Региональные особенности поддержки развития малого и среднего бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 10:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в анализе региональных особенностей поддержки малого и среднего бизнеса.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
– охарактеризовать направления совершенствования региональной поддержки малого и среднего бизнеса.
– изучить сущность и основные принципы регионального регулирования малого и среднего предпринимательства;
– описать тенденции развития малого бизнеса в Ульяновской области;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Малый бизнес как основа современной экономики………………..5
1.1 Сущность малого бизнеса………………………………………………..5
1.2 Роль малого бизнеса в современной экономике………………………..9
1.3 Проблемы малого бизнеса в российской экономике……………..…...12
Глава 2. Организация поддержки и развития малого и среднего
предпринимательства в Ульяновской области………………………..15
2.1 Анализ развития малого и среднего предпринимательства в
Ульяновской области…………………………..…………………………....15
2.2 Поддержка малого и среднего предпринимательства правительством
Ульяновской области…………………………………………..……………22
2.3 Характеристика и содержание областной целевой программы
«Развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской
области на 2011 – 2015 годы»………………………………………………30
Заключение………………………………………………………………………...38
Библиографический список……………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

курсовая Шерин.docx

— 83.99 Кб (Скачать)

В состав правительственной  комиссии по развитию малого и среднего бизнеса в Ульяновской области  войдут четыре комитета. Один из них  будет решать вопросы, связанные  с имуществом, земельными участками, арендой, архитектурой, льготной приватизацией  и т. д. Второй комитет станет площадкой, или так сказать ареной, для  чтения новых законопроектов по работе и развитию малого и среднего бизнеса. Функции третьего комитета ориентированы  на решение конфликтных вопросов в области малого и среднего бизнеса. Четвертый комитет правительственной  комиссии будет работать в области взаимодействия с другими организациями, деятельность которых ориентирована на развитие предпринимательства на муниципальном уровне [21].

 

2.3 Характеристика и содержание областной целевой программы «Развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области на 2011 – 2015 годы»

 

Областная целевая программа  «Развития малого и среднего предпринимательства  в Ульяновской области на 2011 – 2015 годы» является продолжением реализации государственной политики Ульяновской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства и разработана на основании Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Закона Ульяновской области от 08.06.2005 № 042-ЗО «Об утверждении Программы развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области на 2005 - 2010 годы», постановления Правительства Ульяновской области от 28.06.2007 № 219 «Об утверждении Положения о порядке разработки и реализации в Ульяновской области областных целевых программ», распоряжения Правительства Ульяновской области от 22.09.2010 № 34/683-пр «Об утверждении Концепции областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области» на 2011 - 2015 годы».

Данная Программа формируется на следующих принципах:

- приоритетность развития малого и среднего предпринимательства при реализации программ социально-экономического развития Ульяновской области;

- соответствие мер и форм поддержки и развития малого и среднего предпринимательства реальным потребностям социально-экономического развития Ульяновской области;

- обеспечение комплекса услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства, возможность получения поддержки одновременно в нескольких формах, предусмотренных законодательством;

- обеспечение функциональной взаимосвязи всех элементов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, с учетом различных этапов предпринимательской деятельности, особенностей групп предпринимателей и отраслевой специфики;

- полнота и доступность информации о содержании конкретных мер поддержки малого и среднего предпринимательства;

- непрерывность мониторинга состояния малого и среднего предпринимательства;

- участие субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций и общественных объединений, выражающих их интересы, в формировании и реализации государственной политики Ульяновской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства;

- экспертиза проектов законов и иных нормативных правовых актов Ульяновской области, регулирующих развитие и условия деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

- ответственность органов государственной власти Ульяновской области за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства [3].

Предпринимательство является важным инструментом для преодоления  бедности населения, создания цивилизованной конкурентной среды и обладает стабилизирующим  эффектом для экономики. Оно характеризуется  гибкостью и способностью быстро изменять структуру производства, оперативно создавать и применять новые  технологии и научные разработки. В сфере малого и среднего предпринимательства заложен потенциал для значительного увеличения количества рабочих мест, расширения налоговой базы, роста национального дохода и обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции. Кроме того, на базе малого и среднего предпринимательства формируется средний класс, который, в свою очередь, является главной стабилизирующей политической силой. Всем этим обуславливается необходимость реализации государственной экономической политики в сфере малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области.

В целом у субъектов  малого и среднего предпринимательства  имеется ряд проблем, определяемых как условиями региональной экономики, так и кризисными осложнениями экономической  ситуации, среди которых следует  отметить следующие:

- недостаток финансовых ресурсов для развития бизнеса;

- недостаток квалифицированных кадров, знаний и информации для ведения предпринимательской деятельности;

- недостаточные возможности стимулирования сбыта, преодоления барьеров вхождения на новые рынки, обеспечения конкурентоспособности продукции;

- высокие арендные ставки на производственные, офисные и торговые помещения;

- недостаточные возможности поиска новых деловых партнеров и формирования деловых связей;

- рост цен на энергоносители и сырье.

Оценка значимости этих проблем  и необходимость их преодоления  нашли подтверждение в распоряжениях  Правительства Ульяновской области от 08.07.2008 № 352-пр «Об утверждении Концепции стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2012 года» и от 07.10.2008 № 522-пр «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года» [3].

Использование программно-целевого метода для решения проблем развития малого и среднего предпринимательства  позволит:

- проводить единую политику по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства;

- консолидировать и эффективно управлять бюджетными и привлекаемыми из внебюджетных источников средствами;

- обеспечить высокую бюджетную эффективность расходов на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства за счет:

 координации деятельности  по поддержке малого и среднего  предпринимательства с мероприятиями,  реализуемыми органами государственной  власти Ульяновской области в  рамках иных областных целевых  программ;

 координации деятельности  организаций инфраструктуры поддержки  малого и среднего предпринимательства  и ликвидации дублирования в  их деятельности;

снижения издержек для  взаимодействия органов государственной  власти Ульяновской области и  организаций инфраструктуры поддержки  малого и среднего предпринимательства  при реализации Программы;

 использования единых  принципов управления на всех  направлениях и этапах проектирования  и реализации Программы;

 повышения качества  и обоснованности управленческих  решений за счет создания и  использования единого научно-методического  обеспечения;

обеспечить объективный  контроль реализации Программы в  соответствии с четко обозначенными  количественными критериями достижения целей и целевыми индикаторами выполнения Программы с выделением этапов достижения целей;

получить значительный мультипликативный  эффект не только в охватываемых Программой видах, но и в других секторах экономической  деятельности и в экономике в  целом, который во многом определяется комплексностью решаемых проблем и превосходит сумму результатов отдельных мероприятий Программы.

Целями Программы являются:

- повышение темпов экономического роста Ульяновской области;

-рост благосостояния жителей региона и улучшение качества жизни.

 Для достижения основных целей Программы и обеспечения результатов реализации Программы необходимо решение следующих задач по трем основным направлениям:

1) создание общих условий  для развития предпринимательской  деятельности в Ульяновской области,  в том числе:

-формирование у населения положительного образа предпринимателя, повышение информированности населения и предпринимателей о государственной политике в сфере предпринимательства;

- создание эффективной информационной базы для принятия решений в области поддержки малого и среднего предпринимательства;

- обеспечение взаимодействия субъектов малого и среднего предпринимательства и исполнительных органов государственной власти Ульяновской области с целью выработки эффективных стратегий в развитии малого и среднего предпринимательства;

- стимулирование инновационной деятельности, направленной на снижение энерго- и материалоемкости, экологических рисков, а также повышение производительности труда;

2) стимулирование развития  субъектов малого и среднего  предпринимательства в следующих  формах:

- финансовая поддержка;

- имущественная поддержка;

- информационная поддержка;

- поддержка в продвижении производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг);

- консультационная поддержка;

- образовательная поддержка: подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;

3) развитие, совершенствование  и обеспечение деятельности организаций  инфраструктуры поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства.

Данный комплекс задач  Программы, направленный на достижение прогнозируемых результатов, рассчитан  на пятилетний период с годовыми этапами  их выполнения.

Показателями, характеризующими поэтапное выполнение задач Программы, являются объемы предоставления услуг  по поддержке субъектов малого и  среднего предпринимательства, значения которых представлены в таблице [2].

 

Таблица 2 - Показатели, характеризующие поэтапное выполнение задач Программы

 

Показатель         

Целевой индикатор            

Увеличение            объемов 
предоставления      поддержки 
субъектам малого  и  среднего 
предпринимательства         

Увеличение за отчетный год  по  отношению  к 
предыдущему   количества   адресных   услуг поддержки субъектов  малого   и   среднего предпринимательства (тыс.): 2011 г. - 10; 2012 г. - 11; 2013 г. - 12; 2014 г. - 13; 2015 г. - 14                              

Увеличение         количества 
субъектов малого  и  среднего 
предпринимательства         

Прирост в  отчетном  году  по  отношению  к предыдущему количества субъектов  малого  и среднего 
предпринимательства (в процентах):2011 г. - 8; 2012 г. - 7; 2013 г. - 6; 2014г. - 5,5; 2015 г. - 5,5                   

Увеличение    среднесписочной 
численности    занятых     на 
предприятиях   -    субъектах 
малого       и       среднего 
предпринимательства         

Прирост   количества   рабочих   мест    на предприятиях - субъектах малого и среднего предпринимательства  за  отчетный  год   по отношению  к  предыдущему   (в  процентах): 
2011 - 8;  2012 - 7;   2013 - 7,  2014 - 7, 2015 - 7                                  

Увеличение доли  производимых 
субъектами малого и  среднего 
предпринимательства   товаров 
(работ,   услуг)   в   объеме 
валового        регионального 
продукта Ульяновской области

Увеличение в отчетном году по  отношению  к 
предыдущему  доли  производимых  субъектами 
малого   и   среднего   предпринимательства товаров 
(работ, услуг)  в объеме  валового регионального 
продукта Ульяновской  области (в процентах): 2011 г. - 8; 2012  г.  -  9; 2013 г. - 9; 2014 г. - 9; 2015 г. - 9     

Увеличение   доли   налоговых 
поступлений  от  деятельности 
субъектов малого  и  среднего 
предпринимательства         

Прирост за  отчетный  год  по  отношению  к предыдущему  налоговых   поступлений    от деятельности субъектов  малого  и среднего предпринимательства      (в     процентах): 2011  г.- 7;  2012  г. - 9;   2013  г. - 9; 2014 г. - 9; 2015 г. - 9                  

Увеличение         количества 
субъектов малого  и  среднего 
предпринимательства  в  сфере 
инноваций    и    наукоемкого 
производства                

Прирост в  отчетном  году  по  отношению  к предыдущему количества субъектов  малого  и среднего предпринимательства в    сфере инноваций и  наукоемкого производства  (в процентах):   2011  г. - 2;   2012  г. - 4; 2013 г. - 5; 2014 г. - 5,5; 2015 г. - 6   

Увеличение  числа   малых   и 
средних          предприятий, 
созданных молодыми  людьми  в 
возрасте до 30 лет          

Прирост   количества   малых   и    средних предприятий, созданных  молодыми  людьми  в возрасте до30 лет (в процентах): 2011 г. - 5; 2012 г. - 5,5; 2013 г. - 6;  2014  г.  - 6,5; 2015 г. - 7                          

Увеличение  числа   субъектов 
малого       и       среднего 
предпринимательства,          
осуществляющих                
внешнеэкономическую           
деятельность,  на  территории 
Ульяновской области         

Прирост в  отчетном  году  по  отношению  к предыдущему   числа   субъектов   малого   и среднего              предпринимательства, осуществляющих          внешнеэкономическую деятельность,  на  территории    
Ульяновской области   (в   процентах):    2011  г. - 2; 
2012  г. - 4;  2013 г. - 5;  2014 г. - 5,5; 2015 г. - 6                               


 

 

  Программа представляет собой комплекс правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мероприятий, сгруппированных по шести подпрограммам (Таблица 3).

За последние годы малое  и среднее предпринимательство  стало неотъемлемой частью рыночной системы хозяйства Ульяновской  области. Предпринимательство является важным инструментом для преодоления  бедности населения, создания цивилизованной конкурентной среды и обладает стабилизирующим  эффектом для экономики. Оно характеризуется  гибкостью и моментальной приспособляемость  к конъюнктуре рынка, способностью быстро изменять структуру производства, оперативно создавать и применять  новые технологии и научные разработки. В сфере малого бизнеса заложен  потенциал для значительного  увеличения количества рабочих мест, расширения налоговой базы, роста  национального дохода и обеспечения  выпуска конкурентоспособной продукции. Кроме того, на базе малого и среднего бизнеса формируется средний  класс, который, в свою очередь, является главной стабилизирующей политической силой. Всем этим обуславливается необходимость реализации государственной экономической политики в сфере малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области.

 

Таблица 3 - Подпрограммы

N  
п/п

Наименование     
подпрограммы   

Период

Объем финансирования из областного бюджета  
Ульяновской области (тыс. рублей)     

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

1.

Создание      общих 
условий         для 
развития            
предпринимательской 
деятельности      

I кв.

II кв.

500,0

500,0

500,0

500,0

III  кв. 

IV кв.

125,0

2.

Стимулирование      
развития  субъектов 
малого  и  среднего 
предпринимательства

I кв.

10000,0

10000,0

10000,0

10000,0

II кв.

29617,3

33500,0

33500,0

33500,0

33500,0

III  кв. 

15015,5

36500,0

36500,0

36500,0

36500,0

IV кв.

27192,2

12500,0

12500,0

12500,0

12500,0

3.

Развитие            
инфраструктуры      
поддержки субъектов 
малого  и  среднего 
предпринимательства

I кв.

2500,0

2500,0

2500,0

2500,0

2500,0

II кв.

4500,0

4500,0

4500,0

4500,0

III  кв. 

2265,5

5000,0

5000,0

5000,0

5000,0

IV кв.

250,0

250,0

250,0

250,0

250,0

4.

Реализация          
специальных         
программ   развития 
малого  и  среднего 
предпринимательства

I кв.

500,0

500,0

500,0

500,0

II кв.

24000,0

24000,0

24000,0

24000,0

III  кв. 

28700,0

12000,0

12000,0

12000,0

12000,0

IV кв.

38300,0

4100,0

4100,0

4100,0

4100,0

5.

Стимулирование      
развития экспортно- 
ориентированных     
субъектов малого  и 
среднего            
предпринимательства

I кв.

II кв.

III  кв. 

IV кв.

1600,0

6.

Содействие развитию 
молодежного         
предпринимательства 
Ульяновской области

I кв.

500,0

2750,0

2750,0

2750,0

2750,0

II кв.

1000,0

2850,0

2850,0

2850,0

2850,0

III  кв. 

2100,0

2250,0

2250,0

2250,0

2250,0

IV кв.

1000,0

750,0

750,0

750,0

750,0

 

Всего             

 

150165,5

154450,0

154450,0

154450,0

154450,0

Информация о работе Региональные особенности поддержки развития малого и среднего бизнеса