Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 12:04, курсовая работа
целью исследования является составление обще картины показывающей положение молодежи на рынке труда Омской области.
Основными задачами являются:
1.общий анализ занятости в регионе.
2.подробное изучение некоторых аспектов занятости молодежи в омской области.
3.изучения политики направленной на улучшение положения молодежи на рынке труда.
4.прогнозирование перспектив развития политики занятости.
Введение 4
Глава 1. Занятость как экономическая категория 6
1.1 Социально-экономическая сущность занятости населения 6
1.2 Проблема занятости молодежи. 9
1.3 Роль профессионального обучения для молодежи 13
Глава 2. Анализ состояния занятости молодежи в Омской области. 17
2.1. Анализ состояния молодежного рынка труда Омской области. 17
2.1.1. Анализ состояния занятости молодежи Омской области. 17
2.1.2. Анализ и динамика положения высших учебных заведений Омска в вопросе трудоустройства выпускников. 18
2.2. Направления работы служб занятости по трудоустройству молодежи в Омской области. 21
2.2.1. Организация ярмарок вакансий в Омской области. 21
2.2.2. Работа Омских служб занятости по трудоустройству населения. 22
2.2.3. Организация трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет 25
2.2.4. Организация трудоустройства молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет. 29
2.3. Значение профориентационной работы среди молодежи. 32
Глава 3. Перспективы занятости молодежи в Омской области. 37
3.1. Комплекс мероприятий по содействию занятости молодежи 37
Заключение. 43
Список литературы. 44
После завершения участия в программе 253 (47,1%) участников получили предложение продолжить работу на постоянной основе. По мнению многих работодателей, преимущество молодых специалистов в высокой обучаемости, владении современными знаниями, отсутствии профессиональных шаблонов и самое главное в большом желании получить работу.
Большое значение этой программы состоит в том, что работодатель заключает договор на определенный срок. За это время молодой специалист знакомится со своими функциями, проходит адаптацию в трудовом коллективе и у него есть возможность проявить свои деловые качества, а у работодателя есть время для оценки специалиста и принятия решения о дальнейших трудовых отношениях.
В 2007 году данная программа не проводилась. Это связано с несвоевременным получением средств из бюджета и с тем, что, несмотря на некоторые преимущества молодых специалистов, работодатели предпочитают брать на работу специалистов с опытом работы, так как не хотят тратить время и средства на обучение. По этому в 2007 году трудоустройство молодежи организовывалось так же, как и для других безработных граждан.
В общественных роаботах участвовали 12416 человек, в том числе по городу Омску – 4154 человека, по сельским районам области – 8262 человека (численность молодых людей по сравнению с 2006 годом увеличилась в 1,3 раза).
4,9
тыс. человек было направлено
на профессиональную подготовку
(38,6%), переподготовку (40,6%), освоение
второй смежной профессии (1,2%
Развивая формы сотрудничества с работодателями, в 2008 году удалось качественно изменить в центрах занятости с подбором молодежи постоянной работы: по итогам года трудоустроено на постоянное рабочее место на 18% больше, чем в 2007 году. В целом в 2008 году наблюдается рост трудоустройства молодежи по всем выбранным центрами занятости направлениям, дальнейшая тенденция роста ожидается и в 2010 году.
В настоящее время актуализируется проблема организации системы профориентации, отвечающей возросшим современным требованиям общества в качественной профориентационной помощи представителям различных возрастных групп и социальных слоев и, в особенности, молодежи.
Исследования показали, что, несмотря на существенное снижение в системе ценностных ориентаций молодежи значимости труда как базовой социальной ценности, перспективу своего социального становления юноши и девушки прочно увязывают с решением проблем профессионального выбора, возможностью самореализации в выбранной сфере трудовой деятельности, обретением желаемого социально-профессионального статуса [23, с. 26].
Источниками проблем незанятости молодого поколения являются: экономическая ситуация в регионе, демографические процессы, миграционная подвижность, межотраслевые сдвиги, консерватизм в деятельности работодателей, неумение молодых специалистов представить себя работодателям, завышенные требования к работе.
Главное место для современной молодежи при выборе профессии стали занимать такие факторы, как ее престижность и привлекательность. На сегодняшний день потребность в рабочей силе есть, но не в престижных специальностях, на которые ориентирована сегодняшняя молодежь; постоянным спросом на рынке труда пользуются рабочие строительных профессий, слесари, водители, машинисты, врачи, газоэлектросварщики, электромонтеры, плотники, токари. Не пользуются спросом товароведы, психологи, социальные работники, журналисты. Почти не пользуются спросом специалисты в области транспорта и связи, экономисты, юристы, менеджеры. Сейчас часто среди юношества можно услышать о желании стать юристом, экономистом и все реже – инженером, строителем. Имеет место повышенная ориентация на умственный труд и недостаточная направленность профессионального интереса на материальное производство [23, с. 26-27].
Очевидна
необходимость изменения и
Таблица 9.
Потребность в рабочей силе по отраслям
Отрасли | Количество предприятий | Потребность в рабочей силе, чел. | |
Всего | В т. ч. рабочих | ||
Всего | 63 | 720 | 616 |
В т. ч.
промышленность |
9 | 121 | 118 |
Транспорт и связь | 4 | 55 | 31 |
Строительство | 6 | 137 | 133 |
Торговля
и
общественное питание |
17 | 46 | 40 |
ЖКХ
и бытовое
обслуживание |
3 | 182 | 80 |
Здравоохранение,
социальное обеспечение, образование, наука |
11 | 119 | 73 |
Другие отрасли | 13 | 180 | 141 |
Профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда. Профессиональная ориентация – это введение в мир профессий, ориентация человека на определенную сферу, специальность для самоопределения и самореализации в сфере труда [23, с. 27].
Важнейшими направлениями профессиональной ориентации являются:
Профессиональная
информация – ознакомление различных
групп населения с современными видами
производства, состоянием рынка труда,
потребностями хозяйственного комплекса
в квалифицированных кадрах, содержанием
и перспективами развития рынка профессий,
формами и условиями их освоения, требованиями,
предъявляемыми профессиями к человеку,
возможностями профессионально-
Профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;
Профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
Профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями;
Профессиональная, производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма;
Психологическая поддержка – система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентаций и самосознания, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры [23, с. 27].
В
настоящее время молодежь, впервые
вступающая на рынок труда, не имеет
реального представления о его
состоянии и нуждается в
По проводимым в Омской области опросам молодые люди связывают выгоды выбранной специальности, прежде всего, с улучшением материального положения («профессия высоко оплачивается» - 65%), повышением социального статуса («вызывает уважение в обществе» - 56%), возможностью карьерного общества («можно сделать серьезную карьеру руководителя» - 48%). Содержание будущей профессиональной деятельности представляется достаточно смутно («имею представление о содержании будущей профессии» - 12%, «работа интересная и увлекательная» - 11%). Такое представление о будущей профессии, специальности порождает множество проблем при трудоустройстве молодежи. У молодых людей совершенно отсутствует реальная оценка своих способностей по овладению будущей специальностью («профессия соответствует моим возможностям и личностным качествам» - 1%), то есть выбор осуществляется без учета своих психологических и личностных особенностей [23, с. 28]. И как результат, наблюдается не высокие качественные характеристики образования молодых людей, которые не всегда удовлетворяют современным требованиям рынка труда.
Все
вышесказанное позволяет
В среднем в каждом районе области в профориентационные центры обращалось 2410 молодых людей, из них безработных – 907 человек. Наибольшее число обратившихся за профориентационными услугами в Тарском районе и Центральном округе г. Омска – 4581 человек и 12238 человек соответственно. Меньше всего обратившихся за данными услугами в Оконешниковском районе – 1163 человека. В клубы ищущих работу обращалось в среднем 155 молодых людей из них трудоустроились – 53 человека. Большая доля трудоустроенных среди всех обратившихся за профориентационными услугами достигнута в Полтавском районе – 45, 5%. Доля трудоустроенных по городу составила 58,7%, по области – 27,3%. По сравнению с 2006 г. Количество трудоустроенной молодежи при содействии Профцентра увеличилось на 6,9%.
На
сегодняшний день профориентационная
работа является одним из главных
направлений деятельности службы занятости.
Безработным гражданам
Концепция молодежной политики в Омской области на 2006 - 2010 годы (далее - Концепция) определяет стратегию и приоритетные направления молодежной политики. Она направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, на развитие и поддержку молодежных и детских общественных объединений.
Разработка Концепции обусловлена:
Цель Концепции - определение стратегии и приоритетных направлений реализации молодежной политики, направленной на создание правовых, социально-экономических, организационных условий для самореализации, социального становления молодых граждан, реализации ими конституционных прав и обязанностей.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
Информация о работе Специфика молодежной политики занятости в Омской области