Образование и молодежная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, государство, общество должно быть заинтересовано в эффективном функционировании социальных структур, возникающих в процессе материального и духовного воспроизводства населения, а следовательно, задача управления процессами социализации индивидов, в том числе и политической, должна обретать стратегическую значимость. Последнее обстоятельство связано с тем, что успешность социализации есть свидетельство интеграцией ценностных стандартов общества со структурой усвоенных личностью потребностей и установок, а значит, служит залогом устойчивости социальной системы и ее дальнейшего развития.

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 358.50 Кб (Скачать)

Глава 1. Молодежь как социальная группа 

          Современное российское общество  переживает ряд глубоких реформ  во всех сферах жизни: создание  основ рыночной экономики, гражданского  общества и правового государства.  Масштабность и глубина происходящих  в России перемен свидетельствуют о процессах модернизации, затрагивающие интересы всего общества. В связи с этим необходимо  рассмотреть вопросы о воздействии этих реформ на положение наиболее динамичной социальной группы населения- молодежи, потому что именно молодежь претерпевает значительные изменения в своих интересах, взглядах, ценностях, культуре. От того, каковы позиции молодого поколения, каков его облик, зависит социальное развитие общества в целом, энергия, мировоззрение; нравственное здоровье молодых определяет судьбу, будущее народа.  Проблема социального выбора молодежи всегда остро стояла в переломные моменты истории отдельных государств и народов. В начале текущего столетия эта проблема принимает глобальный характер, так как от социальной ориентации молодежи таких крупных государственных образований к которым продолжает относится Россия зависит будущее развитие Земной цивилизации в целом.

       Молодежь характеризуется как  социальная группа, выделенная на основе возрастных характеристик и отличающаяся от других социальных групп своими: положением в обществе, ценностями, интересами, потребностями.  Молодежный возраст большинство социологов определяет с 16 до 29 лет включительно. С.И.Иконникова и В.Т.Лисовский, рассматривая молодежь как поколение, считают, что существенным признаком поколения является не только возраст, но единство убеждений, целей, общность переживания и отношения к жизни.  С возрастом поколение не утрачивает социальных черт, воспитанных эпохой.  Общность убеждений, интересов, ценностей, стремлений, симпатий – важный показатель позиции молодежи в обществе.   В.Чупров отмечает, что “…отличительное социальное качество молодежи… определяется способностью молодого поколения унаследовать и воспроизводить сложившуюся… структуру общественных отношений ”.

          Исследованием  проблем молодежи  занимаются ИСПИ РАН под руководством  профессора В.И.Чупрова и мониторинг  НИЦ при Институте молодежи  под руководством Б.А.Ручкина,  В.А.Родионова.

          Под молодежью в настоящее  время в соответствии с действующими нормативными документами РФ понимаются граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно, то есть социально активная часть населения, которая представляет собой наиболее перспективную часть наших граждан, желающих обеспечить реализацию своих интересов. Для этой социальной группы характерно: физиологическое взросление; завершение формирования личности; вступление на полноправной основе в основные сферы общественной жизни (экономику, политику, семейные отношения).

        Молодежь принято делить на четыре возрастные группы:

1. 14-16 лет - подростки. Это возраст продолжения полового созревания, 
параллельно которому происходит становление   других биологических систем 
организма.   Для  этого  возраста  характерны  максимальные диспропорции  в 
уровне   и   темпах   физиологического   и   психологического   развития.   Это   в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, 
находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства.

2. 17-19   лет   -   юношество.  Биологически   это   период   завершения 
физического созревания, возраст самоопределения - начала самостоятельной 
профессиональной деятельности или  выбора и  осуществления качественно 
новой  профессиональной  учебы.   Начинается  разделение  жизненных  путей 
юношей   и   девушек,   что   в   последующем   приводит   к   более   глубокой 
экономической,  политической  и культурной дифференциации среди них.  В 
этом возрасте начинается процесс социализации - происходит приобретение 
почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется  диапазон 
общественно-политических    ролей    и    связанных    с    ними    интересов    и 
ответственности.

3. 20-24 года - собственно молодежь.   Человек в этом возрасте, являясь взрослым в физиологическом отношении, продолжает процесс социализации. Эту возрастную группу прежде всего составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи.

4. 25-30 лет - старшая молодежь. В этом возрасте на основе личного 
опыта производственной  и семейной  жизни,  а также участия  молодежи в 
политических    отношениях    завершается    процесс    формирования    зрелой 
личности. Молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных 
семьях. Они уже нашли свой путь в жизни.

     Молодое поколение выполняет особые социальные функции, которые никто другой выполнить не может. Порой они бывают неоднозначны и противоречивы.

     Во-первых, молодёжь наследует достигнутый уровень развития общества и государства и уже сегодня формирует в себе образ будущего, несёт функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества.

     Во-вторых, как и любая социальная группа, молодёжь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда полностью совпадают с целями и интересами всего общества.

     В-третьих, в силу объективных причин молодёжь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизнь, молодёжь является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации.

     В-четвёртых, с одной стороны, молодёжь является главным участником социальной мобильности и экономической инициативы, с другой стороны ей присуще неполное включение в существующие социально-экономические и политические отношения.

     В-пятых, молодёжь - это социальный слой общества, который с одной стороны является источником социально-экономического и духовного возрождения России, а с другой - источником пополнения криминала, наркомании, социальной напряжённости.

            В зависимости от качества  реализации этих функций, молодёжь  может явиться фактором как ускорения, так и торможения общественного развития.

Это зависит  от того, насколько молодёжь:

-   знает,  разделяет  и  принимает  цели  и  задачи  государственного  и общественного развития, связывает  с ними свои жизненные перспективы;

-  обладает  необходимыми   качествами   (физическими,   личностными, 
образовательными, профессиональными) для решения стоящих задач;

- обеспечена  необходимыми ресурсами и возможностями  для активного 
включения в решение задач повышения конкурентоспособности страны.

     Особую значимость данной проблеме придают динамизм и  противоречивость социально - экономических процессов в нашем обществе в период его реформирования. Наиболее уязвимой социальной группой в этих процессах вновь оказывается молодежь; именно она наименее экономически самостоятельна, наименее консолидирована, испытывает сильный прессинг со стороны различных политических сил и движений, не обладает четкими социальными ориентирами, сама находится в ситуации жизненного самоопределения. В тоже время, только молодые поколения способны преодолеть идеологические и психологические стереотипы, сформировать новые системы ценностных ориентации, создать идеалы гражданского общества будущего. Для этого у молодых людей есть все объективные предпосылки: творческий характер мышления и деятельности, высокая социальная и экономическая мобильность, психологическая гибкость, стремление к поискам ответов на смысложизненные вопросы, желание практически воплощать в жизнь систему новых ценностей, открытость к восприятию новых нетрадиционных массивов знания и т.п.

        

1.1. Методологические  аспекты исследования  молодежи как системы 

     В современной научно литературе существует множество подходов к исследованию проблем развития молодежи и, следовательно, масса различных определении сущности понятия «молодежь».

     Традиционным является стратификационный подход, при котором молодежь определяется как особая социально-демографическая группа, ограниченная возрастными рамками, со своими специфическими социальными ролями, статусом и социальными позициями.

     Близок к нему психофизиологический анализ молодежи основанный на понятии «молодость» как обозначении периода развития человеческой личности между половым созреванием и полной зрелостью. В качестве его дальнейшего развития в социальной философии выделяют социально-психологический подход описывающий молодежь как людей определенного возраста (обычно это интервал 14-29 лет) со своими биологическими и психологическими отношениями.

      Отдельной      группой      представлены      ролевой,      субкультурный    и конфликтологический подходы. Первый описывает «молодость» как особую поведенческую фазу в жизни каждого человека, когда человек не играет больше роли ребенка и в тоже время не является полноправным  носителем  ролей  взрослых людей.  Конфликтологический подход также  опирается   на  понятие   «молодость»   как   период   в   жизни человека   полный   стрессов,   проблем,   конфликтов   с   самим   собой   и  обществом и в этом плане чрезвычайно важный для каждого человека. На этом фоне молодые люди образуют особую социальную группу со своим специфическим образом жизни, стилем поведения, культурными нормами и ценностями (субкультурный подход).

         Непосредственно    к   этим    подходам    примыкает   субъективный. Молодость это особое ощущение мира, себя, устремленность в будущее, оптимизм, жизнелюбие, жажда деятельность и интеракционистский  подход

        Каждый из перечисленных выше  подходов фиксирует особенности  изучения молодежи и феномена  молодости в конкретных научных дисциплинах, при решении конкретных исследовательских задач.

         Развитие социологического интегративного подхода в настоящее время предполагает проведение «поколенческого анализа молодежи с присущими ему качествами поколенческого положения, поколенческой взаимосвязи и поколенческого единства. Опираясь на идеи, высказанные в частности К.Манхаймом, Г.Шельским, современная социология молодое поколение рассматривает как единство реальное на основе осознания его членами их взаимосвязи и как единство формальное, как принадлежность к данному поколению в исторически временном ряду (хронологический период жизни и деятельности, общность решаемых в нем задач, общность социальных и экономических условий проживания в данный период, общий жизненный опыт и т.п.).

         В отечественном обществоведении  советского периода понятие «молодежь»  употреблялось в нестрогом расширительном  его смысле. Традиционный методологический  подход определял молодежь как  людей еще не ставших взрослыми.  В основе лежала подмена психофизиологическими особенностями особенностей социальных, преувеличение социальной и культурно-идеологической гомогенности (однородности) молодежи.

    Молодежь закономерно является сложным неоднородным социальным образованием, так как существует в таком же неоднородном обществе.

      Исследователи отмечают, что «настало  время говорить о принципиально  новом открытии молодежи, главным  в котором является установление  точки зрения на молодежь как  на наиболее ценный для трансформирующегося  общества период жизни человека, в котором он более чем когда-либо стремится к самоопределению, самоутверждению, саморазвитию и самореализации»1.

    Молодежь - это специфическая социально-демографическая группа в структуре общества, выделяемая на основе определенных, присущих только ей характерных однородных признаков (возраст, духовный мир, интересы, социальные ценности, устремления, поступки, характер поведения и т.д.), являющаяся активным участником социальных взаимоотношений и на определенных этапах своего становления являющаяся объектом или субъектом общественного воздействия.

     Как показывают исследования, менталитет молодежи начинает формироваться на этапе так называемой первичной социализации, социальным переходом, то есть необходимостью принятия решений и осуществления выбора в самом широком смысле этого слова: дальнейшего образования, профессии, друзей, любимых, системы ценностей и идеалов, образа жизни, формирования собственного взгляда на мир и поиска своего места в нем. Наиболее специфичным признаком и основной направленностью менталитета молодых людей в этот период является устремленность в будущее.

           Социальный переход с одной  стороны предполагает завершение  физического созревания, а с другой, социальное и личностное самоопределение,  нравственный, духовный и мировоззренческий поиск. В этом плане можно вполне согласиться с точкой зрения И.С.Кона, который подчеркивал, что промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет особенности его психики. С одной стороны, его волнуют проблемы собственной автономии по отношению к старшим, с другой, определения своего места во взрослом мире.

Информация о работе Образование и молодежная политика