Образование и молодежная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, государство, общество должно быть заинтересовано в эффективном функционировании социальных структур, возникающих в процессе материального и духовного воспроизводства населения, а следовательно, задача управления процессами социализации индивидов, в том числе и политической, должна обретать стратегическую значимость. Последнее обстоятельство связано с тем, что успешность социализации есть свидетельство интеграцией ценностных стандартов общества со структурой усвоенных личностью потребностей и установок, а значит, служит залогом устойчивости социальной системы и ее дальнейшего развития.

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 358.50 Кб (Скачать)

       Иерархия ценностей студентов тяготеет к следующей формуле: диплом важнее знаний, а выгодная работа важнее диплома. Это никак не способствует нормальному воспроизводству интеллектуального капитала в обществе.

      Примечательно, что студентов научные и преподавательские карьеры не привлекают. Хотя 27% студентов ориентированы на обучение в аспирантуре, из них только 22% собираются заниматься наукой (6% от общего числа студентов) и только 14% — преподаванием (4% от числа студентов). Иначе говоря, лишь треть потенциальных аспирантов нацелена на карьеры, предполагаемые учебой в аспирантуре. Сферы науки и образования, имеющие ключевое значение для общества б XXI в., испытывают острый дефицит высококвалифицированных кадров. 

3.3. Политическое участие молодежи 

         То, каким будет политическое сознание и поведение, вовлеченность и степень активности, идентификация с теми или иными политическими партиями и группами представителей молодого поколения, во многом зависит именно от этого эталона, транслируемого институтами и агентами политической социализации. 

Таблица  

Можно ли в настоящее время говорить о политической пассивности
  молодежи?  
  (в % к  числу опрошенных)  
-Да     -45
- Нет     -28
- Затрудняюсь ответить   -27
 

        Таким образом, демократизация и проведение курса рыночных реформ, с одной стороны, позволило каждому человеку стать социально и политически активным, выражать свое мнение, в той или иной мере влиять на политическую ситуацию в стране, с другой - повлекло за собой разрушение прежних стереотипов мышления и поведения, системы сложившихся ценностей. Сейчас на первое место выходит индивидуализм, забота человека прежде всего о собственном материальном и духовном благополучии. При этом первое является главенствующим. В силу своих социальных и психологических особенностей молодежь наиболее остро ощущает эти перемены и в то же время быстро приспосабливается к новым условиям жизни. На современном этапе из основных целей жизнедеятельности молодого поколения являются получение престижного образования и высокого уровня материального достатка, независимо от способов их достижения. Политические процессы и другие события не привлекают внимания молодежи, если непосредственным образом не затрагивают ее собственные интересы.

        Все это является еще одним доказательством политической пассивности молодежи и определения роли молодого поколения как объекта политики.

        Однако, происходящие изменения в различных сферах жизнедеятельности российского общества требуют противоположной социальной позиции человека, характеризующейся активной и сознательной деятельностью. Это значит, что необходимо систематическое и полное изучение процесса политической социализации с целью выявления актуальных проблем и эффективных путей их преодоления.

        Среди основных причин политической пассивности опрошенная молодежь называет:

- политическую неграмотность -   30%

- неверие в свои силы в сфере политики .  -   19%

- наличие у молодежи безответственного отношения

к себе и к будущему -   15%

- состояние общей пассивности населения страны -   13%

- недостаток объективной политической информации -   12%

        Очевидно, что эти показатели напрямую связаны с состоянием нашего общества и его последствиями. Государство дало людям различные права, свободы, способствующие расширению границ социализации личности, однако «не научило» ими пользоваться.

        Активное участие личности в политической жизни общества предполагает наличие определенных предпосылок (материально-бытовых, социально-культурных и политико-правовых).

        Опыт показывает, что для участия человека в нормальной политической деятельности необходимо первичное удовлетворение его потребностей в продуктах питания, жилищно-бытовых условиях, достижении определенного уровня образовательной подготовки, общей и политической культуры. Именно комплекс этих гарантий предоставляет человеку возможность занять активную общественную позицию.

        Таким образом, государство, общество должно быть заинтересовано в эффективном функционировании социальных структур, возникающих в процессе материального и духовного воспроизводства населения, а следовательно, задача управления процессами социализации индивидов, в том числе и политической, должна обретать стратегическую значимость. Последнее обстоятельство связано с тем, что успешность социализации есть свидетельство интеграцией ценностных стандартов общества со структурой усвоенных личностью потребностей и установок, а значит, служит залогом устойчивости социальной системы и ее дальнейшего развития.

        Естественно, что «успех» или «неудача» политической социализации зависит также и от методов и средств, применяемых для ее осуществления. Это требует разработки программы политической социализации вступающих в жизнь молодых поколений, что немыслимо без создания образа человека будущего поколения, с его правами и предъявляемыми к нему требованиями.

Информация о работе Образование и молодежная политика