Образование и молодежная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, государство, общество должно быть заинтересовано в эффективном функционировании социальных структур, возникающих в процессе материального и духовного воспроизводства населения, а следовательно, задача управления процессами социализации индивидов, в том числе и политической, должна обретать стратегическую значимость. Последнее обстоятельство связано с тем, что успешность социализации есть свидетельство интеграцией ценностных стандартов общества со структурой усвоенных личностью потребностей и установок, а значит, служит залогом устойчивости социальной системы и ее дальнейшего развития.

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 358.50 Кб (Скачать)

- другие факторы.

         Факторы социально-экономической дифференциации весьма существенно ограничивают для широких слоев населения доступность вузов, особенно учреждений, предоставляющих образовательные услуги высокого качества. При этом наибольшие ограничения возникают в связи с различиями в:

- уровне доходов домохозяйств: наихудшими возможностями поступления в вузы обладают члены малообеспеченных семей;

- месте проживания: в самом худшем положении оказываются жители сельской местности и малых городов, а также жители депрессивных регионов; на доступность высшего образования оказывает влияние и дифференциация регионов по обеспеченности вузами;

- уровне полученного общего среднего образования: наблюдается дифференциация школ по качеству обучения, при этом 
снижение уровня подготовки в одних сочетается с наличием ограниченного числа «элитных» школ, качество подготовки выпускников которых растет.

     Уровень семейных доходов оказывает влияние на доступность высшего образования как прямо, определяя возможности оплаты собственно обучения, так и косвенно. Косвенное влияние связано, во-первых, с возможностями осуществления, помимо собственно затрат на обучение, расходов на проезд к месту обучения для иногородних, издержек на обеспечение жизнедеятельности студента во время обучения — затрат на жилье, питание и т.п.  Во-вторых, это влияние выражается в зависимости между уровнем благосостояния семьи и социальным и человеческим капиталами, которые передаются по наследству и выступают факторами дифференциации доступа к высшему образованию.

        К числу социально ущемленных в возможностях получения высшего образования можно предположительно отнести следующие категории лиц:

выпускники сельских школ;

выпускники  «слабых» школ в разных населенных пунктах;

жители  отдаленных населенных пунктов и  регионов;

жители  регионов со слабой образовательной  инфраструктурой;

жители  депрессивных регионов;

члены бедных семей;

члены неполных семей;

члены социально неблагополучных семей;

беспризорные  дети;

выпускники  детских домов.

инвалиды;

мигранты;

представители   национальных  и   религиозных   меньшинств.

       Степень развития и качество  национальной системы образования являются одним из главных критериев уровня экономического развития страны. Отношение общества к этой сфере деятельности может быть выражено через долю государственных расходов на нее в валовом внутреннем продукте. Эта пропорция в России ниже, чем в развитых странах, и составляет 3,6 %, тогда как в США — 4,8 %, во Франции — 5,8, в Италии —4,6, в Германии — 4,5, в Канаде — 5,4%. К расходам государства на содержание учреждений образования следует добавить средства, которые направляет на эти цели непосредственно население.

        Высокая ориентированность россиян на получение образования сохранилась, несмотря на ухудшение экономической ситуации и условий жизни в стране и не допустила развала системы образования, а те кризисные явления, которые наблюдались в первой половине 1990-х годов, уже к концу XX в. были в основном преодолены. Услуги в области образования за последние 10 лет стали довольно выгодным бизнесом, в который вовлечены большие ресурсы. Увеличилось число негосударственных высших учебных заведений, доля которых в численности студентов достигла 14 %, и на 100 государственных вузов сегодня приходится 60 негосударственных.

        Средние специальные и высшие учебные заведения за последние 10 лет существенно изменили отраслевую специализацию выпуска специалистов и расширили набор образовательных услуг. К 1995 г. довольно резко сократился выпуск специалистов по инженерно-техническим и сельскохозяйственным профессиям, увеличился выпуск экономистов и специалистов в области управления, гуманитариев.

        В последнее время у российских студентов появились более широкие возможности по обучению в других странах по программам университетского или эквивалентного ему образования.

      Социологические исследования показывают, что россияне относятся к получению образования преимущественно утилитарно. Оно является не столько самостоятельной ценностью, сколько средством для достижения более высоких позиций в обществе, связанных с материальным благосостоянием и властью. В какой-то степени образование используется как средство подъема в социальной иерархии и доступа к более высоким позициям еще с советских времен. Однако в последние годы произошел заметный сдвиг в целевых ориентациях россиян, и на сегодняшний день ценность образования подчинена задачам обогащения. Иными словами, образование ценится в той мере, в какой оно приносит доход и повышает статус; если оно не приносит таких результатов, его ценят довольно невысоко.

                                                                                                                                                      Вставка       

    Какие же жизненные цели, с  точки зрения россиян, чаще  всего  ставит перед собой современная молодежь?

    Более половины опрошенных (53%) убеждены, что главная цель молодых — обогащение, достижение материального благополучия («все хотят стать миллионерами»; «жить лучше родителей»; «денежный вопрос — самый важный"). Другие цели назывались значительно реже (данные в  % от числа опрошенных):   

   образование ………………………………...19    

   работа, карьера………………………………………………........17       

   самореализация ……………………………………………………….4

   удовольствия, развлечения, веселье………………………........4

   создание собственной семьи……………………………………...3

   обретение свободы, независимости, самостоятельности…....1

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

        В общественном мнении присутствует понимание того, что жизненный успех человека (в том числе материальный) зависит от наличия у него диплома об образовании и от престижности этого диплома. Если в первой половине 1990-х гг. торжествовал взгляд, что для успеха в жизни образование необязательно, то сегодня его обязательность редко кем ставится под сомнение.

       Ориентация на образование и  продолжение его после школы у молодых россиян и их родителей во многом связана именно со стремлением расширить возможности достижения более высокого статуса. Молодежь, в принципе, не против получить при этом еще и знания — однако знания только такие, которые будут напрямую способствовать реализации ее статусных устремлений. Другие знания, менее «практичные», зачастую не находят в ней отклика (Таблица).  

      Таблица
          Мнения молодежи о ценности высшего образования , в % ответов  
Высшее  образование — это...              Бывшие выпускники  
               средних 

                   школ

ссузов ПУ
,, .необходимо для того, чтобы сделать  карьеру 57,9 40,0 42,1
...средство, необходимое для получения интересной работы 53,7 54,3 57,9
...дает  базу знаний, без которой дальнейшее  занятие научной деятельностью  невозможно 29,5 34,3 42,1
...это  ценность сама по себе 24,2 14,3 5,2
...дает  возможность получить отсрочку  от службы      
в Вооруженных силах 14,7 2,9 26,3
...расширяет  возможности выбора партнера      
для семейной жизни 10,5 2,9
...является  в нашей семье традицией, нарушать      
которую я не хочу / не могу 8,4 5,2
 

       Утилитарное отношение к образованию оказывает мощное давление на учебные заведения — от школы до вуза, подталкивая их к «практической» переориентации учебных курсов на основе текущей рыночной полезности.

Что касается юношей, то их стремление к поступлению в вузы и готовность родителей оказать им в этом всемерное содействие связаны также с таким важным фактором, как предоставление студентам отсрочки от призыва в армию. Рост конкурсов в вузы в последние годы был отчасти обусловлен и этим фактором.

      Тяга к образованию соединяется  в сознании молодежи с пониманием того, что знание как таковое не гарантирует высокого, а часто и сколько-нибудь достойного социального положения: для большинства профессий, связанных с производством, воспроизводством и применением знания (таких, как школьные учителя, преподаватели вузов, врачи, ученые, инженеры, многие категории высококвалифицированных рабочих и т. д.), характерен низкий уровень оплаты труда. Стремления работать в этих профессиях в настоящее время почти не наблюдается. Даже получив специализированную подготовку для работы в этих родах занятий, молодежь зачастую делает выбор в пользу более перспективных карьер, не связанных с полученными в учебных заведениях знаниями. Капитал профессиональных знаний не находит применения и безвозвратно теряется.

        Молодое поколение, вступающее сегодня во взрослую жизнь, нацелено на успех, выраженный прежде всего в материальном достатке и высоком уровне потребления. Получение хорошего образования расценивается как всего лишь одно из средств достижения жизненного успеха. Инструментальное отношение к знанию в сочетании с неравенством в сфере образования, охватившим все ее ступени {от начальной школы до вуза и докторантуры), ведет к концентрации в учебных заведениях, дающих лучшие шансы на жизненный успех, молодых людей (прежде всего из состоятельных слоев общества), использующих диплом как трамплин для занятия высоких социальных позиций, в которых полученные ими профессиональные знания уже не требуются. Многие поступают в учебные заведения и учатся в них вовсе не ради знаний.

        В вузах происходит передача накопленного в обществе научного знания от поколения к поколению, и от того, насколько эффективно оно передается, зависит состояние интеллектуального потенциала общества. Знания передаются эффективнее всего, если у студентов есть сильные личные мотивы к овладению ими. Насколько эти мотивы у них выражены?

       Исследования показывают, что обучение в вузе в значительной степени подчинено у студентов более важной ценности: повышению будущего статуса и перспективе успешной карьеры. Оценивая роль высшего образования, студенты указывают прежде всего на его инструментальную значимость, видя в нем средство, позволяющее получить привлекательную работу и сделать хорошую карьеру; овладение знаниями и высокая профессиональная подготовка уступают в значимости перспективам, открывающимся благодаря диплому, и порой менее значимы, чем отсрочка от призыва в армию. Для тех, кто учится по выбранной специальности, получение знаний в вузе может быть очень важным; для тех, кто учится в вузе в основном ради диплома, ради избежания армейской службы или ради откладывания на будущее нелегкой проблемы трудоустройства, овладение собственно знаниями отходит на второй план. Между тем собираются работать по изучаемой в вузе специальности далеко не все студенты. Опрос московских студентов (2001) показал, что планируют работать по специальности лишь 60%; 10% опрошенных не связывали свою будущую жизнь с изучаемой профессией, а 29% затруднились ответить. Следует иметь в виду, что студенты не всегда адекватно оценивают ситуацию на рынке труда и, получив специальность, часто не находят соответствующей ей работы. В этих условиях становятся типичными случаи, когда студент, эмоционально вложившись в учебу и получив диплом, не находит возможности применить полученные знания, или когда студент, трезво и цинично оценивающий невостребованность знаний как таковых, отказывается тратить силы и время на серьезное и глубокое овладение профессией.

Информация о работе Образование и молодежная политика