Резервы и пути увеличения объёмов производства и реализации продукции ЧПУП «Агута» в условиях инновационной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2015 в 23:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является планирование объёмов производства и реализации продукции на основе теоретического материала и анализа деятельности ЧПУП «Агута» и его совершенствование.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие
задачи:
рассмотреть сущность анализа объема производства и реализации продукции;
проанализировать организационно-экономическую характеристику организации;

Оглавление

Введение
3
1 Роль и значение анализа объёмных показателей в повышении эффективности хозяйственной деятельности промышленной организации

6
1.1 Система показателей производства и реализации продукции промышленной организации

6
1.2 Методики анализа и планирования объёмов производства и реализации продукции организации

12
2 Анализ показателей производства и реализации продукции промышленной организации

22
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЧПУП «Агута»
22
2.2 Оценка показателей производства и реализации продукции ЧПУП «Агута»

27
2.3 Анализ влияния основных факторов на количественные показатели деятельности ЧПУП «Агута»

33
3 Резервы и пути увеличения объёмов производства и реализации продукции ЧПУП «Агута» в условиях инновационной экономики

41
Заключение
44
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 303.30 Кб (Скачать)

В ходе анализа часто применяется способ сравнения. Сравнение - ранний и наиболее распространенный способ анализа, сущность которого можно раскрыть из его определения. Сравнение – это научный метод познания, когда в процессе изучения неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изученными ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними. С помощью сравнения определяется общее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития.

В экономическом анализе способ сравнения считается одним из важнейших: с него и начинается анализ, он используется для решения всех задач как основной или вспомогательный способ. Существует несколько форм сравнения: сравнение с планом, с прошлым, с лучшим, со средними данными, сравнение разных вариантов решения экономических задач.

При способе сравнения широко применяется представление данных в табличной форме. Способы табличного отражения аналитической информации используются как на этапе подготовки данных для анализа, так и для оформления результатов анализа.

Это наиболее рациональная и удобная для восприятия форма представления аналитической информации об изучаемых явлениях при помощи цифр, расположенных в определенном порядке. Аналитическая таблица представляет собой систему мыслей, суждений, выраженных языком цифр. Она значительно выразительнее и нагляднее словесного текста. Показатели в ней располагаются в более логичной и последовательной форме.

Графики представляют собой масштабное изображение показателей, чисел с помощью геометрических знаков (линий, прямоугольников, кругов) или условно-художественных фигур. Они имеют большое иллюстративное значение. Благодаря им изучаемый материал становится более доходчивым и понятным. Графики имеют и большое аналитическое значение. В отличие от табличного материала график дает обобщенный рисунок положения и развития изучаемого явления, позволяет зрительно заметить те закономерности, которые содержит числовая информация. На графике более выразительно проявляются тенденции и связи изучаемых показателей. Основные формы графиков, которые используются в анализе, - это диаграммы и линейные графики.

При анализе выполнения договорных обязательств и реализации продукции применяется балансовый способ.

Также в ходе анализа применяются способы детерминированного факторного анализа. Практически в каждом разделе анализа применяется способ цепных подстановок – наиболее универсальный для всех способов элиминирования. Он состоит в последовательных промежуточных расчетах (подстановках), в которых происходит последовательная замена базисной величины исследуемого фактора на его фактическую величину, все остальные показатели остаются неизменными. Еще одним способом, применяемым в расчетах, является способ абсолютных разниц, который может применяться в мультипликативных и смешанных моделях.

На этапе установления резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности требуется использование способов детерминированного и стохастического факторного анализа.

Таким образом, на основе этих способов и приемов анализа, можно составить целостную картину изменений объемов производства и реализации, проследить их зависимость от других факторов, определить резервы и выявить тенденции и перспективы развития.

Для того, чтобы проанализировать показатели производства и реализации продукции необходимо представить их в виде системы показателей, для чего применяется системный подход. Системный подход – это направление в методологии исследования, которое базируется на изучении производства и реализации как сложных систем, состоящих из отдельных элементов с многочисленными внутренними и внешними связями. Системный подход позволяет глубже изучить эти объект, получить более полное представление о них, выявить причинно-следственные связи между отдельными частями объектов. Главные особенности системного подхода - это динамичность, взаимодействие, взаимозависимость и взаимосвязь элементов системы, комплексность, целостность, соподчиненность, выделение ведущего звена.[16, C.36]

Целью развития систем производства и реализации является то, что на основе выявленных связей можно определить каким образом тот либо иной элемент системы влияет на результативный показатель. При изменении результативного показателя и определении причин этих изменений в первую очередь и нужно обратить вынимание на показатели системы, что позволяет решить задачи поиска резервов производства и реализации, оценки влияние каждого показателя на результативные, и принятия управленческого решения для устранения негативных тенденции в том направлении, где это необходимо.

Таким образом, можно отметить, что производство и реализация тесно взаимосвязаны между собой, и если какой либо фактор повлиял на объем производства, то он повлияет и на объем реализации.

При изменении результативного показателя и определении причин этих изменений в первую очередь и нужно обратить вынимание на показатели системы, что позволяет решить задачи поиска резервов производства и реализации, оценки влияние каждого показателя на результативные, и принятия управленческого решения для устранения негативных тенденции в том направлении, где это необходимо. При изучении системы производства и реализации нужно отметить, что эти показатели находятся в непосредственной зависимости между собой (рисунок 1.1).

Объем производства влияет на объемы реализации, поэтому в системе реализации продукции уже можно отразить взаимосвязь двух систем – производства и реализации (рисунок 1.4). Из системы видно, что реализация продукции определяется такими показателями:

  • отгрузка продукции;
  • остатки готовой продукции на складе на начало отчетного периода;
  • выпуск продукции;
  • остатки готовой продукции на складе на конец отчетного периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.4 - Схема факторной системы объема реализации продукции

Примечание. Источник: [5, с.537].

А в свою очередь выпуск продукции, который является одним из элементов в системе реализации, зависит от таких элементов как трудовые ресурсы, средства труда, предметы труда, которые в свою очередь зависят от численности персонала и производительности труда, размеров основных средств и фондоотдачи, размеров потребленных материальных ресурсов и материал отдачи. После того как подобраны показатели, которые способны дать наиболее полную и качественную оценку всем элементам, разработана общая схема по элементам и отражены связи между элементами необходимо представить в общем виде экономико-математическую модель системы. Факторы изменения объема реализации продукции рассчитывается балансовым приемом.

Так как выручка на организации определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс произведенной продукции, отражающий взаимосвязь показателей реализации имеет следующий вид:

 

                                        (1.1)

                                       (1.2)

 

где РП - реализованная продукция;

ГПН, ГПК – остатки готовой продукции на складе соответственно на начало и конец периода;

ТП – выпуск продукции.

 

Немаловажное внимание уделяется и факторам, определяющим объем производства продукции. Их можно объединить в три группы:

  1. обеспеченность организации трудовыми ресурсами, где выпуск продукции представляется таким образом:

 

                                        (1.3)

Тогда реализацию продукции можно отразить следующим образом

 

                                                 (1.4)

где Ч – среднесписочная численность работников организации;

ГВ – среднегодовая выработка продукции одним работником;

Дрп – доля реализованной продукции в объеме выпущенной продукции отчетного периода.

    1. обеспеченность организации основными средствами, тогда выпуск продукции выражается таким образом:

                                          (1.5)

 

Реализацию, исходя из данной формулы, можно представить таким образом:

 

                                                                                    (1.6)

                           

где ОСП – среднегодовая сумма основных средств организации;

ФО – фондоотдача основных средств.

 

    1. обеспеченность производства сырьем и материалами:

 

                                                                                         (1.7)

                                                                     (1.8)

                                                 

где МЗ – сумма потребленных материальных ресурсов;

МО – материалоотдача (производство продукции на рубль материальных затрат).

Помимо этих трех направлений в ходе анализа будут применяться следующие формулы.

При изучении производства продукции и зависимости его от удельного веса каждого вида, а также цены каждого вида выпускаемой продукции, можно применять следующую факторную модель:

 

                                                                     (1.9)

 

где ВПобщ - объем производства товарной продукции в стоимостном выражении;

ПНнатур - объем производства в натуральном выражении;

Уді - удельный вес i-го вида продукции;

Ці - цена i-го вида продукции.

 

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической.

 

                                                               (1.11)

                                                                         (1.12)

                            где Твп — темп роста объема выпуска продукции;

ТРП — темп роста объема продаж;

Тпр — темп прироста.

темп роста за n год.

 

Можно отметить, что производство и реализация тесно взаимосвязаны между собой, и если какой либо фактор повлиял на объем производства, то он повлияет и на объем реализации.

 

                             Кас = ВПрасч / ВПбаз                                                       (1.13)

 

Реализация продукции в сопоставимых ценах рассчитывается по следующей формуле:

                           РП соп.ці = (Рпі / Іці) × 100 ,                                          (1.14)

 

где РП соп.ці - реализация продукции за i-ый год в сопоставимых ценах;

Рпі - реализация продукции в i-ом году по действующим ценам;

Іці - индекс цен в i-ом году по отношению к базисному.

 

Проследив взаимосвязь реализации и остатков готовой продукции на складе на начало и конец периода, можно четко определить, что, если остатки готовой продукции на складе на начало периода превышают норму, то в предыдущем периоде наблюдалось снижение темпов реализации, что является негативным для организации и говорит о неправильном определении объема производства и возможных сбоях в договорах с покупателями. Если же остатки готовой продукции на складе на конец периода сверхнормативные, то в отчетном периоде наблюдалось снижение реализации, если конечно на это снижение не повлиял слишком большой объем остатков готовой продукции на складе на начало периода и значительное увеличение объемов производства продукции в отчетном периоде. В свою очередь увеличение или уменьшение объемов производства, как отмечалось выше, может происходить под влияние трех групп факторов. Например, увеличение выпуска продукции за счет трудовых ресурсов происходит за счет изменения двух факторов – численности работников организации и среднегодовой выработки продукции одним работником. Если это увеличение произошло только за счет увеличения численности, а годовая выработка одного работника осталась неизменной или даже сократилась, то это не говорит о положительных результатах, то есть большее количество людей работает с той же выработкой, что выступает экстенсивным фактором.

Информация о работе Резервы и пути увеличения объёмов производства и реализации продукции ЧПУП «Агута» в условиях инновационной экономики