Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:20, курсовая работа
Таким образом, государство, общество должно быть заинтересовано в эффективном функционировании социальных структур, возникающих в процессе материального и духовного воспроизводства населения, а следовательно, задача управления процессами социализации индивидов, в том числе и политической, должна обретать стратегическую значимость. Последнее обстоятельство связано с тем, что успешность социализации есть свидетельство интеграцией ценностных стандартов общества со структурой усвоенных личностью потребностей и установок, а значит, служит залогом устойчивости социальной системы и ее дальнейшего развития.
Данные
социологического мониторинга (
Как видно из приведенных данных, возрастные
молодежные сообщества живут проблемами,
характерными для своего возраста. Скажем,
что достаточно большая зависимость 17-летних
(в том числе и материальная) от родителей
отодвигает проблему денег на 3-е место,
в то время как для 31-летних имеет место
обратная ситуация.
2.2. Государственная молодежная политика и пути решения молодежных проблем
Российская молодежь в своем большинстве принимает идеи демократического общества, свободы мнений, свободы выбора собственного пути. По социально-политическим установкам и ценностным ориентациям она поддержала демократические преобразования. Как реальность сегодня в России большинством молодежи признается свобода выражения своих политических взглядов, возможность поступать в соответствии с совестью и убеждениями, более трети ценят возможность участия в выборах и воздействия на политическую ситуацию в стране. Молодежь является политическим резервом, прежде всего для сил, заинтересованных в проведении реформаторского курса.
В основной массе молодежи
преобладают настроения и
высказались 78 % 17-летних; 68 % 24-летних; 64 % 30-летних).
Молодежь - важнейший источник формирования новых социальных структур и слоев, ее трудовая активность реализуется в значительной степени в негосударственном секторе экономики. Заметен ее вклад в развитие предпринимательства. Происходит становление рыночных стандартов поведения (экономическая свобода действий, способность к риску).
Для современного поколения молодых россиян свойственны фрагментарность «картины мира», сочетание в общественном сознании различных философских, религиозных, технократических представлений, стереотипов, суждений.
До недавнего времени улучшению демографического потенциала страны содействовал значительный приток людей в Россию из стран СНГ и Балтии. С 1992 по январь 1998 года в страну переселилось более 5 млн. человек, из которых более трети составляла молодежь в возрасте от 18 до 30 лет, а многие семьи переселенцев имеют еще 2-3 детей. Однако миграция из ближнего зарубежья сокращается и уже на сегодняшний день не восполняет естественную убыль населения России.
Обращает на себя внимание резкое сокращение числа браков. Согласно данным обследований, проведенных в крупных городах Российской Федерации, треть всех разводов приходится на семьи, существующие менее года, треть - на семьи с брачным опытом от года до пяти лет. Большинство разводов (70 %) приходится на молодые семьи. Как в городе так и в сельской местности увеличивается число рождений детей у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке. В силу сочетания высокой смертности, в том числе в репродуктивном возрасте, разводов, прерванного сожительства, утери нравственных опор, связанных с материнским и отцовским долгом, ежегодно около 500 тыс. детей остаются без одного из родителей, 533 тыс. детей - сироты.
В
молодежной среде не
Основой жизненного успеха и его составляющих российской молодежью сводится к наличию денег, получению образования, соответствующей карьеры, к возможности «жить в свое удовольствие». В выборе средств достижения этих целей за последние 10 лет произошел серьезный сдвиг в сторону нелегитимных способов овладения возможностями «наслаждаться жизнью». Разумеется, в духовной жизни появились и соответствующие представления, оправдывающие этот сдвиг и тем самым поощряющие молодых людей к асоциальной жизни: крайне индивидуалистические, анархические и т.д. Представим, каково их будущее?
Социальная сила таких доктрин зависит от суждения или расширения социальной базы, желающей изменить порядок вещей радикальными средствами. Надо предполагать, что в ближайшей перспективе (5-10 лет) ввиду продолжающегося системного кризиса в России и ужесточении жизненной борьбы людей сохраниться или даже частично усилится возбужденное состояние умов, требующее интеллектуальных рецептов выхода из такого состояния.
Не исключено, однако, что нынешнее «ненормальное» состояние общества со временем будет восприниматься и оцениваться как «нормальное», поскольку перманентный кризис общества обуславливает и изменение ценностных опор жизнедеятельности народа, являющихся духовными эталонами при истолковании массовым сознанием социальных фактов.
Проведенный анализ можно конкретизировать на основе представлений
17-летних респондентов об образе своей личности, которого они хотели бы достичь через 15 лет.
На вопрос: «Какими бы Вы хотели видеть себя через 15 лет?»
а) 74,5% ответили: человеком, у которого крепкая семья и хорошие дети;
б) 71,5% -материально хорошо обеспеченными;
в) 49,5% - профессионалом в своем деле;
г) 44,5% - здоровым, физически сильным;
д) 30,2% - свободным, независимым человеком;
е) 24,2% - человеком с чистой совестью.
Как видим, приведенные данные не подтверждают оценки многих представителей старшего поколения о развивающейся бездуховности молодежи. Ясно, что акценты жизненных ожиданий молодежи заметно сместились - усиливается требовательность к себе в вопросах подготовки к жизни в трансформирующемся обществе, что и заставляет ее ставить перед собой задачи по овладению современными образованием и профессией. Современной молодежи присуще также стремление к большой жизнестойкости, у нее упрочняются надежды лишь на себя и своих близких, и надо понять, что это естественно для условий физического выживания, в которых она оказалась. Разумеется, серьезно тревожит усиливающаяся неразборчивость в средствах достижения ими «жизненного успеха». Многое здесь продиктовано тем, что наше общество, словесно и наглядно провозглашая современные ценностно-нормативные координаты людей, ввиду ослабления социального контроля совершенно не достаточно заботится об идейной, моральной и даже правовой регламентации способов достижения молодежью своих жизненных целей. Наше общество в прошедшие 10 лет наглядно показало и даже, кажется, убедилось, что отрыв свободы от ответственности на практике приводит к хаосу в социальной жизни.
Участие государства в социальной сфере, регулирование социальных условий жизни населения, целенаправленная работа по реализации программных целей социального развития, поддержки отдельных групп населения - представляет собой государственную социальную политику. В конкретном проявлении социальной политики выделяется три уровня: федеральный, региональный и местный. Федеральный уровень обеспечивает выделение приоритетов и программных целей социального развития, общих механизмов их реализации. На региональном уровне социальная политика осуществляется с учетом уровня экономического развития региона, его историко-культурных и этнических особенностей. На местном - происходит решение конкретных проблем населения региона.
Глава
3. Образование и молодежная
политика
3. 1. Концепция модернизации российского образования.
Воспитательно-образовательные функции ВУЗов
Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.
Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.
XXI век требует принципиально иных подходов к образованию. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. Но для этого, естественно, недостаточно наличия в системе только преподавателя и учебника (понимаемого расширительно, как система средств обучения), отражающих одну точку зрения, принятую в обществе. Необходимо широкое информационное поле деятельности, различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие ученика к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции. Для этого необходимы и адекватные поставленной цели методы и средства обучения.
В данном контексте высшее учебное заведение призвано решать такие задачи, как распространение знаний и привитие навыков у студентов в использовании потенциала политической психологии; организация и проведение фундаментальных и (или) прикладных научных исследований, направленных на решение политических и социально-психологических проблем; удовлетворение потребностей обучаемых в гармоничном духовно-нравственном, политико-правовом, социально-психологическом и профессиональном развитии в процессе обучения в высшем учебном заведении и др.
Современная система образования, опираясь на традиционные источники информации требует расширения информационного поля. Такая система требует и другой дидактической системы, иных методов и технологий обучения, адекватных личностно ориентированному подходу в образовании. В последние годы к этим источникам прибавился еще один мощнейший информационный резервуар — Интернет, глобальная телекоммуникационная сеть, охватывающая все развитые страны мира. Информационный потенциал Интернета просто неисчерпаем. Здесь можно не только получить любую интересующую вас информацию, но и поделиться собственной информацией с пользователями сети по всему миру. С появлением сети Интернет создалась принципиально новая ситуация и в системе образования.
Это возможность общения со всем миром. Возможность получения не только официальной информации из средств массовой информации, поскольку большинство газет, журналов здесь значительно доступнее, чем в печатном виде (всего не купишь), но и неофициальной информации в ходе личностного общения (через электронную почту, аудио- и видеоконференции, chat-технологии) с гражданами любой другой страны. Это возможность пользования базами данных научных и информационных центров по всему миру, информацией, располагаемой на сайтах самых различных учреждений, в том числе огромного количества образовательных учреждений. Это возможность совместных проектов с учащимися других школ различных регионов нашей страны и зарубежных стран. Это возможность диалога культур, ибо при таком непосредственном общении люди получают возможность не просто познакомиться друг с другом, но и познакомиться с другой культурой, с особенностями менталитета граждан других государств. Это возможность найти основы для понимания друг друга, а следовательно, и уважения чужой культуры, чужих традиций через это понимание. Наконец, это возможность получения образования на расстоянии, в любых образовательных учреждениях нашей страны или зарубежных стран. Трудно перечислить все возможности в области образования, которые может предоставить Интернет.
Между тем в последние годы
можно говорить о качественном
улучшении деятельностных и
-молодёжь
легче, чем старшее
поколение, адаптируется
к новым
социально-экономическим условиям. Для
неё свойственна особая активность в развитии
частного сектора экономики, престижных
областях деятельности с
высокой оплатой труда и высокими
квалификационными требованиями. В
молодёжной среде созревает мощный инновационный
потенциал, растёт число
молодых людей, выбирающих новаторство
в качестве модели решения своих
проблем;
-в
молодёжной среде растёт
самостоятельность, практичность
и
расчётливость, ответственность
за свою судьбу, реальная
оценка своих возможностей,
мобильность, восприимчивость
к новому, адаптивность
к жизненным переменам;
-увеличивается
престижность образования,
растёт экономическая
заинтересованность в сохранении своего
здоровья, как основы материального
благополучия;
-
усиливаются патриотические