Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 19:54, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматриваются вопросы об особенностях политики занятости в России и такие проблемы как:
1. занятость населения (под которой понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребностей в труде),
2. обеспечение рабочими местами,
3. государственное регулирование рынков труда и многое другое.
Введение.
1.Особенности безработицы в России
1.1Несбалансированность рынка труда. Направления и методы государственного регулирования рынка труда.
1.2Виды безработицы и методы ее государственного регулирования.
2.Особенности политики занятости в России.
2.1Занятость в производственной и непроизводственной сфере.
2.2Биржы труда и частные посреднические фирмы.
Заключение.
Список литературы:
Источник:
Росстат.
1.3 Роль профсоюзов на рынке.
Важную роль на рынке труда играют профсоюзы. Профсоюзы – это объединение работников, обладающее правом на ведение переговоров с предпринимателем от имени и по поручению своих членов.
Цель профсоюза – максимизация зарплаты своих членов, улучшение условий их работы и получение дополнительных выплат и льгот. На конкурентном рынке профсоюзы действуют двояким образом: они стремятся либо к повышению спроса на труд, либо к ограничению предложения труда.
Повышение спроса на труд достигается путем увеличения спроса на продукт (реклама, использование политического лобби). Повышению спроса на труд способствует также рост эффективности и качества труда.
В результате повышения спроса на продукт кривая спроса сдвигается вверх. Если кривая предложения имеет положительный наклон, то это приводит к росту занятости и увеличению зарплаты, т.к. точка равновесия сдвигается вправо вверх с Е0 до Е1. Успех деятельности профсоюзов в значительной мере зависит от степени эластичности кривой предложения труда. Чем менее эластична кривая предложения, тем больше увеличится зарплата при несущественном росте числа занятых. Чем более эластична кривая предложения, тем меньше возрастет зарплата, но больше увеличится занятость (рис.1).
Рост зарплаты может быть достигнут и другим путем: ограничением предложения труда. Этого можно добиться включением данной специальности в список лицензируемых профессий, сокращением рабочей недели, запрете или уменьшении объема сверхурочных работ, понижении пенсионного возраста, сдерживании иммиграции иностранных рабочих.
В результате этих действий кривая предложения сдвигается влево, что приводит к сокращению количества занятых и повышению их зарплаты. Успех будет зависеть от эластичности кривой спроса. Чем менее эластична кривая спроса на труд, тем выше поднимается зарплата при незначительном сокращении занятых. Чем более эластична кривая спроса на труд, тем незначительнее будет рост зарплаты и существенно увеличение безработицы (рис.1).
Одним из направлений деятельности профсоюза является борьба за расширение государственного нормирования и регулирования труда. Важной составной частью такого нормирования является законодательство о минимуме зарплаты. Цель его заключается в установлении минимума зарплаты выше равновесного уровня. Средний уровень зарплаты при этом повышается, однако сокращаются и масштабы найма рабочих.
Повысить спрос на труд профсоюзам достаточно сложно: они не обладают особенно большими возможностями влияния на рынки товаров, откуда приходит спрос на рынок труда. И, тем не менее, один из способов решения такой задачи достаточно реален. Профсоюзы выступают за ограничение ввоза в страну импортных товаров. Это аргументируется тем, что если сократить импорт, то спрос на отечественные товары возрастет, а затем улучшатся условия для роста численности и зарплаты на внутреннем рынке труда.
С таких позиций выступают и российские профсоюзы, особенно в легкой промышленности, которая сильно страдает от импорта фирмами и «челноками» товаров из Китая, Турции и др. Однако такая позиция ведет к ослаблению конкуренции на внутреннем рынке, снижается качество продукции, сокращаются возможности продать ее в другие страны, а значит и спрос на труд для ее изготовления.
Кроме того, на ограничение импорта одной страной другие государства отвечают аналогичными мерами, а это сокращает экспорт и ухудшает условия на рынках труда для работников отраслей, ориентированных на вывоз товаров.
Что касается ограничения предложения труда, то оно обычно обеспечивается за счет того, что профсоюзы добиваются от работодателей согласия принимать на работу только членов союза. В России такая тактика почти не применяется, хотя весьма распространена за рубежом.
Профсоюзы для того, чтобы добиваться повышения зарплаты, выступают как единственный представитель своих членов при согласовании с предпринимателями условий труда и оплаты. Логика профсоюза проста: либо все его члены будут получать более высокую зарплату, либо начнется забастовка. Но никакой профсоюз не может лишить работодателей увольнять работников, если их труд становится невыгодным. А повышение зарплаты сверх уровня, который сложился бы на свободном рынке, может привести к росту числа таких невыгодных работников. Современные профсоюзы, в том числе и в России, уже нанимают экономистов, чтобы точно оценить величину зарплаты, которой можно добиться от работодателей, не создавая угрозу их разорения и массовых увольнений.
Сегодня в развитых странах профсоюзное движение пошло на спад. Главные причины тому:
Что касается России, то и здесь профсоюзное движение переживает кризис. Но причины его совершенно особые. Крах прежней политической системы общества вызвал и кризис профсоюзов. Многие из них практически исчезли, а на смену им стали формироваться новые. Они еще довольно слабы, но есть основания ожидать их укрепления в будущем. Ведь уровень доходов россиян пока очень низок, и страну ждут многочисленные забастовки с требованием повысить заработную плату. На волне таких забастовок и окрепнут российские профсоюзы.
Лишь
тогда, когда страна сумеет добиться существенного
роста благосостояния своих граждан, начнется
отмирание профсоюзов и в России. Жизнь
показывает: чем богаче страна, чем выше
в ней уровень благосостояния, тем спокойнее
строятся отношения на рынке труда, тем
реже и короче забастовки, тем меньше роль
профсоюзов и их численность.
2.Особенности политики занятости в России.
2.1Занятость
в производственной
и непроизводственной
сфере.
К рабочей силе в развитых странах, включая Россию, относят всех занятых (включая военнослужащих) и безработных. Синонимом данного понятия является категория «экономически активное население». В статистике под ней обычно подразумевается гражданская рабочая сила, т.е. за исключением военнослужащих.
Все занятые подразделяются на работающих полную и неполную рабочую неделю. По международной статистике, к первой категории относятся лица, проработавшие 35 ч и более в течение недели, а ко второй — проработавшие от 1 до 34 ч в неделю. Исходя из этого применяются различные показатели занятости: общая численность занятых, численность занятых в пересчете на полный рабочий день, отработанные за определенный период человеко-часы. В развитых странах с рыночной экономикой наемные работники составляют в среднем , 85—90 процентов экономически активного населения.
Занятость обеспечивается, если спрос населения на рабочие места удовлетворяется в рамках экономической целесообразности создания и использования рабочих мест. При этом подходящей считается работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом его подготовки, опыта работы, состояния здоровья и транспортной доступности рабочих мест. Следует отметить, что в России обозначилась проблема многократной и неформальной занятости в виде частично укрываемой трудовой деятельности, не облагаемой налогами. Неформальная занятость способна переходить в открытую безработицу, кроме того, она негативно воздействует на трудовую мораль, расширяет «теневую» экономику. Многократная занятость отягощает работников и снижает отдачу труда.
Существенно
меняется точка зрения на эффективную
занятость. На смену идеологии всеобщей
занятости всего
Значительные затраты, которые несут работодатели при попытках сократить лишнюю рабочую силу, приводят к тому, что они проявляют большую осторожность при найме дополнительных работников даже в периоды расширения производства. Законы о труде влияют на общий уровень занятости, в том числе и через механизм установления заработной платы. При жестких ограничениях на увольнения занятые работники получают больше возможностей для удовлетворения своих требований о повышении заработной платы. Вследствие снижения доли прибыли, которая идет на накопление, сокращаются возможности работодателя по созданию дополнительных рабочих мест. Если процесс увольнений связан со значительными трудностями, то это способствует укреплению положения профсоюзов, что также подталкивает вверх уровень оплаты труда.
Если значительные преимущества получают инсайдеры (как в плане сохранения занятости, так и опосредованно - в виде более высокой заработной платы), то конкурентоспособные позиции аутсайдеров рынка труда оказываются в значительной степени ослабленными. Поскольку работодатели знают, что расходы на увольнения до статочно велики, то они стараются избегать приема на работу менее квалифицированной и малоопытной рабочей силы, к которой в первую очередь можно отнести молодежь и женщин, а также работников старших возрастов и безработных. Это особенно верно для стран, где минимальные ставки оплаты труда зафиксированы на достаточно высоком уровне. Тем самым законодательство о защите занятости вместо того, чтобы устранять неравенство на рынке труда, становится источником его усиления. В условиях жестких норм, регулирующих увольнение, снижается также эффективность работы государственной службы занятости, так как сокращается число вакансий.
В
последние десять лет во многих странах
нормы трудового права подверглись значительным
изменениям, то есть страны действовали
в соответствии со Стратегией занятости.
Однако либерализация трудового законодательства
проявилась в виде снятия различных ограничений
в использовании срочных трудовых договоров,
в то время как нормы, регулирующие найм
и увольнение постоянных работников, практически
не изменились. Подобный подход привел
к появлению на рынке труда новых противоречий,
стал причиной углубления сегментированности
рынка труда: расширился разрыв в заработной
плате между постоянными и временными
работниками, последние оказываются в
дискриминируемом положении, реже участвуют
в программах повышения квалификации
отдельных компаний. В свою очередь, все
это приводит к сокращению перехода временных
работников на постоянную работу3.
2.2Биржы
труда и частные
посреднические фирмы.
Особое место в системе регулирования рынка труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействия найму), являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Она представляет собой специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. В СШÀ действует около 15 тыс. таких фирм. Основными направлениями деятельности бирж труда являются:
1) регистрация безработных;
2) регистрация вакантных мест;
3) трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу;
4)
изучение конъюнктуры рынка
5) тестирование лиц, желающих получить работу;
6) профессиональная ориентация и
профессиональная
7) выплата пособий.
Следует подчеркнуть, что в
современных условиях в