Образование и молодежная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, государство, общество должно быть заинтересовано в эффективном функционировании социальных структур, возникающих в процессе материального и духовного воспроизводства населения, а следовательно, задача управления процессами социализации индивидов, в том числе и политической, должна обретать стратегическую значимость. Последнее обстоятельство связано с тем, что успешность социализации есть свидетельство интеграцией ценностных стандартов общества со структурой усвоенных личностью потребностей и установок, а значит, служит залогом устойчивости социальной системы и ее дальнейшего развития.

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 358.50 Кб (Скачать)

         Для того чтобы позитивные  тенденции были доминирующими,  требуется активная воспитательная  и пропагандистская работа.

    Кроме того, необходимо:

-заложить  в основание инновационной активности  ценности созидания, 
творчества и общественного служения;

-создать  условия и систему специальных  форм поддержки социально 
значимых инициатив молодёжи.

       Воспитательно-образовательная функция ВУЗа:

-организация,  внедрение и развитие прогрессивной  системы подготовки подрастающего  поколения к современной жизни;

-трудовое, гражданское, патриотическое, нравственное и физическое воспитание молодого поколения;

-формирование  у него высокой общей культуры;

- формирование  активной гражданской жизненной  позиции, закладывающей основы способности самостоятельно решать большую часть своих социально-экономических проблем;

-поддержка  талантливой и одаренной молодежи всех возрастов, включая детей и подростков.

     Принципами воспитательной политики  государства  в отношении молодежи  по мнению ученых является:

-гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, любви к Родине, сочетание обучения и воспитания;

-гуманизм, духовность, демократизм, патриотизм, конкурентоспособность, толерантность, индивидуализация, вариативность;

-связь воспитания с жизнью;

-единство  воспитания и деятельности человека;

- гуманность;

-единство  воспитания и самовоспитания; 
-комплексный подход к направленности, содержанию и организации воспитательной работы;

-создание  условий для адаптации, социализации  и гражданского становления,   духовно-нравственного   и   патриотического   воспитания  молодёжи;

-создание  условий для более полного  включения молодёжи в социально-экономическую, политическую и духовно-культурную жизнь;

-решение  демографических проблем и проблем  здоровья подрастающего поколения;

-создание  и расширение возможностей молодого  человека в выборе своего жизненного  пути, достижения личного и общественного успеха;

-решение  вопросов профессионального развития  и занятости молодёжи, молодёжного предпринимательства, деловой и гражданской активности молодёжи;

-содействие  духовно-интеллектуальному и физическому  развитию молодёжи, развитие художественного  и научно-технического творчества, массовых видов молодёжного спорта и туризма, международных обменов;

-правовая  защита и социальная поддержка  молодёжной общности и молодёжных  организаций и объединений;

-реализация  инновационного потенциала молодого  поколения в интересах общественного развития и развития самой молодёжи и т.д.

        Основными составляющими реализации в воспитательной функции ВУЗов являются следующие направления:

Здоровье 

       Основные понятия направления  «Здоровье»: психическое и физическое здоровье, культура сохранения собственного здоровья и здоровья других людей, традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья, гигиена, гармония души и тела, воля и волевые качества человека для сохранения здоровья.

Формы работы в направлении «Здоровье»:

-спортивные  конкурсы,  спартакиады, встречи  с выдающимися спортсменами;

-беседы, дискуссии по следующим темам:  «Спорт в моей жизни», «Великие  спортсмены моей страны и мира»,  «История видов спорта», «Спортивные столицы мира», «Трудные судьбы большого спорта», «Спорт в нашей семье», «Как заниматься спортом без ущерба здоровью, «Спорт и интеллект— понятия совместимые?», «Экстремальные виды спорта. Что стоит за этими   словами?» «Красивый спорт и грубый спорт» «Вредные привычки. Как от них избавиться?»

походы  выходного дня, туристические походы, дни здоровья;

-ведение  книги  спортивных рекордов  студентов на спортивных площадках  города;

-встречи  с медицинскими работниками, интерактивные  игры, индивидуальные и групповые консультации по вопросам пола;

Интеллект

Основные  понятия направления «Интеллект»:  умственное развитие, культура умственного  труда, умственные способности, уровень  интеллектуального развития (IQ), креативность, практический интеллект, социальный интеллект, кругозор, интеллектуальный потенциал.

Формы работы в направлении «Интеллект»:

-внутриколлективные  конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления,

интеллектуальные  марафоны;

-интеллектуальные  бои, ринги, дебаты, научно —  исследовательские конференции.

Общение

Основные  понятия направления «Общение»: эмоции и чувства, рефлексия, сочувствие и сопереживание, умение управлять собой.

Формы работы в направлении «Общение»:

-спецкурсы,  интерактивные игры по проблеме  «Общение»;

-тренинги  общения; 

-праздники,  конкурсы.

Нравственность

Основные понятия направления «Нравственность»: нравственный выбор, нравственное просвещение и нравственное поведение, выдающие люди и их нравственные ценности, самоактуализация и самореализация, жизненные ценности и правила, знание этических учений, нравственный опыт.

Формы работы  в направлении «Нравственность»:

-тренинги  нравственного самосовершенствования

-экскурсии,  знакомство с историческими и  памятными местами страны, города.

-поисковая  работа, создание музеев.

-шефская  работа в детских домах, больницах, детских садах, хосписах.

-изучение  нравственного наследия писателей  и поэтов страны.

Досуг

Формы работы в направлении «Досуг»:

-празднование  памятных дат в жизни студентов;

-празднование  памятных дат календаря;

-посещение  театров, музеев, выставок;

-театрализованные представления;

-фестивали,  презентации; 

- конкурсы  талантов, марафоны.

Гражданин

Основными понятиями в направлении «Гражданин»  является формирование у студентов  соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах  поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.

   

3.2. Доступность высшего  образования и  его качество. Общее  и профессиональное  образование. 

   

       Студенты ВУЗов  составляют наиболее образованную часть молодежи и должны быть информированы о целях государственной молодежной политики, о деятельности правительства, направленной на поддержку и развитие подрастающего поколения.

       Годы реформ показали, что высшее образование, современная профессия не дают гарантии жизненного успеха, но помогают легче приспособиться к переменам, позволяют увереннее смотреть в будущее. Большая часть студенчества рекрутируется сегодня из материально благополучных семей. Естественно, что они более других групп склонны одобрить происходящие в стране преобразования.

      В значительной мере высокий  уровень безработицы среди выпускников  высших учебных заведений обусловлен  структурным несоответствием профиля  выпускников потребностям рынка труда. Увеличивая количество учебных мест, надо готовить не специалистов с образованием вообще, а тех профессий, которые в перспективе будут востребованы на рынке труда, для чего необходим реальный прогноз востребованности квалифицированных кадров на несколько лет.

       Отмечается несоответствие уровня  квалификации выпускников требованиям  работодателей - отсутствие опыта  принятия самостоятельных решений,  недостаток знаний, необходимых  для работы в рыночных условиях, отсутствие практических навыков по полученной профессии. Время требует соответствующего уровня квалификации, куда входят обязательными элементами компьютерная грамотность, знание иностранных языков, умение постоянно обновлять свои знания, стремление к совершенствованию своего профессионального уровня. Сама система обучения практически не способна это сформировать, что в первую очередь связано с катастрофически низким финансированием.

       Изучение ситуации на рынке  труда показывает, что у специалистов  с высшим образованием возникают  проблемы с трудоустройством (невостребованными оказываются каждый десятый выпускник технического университета и каждый двадцатый - педагогического). Постоянно возрастает средняя продолжительность безработицы выпускников вузов (за 1999-2000 г.г. - с 4 до 8 месяцев). В значительном числе случаев трудоустройство оказывается не связанным с профилем полученной специальности. Беспрецедентно низкий уровень оплаты труда специалистов с высшим образованием общеизвестен. В связи с такими предложениями на рынке труда логично ожидать снижения спроса молодежи на услуги высшей школы (именно в соответствии с рыночными стандартами поведения). Однако предложение на рынке труда падает, а спрос на высшее образование неуклонно растет

В российской системе высшего образования  сформировались две подсистемы: одна — элитного образования, характеризующегося высоким качеством предоставляемых услуг, и другая — массового высшего образования невысокого качества. Высшее образование низкого качества можно с некоторыми допущениями назвать относительно доступным. Возможности же получения образования, обеспечивающего высокое качество профессиональной подготовки будущих специалистов, по-видимому, сократились для большей части населения. Разные граждане и разные социальные группы имеют неодинаковые возможности получения высшего образования.

     Дифференциация в доступности высшего образования определяется различиями между людьми по целому ряду характеристик, к числу которых относятся:

- уровень способностей;

- качество полученного общего образования;

- объем и качество полученных дополнительных образовательных услуг (дополнительные предметы в школах, курсы для подготовки в вуз, услуги репетиторов и т.п.);

- уровень информированности о возможностях обучения по различным специальностям в различных вузах;

- физические возможности (например, наличие инвалидности, не влияющей на способность к усвоению знаний, но ограничивающей возможность участия в учебном процессе);

- состав семьи, уровень образования и социальный капитал ее членов;

- экономическое благосостояние семьи (уровень доходов и др.);

место жительства;

Информация о работе Образование и молодежная политика