Специфика молодежной политики занятости в Омской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 12:04, курсовая работа

Краткое описание

целью исследования является составление обще картины показывающей положение молодежи на рынке труда Омской области.

Основными задачами являются:

1.общий анализ занятости в регионе.
2.подробное изучение некоторых аспектов занятости молодежи в омской области.
3.изучения политики направленной на улучшение положения молодежи на рынке труда.
4.прогнозирование перспектив развития политики занятости.

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Занятость как экономическая категория 6
1.1 Социально-экономическая сущность занятости населения 6
1.2 Проблема занятости молодежи. 9
1.3 Роль профессионального обучения для молодежи 13
Глава 2. Анализ состояния занятости молодежи в Омской области. 17
2.1. Анализ состояния молодежного рынка труда Омской области. 17
2.1.1. Анализ состояния занятости молодежи Омской области. 17
2.1.2. Анализ и динамика положения высших учебных заведений Омска в вопросе трудоустройства выпускников. 18
2.2. Направления работы служб занятости по трудоустройству молодежи в Омской области. 21
2.2.1. Организация ярмарок вакансий в Омской области. 21
2.2.2. Работа Омских служб занятости по трудоустройству населения. 22
2.2.3. Организация трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет 25
2.2.4. Организация трудоустройства молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет. 29
2.3. Значение профориентационной работы среди молодежи. 32
Глава 3. Перспективы занятости молодежи в Омской области. 37
3.1. Комплекс мероприятий по содействию занятости молодежи 37
Заключение. 43
Список литературы. 44

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 312.00 Кб (Скачать)
 

      После завершения участия в программе 253 (47,1%) участников получили предложение продолжить работу на постоянной основе. По мнению многих работодателей, преимущество молодых специалистов в высокой обучаемости, владении современными знаниями, отсутствии профессиональных шаблонов и самое главное в большом желании получить работу.

      Большое значение этой программы состоит  в том, что работодатель заключает  договор на определенный срок. За это  время молодой специалист знакомится со своими функциями, проходит адаптацию  в трудовом коллективе и у него есть возможность проявить свои деловые качества, а у работодателя есть время для оценки специалиста и принятия решения о дальнейших трудовых отношениях.

      В 2007 году данная программа не проводилась. Это связано с несвоевременным получением средств из бюджета и с тем, что, несмотря на некоторые преимущества молодых специалистов, работодатели предпочитают брать на работу специалистов с опытом работы, так как не хотят тратить время и средства на обучение. По этому в 2007 году трудоустройство молодежи организовывалось так же, как и для других безработных граждан.

      В общественных роаботах участвовали 12416 человек, в том числе по городу Омску – 4154 человека, по сельским районам  области – 8262 человека (численность  молодых людей по сравнению с 2006 годом увеличилась в 1,3 раза).

      4,9 тыс. человек было направлено  на профессиональную подготовку (38,6%), переподготовку (40,6%), освоение  второй смежной профессии (1,2%), повышение квалификации (15,8%) и прохождение  стажировки (3,8%), из них 2,9 тыс.  человек (40,3%), проживающих в сельской местности [20, с. 70].

      Развивая  формы сотрудничества с работодателями, в 2008 году удалось качественно изменить в центрах занятости с подбором молодежи постоянной работы: по итогам года трудоустроено на постоянное рабочее место на 18% больше, чем в 2007 году. В целом в 2008 году наблюдается рост трудоустройства молодежи по всем выбранным центрами занятости направлениям, дальнейшая тенденция роста ожидается и в 2010 году.

2.3. Значение профориентационной работы среди молодежи.

      В настоящее время актуализируется проблема организации системы профориентации, отвечающей возросшим современным требованиям общества в качественной профориентационной помощи представителям различных возрастных групп и социальных слоев и, в особенности, молодежи.

      Исследования  показали, что, несмотря на существенное снижение в системе ценностных ориентаций молодежи значимости труда как базовой  социальной ценности, перспективу своего социального становления юноши  и девушки прочно увязывают с  решением проблем профессионального выбора, возможностью самореализации в выбранной сфере трудовой деятельности, обретением желаемого социально-профессионального статуса [23, с. 26].

      Источниками проблем незанятости молодого поколения  являются: экономическая ситуация в  регионе, демографические процессы, миграционная подвижность, межотраслевые сдвиги, консерватизм в деятельности работодателей, неумение молодых специалистов представить себя работодателям, завышенные требования к работе.

      Главное место для современной молодежи при выборе профессии стали занимать такие факторы, как ее престижность и привлекательность. На сегодняшний день потребность в рабочей силе есть, но не в престижных специальностях, на которые ориентирована сегодняшняя молодежь; постоянным спросом на рынке труда пользуются рабочие строительных профессий, слесари, водители, машинисты, врачи, газоэлектросварщики, электромонтеры, плотники, токари. Не пользуются спросом товароведы, психологи, социальные работники, журналисты. Почти не пользуются спросом специалисты в области транспорта и связи, экономисты, юристы, менеджеры. Сейчас часто среди юношества можно услышать о желании стать юристом, экономистом и все реже – инженером, строителем. Имеет место повышенная ориентация на умственный труд и недостаточная направленность профессионального интереса на материальное производство [23, с. 26-27].

      Очевидна  необходимость изменения и направления  в другое русло профориентационной работы среди юношества, молодежи.

      Таблица 9.

      Потребность в рабочей силе по отраслям

Отрасли Количество предприятий Потребность в рабочей силе, чел.
Всего В т. ч. рабочих
Всего 63 720 616
В т. ч.

промышленность

9 121 118
Транспорт и связь 4 55 31
Строительство 6 137 133
Торговля  и

общественное  питание

17 46 40
ЖКХ и бытовое

обслуживание

3 182 80
Здравоохранение,

социальное  обеспечение, образование, наука

11 119 73
Другие  отрасли 13 180 141
 

      Профессиональная  ориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда. Профессиональная ориентация – это введение в мир профессий, ориентация человека на определенную сферу, специальность для самоопределения и самореализации в сфере труда [23, с. 27].

      Важнейшими  направлениями профессиональной ориентации являются:

      Профессиональная информация – ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;

      Профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;

      Профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;

      Профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями;

      Профессиональная, производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма;

      Психологическая поддержка – система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентаций и самосознания, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры [23, с. 27].

      В настоящее время молодежь, впервые  вступающая на рынок труда, не имеет  реального представления о его  состоянии и нуждается в подробной  информации.

      По  проводимым в Омской области опросам молодые люди связывают выгоды выбранной специальности, прежде всего, с улучшением материального положения («профессия высоко оплачивается» - 65%), повышением социального статуса («вызывает уважение в обществе» - 56%), возможностью карьерного общества («можно сделать серьезную карьеру руководителя» - 48%). Содержание будущей профессиональной деятельности представляется достаточно смутно («имею представление о содержании будущей профессии» - 12%, «работа интересная и увлекательная» - 11%). Такое представление о будущей профессии, специальности порождает множество проблем при трудоустройстве молодежи. У молодых людей совершенно отсутствует реальная оценка своих способностей по овладению будущей специальностью («профессия соответствует моим возможностям и личностным качествам» - 1%), то есть выбор осуществляется без учета своих психологических и личностных особенностей [23, с. 28]. И как результат, наблюдается не высокие качественные характеристики образования молодых людей, которые не всегда удовлетворяют современным требованиям рынка труда.

      Все вышесказанное позволяет сделать  вывод о необходимости создания четкой системы профориетационной  работы среди юношества, молодежи, которая  включала бы в себя профессиональную информацию, профессиональную консультацию, профессиональный отбор и подбор, психологическую поддержку.

      В среднем в каждом районе области  в профориентационные центры обращалось 2410 молодых людей, из них безработных  – 907 человек. Наибольшее число обратившихся за профориентационными услугами в Тарском районе и Центральном округе г. Омска – 4581 человек и 12238 человек соответственно. Меньше всего обратившихся за данными услугами в Оконешниковском районе – 1163 человека. В клубы ищущих работу обращалось в среднем 155 молодых людей из них трудоустроились – 53 человека. Большая доля трудоустроенных среди всех обратившихся за профориентационными услугами достигнута в Полтавском районе – 45, 5%. Доля трудоустроенных по городу составила 58,7%, по области – 27,3%. По сравнению с 2006 г. Количество трудоустроенной молодежи при содействии Профцентра увеличилось на 6,9%.

      На  сегодняшний день профориентационная работа является одним из главных  направлений деятельности службы занятости. Безработным гражданам оказываются  услуги по многим направлениям, проводятся различные мероприятия по трудоустройству.  
 
 

Глава 3. Перспективы занятости  молодежи в Омской области.

3.1. Комплекс мероприятий по содействию занятости молодежи

     Концепция молодежной политики в Омской области  на 2006 - 2010 годы (далее - Концепция) определяет стратегию и приоритетные направления молодежной политики. Она направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, на развитие и поддержку молодежных и детских общественных объединений.

     Разработка Концепции обусловлена:

  1. пониманием важности государственной поддержки молодых граждан в современных условиях социально-экономического развития общества, в обеспечении их образования, воспитания и развития на этапе социального становления, в процессе включения в социально-профессиональную деятельность, создания семьи, проявления социальных, гражданских инициатив, реализации ими своих прав и обязанностей;
  2. повышением ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, активизации их взаимодействия на принципах сотрудничества и партнерства с организациями и физическими лицами по вопросам защиты прав и законных интересов молодых граждан, стимулированию их самостоятельности и созидательной активности;
  3. признанием роли молодежи как стратегического ресурса развития общества. 
             Основная цель и задачи Концепции

     Цель  Концепции - определение стратегии  и приоритетных направлений реализации молодежной политики, направленной на создание правовых, социально-экономических, организационных условий для самореализации, социального становления молодых граждан, реализации ими конституционных прав и обязанностей.

     Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

  1. совершенствование нормативных правовых актов Омской области в сфере молодежной политики;
  2. создание условий для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров органов управления молодежной политики в Омской области;
  3. развитие инфраструктуры социальных учреждений для молодежи в Омской области;
  4. развитие системы информационного сопровождения и методического обеспечения реализации молодежной политики в Омской области.

Информация о работе Специфика молодежной политики занятости в Омской области