживая с их помощью влияние технологических изменений и структурной перестройки на занятость.

К занятому населению относятся в первую очередь работники по найму, а также лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, включая предпринимателей, занятых индивидуальной трудовой деятельностью и т.д.

В занятости как экономическом явлении выделяют два аспекта: количественный и качественный. По своему содержанию они соответствуют понятия полной и эффективной занятости [5].

Ситуация, при которой каждому желающему и способному трудиться предоставляется возможность заниматься каким-либо видом общественно-полезной деятельности, называется полной занятостью. При полной занятости предложение рабочей силы равно спросу на нее.

Эффективная же занятость означает такое распределение трудовых ресурсов, которое дает в каждый момент времени получить наибольший прирост материальных и духовных благ, предполагает эффективное использование в трудовом процессе каждого занятого.

При полной и эффективной занятости решаются две задачи:                       - создается достаточное количество рабочих мест                                                  -  обеспечивается необходимой рабочей силой предприятия и организации

Первая задача отражает интересы населения, проживающего на определенной территории, вторая – интересы отрасли или предприятий. Достижения  эффективной занятости – задача хозяйственных единиц, а полной занятости – задача государства

Виды занятости характеризуют распределение активной части трудовых ресурсов по сферам применения труда. По профессиям, специальностям.  

Виды занятости выделяют по следующим признакам:

  • по характеру занятости
  • работа на предприятиях всех видов
  • служба в армии
  • индивидуальная трудовая деятельность
  • ЛПХ

 

  • По принадлежности занятых к социальному слою
  • Инженерно-технические рабочие и служащие
  • Управленческий персонал

Файлы занятости представляют собой организационно-правовые способы и условия использования рабочей силы. В рамках каждого вида занятости труд людей организационно-правовых форм, различающиеся нормами регулирования продолжительности и режимов рабочего дня: регулярность или стабильность трудовой деятельности; местом выполнения работы.

Информация о работе Трудовое законодательство и политика занятости