Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 10:54, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в анализе региональных особенностей поддержки малого и среднего бизнеса.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
– охарактеризовать направления совершенствования региональной поддержки малого и среднего бизнеса.
– изучить сущность и основные принципы регионального регулирования малого и среднего предпринимательства;
– описать тенденции развития малого бизнеса в Ульяновской области;
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Малый бизнес как основа современной экономики………………..5
1.1 Сущность малого бизнеса………………………………………………..5
1.2 Роль малого бизнеса в современной экономике………………………..9
1.3 Проблемы малого бизнеса в российской экономике……………..…...12
Глава 2. Организация поддержки и развития малого и среднего
предпринимательства в Ульяновской области………………………..15
2.1 Анализ развития малого и среднего предпринимательства в
Ульяновской области…………………………..…………………………....15
2.2 Поддержка малого и среднего предпринимательства правительством
Ульяновской области…………………………………………..……………22
2.3 Характеристика и содержание областной целевой программы
«Развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской
области на 2011 – 2015 годы»………………………………………………30
Заключение………………………………………………………………………...38
Библиографический список……………………………………………………..40
В состав правительственной
комиссии по развитию малого и среднего
бизнеса в Ульяновской области
войдут четыре комитета. Один из них
будет решать вопросы, связанные
с имуществом, земельными участками,
арендой, архитектурой, льготной приватизацией
и т. д. Второй комитет станет площадкой,
или так сказать ареной, для
чтения новых законопроектов по работе
и развитию малого и среднего бизнеса.
Функции третьего комитета ориентированы
на решение конфликтных вопросов
в области малого и среднего бизнеса.
Четвертый комитет
2.3 Характеристика и содержание областной целевой программы «Развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области на 2011 – 2015 годы»
Областная целевая программа «Развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области на 2011 – 2015 годы» является продолжением реализации государственной политики Ульяновской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства и разработана на основании Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Закона Ульяновской области от 08.06.2005 № 042-ЗО «Об утверждении Программы развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области на 2005 - 2010 годы», постановления Правительства Ульяновской области от 28.06.2007 № 219 «Об утверждении Положения о порядке разработки и реализации в Ульяновской области областных целевых программ», распоряжения Правительства Ульяновской области от 22.09.2010 № 34/683-пр «Об утверждении Концепции областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области» на 2011 - 2015 годы».
Данная Программа формируется на следующих принципах:
- приоритетность развития малого и среднего предпринимательства при реализации программ социально-экономического развития Ульяновской области;
- соответствие мер и форм поддержки и развития малого и среднего предпринимательства реальным потребностям социально-экономического развития Ульяновской области;
- обеспечение комплекса услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства, возможность получения поддержки одновременно в нескольких формах, предусмотренных законодательством;
- обеспечение функциональной взаимосвязи всех элементов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, с учетом различных этапов предпринимательской деятельности, особенностей групп предпринимателей и отраслевой специфики;
- полнота и доступность информации о содержании конкретных мер поддержки малого и среднего предпринимательства;
- непрерывность мониторинга состояния малого и среднего предпринимательства;
- участие субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций и общественных объединений, выражающих их интересы, в формировании и реализации государственной политики Ульяновской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства;
- экспертиза проектов законов и иных нормативных правовых актов Ульяновской области, регулирующих развитие и условия деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- ответственность органов государственной власти Ульяновской области за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства [3].
Предпринимательство является важным инструментом для преодоления бедности населения, создания цивилизованной конкурентной среды и обладает стабилизирующим эффектом для экономики. Оно характеризуется гибкостью и способностью быстро изменять структуру производства, оперативно создавать и применять новые технологии и научные разработки. В сфере малого и среднего предпринимательства заложен потенциал для значительного увеличения количества рабочих мест, расширения налоговой базы, роста национального дохода и обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции. Кроме того, на базе малого и среднего предпринимательства формируется средний класс, который, в свою очередь, является главной стабилизирующей политической силой. Всем этим обуславливается необходимость реализации государственной экономической политики в сфере малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области.
В целом у субъектов малого и среднего предпринимательства имеется ряд проблем, определяемых как условиями региональной экономики, так и кризисными осложнениями экономической ситуации, среди которых следует отметить следующие:
- недостаток финансовых ресурсов для развития бизнеса;
- недостаток квалифицированных кадров, знаний и информации для ведения предпринимательской деятельности;
- недостаточные возможности стимулирования сбыта, преодоления барьеров вхождения на новые рынки, обеспечения конкурентоспособности продукции;
- высокие арендные ставки на производственные, офисные и торговые помещения;
- недостаточные возможности поиска новых деловых партнеров и формирования деловых связей;
- рост цен на энергоносители и сырье.
Оценка значимости этих проблем
и необходимость их преодоления
нашли подтверждение в
Использование программно-целевого метода для решения проблем развития малого и среднего предпринимательства позволит:
- проводить единую политику по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства;
- консолидировать и эффективно управлять бюджетными и привлекаемыми из внебюджетных источников средствами;
- обеспечить высокую бюджетную эффективность расходов на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства за счет:
координации деятельности
по поддержке малого и
координации деятельности
организаций инфраструктуры
снижения издержек для взаимодействия органов государственной власти Ульяновской области и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства при реализации Программы;
использования единых
принципов управления на всех
направлениях и этапах
повышения качества
и обоснованности
обеспечить объективный контроль реализации Программы в соответствии с четко обозначенными количественными критериями достижения целей и целевыми индикаторами выполнения Программы с выделением этапов достижения целей;
получить значительный мультипликативный эффект не только в охватываемых Программой видах, но и в других секторах экономической деятельности и в экономике в целом, который во многом определяется комплексностью решаемых проблем и превосходит сумму результатов отдельных мероприятий Программы.
Целями Программы являются:
- повышение темпов экономического роста Ульяновской области;
-рост благосостояния жителей региона и улучшение качества жизни.
Для достижения основных целей Программы и обеспечения результатов реализации Программы необходимо решение следующих задач по трем основным направлениям:
1) создание общих условий
для развития
-формирование у населения положительного образа предпринимателя, повышение информированности населения и предпринимателей о государственной политике в сфере предпринимательства;
- создание эффективной информационной базы для принятия решений в области поддержки малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение взаимодействия субъектов малого и среднего предпринимательства и исполнительных органов государственной власти Ульяновской области с целью выработки эффективных стратегий в развитии малого и среднего предпринимательства;
- стимулирование инновационной деятельности, направленной на снижение энерго- и материалоемкости, экологических рисков, а также повышение производительности труда;
2) стимулирование развития
субъектов малого и среднего
предпринимательства в
- финансовая поддержка;
- имущественная поддержка;
- информационная поддержка;
- поддержка в продвижении производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг);
- консультационная поддержка;
- образовательная поддержка: подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;
3) развитие, совершенствование
и обеспечение деятельности
Данный комплекс задач Программы, направленный на достижение прогнозируемых результатов, рассчитан на пятилетний период с годовыми этапами их выполнения.
Показателями, характеризующими поэтапное выполнение задач Программы, являются объемы предоставления услуг по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, значения которых представлены в таблице [2].
Таблица 2 - Показатели, характеризующие поэтапное выполнение задач Программы
Показатель |
Целевой индикатор |
Увеличение
объемов |
Увеличение за отчетный год
по отношению к |
Увеличение
количества |
Прирост в отчетном году
по отношению к предыдущему количества
субъектов малого и среднего |
Увеличение среднесписочной |
Прирост количества
рабочих мест на предприятиях
- субъектах малого и среднего предпринимательства
за отчетный год по отношению
к предыдущему (в процентах): |
Увеличение доли производимых |
Увеличение в отчетном
году по отношению к |
Увеличение доли
налоговых |
Прирост за отчетный год по отношению к предыдущему налоговых поступлений от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (в процентах): 2011 г.- 7; 2012 г. - 9; 2013 г. - 9; 2014 г. - 9; 2015 г. - 9 |
Увеличение
количества |
Прирост в отчетном году по отношению к предыдущему количества субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций и наукоемкого производства (в процентах): 2011 г. - 2; 2012 г. - 4; 2013 г. - 5; 2014 г. - 5,5; 2015 г. - 6 |
Увеличение числа
малых и |
Прирост количества малых и средних предприятий, созданных молодыми людьми в возрасте до30 лет (в процентах): 2011 г. - 5; 2012 г. - 5,5; 2013 г. - 6; 2014 г. - 6,5; 2015 г. - 7 |
Увеличение числа
субъектов |
Прирост в отчетном году
по отношению к предыдущему
числа субъектов малого
и среднего
предпринимательства, осуществляющих
внешнеэкономическую деятельность,
на территории |
Программа представляет собой комплекс правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мероприятий, сгруппированных по шести подпрограммам (Таблица 3).
За последние годы малое
и среднее предпринимательство
стало неотъемлемой частью рыночной
системы хозяйства Ульяновской
области. Предпринимательство является
важным инструментом для преодоления
бедности населения, создания цивилизованной
конкурентной среды и обладает стабилизирующим
эффектом для экономики. Оно характеризуется
гибкостью и моментальной приспособляемость
к конъюнктуре рынка, способностью
быстро изменять структуру производства,
оперативно создавать и применять
новые технологии и научные разработки.
В сфере малого бизнеса заложен
потенциал для значительного
увеличения количества рабочих мест,
расширения налоговой базы, роста
национального дохода и обеспечения
выпуска конкурентоспособной
Таблица 3 - Подпрограммы
N |
Наименование |
Период |
Объем финансирования из областного
бюджета | ||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. | |||
1. |
Создание общих |
I кв. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
II кв. |
0 |
500,0 |
500,0 |
500,0 |
500,0 | ||
III кв. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | ||
IV кв. |
125,0 |
0 |
0 |
0 |
0 | ||
2. |
Стимулирование |
I кв. |
0 |
10000,0 |
10000,0 |
10000,0 |
10000,0 |
II кв. |
29617,3 |
33500,0 |
33500,0 |
33500,0 |
33500,0 | ||
III кв. |
15015,5 |
36500,0 |
36500,0 |
36500,0 |
36500,0 | ||
IV кв. |
27192,2 |
12500,0 |
12500,0 |
12500,0 |
12500,0 | ||
3. |
Развитие |
I кв. |
2500,0 |
2500,0 |
2500,0 |
2500,0 |
2500,0 |
II кв. |
0 |
4500,0 |
4500,0 |
4500,0 |
4500,0 | ||
III кв. |
2265,5 |
5000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
5000,0 | ||
IV кв. |
250,0 |
250,0 |
250,0 |
250,0 |
250,0 | ||
4. |
Реализация |
I кв. |
0 |
500,0 |
500,0 |
500,0 |
500,0 |
II кв. |
0 |
24000,0 |
24000,0 |
24000,0 |
24000,0 | ||
III кв. |
28700,0 |
12000,0 |
12000,0 |
12000,0 |
12000,0 | ||
IV кв. |
38300,0 |
4100,0 |
4100,0 |
4100,0 |
4100,0 | ||
5. |
Стимулирование |
I кв. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
II кв. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | ||
III кв. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | ||
IV кв. |
1600,0 |
0 |
0 |
0 |
0 | ||
6. |
Содействие развитию |
I кв. |
500,0 |
2750,0 |
2750,0 |
2750,0 |
2750,0 |
II кв. |
1000,0 |
2850,0 |
2850,0 |
2850,0 |
2850,0 | ||
III кв. |
2100,0 |
2250,0 |
2250,0 |
2250,0 |
2250,0 | ||
IV кв. |
1000,0 |
750,0 |
750,0 |
750,0 |
750,0 | ||
Всего |
150165,5 |
154450,0 |
154450,0 |
154450,0 |
154450,0 |
Информация о работе Региональные особенности поддержки развития малого и среднего бизнеса