Особенности политики занятости в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе рассматриваются вопросы об особенностях политики занятости в России и такие проблемы как:
1. занятость населения (под которой понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребностей в труде),
2. обеспечение рабочими местами,
3. государственное регулирование рынков труда и многое другое.

Оглавление

Введение.
1.Особенности безработицы в России
1.1Несбалансированность рынка труда. Направления и методы государственного регулирования рынка труда.
1.2Виды безработицы и методы ее государственного регулирования.
2.Особенности политики занятости в России.
2.1Занятость в производственной и непроизводственной сфере.
2.2Биржы труда и частные посреднические фирмы.
Заключение.
Список литературы:

Файлы: 1 файл

курсовая работа по Э. Т..doc

— 158.00 Кб (Скачать)

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО  Российский государственный торгово-экономический  университет

    Саратовский институт (филиал) 

    Кафедра внешнеэкономической деятельности 
     
     
     

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ТЕОРИИ 

    Тема: 
     
     

              Выполнил (а): студент (ка)

              Курс, факультет___________________

              Фамилия ____________________________

              Имя ____________________________

              Отчество ____________________________

              Номер зачетной книжки________

              Преподаватель:

              ученая  степень ________

              ученое  звание _________

              фамилия, инициалы_________________

 
 
 
 
 
 

      САРАТОВ 200__

    Тема  Особенности политики занятости в России. 

    План: 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         Введение.

     В данной курсовой работе рассматриваются вопросы об особенностях политики занятости в России и такие проблемы как:

      1. занятость населения (под которой понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребностей в труде),
      2. обеспечение рабочими местами,
      3. государственное регулирование рынков труда и многое другое.

     Проблема  рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В условиях переходной экономики эти проблемы проявляются особенно остро. В недалеком прошлом считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы как в экономическом, так и в правовом плане в нашей стране не рассматривались. К определенному моменту сложилась такая ситуация, что большинство развитых стран уже сформировали свой рынок труда, накопили опыт решения проблем занятости и научились сглаживать, возникающие при этом, негативные последствия.  
Актуальность темы определяется тем, что сфера занятости и безработицы является чрезвычайно важной и многоплановой областью российской экономической, социальной и общественно - политической жизни. Постоянное и масштабное регулирование занятости и безработицы, существующее в Российской Федерации, определяет многие тенденции в этой сфере, в частности, отражается на изменениях количества занятых и безработных, мобильности рабочей силы, масштабах и динамике показателей безработицы и занятости.  
           Социально-экономические преобразования в России на рубеже веков преследовали цель найти решение важнейших общественных проблем путем создания механизма равновесной экономики, правового государства на основе рыночных отношений и верховенства закона, обеспечивающего личную свободу и всестороннее развитие граждан. Однако отсутствие соответствующей концепции реформирования, которая бы выражала интересы основных слоев населения и была бы принята ими (с точки зрения смысла и целей, социальной цены реформ и т.п.) привели к негативным последствиям: падению объемов производства, снижению производительности труда, увеличению безработицы, которая приобрела характер открытой, хронической,    т.е. наиболее опасной, с социально-экономической точки зрения, формы.  
Экономическая наука не смогла в столь короткий срок создать теоретические основы и инструменты, позволяющие определить пути уменьшения негативных проявлений безработицы. В экономической литературе рассматриваются последствия безработицы, причины их появления и способы предотвращения. Но они не систематизированы, не выделены их положительные и отрицательные стороны, отсутствует научное обоснование применяемых методов по их изучению. Исследование предшествующего опыта решения проблемы безработицы показало неоднозначность проявления последствий безработицы как на уровне общества, предприятия, так и на уровне отдельной личности.  
             Одной из главных причин этого является отсутствие научно обоснованных мер и механизма их реализации, направленных на решение проблемы регулирования последствий безработицы в целом.  
Основополагающими понятиями в теории безработицы являются понятия безработицы, занятости, последствий безработицы и другие, содержание которых требует уточнения в свете происходящих в экономике изменений и наметившихся тенденций социального развития, когда условием экономического развития является регулирование социально-экономических процессов.
 

     Для составления курсовой работы использовались труды таких авторов как: В.Я.Иохин, Е. Борисов, А.С. Булатов, Н. Вишневская и другие. 

           1.Особенности безработицы в России1.1Несбалансированность рынка труда. Направления и методы государственного регулирования рынка труда.

       Сложившаяся в эпоху централизованного планирования структура размещения производительных сил отличалась исключительно высокой степенью специализации, так что последствия трансформационного кризиса для региональных рынков труда оказались далеко неодинаковыми. Его негативное воздействие на занятость сильнее всего сказалось на регионах с высокой долей концентрации предприятий легкой промышленности и машиностроения, где сброс объемов производства был максимальным. Особую остроту приобрела проблема безработицы в экономически наименее развитых частях страны, где возможности обеспечения занятости были ограничены. Наконец, ситуация на рынке труда заметно осложнялась территориальной изолированностью ряда регионов. Соответственно в относительно лучшем положении находились регионы, богатые природными ресурсами, с диверсифицированной структурой производства и благоприятными условиями для развития третичного сектора (торговли, финансовых услуг и т. д.).

       Выделяются  три основных группы территорий, где  уровень общей безработицы существенно превышает средне  российский. Во-первых, это район Северного Кавказа (Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия); во-вторых, так называемые старо промышленные регионы европейской части страны (Мурманская, Ивановская, Псковская области и др.); в-третьих, южная часть Сибири и Дальнего Востока (республика Алтай, Тыва, Бурятия, Амурская, Сахалинская и Еврейская автономная области). Как и в других странах с переходной экономикой, наиболее благоприятно на этом фоне выглядят крупнейшие мегаполисы (Москва, Санкт-Петербург), обладающие более  широким и разнообразным набором рабочих мест. Распределение регионов по уровню регистрируемой безработицы заметно отличается от их распределения по уровню общей безработицы, что свидетельствует об относительно слабой корреляции между этими показателями. По мере развития переходного кризиса различия в состоянии региональных рынков труда углублялись и приобретали устойчивый характер, чему способствовала низкая территориальная мобильность рабочей силы. Ее важнейшими ограничителями выступали сохраняющиеся административные барьеры, отсутствие надежной информации о возможностях трудоустройства в других регионах, неразвитость рынка жилья, недостаточная плотность транспортной сети, высокие издержки, сопровождающие перемену места жительства. Следует, однако, подчеркнуть, что с аналогичными проблемами сталкивались все переходные экономики и во всех них безработица распределяется по регионам крайне неравномерно.

       В России коэффициент вариации региональных уровней общей безработицы находился в пределах 24-36 процентах. При этом во всех переходных экономиках дифференциация региональных уровней безработицы, обозначившаяся в первые годы реформ, со временем не только не сглаживалась, но, напротив, становилась все глубже. Другими словами, действие рыночных сил, способных обеспечить более равномерное распределение спроса и предложения рабочей силы по регионам, было явно недостаточным.

       Направления и методы государственного регулирования рынка  труда.

      Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в России реформ. Надо сказать, что кое-что в этой области уже сделано. Принят Закон о занятости, создаются биржи труда (службы содействия найму), началась регистрация безработных. Но это действительно лишь начало.    Здесь разумно обратиться к апробированному опыту многих развитых стран. Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе, во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы, и, в-третьих, программы содействия найму рабочей силы. Кроме того, правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия безработным. В рамках этих программ в США, например, в послевоенный период были созданы сотни тысяч рабочих мест в государственном секторе (в сфере общественных услуг — образование, медицинское обслуживание, коммунальное хозяйство, а также в строительстве общественных зданий и сооружений и в ремонтно-восстановительных работах). С помощью этих программ уровень безработицы в конце 70-х гг. был искусственно занижен на 0,8 процентного пункта. Все более важное значение приобретает государственное содействие найму. Так, служба трудоустройства США, имеющая более 2500 местных агентств (бирж труда), занимается регистрацией безработных, пытается подыскать им вакансии, проводит тестирование претендентов на работу для определения их квалификации.    Что касается системы подготовки и переподготовки кадров, то ее основным звеном в СШÀ являются высшая и средняя школа, учебные курсы и центры частных корпораций. Государственная система профессиональной подготовки здесь развита гораздо слабее. 

     Законодательное регулирование занятости и безработицы  в России осуществляется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения  в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г., Положением о порядке регистрации безработных граждан и условий выплаты пособий по безработице, принятым Правительством РФ 17 ноября 1992 г., поправками к Закону о занятости от 1996 и 2003 гг., а также Трудовым кодексом; от 2001 г,

     В соответствии с российским законодательством Центр занятости, где зарегистрирован безработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения по возможности предложить ему два варианта подходящей работы, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии,.— два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы в пределах транспортной доступности.

     В случае невозможности предоставления указанным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации им может быть предложено пройти профессиональную подготовку или повысить квалификацию по направлению службы занятости. Кроме того, гражданам, ищущим работу, может быть предложено участие в общественных работах на добровольной основе.

     Решение о признании граждан безработными принимается центром занятости не позже 11 календарных дней со дня предъявления всех необходимых документов. При этом безработными не признаются те, кто отказался от двух предложенных вариантов работы, а также впервые ищущие работу, отказавшиеся от двух вариантов профессиональной подготовки.

     Решение о назначении пособия по безработице принимается центром занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категорий граждан, признанных в установленном порядке безработными:

  • уволенным с предприятий по уважительным поводам, имевшим до увольнения оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня, пособие выплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75% среднего заработка за последние два месяца работы, в течение следующих четырех месяцев — 60%, в дальнейшем — 45%, но во всех случаях не ниже минимального размера заработной платы, установленного законодательством РФ, и не выше прожиточного минимума в данной республике, крае или области; '
  • уволенным по собственному желанию без уважительных причин в течение всего предусмотренного законом срока уплачивается сумма пособия, равная 40% уровня регионального прожиточного минимума (поправка к Закону о занятости, принятая в январе 2003 г.);
  • уволенным за нарушение трудовой дисциплины выплачивается пособие в размере не более 30% регионального прожиточного минимума;
  • уволенным с предприятий на любых основаниях, но не имевшим за последний год 12 недель оплачиваемой работы, пособие выплачивается в размере минимальной заработной платы;

     • гражданам, ищущим работу впервые, а также стремящимся во 
зобновить трудовую деятельность после длительного (более одного 
года) перерыва, пособие по безработице выплачивается только в раз 
мере установленной законодательством минимальной заработной 
платы.

     Продолжительность периода выплаты пособия по безработице  не может превышать 12 календарных месяцев в суммарном исчислении. Выплата пособия прекращается в случаях трудоустройства безработного, прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки с выплатой стипендии, назначения ему пенсии.

     Государственное регулирование проблем занятости  и безработицы в Российской Федерации осуществляет Министерство труда и социального развития России, а также его органы на местах — центры и службы занятости (биржи труда). Это же ведомство разрабатывает и реализует общую государственную политику в области труда, развития трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров.

     Большинство экономистов полагают, что проблема безработицы и Других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств: стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров. 
 
 

           1.2Виды  безработицы и  методы ее государственного  регулирования.

     Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Как уже отмечалось, безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

     В России используются два статистических показателя безработицы. Применительно к стандартам Международной организации труда (МОТ) к безработным относятся лица, достигшие 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

  • не имели работы (доходного занятия);
  • занимались поисками работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия, (работодателю), использовали личные связи и другие способы, предпринимали шаги к организации собственного дела;
  • были готовы приступить к работе.

Информация о работе Особенности политики занятости в России