Резервы и пути увеличения объёмов производства и реализации продукции ЧПУП «Агута» в условиях инновационной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2015 в 23:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является планирование объёмов производства и реализации продукции на основе теоретического материала и анализа деятельности ЧПУП «Агута» и его совершенствование.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие
задачи:
рассмотреть сущность анализа объема производства и реализации продукции;
проанализировать организационно-экономическую характеристику организации;

Оглавление

Введение
3
1 Роль и значение анализа объёмных показателей в повышении эффективности хозяйственной деятельности промышленной организации

6
1.1 Система показателей производства и реализации продукции промышленной организации

6
1.2 Методики анализа и планирования объёмов производства и реализации продукции организации

12
2 Анализ показателей производства и реализации продукции промышленной организации

22
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЧПУП «Агута»
22
2.2 Оценка показателей производства и реализации продукции ЧПУП «Агута»

27
2.3 Анализ влияния основных факторов на количественные показатели деятельности ЧПУП «Агута»

33
3 Резервы и пути увеличения объёмов производства и реализации продукции ЧПУП «Агута» в условиях инновационной экономики

41
Заключение
44
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 303.30 Кб (Скачать)

Например, выпуск двигателей планируется в штуках и единицах мощности (киловаттах), производство бумаги в тоннах и м2.

В подавляющем большинстве в натуральном выражении нельзя определить общий объём производства в организации из-за разнообразия выпускаемых продуктов.

При большом разнообразии типоразмеров, исполнений продукции примерно одинакового назначения пользуются условно-натуральными измерителями. Условно-натуральные применяются для обобщённой характеристики объёмов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысяча условных банок, на ремонтных организациях - количество условных ремонтов. При использовании условно-натуральных измерителей все виды выпускаемой продукции приводят к одному виду, принятому в качестве базы.

Условно-натуральные измерители также не универсальны. Поэтому применяются стоимостные измерители, которые хотя и более универсальны, чем рассмотренные выше, но неизбежно несут в себе возможность искажений, так как в них отражается овеществлённый труд.

Стоимостные показатели производственной программы используются одновременно с натуральными и трудовыми. Они отражают объём произведенной продукции (услуг) в стоимостных измерителях. Единица измерений - национальная валюта. Кроме того, для характеристики экспорта может применятся валюта других стран, например доллар США.

Основными стоимостными показателями являются:

Валовой оборот - это стоимость всего объема продукции, произведенного за определенный период времени всеми цехами организации, независимо от того, использовалась ли данная продукция внутри организации для дальнейшей переработки или была реализована на сторону.

Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершённое производство. Выражается обычно в сопоставимых ценах.

Незавершённая продукция- это стоимость незаконченной изготовлением продукции на всех стадиях производственного процесса от первой технологической операции и до приёмки продукции службой технического контроля организации.

Элементный состав валовой продукции включает в себя:

  • готовая к потреблению продукция, произведенная за отчётный период времени всеми промышленными производственными цехами организации;
  • стоимость полуфабрикатов собственного производства, отпущенных в отчётном периоде на сторону, т.е. отпуск продукции организациям, стройкам, а также отпуск на непромышленные и непроизводственные нужды своей организации;
  • стоимость продукции побочных и вспомогательных цехов, отпущенной в отчётном периоде на сторону;
  • стоимость работ промышленного характера на сторону;
  • изменение стоимости остатков полуфабрикатов собственного производства и продукции побочных и вспомогательных цехов;
  • изменение стоимости остатков незавершённого производства.

Если часть готовых изделий произведена из материалов заказчика, то при исчислении валовой продукции стоимость сырья и материалов не исключаются из стоимости готовых изделий.

Товарная продукция представляет собой стоимость всех видов готовой продукции, работ промышленного характера и услуг, предназначенных для отпуска на сторону.

Товарная продукция отличается от валовой только тем, что в неё не включают остатки незавершённого производства и внутрихозяйственный оборот.

Внутризаводской оборот (ВЗО) - это стоимость той части выработанных организацией готовых изделий и полуфабрикатов, которая используется внутри организации на собственные промышленно-производственные нужды.

Товарная продукция выражается в оптовых ценах, действующих в отчётном году. По своему составу на многих организациях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершённого производства. Элементный состав товарной продукции представлен на рисунке 1.2.

 


 

 




 


 

 

Рисунок 1.2 - Элементный состав товарной продукции

Примечание. Источник: собственная разработка автора.

 

Рассмотренные выше стоимостные показатели искажают представление о собственном вкладе организации в конечный результат её деятельности. Это объясняется тем, что в их состав включается стоимость сырья и материалов, из которых изготавливается продукция. Поэтому, чем выше стоимость используемых материалов, тем больше объём товарной и валовой продукции, хотя выпуск в физических единицах может и не изменяться.

Реализованная продукция - это продукция, фактически отпущенная на сторону и оплаченная покупателем. Объём реализованной продукции в плане определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих к оплате в плановом периоде: готовых изделий, полуфабрикатов собственного производства; работ промышленного характера, предназначаемых к реализации на сторону, а также реализация продукции и выполнение работ для своего капитального строительства и других непромышленных хозяйств, находящихся на балансе организации.

Стоимостные показатели имеют между собой взаимосвязь. Общая схема взаимосвязи стоимостных показателей представлена на рисунок 1.3

 


 




Рисунок 1.3- Схема взаимосвязи стоимостных показателей

Примечание. Источник: собственная разработка автора.

 

Трудовые измерители или трудоёмкость, выраженная в нормированных часах, широко применяется для оценки объёмов производства. Трудоёмкость представляет собой количество живого труда, затраченного на изготовление единицы продукции.

В практике плановой работы используются затраты живого труда на единицу продукции по нормам или нормо-часам, фактические затраты труда на единицу продукции (или человеко-часы) и фактические затраты труда на изготовление продукции на определённом виде оборудования (или станко-часы).

 

Трудоёмкость позволяет определить объём производства на основе затрат живого труда и исключить влияние материалоёмкости. Однако, при малоквалифицированном труде (из-за довольно низкой производительности) объём производства может оказаться значительным, что не будет соответствовать реальности. Поэтому трудоёмкость не может быть использована в качестве основного измерителя объёма производства.

Ограничения данного метода связаны и с эффективностью нормирования труда в организации.

Из выше сказанного следует, что ведя речь об измерителях объемов производства и реализации продукции необходимо отметить, что они являются основой осуществления процесса планирования, реализации и контроля выполнения производственной программы.

 

1.2 Методики анализа и планирования объёмов производства и реализации продукции организации

 

Согласно Закону об организациях в Республике Беларусь, организации самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития организации, повышения личных доходов его работников.

В своей деятельности организации обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

Система хозяйствования, ориентированная на экономическую самостоятельность предприятий, на активное использование рыночных отношений, предъявляет ряд принципиально новых требований к работе объединений и предприятий, в частности, делает необходимым расчет альтернативных вариантов управленческих решений, их сравнительную оценку, выбор наиболее рациональных из них и определение последствий их реализации. Наибольшую важность при этом имеют финансово-экономические последствия предлагаемых решений, т.е. их воздействие на конечный финансовый результат - прибыль.

Анализ процесса производства должен осуществляться по двум направлениям. Во-первых, в ходе формирования и выполнения производственной программы дается оценка перспектив ее реализации с точки зрения получения прибыли. Во-вторых, в процессе анализа определяются экономические последствия управленческих решений по регулированию производства с точки зрения финансово-экономических последствий. Например, оцениваются решения по замене материалов, закупке полуфабрикатов или комплектующих у сторонних организаций, изменению объема производства при заключении дополнительных договоров или отказе от ранее заключенных.

В рыночных отношениях объектом анализа является не просто производственный процесс, а получение заказа на производимую продукцию и ее оплата по согласованной с потребителем цене. При этом анализ производства и процесс изучения и оценки рынка в равной мере влияют друг на друга. На начальном этапе перехода к рыночным отношениям, при ненасыщенности рынка любой производитель может продать то, что он произвел. Однако большую экономическую выгоду получит тот, кто употребит знание рыночной конъюнктуры при формировании производственной программы, ориентированной на продукцию повышенного спроса. Более высокая цена спроса определяет большую прибыль. По мере насыщения рынка и удовлетворения количественного спроса, усиления конкуренции уже не производство, а сбыт будет определять цели организации. В конкурентной борьбе организация должно производить, только то, что оно может продать, или же вообще ничего не производить. Изменение структуры и объема производимой продукции как фактор увеличения прибыли постепенно уступит место росту качества продукции как совокупности новых потребительских свойств товара: надежности, эффективное их применения, удобству обслуживания, доступной цене и т. п.

В хозяйственной деятельности крупных промышленных объединений, концернов усиливается значение внешнеэкономической деятельности. Необходимость производства продукции для реализации на внешних рынках может быть обусловлена такими факторами, как малая емкость или насыщенность внутреннего рынка, высокий уровень внутренней конкуренции, возможность использования монопольного положения на мировом рынке, конъюнктура цен.

Таким образом, очевидна взаимосвязь выполнения планов производства, поставок и реализации продукции, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В процессе комплексного целевого анализа производства и реализации продукции можно выделить следующие основные этапы.

Первый этап базируется на маркетинге и связан с изучением спроса на производимую продукцию, анализом выполнения договоров предыдущего периода с тем, чтобы определить, расширение или продление каких договоров при имеющихся ресурсах способно принести максимальную выгоду организации. Источники информации для анализа: плановые и оперативные планы-графики; данные текущей и годовой отчетности (ф. 1-п «Отчет организации (объединения) по продукции»); данные текущего бухгалтерского и статистического учета и др.

Второй этап сводится к выявлению дополнительных (по сравнению с предыдущим периодом) резервов использования основных средств, материальных и трудовых ресурсов с целью оптимизации объема и структуры производства в планируемом периоде под наиболее выгодные предложения о заключении договоров. Следует учитывать и поставку продукции для государственных нужд. Для этого необходимо своевременно получить информацию об объеме государственного контракта по конкретной продукции, рентабельности ее производства с учетом дополнительного стимулирования. В зависимости от того, как выполнение государственного контракта скажется на увеличении прибыли, организация должно организовать работу по заключению и исполнению других договоров.

На третьем этапе анализа производства и реализации продукции делается оценка выполнения договоров по объему и ритмичности поставки. Определяются размеры потерь в результате несвоевременного или неполного выполнения обязательств по договорам и степень их влияния на основные экономические показатели деятельности организации: объем реализации, прибыль, рентабельность, производительность труда, фонд потребления и др.

Четвертый этап состоит в установлении внутренних и внешних причин невыполнения договорных обязательств. Для внутризаводского стимулирования выполнения договорных обязательств цехами и службами используются дифференцированные шкалы премирования работников. При обнаружении внешних виновников нарушения договорных обязательств (поставщиков материалов и комплектующих, транспортных и других организаций) юридические и коммерческие службы организации должны добиваться полного возмещения виновниками всей суммы потерь из-за нарушения сроком и условий договоров. Источники информации для анализа реализации продукции: ф. № 1 «Бухгалтерский баланс», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», Ведомость 1-Отгрузка «Реализация продукции собственного производства», «ведомости складского учета готовой продукции» и др.[5, С.537].

В процессе экономического анализа производства и реализации, аналитической обработки экономической информации применяется ряд специальных способов и приемов. В них в большей мере раскрывается специфичность метода экономического анализа, отражается его системный, комплексный характер. Это связано с тем, что хозяйственные процессы рассматриваются как многообразные, внутренне сложные единства, состоящие из взаимосвязанных сторон и элементов. В ходе такого анализа выявляются и изучаются связи между сторонами и элементами, устанавливается, каким образом эти связи в результате взаимодействия приводят к единству изучаемого процесса в его целостности. Использование метода АХД проявляется через ряд конкретных методик аналитического исследования. Под методикой понимается совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы. В экономическом анализе методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования экономики организации, определенным образом подчиненных достижению цели анализа.

Информация о работе Резервы и пути увеличения объёмов производства и реализации продукции ЧПУП «Агута» в условиях инновационной экономики